![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Политика «военного коммунизма» остается сегодня предметом споров историков, экономистов, публицистов. Разброс мнений поданному вопросу широк: от признания «военного коммунизма» неудачным социальным экспериментом, который сознательно затеяли пришедшие к власти большевики, до традиционного и устоявшегося в научной литературе прошлых лет утверждения, в соответствии с которым чрезвычайные меры стали вынужденным шагом советской власти. Они были вызваны развернувшимися военными действиями и экономической блокадой «осажденного лагеря революции».
Лидеры большевиков не предполагали немедленного «введения» социализма в России. Еще весной 1918 г. в работе «Очередные задачи советской власти» В. И. Ленин писал о «первых шагах» по направлению к социализму, об «известном времени», которое необходимо для понимания массами идей государственного учета, контроля над производством и распределением. Однако уже к середине 1918 г. советское государство оказалось на положении военного лагеря. Началась быстрая милитаризация экономики страны — потребности формируемой Красной Армии должны были удовлетворяться в первую очередь, зачастую в ущерб отдельным звеньям национального хозяйства.
Со второй половины 1918 г. советское государство осуществляло реализацию ряда чрезвычайных мер, направленных на централизацию государственного контроля и управления всеми сферами экономической жизни. Комплекс этих мер и получил название «военного коммунизма».
Для укрепления боеспособности Красной Армии, объединения усилий фронта и тыла 30 ноября 1918 г. постановлением ВЦИК был образован чрезвычайный орган — Совет рабочей и крестьянской обороны (Совет обороны) во главе с В. И. Лениным. Совет объединял и направлял работу всех советских, хозяйственных, военных и общественных организаций, стремился оперативно решать задачи перестройки на военный лад промышленности, транспорта, продовольственного дела, культурной жизни. Позже, в апреле 1920 г., на базе Совета обороны был сформирован Совет труда и обороны (СТО) для согласования дея
338 История России с древнейших времен до наших дней
тельности центральных ведомств и учреждений в области обороны государства и хозяйственного строительства.
В 1918-1920 гг. ускоренным темпом шел процесс национализации промышленности. Опасаясь того, что крупные предприятия на оккупированных Германией территориях могут перейти в ее собственность, Совнарком 28 июня 1918 г. в спешном порядке принял декрет о национализации крупных и частично средних предприятий всех основных отраслей промышленности. В тот момент подлежало национализации до 2 тыс. акционерных предприятий, которые признавались впредь до особого распоряжения «находящимися в безвозмездном арендном пользовании прежних владельцев». К концу 1918 г. в районах Центральной России из 9,5 тыс. учтенных предприятий (около половины из них считались крупными и средними) в руки государства перешло свыше 3,3 тыс., т. е. 35%. Национализация крупного производства страны была завершена к весне 1919 г.
Проведенная 28 августа 1920 г. перепись учла в России 396,5 тыс. крупных, средних и мелких промышленных предприятий, включая и кустарно-ремесленного типа. Из них к тому времени было национализировано 38,2 тыс. предприятий с числом рабочих около 2 млн чел., т. е. свыше 70% всех занятых в промышленности. При этом существенно возросла роль главков и центров (если в 1918 г. их было 18, то к 1920 г. — 52). Верх взяла тенденция сверхцентрализации экономической политики государства.
С окончанием основных сражений Гражданской войны советское руководство предприняло попытку наладить работу хозяйственных структур в соответствии с плановыми заданиями (большинство планов, разработанных в 1918—1919 гг., не могли быть реализованы по причине чрезвычайных условий войны). В 1920 г. Государственной комиссией по электрификации России (ГОЭЛРО) был разработан первый единый государственный перспективный план развития народного хозяйства страны на основе электрификации. Планом предусматривалось за 10—15 лет не только восстановить и реконструировать довоенную электроэнергетику, но и построить 30 районных электростанций (20 тепловых и 10 ГЭС).
Аграрная политика советской власти до мая 1918 г. развивалась в духе Декрета о земле, принятого 26 октября 1917 г. Сам Декрет повторял наказ о земле, выработанный эсерами на базе 242 местных наказов. Земля передавалась в распоряжение местных Советов. Однако вскоре власть пошла на насильственное изъятие продуктов в деревнях. Вместе с тем хлебная разверстка и хлебная монополия не являлись большевистским изобретением. Постановление о хлебной разверстке было подписано еще 29 ноября 1916 г. управляющим министерством земледелия А. А. Риттихом и вступало в силу в январе 1917 г. Политика твердых цен, нормированного снабжения населения (введение карточек на продукты питания) осуществлялась также Временным правительством.
В мае 1918 г. советское правительство осуществило ряд мер, совокупность которых получила название продовольственной диктатуры.
Глава 12. Россия в революции и Гражданской войне. 1917-1921 гг. 339
13 и 27 мая были приняты декреты, наделявшие Наркомат продовольствия и его органы чрезвычайными полномочиями в области заготовки и распределения продовольствия и подтверждавшие незыблемость хлебной монополии государства и твердых цен на хлеб. Всех, у кого хлеб имелся, но кто не свозил его на ссыпные пункты или использовал для самогоноварения, декрет объявлял врагами народа.
Уже осенью 1917 г. в хлебородные губернии страны стали отправляться первые продовольственные отряды. После обращения В. И. Ленина и наркома продовольствия А. Д. Цюрупы к рабочим Петрограда (4 июня 1918 г.) с призывом изымать излишки хлеба у кулаков силой был организован массовый «крестовый поход» в деревню. Численность участников всех продотрядов в ноябре 1918 г. составляла 72 тыс. человек, в 1919—1920 гг. она колебалась от 55 до 82 тыс. человек. Распущены они были только в конце Гражданской войны.
11 июня 1918 г. был принят декрет об организации комбедов — комитетов деревенской бедноты. Он стал важнейшим звеном в системе мероприятий советской власти, реализуемых в деревне, и ознаменовал собой начало установления политики «военного коммунизма» в сельском хозяйстве.
Декрет от 11 января 1919 г. «О разверстке зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства», принятый в связи с необходимостью «срочной поставки хлеба» для нужд Красной Армии, беспорядочные поиски продовольственных излишков заменял централизованной и плановой системой продразверстки.
В годы Гражданской войны пышным цветом расцвело мешочничество, возникшее в годы Первой мировой войны на почве продовольственного кризиса. 6 августа 1918 г. СНК для борьбы с мешочничеством установил нормы провоза продовольствия — не более 20 фунтов (1 фунт — около 450 г) на одного человека. Все продукты сверх нормы конфисковывались. Несмотря на деятельность заградительных отрядов, ликвидировать мешочничество в условиях войны, разрухи и голода было невозможно. По официальным данным, в 1918—1919 гг. из 26 губерний России было вывезено в города 143,8 млн пудов хлеба, в том числе мешочниками — около 66 млн пудов, или 41%. За годы Гражданской войны в города мешочниками было доставлено около х/2 всего продовольствия.
В годы «военного коммунизма» происходило обесценение денег и рост натуральной платы (продовольственный паек по льготным ценам, спецодежда и удешевленные коммунальные услуги). Натурализация хозяйственных связей, выплат за труд воспринималась некоторыми учеными-экономистами того времени как переходная мера к ликвидации денег вообще. Однако в эти годы деньги были практически вытеснены лишь из сферы государственной промышленности. Полностью отказаться от них государство не могло даже в условиях «военного коммунизма». Население продолжало пользоваться денежными знаками «царских» выпусков, «керенками» и «думскими» деньгами образца 1917 г., расчетными знаками советской поры, а также многочисленными местными выпусками.
340 История России с древнейших времен до наших дней
Несмотря на чрезвычайное положение военного времени, в эти годы советским правительством осуществлялся комплекс мер по социальному обеспечению трудящихся, нетрудоспособных, престарелых и детей. Создавались дома матери и ребенка, родильные дома, женские и детские консультации, молочные кухни, ясли. В 1919 г. в России действовало 1279 таких учреждений.
Политика и практика жесткого централизма в годы Гражданской войны была оправданна. Она помогла спасти народное хозяйство страны от краха, хотя и не способствовала экономическому росту. В то же время сверхцентрализм привел к тому, что на момент окончания боевых действий в среде хозяйственных руководителей начали возникать крупные разногласия по вопросу ведения экономической политики.
Высшая точка политики «военного коммунизма» пришлась на рубеж 1920—1921 гг. Эта система складывалась постепенно из комплекса административно-экономических мер, продиктованных конкретными обстоятельствами. Характерными чертами экономики периода Гражданской войны стали: жесткая централизация, разрыв горизонтальных хозяйственных связей; система управления, охватывающая всю национализированную собственность и все народное хозяйство; ликвидация частнокапиталистических элементов и передача основных средств производства в руки трудящихся; милитаризация экономики, подчинение всей хозяйственной деятельности государства интересам Гражданской войны; использование вынужденных мер типа продразверстки; инфляция и падение покупательной способности денег.
Негативные последствия «военного коммунизма» сильнее всего отразились на крестьянстве, способствовали вызреванию и взрыву антибольшевистских восстаний. Потребовались серьезные потрясения 1920—1921 гг., прежде чем советское руководство произвело корректировку экономического курса.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 635 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!