Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Статус и воля вместо достоинства и свободы



Есть и обратная сторона. Чего ожидают от государства? Во-первых, постоянно есть ожидание экспроприации. В 2006—2007 годах бизнесмены постоянно спрашивали экономистов: «Ну не может же быть так долго. Ведь должны же прийти и отнять?!» Кстати, это фиксируется не только в России. Даглас Норт доказал, что при наличии вертикального контракта (административной вертикали – С.М.) правитель никогда не заинтересован в достижении подданными максимального благосостояния, потому что это увеличивает их переговорную силу, протестный потенциал (политологи называют это «закон Токвиля»), поэтому периодически должны проводиться конфискационные реформы. Это закономерность.

Но есть и второе — разрешение казнокрадства. Я процитирую историка Евгения Тарле, который привел анекдот из эпохи экономического подъема 80-х годов XIX века. «Приходят к высокому чиновнику и говорят: «Мы дадим Вам три тысячи, и об этом не будет знать ни одна живая душа». А тот отвечает: «Дайте пять тысяч и рассказывайте кому хотите». Нынешняя ситуация не отличается — ведь на всех есть чемоданы компромата.

Спустя 120 лет, не взирая на двукратную смену политического режима, возникла типологически подобная ситуация, воспроизведенная национальным социо-культурным архетипом (С.М.)

Ну и что? От власти и не ожидается, что она не будет воровать. Требуется, чтобы она не убивала. И фактически возникает негативный контракт: власть ожидает, что люди не будут платить налоги, а люди ожидают от власти казнокрадства. Понятно, что такой контракт нужно прикрывать мнимой сделкой. Ведь предполагается, что люди должны платить налоги и т.д. Это очень точно отразил Жванецкий еще в 80-е годы. У него был рассказик «Разговор народа с властью», где власть убеждает народ, что надо работать и что она о нем заботится. А народ говорит: «Да-да». А сам все время что-то откручивает, прячет за спиной.

Когда сталкиваются внешняя и внутренняя стороны сделки, побеждает именно внутреннее содержание. Откуда такое изуверское обоснование по УДО Ходорковского: «Не желал учиться быть швеей-мотористкой»? Это подчеркивание того, где доминирующая сторона контракта, а где вторичная. Власть руками не трогать! При таком контракте эффективность и моральная ситуация не очень хороши. Есть ли пути для развития? Да. Но только выход на внешнее поле дает позитивный вектор.

Понятно, почему экспансия устраивает элиты. Но почему это устраивает массы? Я думаю, что здесь действует ряд компенсационных механизмов. Расширение пространства при торможении развития дает некоторый баланс и положительные эмоциональные ощущения. Я, например, испытываю положительные эмоции от того, что в Абхазию можно ездить без границ, а Арктика — это наша экономическая территория. Есть несколько положительных эффектов. В.К. Кантор писал о толерантности империи. Откуда она? При расширении пространства растут издержки контроля над каждой единицей в этом пространстве. И идет ослабление давления. Происходит включение твоих бывших конкурентов, которые раньше возили спирт из Южной Осетии по каким-то непонятным правилам, в систему правил, которые контролируемы для империи.

Но происходят и более важные вещи на уровне ценностей. Отсутствие человеческого достоинства внутри страны компенсируется статусом принадлежности к великой державе. Алла Гербер как-то процитировала таксиста, который сказал про советское время: «Сам-то я был дерьмо полное, а страна какая великая была!» Наконец, воля — это ценностное понятие, которое неэквивалентно свободе. Оно включает в себя выход на пространственную свободу — «выход на волю». Дополнение авторитаризма экспансией создает гармонию и некоторые позитивные ожидания. Каждый раз в такой ситуации возникает еще и надежда на то, что империя будет заниматься модернизацией. Эту надежду высказывал еще Пушкин: «Правительство — единственный европеец» (это про империю Николая I!). Позвольте с этим не согласиться.

(Окончание следует)

А. Аузан. Пересчет маршрута Новая газета 1.12.2008

«Новая» завершает публикацию газетной версии очередной публичной лекции Александра Аузана, прочитанной в клубе Bilingua в рамках проекта «Публичные лекции. Полит.ру». Нынешняя лекция — «Национальные ценности и российская модернизация: пересчет маршрута» — была прочитана профессором Аузаном в октябре этого года в том же клубе Bilingua. Первая часть («Снова мимо») была опубликована в № 86 «Новой газеты».





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 383 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...