Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Министерство образования и науки 17 страница



проявляется не только во внутренней напряженности, невротиза-

ции, но и в том стиле общения с другими, который становится ве-

дущим для человека.

400 Часть И. Психология

Фромм описал четыре механизма психологической защиты — садизм, мазохизм, конформизм и деструктивизм. При садизме и ма-

зохизме происходит укорененность жертвы с палачом, которые за-

висят друг от друга и нуждаются друг в друге, хотя разность их по-

зиций и дает им ощущение собственной индивидуальности. При

чувство укореннености берет верх, в то время как при

дшпруктивизме, наоборот, верх одерживает стремление к индивиду-

ализации, стремление разрушить то общество, которое не дает воз-

можности человеку укорениться в нем. Таким образом, хотя эти ме-

ханизмы и помогают человеку преодолеть внутреннее несоответст-

вие, они тем не менее не решают глобальных проблем построения

такого общества, которое бы способствовало осуществлению и раз-

витию внутренней природы каждого человека.

Задумываясь над способами осуществления такого общества,

Фромм приходит к выводу, что есть два способа реализации своей

внутренней природы —быть и иметь. Люди, которые живут, чтобы

иметь, ориентированы на внешнюю сторону своего развития, на

укорененность в обществе. Для них главное —показать свою инди-

видуальность, свое значение, которых на самом деле у них нет для

того, чтобы придать себе вес в глазах других. При этом неважно, за

счет чего они хотят придать себе значительность, т.е. чем они хо-

тят обладать —знаниями, властью, любовью, религией. Главное,

что при этом их не интересует сама суть этих знаний или религии,

но им важно показать всем, что это их собственность. Отсюда их

догматизм, нетерпимость ко всем, кто ставит под сомнение истин-

ность их позиции, их напряженность и неуверенность, так как они

бессознательно боятся, что кто-то отберет у них незаслуженную

собственность, агрессивность против всех, кто, как они подозрева-

ют, покушается на эту собственность. Все это приводит к неврозу,

делая потребность иметь невротически ненасыщаемой и приводя

все к большей невротизации и напряженности человека.

В то же время развитие по принципу ≪быть≫ характеризуется

внутренней свободой и уверенностью человека в себе. Таким лю-

дям все равно, что о них думают другие, так как главное —это не

продемонстрировать обладание знанием, религиозностью, вла-

стью или любовью, но быть, чувствовать себя любящими, религи-

озными, знающими людьми. В этом и реализуется индивидуаль-

ность человека, его понимание своей самоценности. В то же время

такие люди не стремятся рвать все связи с обществом и окружаю-

Глава 8. Индивидуальность и личность 401

щими, к свободе от всего. Им нужна только свобода для самоосуще-

ствления, для того, чтобы быть самими собой. Поэтому обретение

такой свободы не оборачивается для них драмой. Стремясь быть

собой, эти люди уважают и стремления других к бытию, а потому

они терпимы и не агрессивны, как люди, живущие по принципу

≪иметь≫. Эти люди подходят к жизни как к творчеству, выходя в

акте творчества за пределы себя как творения, оставляя пределы

пассивности и случайности своего существования и переходя в об-

ласть целенаправленности и свободы. Именно в этой человеческой

потребности в трансцендентности, в творчестве, в бытийности и

лежат корни любви, искусства, религии, науки и материального

производства. И именно такие люди, по мнению Фромма, и помо-

гут осуществиться новому социальному обществу.

Работы Фромма ≪Бегство от свободы≫ (1941), ≪Человек как он

есть≫ (1947), ≪Анатомия человеческой деструктивности≫ (1973),

≪Иметь или быть≫ (1976) не выходят за рамки фрейдомарксизма,

заложенного Райхом и одно время очень популярного в западной

психологии. Однако наибольшее значение работ Фромма в том,

что они, оставаясь в русле основных положений психоанализа, от-

вечали на новые, возникшие уже во второй половине XX в. вопро-

сы, соединяя идеи Фрейда не только с Марксом, но и с Адлером, и

гуманистической психологией. Попытки на языке психоанализа

показать противоречивость позиции человека в его общении с

окружающими, роль общества, социальной формации в развитии

личности человека имели огромное значение не только для психо-

логии, но и для смежных наук —истории, социологии, философии,

педагогики.

Закономерным итогом исследований Хорни и Фромма стало

появление теорий, соединяющих в себе психоаналитические и би-

хевиоральные подходы к личности, т.е. изучающих те бессозна-

тельные чувства, которые появляются в результате общения чело-

века с окружающими, опосредуя эти отношения.

Теория личности Г. Саляивена

Это прежде всего теория Г. Салливена, которую он назвал ин-

терперсональной теорией психиатрии. Обобщающие труды, в ко-

торых изложены его взгляды, появились в 1950-е гг.: ≪Напряжения,

которые вызывают войну≫ (1950), ≪Интерперсональная теория

психиатрии≫ (1953), ≪Психиатрическое интервью≫ (1954).

26 - 4455

402 Часть 11. Психология

Салливен считал, что личность человека является не врожден-

ным качеством, но формируется в процессе общения младенца с

окружающими, т.е. ≪личность —это модель повторяющихся меж-

личностных, интерперсональных отношений≫. В своем развитии

ребенок проходит несколько этапов —от младенчества до юноше-

ства, причем на каждом этапе формируется определенная модель.

В детстве эта модель появляется на основе совместных со сверст-

никами игр, в предъюношестве —на основе общения с представи-

телями другого пола и т.п. Хотя ребенок и не рождается с опреде-

ленными социальными чувствами, однако они формируются у

него в первые дни жизни и процесс их развития связан со стрем-

лением человека к разрядке напряжения, создаваемого его по-

требностями.

Салливен считал, что потребность не только создает напряжен-

ность, но и формирует способы ее преодоления —динамизмы, ко-

торые являются не только моделями энергетических трансформа-

ций, но и своеобразным способом накопления опыта, знаний, не-

обходимых для удовлетворения потребностей, для адаптации. При

этом существуют более и менее важные для жизни динамизмы, ко-

торые удовлетворяют разные по степени необходимости для чело-

века потребности. Главными, ведущими для всех потребностями

Салливен считал потребность ____________в нежности и потребность в избежании

тревоги. Однако возможности удовлетворения этих потребностей

разные, так как для реализации потребности в ласке существуют

определенные динамизмы, помогающие ребенку получать необхо-

димую нежность и ласку близких. В то же время источники тревоги

настолько многообразны и непредсказуемы, что фактически невоз-

можно полностью исключить возможность неприятных, вызываю-

щих беспокойство событий из жизни человека. Таким образом, эта

потребность —в избегании тревоги —становится ведущей для лич-

ности и определяет формирование Я-системы, лежащей в основе

личности человека.

Говоря о Я-системе Салливен выделяет три ее структуры —хо-

рошее Я, плохое Я и не-Я. Описывая их роль в психическом разви-

тии, он доказывает, что стремление к персонификации себя как хо-

рошего Я и избегание мнений о себе как о плохом Я являются наи-

более важными потребностями личности, так как мнение о себе

как о плохом является источником постоянной тревоги человека.

Для защиты своей положительной персонификации человек фор-

Глава 8. Индивидуальность и личность 40М

мирует специальный механизм, который Салливен называет ≪изби-

рательным вниманием≫. Этот механизм отсеивает все раздражите-

ли, которые могут принести тревогу, изменить мнение человека о

себе. Так как основные причины тревоги кроются в общении с дру-

гими людьми, то ≪избирательное внимание≫ регулирует не только

собственную персонификацию, но и персонификации (образы)

других людей.

Исходя из идеи о приоритетном влиянии общения на развитие

личности, Салливен, естественно, уделял большое внимание изуче-

нию характера общения людей, формированию образов окружаю-

щих. Ему принадлежит основополагающее для социальной психо-

логии изучение роли стереотипов в восприятии людьми друг друга,

исследование формирования контролирующих моделей, которые

оптимизируют процесс общения, прежде всего процесс обмена ин-

формацией. I

Хотя Салливен разделял мнение психоанализа о бессознатель-

IHOM характере основных потребностей, лежащих в основе разви-

тия личности, в частности он говорил о бессознательном характе-

ре потребностей в нежности и избегании тревоги, однако оспари-

вал мнение о их врожденном характере, так же как о врожденности

агрессивного инстинкта. Он писал о том, что и агрессия, и беспо-

койство с неизбежностью развиваются у ребенка уже в первые дни

его жизни. Так, он заражается беспокойством от матери, которая

волнуется, хорошо ли ему, сыт ли он, здоров ли. В дальнейшем по-

являются уже собственные причины для беспокойства, стимулиру-

ющие развитие избирательного внимания. Фрустрация важных для

ребенка потребностей приводит к развитию агрессии, причем в за-

висимости от того, какая структура Я-системы более развита —хо-

рошее Я или плохое Я, —доминирует тот или иной способ реше-

ния фрустрационной ситуации. Так, при плохом Я вина чаще всего

принимается самим субъектом, в то время как при хорошем Я —пе-

рекладывается на других. Эти идеи Салливена легли в основу ряда

тестов, наиболее распространенным из которых является тест Ро-

зенцвейга.

Теория Салливена явилась одной из первых попыток соеди-

нить воедино различные подходы к пониманию закономерностей

развития личности. Успешность этого опыта привела к стремле-

нию современных психологов заимствовать наиболее значимые

взгляды и открытия из разных психологических школ, расширяя

26*

404 Часть П. Психология

рамки традиционных направлений. Работы Салливена оказали

большое влияние не только на психологию личности, но и на соци-

альную психологию, положив начало многочисленным исследова-

ниям особенностей восприятия при общении людей.

Теория личности Э. Берна

Продуктивность такого подхода была продемонстрирована в

концепции американского ученого Э. Берна. Его главным достиже-

нием является разработка концепции трансактного анализа, которую

он вначале называл ≪социальной психотерапией≫, подчеркивая ее

связь и с вопросами социального научения. Концепция Берна ори-

ентирована в большей степени на практику, чем на формирование

новых теоретических положений.

В книгах ≪Игры, в которые играют люди≫ (1964) и ≪Что ты го-

воришь после того, как поздоровался≫ (1972) он изложил ведущие

положения трансактного анализа, в основе которого лежит поня-

тие о трех Эго-состояниях, в которых может находиться человек:

Родитель, Взрослый, Ребенок. В каждый конкретный момент чело-

век может находиться в одном из этих состояний, переключаясь на

другое при изменении ситуации.

Каждое из Эго-состояний хранит определенную информацию

(правила поведения, скрипты, т.е. сценарии жизни, и т.д.) и играет

важную роль в конкретной жизненной ситуации, определяя пове-

дение человека в ней. На изучении межличностных отношений

клиентов, стереотипных схем поведения (игр, по терминологии

Берна) и долговременных жизненных планов (скриптов) и строит-

ся работа по осознанию и изменению Эго-состояний клиентов.

При этом задачей психотерапевта является избавление клиента от

рано сформировавшихся деструктивных игр и сценариев и опти-

мизация его межличностных отношений.

Теория личности Д. Боулби

Одной из наиболее значимых психоаналитических концепций

личности в последние годы стала ≪теории привязанности≫, разра-

ботанная английским психологом и психиатром Д. Боулби. Работая

с малолетними правонарушителями, он пришел к выводу о том,

что основные проблемы, испытываемые ими в процессе социали-

зации, связаны с нарушением общения с родителями, недостатком

тепла и заботы в раннем возрасте.

Глава 8. Индивидуальность и личность 405

Постепенно он отходит от классического психоанализа, стре-

мясь соединить в своей концепции различные подходы к детско-

му развитию (этологический, когнитивный, культурологиче-

ский). Краеугольным камнем этого соединения было стремление

объяснить формирование связи между грудным ребенком и ма-

терью, исходя из положений этологии. Однако, исследуя поведе-

ние пары ребенок —мать в среде их обитания, он подчеркивал

социальный, культурный аспект этой среды, а потому отвергал

чисто натуралистические объяснительные принципы, так же как

и фрейдистские концепции оральной и анальной стадий. Его

идея состояла в том, что в первые месяцы жизни устанавливает-

ся тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком, кото-

рая не сводима ни к сексуальности, ни к инстинктивному поведе-

нию. Резкий разрыв этой связи приводит к серьезным нарушени-

ям в психическом развитии ребенка, прежде всего в структуре

его личности. Эти нарушения могут проявиться не сразу (и в

этом отличие описываемых Боулби явлений от госпитализма и

сходных с ним форм отклонений), но значительно позднее, час-

то лишь в подростковом возрасте.

Боулби доказывал, что мать для маленького ребенка является

надежной защитой, своеобразной базой, которую он время от вре-

мени покидает, стремясь исследовать окружающий мир. Однако

эта исследовательская активность стабильна и адекватна в тех слу-

чаях, когда ребенок уверен, что он может в любой момент вер-

нуться под защиту матери. Таким образом, главная цель формиро-

вания эмоциональной связи между ребенком и матерью —дать ре-

бенку ощущение защищенности и безопасности. Именно тепло и

ласка, исходящие от матери в первые годы жизни, важны для ре-

бенка, подчеркивал он, а не правильный уход и обучение, осуще-

ствляемые ею. Его исследования доказали, что дети, имеющие

тесный эмоциональный контакт с матерью, показывали более вы-

сокие результаты в уровне познавательной активности, чем дети,

которые росли в ≪холодных≫ семьях, или дети, потерявшие мать в

дошкольном возрасте. Он также доказывал, что у подростков, ко-

торые не имели устойчивой эмоциональной связи с матерью,

чаще наблюдаются депрессии, формируются изменения в структу-

ре личности.

Эти работы Боулби привели в 1950-х гг. к изменению условий

госпитализации маленьких детей, которых не стали разлучать с ма-

406 Часть П. Психология

терью. В последние десятилетия в Англии, США и Японии появля-

ется большое количество работ, в которых анализируются как

кратковременные, так и долговременные последствия нарушений

эмоциональных контактов между матерью и ребенком, а также

проводятся сравнительные исследования различных стилей обще-

ния с детьми, существующими в этих странах.

Теория личности Э. Эриксона

Из всех теорий глубинной психологии, появившихся во второй

половине XX в., пожалуй, наибольшее признание и распростране-

ние получила теория Э. Эриксона. Это связано с тем, что его мыс-

ли о цельности личности, ее тождественности (идентичности) са-

мой себе и обществу, в котором она живет, стали весьма актуальны

для большинства современных социумов, в которых одной из проб-

лем является разобщенность и одиночество людей.

Будучи учеником и последователем А. Фрейд, дочери 3. Фрей-

да, он обучался и в дальнейшем развивал уже не столько идеи клас-

сического психоанализа, но Эго-психологии. В основе этой концеп-

ции, заложенной А. Фрейд и А. Кардинером, лежала мысль о том,

что главной частью структуры личности является не бессознатель-

ное Ид, как у Фрейда, но сознаваемая часть Эго, которая стремится

в своем развитии к сохранению своей цельности и индивидуально-

сти.

Не менее важно и то, что Эриксон связал воедино несколько

тенденций в развитии психологии личности, соединив психоана-

литический подход с важными идеями гуманистической психоло-

гии, главным образом мысли о неоднозначной роли адаптации, ко-

торая приостанавливает саморазвитие личности, и важности со-

хранения собственной идентичности и цельности. Основные

положения его концепции были изложены в книге ≪Детство и об-

щество≫, которая принесла Эриксону широкую известность. После-

дующие его работы ≪Молодой Лютер≫ (1958), ≪Идентичность≫

(1968) и ≪Истина Ганди≫ (1969) заложили основу нового подхода к

анализу взаимоотношений между человеком и обществом, в том

числе и при анализе исторических событий и персонажей. Создан-

ное им направление в изучении истории психологической науки

получило название психоистории.

В своей теории Эриксон не только пересмотрел позиции

Фрейда в отношении иерархии структур личности, но и в пони-

Глава 8. Индивидуальность и личность 407

мании роли среды, культуры и социального окружения ребенка,

которые, с его точки зрения, оказывают огромное влияние на

развитие. Он делает специальный акцент на отношениях ребе-

нок —семья, а более конкретно на отношениях ребенок —мать.

Он считал, что ≪врожденные влечения≫ человека являются от-

рывками стремлений, которые должны собираться, приобретать

значение и организовываться в периоде затяжного детского воз-

раста. Удлинение периода детства как раз и связано с этой необ-

ходимостью социализации детей. Поэтому Эриксон доказывал,

что ≪инстинктивное вооружение≫ (сексуальное и агрессивное) у

человека гораздо подвижнее и пластичнее, чем у животных. Ор-

ганизация и направление развития этих врожденных влечений

связаны с методами воспитания и образования, которые изменя-

ются от культуры к культуре и предопределяются традициями.

Каждое общество вырабатывает свои собственные институты со-

циализации для того, чтобы помочь детям с различными индиви-

дуальными качествами стать полноценными членами данной со-

циальной группы.

Главными для Эриксона становятся положения о роли среды,

цельности личности и о необходимости постоянного развития и

творчества личности в процессе ее жизни. Он считал, что разви-

тие личности продолжается всю жизнь, фактически до самой смер-

ти человека, а не только в первые годы жизни, как считал Фрейд.

Влияют на этот процесс не только родители и близкие к ребенку

люди, т.е. не только узкий круг людей, как принято в традицион-

ном психоанализе, но и друзья, работа, общество в целом. Сам этот

процесс Эриксон называл процессом формирования идентично-

сти, подчеркивая важность сохранения и поддержания цельности

личности, цельности Эго, которое является главным фактором

устойчивости к неврозам.

Он выделил восемь основных стадий в развитии идентичности,

подробное описание которых приводится в гл. 4.

Подчеркивая важность формирования у человека активной, от-

крытой и творческой позиции, Эриксон постоянно говорил о важ-

ности сохранения цельности, непротиворечивости структуры лич-

ности, писал о пагубности внутренних конфликтов. Ни один психо-

лог до него не подвергал сомнению необходимость формирования

самостоятельности или преодоления чувства неполноценности

или вины. Эриксон, хотя и не считает эти качества положительны-

408 Часть //. Психология

ми, тем не менее утверждает, что для детей с развитым чувством

базового недоверия, зависимостью, гораздо важнее оставаться в

русле уже заданного пути развития, чем менять его на противопо-

ложный, несвойственный им, так как он может нарушить цель-

ность их личности, их идентичность. Поэтому для таких детей раз-

витие инициативы, активности может оказаться губительным, в то

время как неуверенность в своих силах поможет им найти адекват-

ный для них способ жизни, выработать ролевую идентичность.

В принципе эти взгляды Эриксона являются особенно важными

для практической психологии, для коррекции и формирования у

людей свойственного им, индивидуального стиля поведения.

Большое значение придавал Эриксон и внешней стабильности

системы, в которой живет человек, так как нарушение этой ста-

бильности, изменение ориентиров, социальных норм и ценностей

также нарушает идентичность и обесценивает жизнь человека. На

основании материалов, полученных в своих исследованиях, Эрик-

сон пришел к выводу, что структура идентичности включает в себя

три части: 1) соматическую идентичность, так как организм стремит-

ся сохранить свою целостность при взаимодействии с внешним ми-

ром, 2) личностную идентичность, которая интегрирует внешний и

внутренний опыт человека, и 3) социальную идентичность, которая

заключается в совместном создании и поддержании людьми опре-

деленного порядка, стабильности. Обостренно переживаемый кри-

зис идентичности подталкивает человека к решению не только сво-

их собственных, но и социально-исторических проблем. Обосно-

вывая положения своей психоистории, Эриксон стремился

проанализировать исторические события с точки зрения биогра-

фии выдающихся людей. Так, в своих книгах о М. Лютере и М. Ган-

ди он соединяет их личные проблемы, связанные с переживанием

кризиса идентичности, с историческими проблемами и кризисом

целого поколения. Описывая деятельность выдающихся людей,

Эриксон подчеркивал, что значение этой деятельности связано с

тем, что та новая идентичность, которую они разрабатывали, ста-

новилась впоследствии достоянием общества, переходя из области

личной в социальную.

Теория Эриксона демонстрирует продуктивность соединения

нескольких подходов, нескольких точек зрения на личность, кото-

рые дают возможность увидеть процесс ее развития под разными

углами.

Глава 8. Индивидуальность и личность 409

Теория личности К. Левина

Особое место в психологии личности занимает теория, разра-

ботанная К. Левиным, не только потому, что он впервые ввел экс-

периментальные методы исследования структуры и динамики раз-

вития личности, но и в связи с его выделением различных уровней

в поведении, которое может быть названо субъектным или

личным.

Свою теорию личности Левин называл ≪теория психологиче-

ского поля≫. Основные положения этой концепции изложены им в

работах ≪Динамическая теория личности≫ (1935) и ≪Принципы то-

пологической психологии≫ (1936), так как для объяснения он ис-

пользовал понятия из топологии (наука о пространственных отно-

шениях между объектами), а также математики и физики.

В предыдущей главе уже говорилось об экспериментах Левина,

доказывавших, что личность живет и развивается в психологиче-

ском поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет

определенный заряд (валентность), актуализирующий ту или иную

потребность. Левин различал два рода потребностей —биологиче-

ские и социальные (квазипотребности). Одно из наиболее извест-

ных уравнений Левина, которыми он описывал поведение челове-

ка в психологическом поле под влиянием различных потребно-

стей, доказывает, что поведение является одновременно функцией

и личности, и психологического поля.

Потребности в структуре личности не изолированы, но находят-

ся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те ква-

зипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться

находящейся в них энергией, этот процесс Левин называет комму-

никацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его

точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гиб-

ким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать различные

барьеры и находить удовлетворительный выход из сложных ситуа-

ций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещаю-

щих действий, которые формируются на основе связанных, комму-

ницирующих между собой потребностей. Таким образом, человек

не привязан к определенному действию или способу решения ситуа-

ции, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение, и

это расширяет его адаптационные возможности.

Исследуя формирование замещающих действий, Левин разра-

ботал серию экспериментов, в которых детей просили выполнить

410 Часть II. Психология

определенное задание, например помочь взрослому помыть посуду

или убрать комнату. В качестве награды ребенок получал какой-то

приз, значимый для него, поэтому все дети дорожили возможно-

стью выполнить задание взрослого. В контрольном эксперименте

взрослый приглашал ребенка помочь ему, но в тот момент, когда

ребенок приходил, оказывалось, что кто-то уже помыл всю посуду.

Дети, как правило, расстраивались, особенно в том случае, если им

говорилось, что кто-то из сверстников их опередил. Частыми были

и агрессивные высказывания в адрес возможных конкурентов.

В этот момент экспериментатор предлагал ребятам выполнить дру-

гое задание, которое они перед этим не выполняли, подразумевая,

что оно тоже значимо. Большинство детей мгновенно переключа-

лось на новое задание, и происходила разрядка и обиды, и агрес-

сии в новом виде деятельности. Однако некоторые дети не могли

быстро сформировать новую потребность и приспособиться к но-

вой ситуации, а потому тревожность и агрессивность таких детей

увеличивались, а не уменьшались со временем.

Левин приходит к мнению, что не только неврозы, но и осо-

бенности когнитивных процессов, такие виды активности, как со-

хранение, забывание, волевое поведение, связаны с разрядкой

или напряжением потребностей. В многочисленных эксперимен-

тах Левина и его учеников было доказано, что нереализованные

потребности лучше запоминаются, чем реализованные, что состо-

яние напряжения может вызвать агрессию или тревогу, исследо-

валась также связь между интеллектуальным уровнем человека и

его способностью к замещению одного действия другим. При

этом было показано, что умственно отсталые люди совершенно

не способны к замещению.

Исследования Левина доказывали, что не только существующая

в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, су-

ществующие только в сознании ребенка, могут определять его дея-

тельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает воз-

можность человеку преодолеть непосредственное влияние поля,

окружающих предметов, ≪встать над полем≫, как писал Левин. Та-

кое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, кото-

рое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного

окружения. В своей книге ≪Теория поля и обучение≫ (1942) Левин

раскрывает содержание важного для него понятия временной пер-

спективы, которая определяет поведение человека в жизненном

I"лава 8. Индивидуальность __________и личность 411

пространстве и является основой целостного восприятия себя,

своего прошлого и будущего. Появление временной перспективы

дает возможность людям преодолеть давление окружающего поля,

что особенно важно в тех случаях, когда они находятся в ситуации

выбора. Демонстрируя трудность для маленького ребенка преодо-

леть сильное давление поля, Левин провел несколько эксперимен-

тов, которые вошли в его фильм ≪Хана садится на камень≫. В нем, в

частности, был сюжет о девочке, которая не могла отвести взгляд

от понравившегося ей предмета, и это мешало ей достать его, так





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 355 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.052 с)...