Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Патриарх Никон и церковный раскол



Столь значительная централизация власти не могла не сказаться и

на отношениях государства и церкви. Между этими силами отношения и прежде складывались не всегда гладко. Конфликты возникают уже с конца XIV в., но один из наиболее драматичных произошел при первых Романовых.

К середине века положение церкви было непростым. Сказывались Последствия Смуты, а главное, рост государства, региональные разли-

160 История России с древнейших времен до наших дней


чия, отдаленность многих мест от центра — все это осложняло церковную деятельность. Современники сетуют на то, что накопилась масса разночтений в церковных службах, многие обряды не соблюдается а морально-нравственный облик духовенства низок.

Еще в 40-е гг. в Москве возник кружок «ревнителей древнего благочестия», который группировался вокруг царского духовника Стефана Бонифатьева (Вонифатьева, Внифантьева). В него входил настоятель Казанского собора в Москве Иоанн, царский постельничий Федор Ртищев. Бывали на собраниях кружка и провинциальные священники Авакум Петров и др.). Одним из членов кружка был уроженец Нижегородской земли Никита Минов — Никон. Никон родился в 1605 г. в Нижегородском уезде в семье крестьянина. Он рано овладел грамотой и в 20 лет стал священником. В 1635 г. он постригся в монахи в Соловецком монастыре. В 1646 г., будучи в Москве, он встретился с царем Алексеем.

Началась головокружительная карьера Никона. Для начала он полу. место архимандрита столичного Новоспасского монастыря. В это время развернулась деятельность вышеупомянутого кружка «ревнителей»

Оберегая «древнее благочестие», ревнители стремились бороться с пороками, укоренившимися среди духовенства, с теми новшествами которые появились в русской церкви. Часто эти «новшества» были связаны с влиянием языческой стихии, а то и просто практики — напри мер, произвольное сокращение церковной службы. Все члены кружка считали, что необходимы церковные реформы.

Споры начинались, когда речь заходила о выборе образцов, которым надлежало следовать при исправлении веры. Одни считали, что заоснову надо взять древнерусские тексты, которые подвергались, как они считали (и не без основания), минимальным изменениям. Другие отдавали предпочтение греческим оригиналам. Последнего взгляда придерживался и Никон.

Став в 1652 г. патриархом (с 1648 г. он был новгородским митрополитом), Никон порвал с кружком, изгнал членов его из Москвы, а сам энергично взялся за проведение церковной реформы. Никон ошибался, считая византийские оригиналы более правильными. Дело в том, что они подверглись значительной переработке в после византийский период в южнославянских землях и на Украине. Эта ошибка Никон привела к драматическим последствиям в нашей истории.

Властный патриарх был одно время и личным другом царя. Он претендовал на власть не меньшую, чем была у Филарета. Более того, со временем он стал подчеркивать превосходство церковной власти над светской. Патриарх стал фактически соправителем царя, подмял под себя Боярскую думу, а во время отсутствия царя старался полностью его заменить.

Со временем царь стал тяготиться властной опекой патриарха, и отношения между ними охладевали. Инициатива разрыва исходила от Никона. Он публично в 1658 г. отрекся от патриаршества и удалился в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь. Он явно передо» ценил свои силы и влияние. Видя, что царь не реагирует на его выпал

Россия в XVII в. 161

Никон пошел на попятную, но тут уже царь стал проявлять строптивость не хотел возвращения патриарха назад. Борьба продолжалась 8 лет церковный собор 1666 г. с участием восточных патриархов вынес приговор: Никон простым монахом был отправлен в Ферапонтов монастырь

Однако с уходом Никона проведение реформы не было остановлено теперь за нее с удвоенной энергией взялся сам царь. Церковный собор 1666—1667 гг. объявил проклятие всем противникам реформы, предал их суду «градских властей», которые должны были руководствоваться и статьей Уложения. По этой жестокой статье предусматривалось сожжение на костре всякого, кто «возложит хулу на господа Бога». От такой и казни пал один из наиболее рьяных деятелей раннего раскола —протопопов Аввакум.

Собор стал своего рода вехой — после него споры о вере были перенесены гущу народных масс. Противники никониан получили со времени название старообрядцев. Старообрядчество становится знаменем не многих оппозиционных правящему режиму движений, вбирает в себя недовольных властью. Уже к концу века можно говорить о старообрядчестве как о довольно широком движении.

Сугубо религиозное движение стало перерастать в политическое и социальное уже в 60—70-е гг. Об этом свидетельствует Половецкое восстание 1668—1676 гг. Иноки северного монастыря наотрез отказались принять новые исправленные книги. Долго длилась осада монастыря царскими войсками — он был хорошо укреплен, в нем хранилось мню продовольствия. Восстание приобрело и политическую окраску: монастырский собор вынес постановление, «чтоб за великого государя Богомолье оставить». Только измена позволила правительственным шинкам взять монастырь.

Когда говорим о расколе, не стоит думать, что позиции официаль­ной церкви в это время были значительно ослаблены. Правда, Уложение ограничило рост церковного землевладения, урезало иммунитетные права монастырей. Но церковь еще сохраняла огромные земельные богатства. Собор 1667 г. подтвердил независимость духовной власти от светской и настоял на упразднении Монастырского приказа, отме­не практики суда светского учреждения над духовенством.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 348 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...