Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
как для этого нужно было повернуться к нему спиной.
Эти исследования легли в основу разработанной им теории
конфликтов. Он выявил и описал три типа конфликтов: стремле-
ние —стремление, избегание —избегание, стремление —избега-
ние. Его эксперименты, направленные на подавление агрессии, до-
казали, что искусственно созданная ситуация фрустарции способна
вызвать конфликт, провоцирующий испытуемого на разные виды
агрессии —против себя, других, ситуации.
Работы Левина раскрывали и значение системы воспитатель-
ных приемов для формирования личности ребенка, развития у
него способности к разрешению этих конфликтов. Рассматривая
системы применяемых взрослым наказаний и поощрений, Левин
писал, что при наказании за невыполнение неприятного для ребен-
ка поступка дети попадают в ситуацию фрустрации, так как нахо-
дятся между двумя барьерами (предметами с отрицательной вален-
тностью). Для того чтобы произошла разрядка, ребенок может или
принять наказание, или выполнить неприятное задание, однако на-
много легче для него постараться выйти из поля, пусть даже в иде-
альном плане, в плане фантазии. Поэтому система наказаний, с
точки зрения Левина, не способствует развитию волевого поведе-
ния, но только увеличивает напряженность и агрессивность детей.
Более позитивна система поощрений, так как в этом случае за барь-
ером, т.е. за предметом с отрицательной валентностью, следует
предмет, вызывающий положительные эмоции, что помогает де-
тям выполнить неприятное задание. Однако наиболее оптималь-
ной является система, при которой детям дается возможность вы-
строить временную перспективу с тем, чтобы снять барьеры данно-
го поля и показать им значение трудного в данный момент задания,
превратив тем самым отрицательную валентность в положи-
тельную.
412 Часть П. Психология
Эксперименты Левина продемонстрировали необходимость не
только целостного, но и адекватного понимания себя. Открытие им
понятий ≪уровень притязаний≫ и ≪аффект неадекватности≫, кото-
рый проявляется при попытках доказать человеку неадекватность,
неправильность его представлений о себе, сыграли огромную роль в
психологии личности, в понимании причин отклоняющегося пове-
дения и его коррекции. При этом Левин подчеркивал, что отрица-
тельное влияние на поведение имеет и завышенный, и заниженный
уровни притязаний, так как и в том, и в другом случае нарушается
возможность установления устойчивого равновесия со средой.
Все эти работы Левина дали возможность проанализировать
факторы, лежащие в основе волевого, собственного личностного
поведения человека, позволяющие ему преодолеть давление сре-
ды, других людей, обстоятельств. Ведущими факторами оказались
интеллектуальная активность и адекватность представлений о
себе, обеспечивающие не только возможность понять себя и ситуа-
цию, но и встать над ней, реализовав свои квазипотребности.
Эти результаты сближают позицию Левина с идеями Адлера и с
представителями гуманистической психологии, которые также
пришли к мысли о важности сохранения целостности личности, ее
самости, о необходимости осознания человеком структуры своей
личности. Сходство этих концепций, отражающих взгляды ученых
разных школ и направлений, говорит об актуальности данной
проблемы, о том, что, осознав влияние бессознательного на пове-
дение, человечество приходит к мысли о необходимости провести
границу между человеком и другими живыми существами, понять
не только причины его агрессивности, жестокости, сладострастия,
которые великолепно объяснил и психоанализ, но и основы его
нравственности, доброты, культуры. Большое значение имело и
стремление (после войны, показавшей ничтожность и хрупкость
человека) преодолеть складывающиеся ощущения типичности и
взаимозаменяемости людей, доказать, что люди —целостные, уни-
кальные системы, каждый из которых несет в себе свой внутрен-
ний мир, не похожий на мир других людей.
Теория личности А. Маслоу
Именно эти вопросы и стояли в центре внимания гуманистиче-
ской психологии, ≪духовным отцом≫ которой по праву считается
А. Маслоу. Им были разработаны важнейшие теоретические поло-
Глава 8. Индивидуальность и личность 4 13
жения этого направления —о самоактуализации, видах потребно-
стей и механизмах развития личности.
Говоря о необходимости формирования нового подхода к по-
ниманию психики, Маслоу подчеркивал, что одним из самых боль-
ших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является не
столько стремление принизить роль сознания человека, сколько
тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения
адаптации организма к окружающей среде. В то же время одной из
главных идей Маслоу была мысль о том, что в отличие от живот-
ных человек не стремится к равновесию со средой, но наоборот,
хочет взорвать это равновесие, так как оно является смертью для
личности. Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьша-
ют или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, кото-
рая и делает человека личностью. Поэтому только стремление к
развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации, есть осно-
ва развития и человека, и общества.
Не менее активно Маслоу выступал и против тенденции сведе-
ния всей психической жизни к ролевому поведению, которая была
свойственна бихевиоризму. Он считал, что самое ценное в психи-
ке —ее самость, ее стремление к саморазвитию, и они не могут
быть описаны и поняты с позиций поведенческой психологии.
В отличие от психоаналитиков, которые исследовали главным
образом отклоняющееся поведение, Маслоу считал, что исследовать
человеческую природу необходимо, ≪изучая ее лучших представите-
лей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невроти-
ческих индивидуумов≫. Только изучая лучших людей, писал он, мы
можем исследовать границы человеческих возможностей и вместе с
тем понять истинную природу человека, недостаточно полно и чет-
ко представленную в других, менее одаренных людях.
Выбранная им группа состояла из 18 человек, при этом 9 из них
были его современниками, а 9 —историческими личностями, сре-
ди которых были А. Линкольн, А. Эйнштейн, В. Джемс, Б. Спиноза
и другие известные ученые и политические деятели. Эти исследо-
вания привели его к мысли о том, что существует определенная
иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим
образом:
физиологические потребности —пища, вода, сон и т.п.;
потребность в безопасности —стабильность, порядок;
потребность в любви и принадлежности —семья, дружба;
414 Часть П. Психология
потребность в уважении —самоуважение, признание;
потребность в самоактуализации —развитие способностей.
Одно из самых слабых мест в теории Маслоу —это утверждение
о том, что данные потребности находятся в раз и навсегда задан-
ной жесткой иерархии и более высокие потребности (например, в
самоуважении или самоактуализации) возникают только после
того, как удовлетворяются более элементарные, например потреб-
ность в безопасности или любви. В то же время не только критики,
но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность
в самоактуализации или самоуважении является доминирующей и
определяет поведение человека, хотя его физиологические потреб-
ности не были удовлетворены, а иногда даже фрустрировали удов-
летворение этих потребностей.
Однако, несмотря на расхождение по проблеме иерархии данных
потребностей, большинство представителей гуманистической психо-
логии приняли сам термин ≪самоактуализация≫, введенный Маслоу,
так же как и его описание ≪самоактуализирующейся личности≫.
Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерар-
хии, объединив все существующие потребности в два класса —по-
требности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуали-
зации). Таким образом он выделяет два уровня существования че-
ловека —бытийный, ориентированный на личностный рост и
самоактуализацию, и дифициентный, ориентированный на удовлет-
ворение фрустрированных потребностей. В дальнейшем он выде-
ляет группы бытийных и дефициентных потребностей, ценностей,
познания, обозначая их терминами Б и Д (например, Б —стремле-
ние к знаниям и Д —стремление к безопасности), а также вводит
термин ≪метамотивация≫ для обозначения собственно бытийной
мотивации, ведущей к личностному росту.
Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил
о том, что таким людям присуще принятие себя и мира, в том чис-
ле и других людей. Это, как правило, люди естественные, адекват-
но и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на
задаче, а не на себе. В то же время этим людям свойственно не
только принятие других, открытость и контактность, но и стремле-
ние к уединению, к автономии и независимости от окружающей их
среды и культуры.
Так в теорию Маслоу входят понятия ≪идентификация≫ и ≪от-
чуждение≫, хотя полностью эти механизмы психического развития
Глава 8. Индивидуальность и личность 415
им так и не были раскрыты. Однако общее направление его рассуж-
дений и экспериментальных исследований дает нам возможность
понять его подход к психическому развитию личности, его понима-
ние связей между личностью и обществом.
Ученый считал, что каждый человек рождается с определен-
ным набором качеств, способностей, которые и составляют сущ-
ность его Я, его ≪самости≫ и которые человеку необходимо осоз-
нать и проявить в своей жизни и деятельности. Поэтому именно
осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинк-
ты и составляют самую суть человеческой личности, отличают че-
ловека от животных. Однако это стремление к самоактуализации
наталкивается на различные трудности и препятствия, на непони-
мание окружающих и собственные слабости и неуверенность. Поэ-
тому многие люди отступают перед трудностями, отказываясь от
желания проявить себя, самоактуализироваться. Такой отказ не
проходит бесследно для личности, он останавливает ее рост, при-
водит к неврозам. Исследования Маслоу показали, что невроти-
ки —это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в са-
моактуализации.
Таким образом, общество окружающих необходимо человеку,
поскольку самоактуализироваться, проявить себя он может только
среди других людей, только в обществе. Но общество по самой
своей сути не может не препятствовать стремлению человека к са-
моактуализации, так как любое общество, считает Маслоу, стремит-
ся сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно
отчуждает личность от ее сути, от ее индивидуальности, делает ее
конформной.
В то же время отчуждение, сохраняя ≪самость≫, индивидуаль-
ность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и так же
лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому в своем
развитии человеку необходимо сохранить равновесие между этими
двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его в
процессе его личностного развития и стремятся проглотить и погу-
бить человека. Оптимальным, считает Маслоу, является идентифи-
кация во внешнем плане, в общении человека с окружающим ми-
ром и отчуждении во внутреннем плане, в плане его личностного
развития, развития его самосознания. Именно такой подход дает
возможность человеку эффективно общаться с окружающими и в
то же время оставаться самим собой. Эта позиция Маслоу, его мыс-
416 Часть П. Психология
ли о необходимости противостояния, но не враждебности, лично-
сти и общества, необходимости отчуждения влияний среды, тен-
денций к стереотипизации, конформизму, которые пытается навя-
зать общество личности, и сделали его популярным в среде
интеллектуалов, прежде всего в среде научной и творческой, так
как эта позиция во многом отражала не только концепцию самого
Маслоу, но и концепцию взаимосвязи между личностью и обще-
ством всей этой социальной группы.
Признание получил и тезис Маслоу о том, что цель личностно-
го развития —это стремление к росту, к самоактуализации, в то
время как остановка личностного роста —это смерть для человека
как личности, для его ≪самости≫. При этом духовному росту меша-
ют не только физиологические потребности, боязнь смерти, дур-
ные привычки, но и давление группы, социальная пропаганда, ко-
торые уменьшают автономность и независимость человека. Необ-
ходимо подчеркнуть, что в отличие от психоанализа, который
рассматривал психологическую защиту как благо для личности, как
способ избежать невроза, Маслоу считает психологическую защиту
злом, которое останавливает личностный рост.
Самоактуализация связана и с умением понять себя, свою внут-
реннюю природу и научиться ≪сонастраиваться≫ в соответствии с
этой природой, строить свое поведение исходя из нее. При этом
Маслоу считал, что самоактуализация является не одномоментным
актом, но процессом, не имеющим конца, что это способ ≪прожи-
вания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение≫.
Он выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, кото-
рые изменяют отношение человека к самому себе и к миру, момен-
ты, которые стимулируют личностный рост и стремление к самоак-
туализации. Это может быть мгновенное переживание, которое
Маслоу называл ≪пик-переживание≫, или длительное —≪плато-пе-
реживание≫. В любом случае это моменты наибольшей полноты
жизни, реализации именно бытийных, а не дефициентных потреб-
ностей, а потому они так важны в развитии самоактуализации, в
первую очередь самоактуализации трансцендентного типа, форми-
рующейся у людей, для которых наиболее значим именно транс-
цендентный опыт.
Оценивая теорию Маслоу, необходимо отметить, что он был
практически первым психологом, обратившим внимание не только
на отклонения, трудности и негативные стороны личности, но и
Глава 8. Индивидуальность и личность 417
на позитивные стороны личностного развития. Он одним из пер-
вых исследовал позитивные достижения личного опыта, раскрыл
пути саморазвития и самосовершенствования для любого человека.
В русле теоретических исследований Маслоу были разработа-
ны и психотерапевтические концепции К. Роджерса и В. Франкла.
Теория личности К. Роджерса
В своей теории личности Роджерс разворачивает определен-
ную систему понятий, в которых люди могут создавать и изменять
свои представления о себе, о своих близких. В этой же системе раз-
вертывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и
свои отношения с другими. Как и для других представителей гума-
нистической психологии, идея ценности и уникальности человече-
ской личности является центральной для Рождерса. Он считал, что
тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни и кото-
рый он называет ≪феноменальным полем≫, уникален и индивидуа-
лен. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не
совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы,
входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождест-
венности этого поля реальной действительности Роджерс называл
конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает: то,
что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что
он осознает в происходящем, более или менее совпадают между со-
бой. Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что человек
либо не осознает реальность, либо не высказывает то, что он ре-
ально хочет делать или о чем он думает. Это приводит к росту на-
пряженности, тревожности и в конечном итоге к невротизации
личности.
К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности,
отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал
одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы
своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с са-
моактуализацией, так как их нарушение ведет к неврозу и отклоне-
ниям в развитии личности.
Говоря о структуре Я, Роджерс приходит к выводу о том, что
внутренняя сущность человека, его самость выражается в само-
оценке, которая является отражением истинной сути данной лич-
ности, его Я. У маленьких детей эта самооценка бессознательна,
это скорее самоощущение, а не самооценка. Тем не менее уже в
27 - 4455
418 Часть II. Психология
раннем возрасте она руководит поведением человека, помогая по-
нять и отобрать из окружающего то, что присуще именно данному
индивиду —интересы, профессию, общение с определенными
людьми и т.д. В более старшем возрасте дети начинают осознавать
себя, свои стремления и способности и строить свою жизнь уже в
соответствии с осознаваемой оценкой себя. В том случае, если по-
ведение выстраивается именно исходя из самооценки, это поведе-
ние выражает истинную суть личности, его способности и умения,
а потому приносит наибольший успех человеку. Результаты его дея-
тельности дают ему удовлетворение, повышают его статус в глазах
других, и такому человеку не надо вытеснять свой опыт в бессозна-
тельное, так как его мнение о самом себе, мнение о нем других и
его реальная самость соответствуют друг другу, приводя к полной
конгруэнтности.
Идеи Роджерса о том, какими должны быть истинные взаимо-
отношения между ребенком и взрослым, легли в основу работ изве-
стного ученого Б. Спока, который в своих книгах писал, как роди-
тели должны осуществлять уход за детьми, не нарушая их истинной
самооценки и помогая их социализации.
Однако родители, по мнению обоих ученых, не так часто соблю-
дают эти правила и не прислушиваются к своему ребенку. Поэтому
уже в раннем детстве ребенок может отчуждаться от своей истин-
ной самооценки, от своей самости. Чаще всего это происходит под
давлением взрослых, у которых имеется свое собственное представ-
ление о ребенке, его способностях и предназначении. Свою оценку
они навязывают ребенку, стремясь, чтобы он ее принял и сделал
своей самооценкой. Некоторые дети начинают протестовать про-
тив навязываемых им действий, интересов и представлений, прихо-
дя к конфликту с окружающими, негативизму и агрессии. Стремле-
ние во что бы то ни стало отстоять себя, преодолеть давление взрос-
лых также может нарушить истинную самооценку, так как в своем
негативизме ребенок начинает протестовать против всего, что идет
от взрослого, даже в том случае, если это соответствует его истин-
ным интересам. Естественно, что такой путь развития не может
быть позитивным и необходимо вмешательство психотерапевта,
чтобы наладить общение ребенка с окружающими.
Однако чаще всего, отмечает Роджерс, дети и не пытаются про-
тивостоять родителям, соглашаясь с их мнением о себе. Это проис-
ходит потому, что ребенок нуждается в ласке и принятии со сторо-
Глава 8. Индивидуальность и личность 419
ны взрослого, Такое стремление заслужить любовь и привязан-
ность окружающих он называл ≪условием ценности≫, которое в
крайнем своем проявлении звучит как желание быть любимым и
уважаемым каждым, с кем человек входит в соприкосновение.
≪Условие ценности≫ становится серьезным препятствием на пути
личностного роста, так как мешает осознанию истинного Я челове-
ка, его истинного призвания, заменяя его тем образом, который
приятен другим. Однако проблема не только в том, что, стараясь
заслужить любовь других, человек отказывается от себя, от своей
самоактуализации, но и в том, что при осуществлении деятельно-
сти, навязанной другими и не соответствующей истинным, хотя и
не осознаваемым в данный момент желаниям и способностям, че-
ловек не может быть полностью успешен, как бы он ни старался и
как бы он ни убеждал себя, что эта деятельность и есть его настоя-
щее призвание. Необходимость постоянно игнорировать сигналы
о собственной несостоятельности или недостаточной успешности,
которые приходят к субъекту из внешнего мира, связана с боязнью
изменить свою самооценку, к которой человек привык и которую
он уже считает действительно своей. Это приводит к тому, что он
вытесняет и свои стремления, и свои страхи, и мнения окружаю-
щих в бессознательное, отчуждая свой опыт от сознания. При этом
строится очень ограниченная и ригидная схема окружающего мира
и себя, которая мало соответствует реальности. Эта неадекват-
ность хотя и не осознается, но вызывает в человеке напряжение,
приводящее к неврозу. Задача психотерапевта совместно с субъек-
том разрушить эту схему, помочь человеку осознать свое истинное
Я и перестроить свое общение с окружающими. Исследования,
проводимые Роджерсом, доказывали, что успешная социализация
человека, его удовлетворение работой и собой имеют прямую кор-
реляцию с уровнем его самосознания. И эта связь более значима
для нормального развития личности, чем отношение родителей к
ребенку^, их привязанность или отчуждение от него, социальный
статус семьи и ее окружение.
При этом Роджерс настаивал на том, что самооценка должна
быть не только адекватной, но и гибкой, т.е. она должна меняться в
зависимости от окружения. Он говорил о том, что самооценка —это
связанный образ, гештальт, который постоянно находится в процес-
се формирования и изменяется, переструктурируется при изменении
ситуации. Это постоянное изменение, избирательность по отноше-
27*
420 Часть П. Психология
нию к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов
и ситуаций для осознания, о котором пишет Роджерс, доказывает
связь его теории не только с взглядами Маслоу, но и с концепцией
гештальтпсихологии и идеей творческого Я Адлера, повлиявшей на
многие теории личности, созданные во второй половине XX в. При
этом Роджерс не только говорит о влиянии опыта на самооценку, но
и подчеркивает необходимость открытости человека для нового опы-
та. В отличие от большинства других концепций, настаивающих на
ценности будущего (Адлер) или влиянии прошлого (Юнг, Фрейд),
Роджерс подчеркивает значение настоящего, говоря о том, что люди
должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый
момент своей жизни, находя в нем что-то прекрасное и значительное.
Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только
в этом случае можно говорить о полной реализации или, как говорил
Роджерс, о полном функционировании личности.
Открытия Роджерса связаны не только с новым взглядом на са-
моактуализацию и самооценку человека, но и с его подходом к пси-
хокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт не должен на-
вязывать своего мнения пациенту, но должен подводить его к пра-
вильному решению, которое пациент принимает самостоятельно.
В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей ин-
туиции, своим ощущениям и побуждениям. Он начинает лучше по-
нимать себя, а затем и других. В результате и происходит то ≪озаре-
ние≫, которое помогает перестроить свою самооценку, ≪переструк-
турировать гештальт≫, как говорил Роджерс вслед за Вертгеймером
и Келером. Это повышает конгруэнтность и дает возможность чело-
веку принять себя и окружающих, налаживает его общение с ними,
уменьшает тревожность и напряжение. Эта терапия происходит как
встреча терапевта с клиентом или, в групповой терапии, как встре-
ча нескольких клиентов и терапевта. Этот подход позволил Роджер-
су создать так называемые энкаунтер-группы, или группы встречи,
которые являются одной из самых распространенных в настоящее
время технологий психотерапии и обучения.
Теория личности В. Франкла
Одним из самых распространенных вариантов психотерапии
стала логотерапия, разработанная австрийским психологом
В. Франклом. Многие положения экзистенциальной теории Франк-
ла роднят ее с гуманистической психологией.
Глава 8. Индивидуальность и личность 421
После краткого увлечения в юности психоанализом, Франкл на-
чинает с конца 1930-х гг. работу над собственной концепцией.
Окончательное ее оформление произошло в экстремальных усло-
виях фашистских концентрационных лагерей, узником которых
Франкл был в 1942—945 гг. Таким образом, его теоретические и
психотерапевтические взгляды и технологии прошли серьезную
апробацию как собственным опытом, так и опытом его пациентов,
психолого-философскими воззрениями его коллег и учеников.
Теория Франкла была изложена в нескольких книгах, самой из-
вестной из которых является, пожалуй, ≪Человек в поисках смыс-
ла≫, вышедшая в конце 1950-х гг. и неоднократно переизданная во
всем мире. Эта теория состоит из трех частей —учение о стремле-
нии к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. При
этом стремление к осознанию смысла жизни он считает врожден-
ным, и именно этот мотив является ведущей силой развития лич-
ности. Смыслы не являются универсальными, они уникальны для
каждого человека в каждый момент его жизни. Смысл жизни всегда
связан с реализацией человеком своих возможностей и в этом пла-
не близок к понятию самоактуализации Маслоу. Однако существен-
ным отличием Франкла является идея о том, что обретение и реа-
лизация смысла всегда связана с внешним миром, с творческой ак-
тивностью человека в нем и его продуктивными достижениями.
При этом он, как и другие экзистенциалисты, подчеркивал, что от-
сутствие смысла жизни или невозможность его реализовать приво-
дит к неврозу, порождая у человека состояния экзистенциального
вакуума и экзистенциальной фрустрации.
В центре концепции Франкла стоит учение о ценностях, т.е. по-
нятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле
типичных ситуаций. Он выделяет три класса ценностей, которые
позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творче-
ства (например, труд), ценности переживания (например, любовь)
и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению
к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в
состоянии изменить.
Смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей и по-
ступках, порождаемых ими. Из этого следует, что нет таких обстоя-
тельств и ситуаций, в которых человеческая жизнь утратила бы
свой смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации Франкл
называет ≪осознанием возможностей действия по отношению к
422 Часть II. Психология
данной ситуации≫. Именно на такое осознание и направлена лого-
терапия, которая помогает человеку увидеть весь спектр потенци-
альных Смыслов, содержащихся в ситуации, и выбрать тот, кото-
рый согласуется с его совестью. При этом смысл должен быть не
только найден, но и реализован, так как его реализация связана с
реализацией человеком самого себя.
В этой реализации смысла деятельность человека должна быть
абсолютно свободной. Не соглашаясь с идеей всеобщего детерми-
низма, Франкл, как и другие психологи и философы (Хайдеггер,
Сартр, Маслоу), разделяющие его позицию, стремится вывести че-
ловека из-под действия биологических законов, которые этот детер-
минизм постулируют. В таких попытках ученые обращались и к разу-
му человека, и к его нравственности, творчеству и т.д. Франкл же
вводит понятие ≪ноэтический уровень≫ существования человека.
Признавая, что наследственность и внешние обстоятельства за-
дают определенные границы возможностей поведения, он подчер-
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 438 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!