Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Боевые действия на Восточном фронте



Поражение России в войне с Японией стимулировало процесс тех­нического переоснащения армии. Одним из важнейших мероприятий

312 История России с древнейших времен до наших дней


военного ведомства стала Большая программа по усилению армии. К ее разработке приступили в конце 1912 г. Уже в 1913 г. основные по­ложения программы были одобрены Николаем II. Выполнение прог­раммы намечалось на 1914—1918 гг., а рассчитана она была на веде­ние кратковременной войны. Предполагалось большое внимание уде­лить развитию артиллерии (особенно тяжелой), которая значительно уступала германской; предусматривалось увеличение численности ар­мии на 480 тыс. человек. Развитие авиации, выпуск автомобилей для армии, создание сети новых военных училищ должны были вывести российскую армию на одно из передовых мест в мире. Военное ведом­ство приступило к реализации Большой программы еще до момента ее утверждения, 24 июня 1914 г. Однако дать сколько-нибудь заметные результаты программа не смогла — ее развитие было прервано начав­шейся войной.

Значительные финансовые затраты российское правительство вы­делило в предвоенный период и на реализацию программ усиленного судостроения, которые предусматривали создание на Балтике полной боевой эскадры. Планировалась постройка ряда кораблей и для Чер­номорского флота.

В результате увеличения в 1913 г. контингента новобранцев чис­ленность российской армии возросла и составляла к 1914 г. 1,3 млн. че­ловек. Наращивали свои вооруженные силы не только союзники (Фран­ция и Англия) и противники России (Германия и Австро-Венгрия) в предстоящей войне, но и малые страны, такие как Бельгия и Швей­цария, провозгласившие вечный нейтралитет, гарантированный вели­кими державами. Гонка вооружений приобретала широкий размах.

Система комплектования армий большинства государств на осно­ве обязательной воинской повинности давала возможность охватить военным обучением значительное число мужского населения. В резуль­тате после проведения мобилизационных мероприятий летом 1914 г. сухопутные армии воюющих сторон достигли огромных размеров: в России — 5,3 млн., во Франции — 3,8 млн. человек. Всего на стороне Антанты в тот момент времени насчитывалось более 10,5 млн. человек. Германский блок сумел выставить свыше 6,1 млн.

Большинство населения России, государственных и общественных деятелей в момент начала военных действий придерживались «ура-пат­риотических» настроений. Для менталитета личного состава русской армии летом — осенью 1914г. была характерна формула «За Веру, Царя и Отечество». Правящая верхушка страны не без основания рассчиты­вала на патриотический подъем народа, стойкость, мужество и предан­ность идее освободительной войны против «германского рабства», за счастье славянских народов. Не случайно, что по первому зову 96% подлежащих призыву явились на мобилизационные пункты.

Германская армия вступала в войну, имея на вооружении план, раз­работанный бывшим начальником Большого генерального штаба ге­нерал-фельдмаршалом А. Шлиффеном. Сменивший в 1906 г. А. Шлиф-фена на этом посту Г. Мольтке (младший) продолжил однажды вы­бранный курс,

Глава 11 Российская империя в начале XX в.: на путях к революции 313


который предусматривал концентрацию германских войск на бельгийской границе, а затем выход на территорию Франции. На 40-й день после начала войны германская армия, разгромив Фран­цию, должна была отправиться на помощь Австрии и совместными усилиями сокрушить русского колосса.

Главнокомандующим русской армией с июля 1914 г. был двоюрод­ный дядя царя, генерал от кавалерии, великий князь Николай Николае­вич (младший). Кампания 1914 г. на Восточном (Русском) фронте на­чалась с Восточно-Прусской операции. Россия вступила в войну, не успев полностью закончить мобилизацию своих сил. Тем не менее, вер­ная обязательствам, данным союзникам по Антанте (Англии и Фран­ции), русская армия начала наступать уже в августе, спасая Францию от близкого разгрома. После первых успехов в Восточной Пруссии 1-й армии генерала П. К. Ренненкампфа русское командование не су­мело правильно оценить обстановку. Был сделан ошибочный вывод: германские части разгромлены и отступают. Командующий 8-й немец­кой армией генерал П. Гинденбург, перегруппировав свои войска, пред­принял контрнаступление. Пассивность П. К. Ренненкампфа привела к тому, что 2-я русская армия под руководством генерала А. В. Самсонова была окружена и разгромлена, а ее командующий застрелился. В сентябре 1914 г. немцы вытеснили российские войска за пределы Вос­точной Пруссии, хотя полностью разбить их не смогли. Одновременно (в августе — сентябре 1914 г.) боевые действия русских армий развора­чивались в Галиции. Там австро-венгерские войска понесли тяжелые потери и вынуждены были отступить, потеряв до 400 тыс. человек (включая 100 тыс. пленными).

В 1915 г. германское командование приняло решение о перенесе­нии главного удара с Западного (Французского) на Восточный фронт. Число германских дивизий увеличилось здесь в четыре раза. Россия оття­нула на себя более 60% сил германского блока. В результате первые побе­ды русского оружия на фронтах войны сменились серией катастрофиче­ских поражений. Расчеты снабжения армии, составленные военным ве­домством, оказались занижены. В результате русская армия с первых дней войны ощутила недостаток винтовок, патронов, орудий, снарядов, средств связи и т. д. Ошибки командования, огромные потери, слабое снабжение вооружением, неудачи на фронте серьезно отразились на моральном со­стоянии армии и всей страны, вызвав политический кризис.

В 1915 г. под напором превосходящих сил противника русская армия оставила Галицию. Фронт откатился на восток на 200—300 км. Неудачный ход боевых действий привел к кадровым перестановкам. Верховный главнокомандующий, великий князь Николай Николаевич, в августе 1915 г. был смещен со своего поста и отправлен на Кавказ, где России противостояла Турция. Во главе русских армий встал Николай II, а обязанности начальника штаба Ставки принял на себя генерал М. В. Алексеев.

Наиболее яркой страницей войны на Восточном фронте в 1916 г. стали действия русских войск под командованием генерала А. А. Бру-

314 История России с древнейших времен до наших дней


силова. Решение о начале наступления было принято 1 (14) апреля совещании в Ставке. Главный удар должны были нанести войска Западного фронта под командованием генерала А. Е. Эверта. Реальное-между тем скорректировала первоначальные планы. Наступление русских армий Юго-Западного фронта под командованием А. А. Брусилова продолжалось с мая по октябрь. В результате вся Буковина, значительная часть Восточной Галиции оказались очищены от австро-вен­герских войск. Только убитыми и ранеными в ходе «Брусиловского прорыва» противник потерял до 1,5 млн человек. Однако до полной победы над врагом было очень далеко. За годы войны армия претерпе­ла существенные изменения. Пехотные полки по нескольку раз обнов­ляли свой рядовой и офицерский состав: потери убитыми и ранеными достигали 400—500% и более. Пехота (или инфантерия), являясь ос­новным родом войск, оказалась изрядно потрепанной еще во время летнего отступления 1915 г. К осени 1917 г. кадровые офицеры состав­ляли лишь около 4% от всего офицерского корпуса русской армии, а остальные 96% являлись офицерами военного времени.

Официальные сводки штабов и армий свидетельствовали об изме­нении отношения солдат к войне, о падении дисциплины в войсках. Стремление к миру, скорейшему окончанию длительной войны стано­вится главным в настроениях армии.

Отчаянную попытку предотвратить разложение армии предприняло в 1917 г. командование Юго-Западного фронта — началось формирова­ние женских «батальонов смерти». Инициатором их создания выступи­ла М. Бочкарева, прошедшая всю войну. Опыт с созданием женских во­инских частей оказался неудачным. Женщины на фронте не смогли во­одушевить солдат-мужчин, которые упорно не желали воевать.

Стремление солдат к мирной жизни проявлялось в самых различ­ных формах. Широкий размах приобрели братание на фронте с про­тивником и дезертирство. Последнее, как форма протеста широких масс против войны, выросло со 195 тыс. в феврале 1917 г. до 2 млн человек к октябрю 1917 г. Поистине пророческой оказалась записка одного из лидеров консервативного крыла Государственного совета, П. Н. Дурнова, адресованная в феврале 1914 г. Николаю И. В ней он предсказы­вал возможность революции в том случае, если Россия даст вовлечь себя в вооруженный конфликт против Германии.

Положение в экономике и «кризис верхов»

Мировая война стала начальным этапом тех огромных деформа­ций во всех отраслях национального хозяйства, которые обрушились на Россию. Наиболее тяжелые последствия война оказала на числен­ный состав рабочей силы, сократив ряды квалифицированных кадров. Мобилизации изъяли, по различным оценкам, от 14 до 19 млн человек. Недостаток на промышленных предприятиях мужчин-рабочих пыта­лись компенсировать женщинами и подростками.

Ухудшение качественного состава рабочей силы привело к паде­нию производительности труда. Среднее снижение квалификации ра-

Глава 11 Российская империя в начале XX в.: на путях к революции 315


бочих столицы за 1914—1916 гг., по оценкам известного экономиста С. Г. Струмилина, составило 10%. На предприятиях, которые работа­ли непрерывно, отмечался болезненный процесс роста производства, вырабатывавшего оружие. К 1917 г. усилились те отрасли промышлен­ности, которые работали на войну (оружие, обмундирование, питание) и на ее тыл. Все другие — мало или совсем не связанные с обслужива­нием войны — находились в упадке.

К 1917 г. в России остро ощущался топливный, сырьевой и транс­портный кризисы. Добыча нефти в стране сократилась с 10,4 млн т в 1916 г. до 8,4 млн т в 1917 г. По авторитетному свидетельству одного из лучших знатоков национального хозяйства тех лет, профессора В. И. Гриневец­кого, с 1916 г. эксплуатация железных дорог «все время шла под гору».

В первые дни войны был предпринят шаг, сыгравший крупную роль в истории денежного обращения России — приостановлен размен кре­дитных билетов на золото. Правительство оказалось перед необходи­мостью изыскать дополнительные средства для финансирования вой­ны. Источником таких средств должна была стать эмиссия кредитных билетов. В обращении увеличивается количество не обеспеченных зо­лотом бумажных денег. Золотая, а за ней серебряная и медная монеты исчезают из оборота, оседая на руках у населения.

Расходы России на ведение войны достигают колоссальных цифр: к концу 1914 г. — до 12 млн руб. в день, к концу 1915 г. — до 28 млн, к концу 1916 г. -- до 46 млн, в середине 1917 г. — до 67 млн. В целом расходы государства на войну составили до конца 1917 г. 48 млрд руб. Одним из источников финансирования войны стали внутренние зай­мы. До февраля 1917 г. в России было реализовано шесть займов, от которых царское правительство выручило 7,5 млрд руб. Однако, несмот­ря на предпринимаемые попытки достичь финансовой стабилизации, все усилия в этом направлении оказались тщетны. Покупательная спо­собность русского рубля к февралю 1917 г. упала до 27 коп. Возросла внешняя задолженность России и ее зависимость от зарубежных кре­диторов.

Несмотря на оптимистические прогнозы российских военных, вой­на приобрела затяжной характер. Уже в 1915 г. в либеральных слоях общества стала вызревать мысль о том, что не следует безоговорочно поддерживать правительство. Критика царя и его окружения приобре­тала все более острый характер. Одним из объектов нападок стала им­ператрица. Известный черносотенный деятель В. М. Пуришкевич пи­сал в дневнике, что «Александра Федоровна распоряжается Россией как своим будуаром, но назначаемые на министерские посты благодаря ей и Распутину люди чувствуют себя настолько непрочно, что даже не пе­реезжают на казенные квартиры, а остаются на своих частных».

По свидетельству французского посла в России М. Палеолога, во второй половине 1915 г. русская пресса начала активно рассказывать о темном происхождении, воровстве, кутежах, разврате, интригах и скандальных связях с высшим обществом Г. Е. Распутина — авантю­риста, стоявшего за спинами царя и царицы. Первоначально газетчи-

316 История России с древнейших времен до наших дней


ки избегали намеков на близость Распутина к коронованным особам Однако вскоре вся Россия заговорила о том, что «царь с Егорием а царица с Григорием».

Через Александру Федоровну Распутину удавалось влиять и на дей­ствия армии. Первоначально ему мешал в этом «деле» великий князь Николай Николаевич (двоюродный дядя царя), являвшийся Верховным главнокомандующим русской армией до августа 1915 г. и обещавший по­весить Распутина, если тот вдруг появится в Ставке. После устранения Николая Николаевича со своего поста старец стал свои «стратегические советы» доводить до сведения Николая II в форме пересказов «снов» и «видений». Особую активность в этом направлении Распутин и императ­рица развили во время наступления русской армии летом 1916 г., стре­мясь сорвать успех Юго-Западного фронта под командованием гене­рала А. А. Брусилова.

Вмешательство «темных сил» в дела государства подействовало раньше других на экстремиста Пуришкевича, который произнес став­шую исторической фразу о «министерской чехарде». Личные качества ряда министров этому только способствовали. Недаром Распутину при­писывается оценка, данная главе МВД А. Д. Протопопову, у которого «честь тянется как подвязка».

Убийство Распутина, совершенное в ночь с 16 на 17 декабря 1916 г. группой заговорщиков во главе с Пуришкевичем, не могло изменить ситуации и предотвратить революцию. Не случайно проницательный монархист В. В. Шульгин, которого Пуришкевич посвятил в это дело, заметил, что убийство Распутина бессмысленно: «Убьете его — ничего не изменится».

Российская культура на рубеже веков

Начало XX столетия стало временем перелома не только в полити­ческой и социально-экономической сферах, но и в духовной жизни российского общества. Своего расцвета достигли многие направления отечественной культуры. Правда, общий уровень грамотности населе­ния в это время оставался чрезвычайно низким. К 1913 г. в России проживало около 164 млн человек. Государственных средств на нужды образования катастрофически не хватало. Официальные данные ста­тистики показывали неприглядную картину в области народного про­свещения. Перепись населения империи 1897 г. зарегистрировала лишь 21% грамотных. В 24 губерниях (из 50 губерний Европейской России) он не достигал даже 20%. «Рекордсменом» в этом отношении являлась Псковская губерния, где умевших читать насчитывалось всего 14,6% на­селения (для сравнения — в Прибалтийских губерниях процент грамот­ных составлял 70—80%, в Санкт-Петербургской губернии — 55, а в Мос­ковской — 40%).

В начале XX столетия ситуация стала улучшаться. К 1914 г. в России насчитывалось около 124 тыс. начальных учебных заведений, принадлежавших министерству народного просвещения, ведомствам православного исповедания и т. д. Росло число частных учебных заве­

Глава 11 Российская империя в начале XX в.: на путях к революции 317


Начальным школьным образованием было охвачено 30,1% детей в возрасте от 8 до 11 лет (в городах — 46,6%, в сельской местности — 28,3%).

Трансформировалась и система высшего образования — росло ко­личество дипломированных специалистов. Только с 1909 по 1913 г. юридическое образование получили около 15 тыс. человек, стали вра­чами — 8,4 тыс., педагогами — 8,4 тыс., инженерами фабричного про­изводства — 4,5 тыс. вчерашних студентов. Помимо увеличения числа выпускников российских вузов, четко обозначилась тенденция, направ­ленная на изменение социального состава студенчества. По подсчетам А. Е. Иванова, процент детей дворян, чиновников и офицеров среди общей массы студентов университетов сократился с 52% в 1900 г. до 36% в 1914 г. В то же время процент детей купцов, мещан, крестьян, казаков и т. д. вырос с 22 до 49,7%-

В начале XX столетия стремительно развивалось книгоиздательское дело. Если в 1908 г. в России было выпущено немногим более 18 тыс. наименований книг на русском языке, то в 1913 г. — уже около 27 тыс.

Противоречивые политические и социальные процессы начала XX в. обусловили многообразие форм художественной жизни. Живопись, архитектура, музыка, театр выступили за обновление художественного языка. В конце 1890-х гг. оформилось художественное объединение «Мир искусства», одним из организаторов и идейным руководителем которого стал живописец, график, театральный художник и историк искусства А. Н. Бенуа. Программу «Мира искусства» сформулировал С. П. Дягилев. «Мирискусники» (М. В. Добужинский, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов и др.), признавая за художественным твор­чеством миссию духовного преобразования общества, утверждали принципы творческого индивидуализма, «свободного», «чистого» ис­кусства. Они выступали с критикой академизма и передвижничества, хотя и признавали за последним его историческое значение. В творчест­ве мастеров «Мира искусства» получили развитие портрет (К. А. Со­мов), исторический жанр (Н. К. Рерих), национальная романтика в стиле «модерн» (И. Я. Билибин), достигла расцвета книжная и жур­нальная графика (А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, К. А. Сомов, Е. Е. Лан­сере, М. В. Добужинский).

В 1903 г. по инициативе московских художников возникает одно из самых крупных выставочных объединений начала XX в. (просущест­вовавшее до 1923 г.) — «Союз русских художников». Первоначально в его состав вошли почти все заметные деятели «Мира искусства». Среди основных жанров «Союза» отмечается национальный пейзаж и картины крестьянской России (К. А. Коровин, И. Э. Грабарь, К. Ф. Юон).

В период революции 1905—1907 гг. некоторые художники (И. Я. Би­либин, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансе­ре) выступили как мастера политической сатиры. Вокруг журналов «Жало», «Жупел» и его приложения «Адская почта» группировались крупные художественные силы, боровшиеся с самодержавием за де­мократические свободы. Карикатуры на Николая И, генералов, цар-

318 История России с древнейших времен до наших дней


ких министров выделялись своей остротой и злой иронией. Они сви­детельствовали о гражданской позиции художников в переломное для России время.

Наряду с многочисленными художественными объединениями предреволюционной поры («Голубая роза», «Бубновый валет», «Ми­шень»), свидетельствовавшими о противоречивости художественных исканий, подтверждением жизненности национальных традиций, древ­нерусской живописи было творчество К. С. Петрова-Водкина, ставшего впоследствии видным мастером советского искусства. В его знамени­той картине «Купание красного коня» (1912) юноша на ярко-красном коне вызывает ассоциации с образом Георгия Победоносца.

Начало XX в. — время господства стиля модерн в архитектуре. Возводятся банки, гостиницы, особняки для буржуазии, доходные дома (Ф. О. Шехтель, В. М. Васнецов, А. В. Щусев). В Петербурге П. Ю. Сюзор в 1902—1904 гг. строит здание компании «Зингер» на Невском проспекте.

Русская скульптура этого времени отождествляется прежде всего с именами П. П. Трубецкого (бронзовый памятник Александру III, уста­новленный в 1909 г. в Петербурге на Знаменской площади), А. С. Го­лубкиной («Идущий», 1903; «Сидящий», 1912) и С. Т. Коненкова («Ника», 1906; «Стрибог», 1910).

Одной из ярких страниц в истории духовной жизни и национальной культуры нашей страны является русская поэзия начала XX в. Поэзия чутко реагировала на социальные и политические потрясения эпохи. Появились первые произведения «пролетарских» поэтов. В их творчест­ве (прежде всего М. Горького) преобладающими становятся убежден­ность в правоте своего дела и уверенность в неизбежной и близкой побе­де пролетариата. Стихи часто становились популярными революцион­ными песнями («Смело, товарищи, в ногу...» Л. Радина, «Варшавянка» и «Беснуйтесь, тираны...» Г. Кржижановского), а переведенный А. Коцем рабочий гимн французского поэта Э. Потье «Интернационал» и вовсе стал позднее гимном партии большевиков.

Вместе с тем рубеж XIX—XX вв. — время оформления русского сим­волизма, объединившего в своих рядах поэтов, придерживавшихся са­мых разноречивых взглядов (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережков­ский, 3. Гиппиус). Они рассматривали символизм как новый этап в по­ступательном развитии искусства, пришедший на смену реализму, и во многом исходили из концепции «искусства для искусства».

В начале второго десятилетия XX в. появились два новых поэти­ческих течения — акмеизм и футуризм. Творчество талантливых поэ­тов-акмеистов (Н. Гумилева, А. Ахматовой, С. Городецкого, О. Ман­дельштама), выступавших против символизма, выходило за рамки про­возглашенных ими теоретических принципов. Каждый из них вносил в поэзию свои мотивы и настроения, свои поэтические образы. Футурис­ты, объявлявшие себя противниками современного буржуазного общест­ва, провозглашали полный отказ от любых литературных традиций, от классического наследия. Футуризм объединял различные группиров­ки: кубофутуристов (В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский),

Глава 11 Российская империя в начале XX в.: на путях к революции 319


эгофутуристов (И. Северянин), группу «Центрифуга» (Н. Асеев, Б. Пас­тернак и др.).

Среди новых течений в русской поэзии той поры сохраняли свои позиции И. Бунин, стремившийся продолжить традиции русской клас­сической поэзии; Саша Черный, называвший себя «хроническим» са­тириком; М. Цветаева с ее «поэтической отзывчивостью на новое зву­чание воздуха».

В русской литературе реалистическое направление на рубеже сто­летий продолжали развивать такие авторы, как Л. Толстой, А. Чехов, А. Куприн, В. Вересаев и др.

Яркие страницы в развитии театрального искусства вписала В. Ф. Комиссаржевская, основавшая в 1904 г. в Петербурге драматический те­атр, в котором ставились пьесы Чехова, Ибсена, Стриндберга. Премье­ры спектаклей «Дачники» и «Дети солнца» М. Горького вылились в настоящие политические демонстрации.

В 1908 г. главным режиссером Александрийского театра был на­значен В. Э. Мейерхольд, выдвинувший программу «театрального тра­диционализма». Ведущими артистами театра являлись К. А. Варламов, М. Г. Савина, В. Н. Давыдов. Премьера «Маскарада» М. Ю.Лермон­това в постановке Мейерхольда состоялась накануне февраля 1917 г. и отразила образ обреченной на гибель пышной империи.

В начале XX в. создавались и многочисленные экспериментальные театры, студии, артистические кабаре — «Бродячая собака», «Привал комедиантов» и др.

Одним из центров театральной жизни был Московский художест­венный театр, основанный в 1898 г. режиссерами и теоретиками театра К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

Конец XIX—начало XX в. — период расцвета музыкально-испол­нительского искусства. Мировое признание получили петербургские исполнительские школы А. Г. Рубинштейна, А. Н. Есиповой (форте­пианная), Л. С. Ауэра (скрипичная), А. В. Вержбиловича (виолончельная). На театральной сцене выступали певцы Ф. И. Шаляпин, И. В. Ершов. Симфоническая и камерная музыка того времени неразрывно связана с именами А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина. Освое­нию лучших образцов музыки способствовал кружок «Вечера совре­менной музыки» (1900—1912), в котором состоялись творческие дебю­ты И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Н. Я. Мяковского.

Глава 12. РОССИЯ В РЕВОЛЮЦИИ

И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ. 1917-1921 гг.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 499 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...