Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Иудеи рассеяния



Вавилонский плен, кроме наказания иудейскому народу за его неверность завету с Иеговой, имел еще другое, более важное и глубокое значение для всего человечества. До него избранный народ жил более или менее отчужденно от остального мира, и свет истинной религии лишь изредка проникал за пределы земли обетованной. С приближением «исполнения времен» свет этот должен был засиять для всех, живущих во тьме и тени смертной, т.е. для всех языческих народов, погрязших во тьме идолопоклонства. Этому великому делу оказали содействие ассиро-вавилонские завоеватели, которые, сами не сознавая того, послужили орудием высшего промышления Божия. Переселяя цвет избранного народа в свою страну, бывшую центром языческой религии и языческого просвещения, они переселяли к себе миссионеров и проповедников истинной религии. Влияние этого сказалось отчасти уже на самих царях-завоевателях, как это видно из примера Навуходоносора и Кира, но затем оно распространялось все шире и действовало все глубже. С этого времени иудейский народ сделался народом как бы всемирным: из плена Вавилонского возвратилась в землю обетованную лишь незначительная часть его, громадное же большинство или осталось в Месопотамии или понемногу рассеивалось по всем направлениям, разнося с собой свет истинной религии и знание закона Божия. Иудеи, жившие вне Палестины, известны под названием иудеев рассеяния, и они оказали глубокое влияние на последующую судьбу языческого мира.

Иудеи рассеяния сначала разделялись на три больших ветви: иудеев вавилонских, сирийских и египетских, но затем завоевания Александра великого и римлян значительно расширили область иудейского рассеяния. Последовавшие перевороты в судьбе мира привели народы в необычайное движение, и поток завоеваний быстро разносил разрозненные части иудейского народа по самым отдаленным странам. Преемник Александра великого в Азии, Селевк Никатор, основатель нового Сирийского царства, множество из них переселил из Вавилонии в главные города своей страны, надеясь, что их предприимчивый дух послужит к процветанию его государства. Через некоторое время в Дамаске они насчитывались уже тысячами и имели несколько синагог.

Еще больше их было в Антиохии, сделавшейся впоследствии центром греческой культуры на востоке. Гонения Антиоха Епифана не уничтожили их, а послужили причиной проникновения их влияния в самые отдаленные части государства, куда убегали иудеи, укрываясь от преследования. В это время они проникли и далее на восток, в Мидию и, особенно, в царство Адиавенское (к северо-востоку от р. Тигра), где влияние их было так сильно, что даже царица Елена и наследный принц Изат сделались прозелитами иудейства. По эту сторону Евфрата иудейское население было рассеяно во многих местах, особенно в Пальмире и городах Аравии. Множество иудеев жило в Армении и по различным странам и городам Малой Азии. Антиох Великий переселил несколько тысяч иудейских семейств из Месопотамии во Фригию и Лидию и наделил их особыми льготами. Из малой Азии иудеи расселились по всем островам Эгейского и Средиземного моря, проникли в главнейшие города Греции и Македонии, и мы встречаем их в Филиппах, Фессалонике, Верии, Афинах и Коринфе, где у них были или синагоги, или просто молитвенные дома. Дух торговой предприимчивости двигал их еще дальше на запад, в сам Рим, как столицу новой всемирной монархии, и даже в Испанию, славившуюся своими рудниками золота и серебра.

Много иудеев переселено было в Рим Помпеем в качестве пленных, и, по освобождении, они сделались римскими гражданами и жили в особом, отведенном им за Тибром квартале. При императоре Августе их числилось в Риме уже до восьми тысяч человек, а затем они размножились до того, что следующие императоры вынуждены были прибегать к таким мерам, как изгнание их из Рима (известные указы Тиберия и Клавдия, предписывавшие иудеям удалиться из Рима).

Иудейские поселения были рассеяны и по всему берегу северной Африки, и, особенно, в большом городе Кирене (Симон киринеянин — Мф. 27:32). Наконец, поселения их встречались, по свидетельству Филона, от гор Ливийских до самой Эфиопии, куда они, вероятно, переселялись из Аравии, находившейся в постоянных торговых сношениях с этими странами и, особенно, с Египтом.

Несомненно, самым важным пунктом иудейского рассеяния была Александрия в Египте. Основанная великим македонским завоевателем в 332 году до Р. Христова, она в течение нескольких столетий была одним из знаменитейших и славнейших городов мира. В то время как в Нильской долине продолжало жить древнее египетское население с его религией и обычаями, города Дельты, и особенно Александрия, наполнялись греками и иудеями. Помимо своего богатства, своих роскошных улиц и зданий, Александрия славилась необычайным оживлением умственной жизни. Птоломей I основал там знаменитый музей, в котором содержалась александрийская библиотека с множеством драгоценных книг, при нем же были помещения для ученых, художников и поэтов, которые прибывали из всех стран мира. Рядом с этой умственной жизнью кипела деятельность промышленная, так что торговые сношения Александрии простирались до Аравии и Индии, по всем странам Малой Азии и берегам Средиземного моря. Положение иудеев в этом центре мировой жизни (куда первая партия их была переселена самим основателем Александрии) было в высшей степени благоприятное. Пользуясь покровительством правительства, они жили самостоятельной общиной и управлялись своим собственным главой или алавархом, разделявшим впоследствии свою власть с особым советом старейшин. Даже в религиозном отношении они находились в весьма выгодном положении, так как у них в Леонтополе, в Илиопольском округе, был собственный храм, построенный первосвященником Онией (в 150 г.) по плану скинии Моисеевой, и в нем совершалось богослужение в таком же порядке, как и в храме иерусалимском.

Одним словом, после вавилонского плена иудеи рассеялись по всему известному тогда миру, так что римский географ Страбон не без основания говорит, что «едва ли можно найти такое место на земле, где бы не было этого племени и которым оно не овладело бы». Филон прибавляет: «иудеи, не как другие народы, запертые в границах своей страны: они обитают почти по всему миру и расселились по всем материкам и островам».

При этом особенно замечательно было то, что все эти иудеи рассеяния отнюдь не затерялись между иноплеменными народами, а как бы составляли один народ, связанный между собой неразрывными узами. Правда, они забыли свой язык, говорили и писали, по преимуществу, на греческом языке (вследствие чего и назывались эллинистами), но общая вера в Бога не только внушала иудеям чувство превосходства, но и охраняла их от смешения с язычниками. У них было общее Св. Писание, на котором воспитывался весь народ. Учение, преподаваемое св. книгами, дополнялось в синагоге. Где только ни жили иудеи, они непременно собирались по субботам в синагогах, бывших для них школами закона Божия, для общей молитвы и взаимного назидания и изъяснения св. Писания, и эти собрания поддерживали в них общинный дух единения и взаимности.

Кроме св. Писания, в то время уже сформировавшегося, у них существовала особая назидательная литература — неканоническая, которая продолжала развиваться. Среди нее были такие важные сочинения, как книга премудрости Соломоновой, составленная неизвестным автором на основании передававшихся устно изречений мудрейшего царя; сродная с ней книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, содержащая в себе мудрые правила на разные случаи жизни; книга Иудифь, содержащая повествование о геройстве этой иудеянки; и книги Маккавейские, повествующие о геройской борьбе Маккавеев. Вся эта литература проникнута глубоким религиозным патриотизмом, который поддерживал в иудеях сознание своего единства по вере и крови.

Одним из самых сильных средств поддержания единства между иудейским миром было его постоянное сношение с Иерусалимом, как общим центром всего иудейства. Каждый год отовсюду различные общины посылали в Иерусалим узаконенную подать в полсикля Священного и щедрые приношения; туда же прибывали все, кому нужно было добиться решения каких-либо важных дел от первосвященника или синедриона, а также получить образование в школах. Годичные праздники привлекали в Иерусалим тысячи богомольцев, которые стекались со всех концов мира. Из Иерусалима во все страны мира расходились книжники, которые, получив образование в школах «мудрых», искали себе поприще деятельности среди единоплеменников в различных странах. Из Иерусалима же ежегодно рассылались по всем иудейским общинам календари, в которых определялись священные времена, и особые вестники – с сообщением о наиболее выдающихся событиях, касающихся иудейского мира. Результатом такого оживленного общения было то, что разбросанные по всей земле иудеи сознавали себя одним народом, и достаточно было донестись до Иерусалима известию, что какая-нибудь иудейская община терпит голод или нужду, как весь иудейский мир спешил оказать помощь своим страждущим братьям.

Национальная исключительность и сплоченность иудеев стала возбуждать подозрение и вражду в языческих народах. Это неприязненное чувство еще более усиливалось, когда иудеи являлись сильными соперниками в торговых делах и захватывали в свои руки всю промышленность той или другой страны. Главным их занятием была торговля. Мелочная торговля и мелкие денежные обороты были почти исключительно в их руках. В некоторых местах они захватывали в свои руки даже оптовую торговлю. В Александрии почти вся хлебная торговля проходила через их руки, и они были почти исключительными посредниками, через которых Рим производил сношения с отдаленным востоком. Да и вообще, где только можно было заработать деньги, там непременно являлся иудей, и мы встречаем их в Риме в качестве ученых, поэтов, актеров и певцов. Многие из них успели скопить громадные богатства, и влияние их чувствовалось в самих дворцах. Все это, естественно, возбуждало против них местное население, часто попадавшее в денежную кабалу к ним, и ко времени Рождества Христова языческий мир, даже в лучших его писателях, относился к ним уже с крайней враждебностью и презрением. Где только ни появлялся иудей, его непременно преследовали языческие насмешки, и он часто должен был выносить довольно грубые неприятности от толпы, переходившие иногда в побоища, требовавшие вмешательства правительства, как это не раз бывало в Александрии и Антиохии.





Дата публикования: 2014-10-14; Прочитано: 1124 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...