Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Коррупция – несет огромный риск обществу и государству, вплоть до распада



Риск -мера опасности; включает в себя вероятность катастрофического события и ущерб от его наступления. Один из современных разделов социологии – социология риска. Помимо техногенных, природных и экологических катастроф, выделяют катастрофы социально-политические. Именно они, в ходе опросов, признаются едва ли не самыми опасными. Одним из значимых факторов, создающих опасность катастроф является уровень нравственности: недолжное выполнения обязанностей, нарушение запретов.

Бифуркация. В социальных науках под бифуркацией понимают критическую ситуацию выбора обществом траектории дальнейшего исторического движения из нескольких возможных альтернатив. Для примера, в 1917 г. общество могло двинуться по пути построения буржуазно-демократической республики, однако предпочло диктатуру в форме советской республики и утопический проект построения социализма и коммунизма. Следующей точкой бифуркации был 1991 г., когда общество отказалось от советского общественно-исторического проекта, попытавшись вернуться к буржуазно-демократической модели развития. Следует отметить: историческое движение общества - это всегда выбор одних альтернатив при отказе от других. И выбор той или иной альтернативы – траектории движения общества, в конечном счете, определяется ценностями, доминирующими в массовом сознании. И потому, политический выбор обусловлен предпочтениями культурными. Характерные признаки точки бифуркации: неустойчивость предшествующего состояния; чувствительность к малым воздействиям, которые могут иметь большие следствия, вплоть до катастрофических скачков.

Право

Социолог имеет дело только с фактологическим контекстом права, его условиями и социальными последствиями. Н. Луман

По сути, право является общественной конвенцией, выработанной человечеством для предотвращения и разрешения конфликтов. Первоначально, правовой кодекс, как «прейскурант искупления вины», мера наказания в зависимости от тяжести проступка, был призван заменить кровную месть, приводившую к неизбежному взаимоистреблению соплеменников. В ходе дальнейшего развития право приобрело значение важнейшей цивилизационной и цивилизующей инновацией, инструмента совершенствования, рационализации жизни общества. В России, в силу многообразия исторических и социальных причин, право до настоящего времени должным образом не освоено ни элитарным, ни тем более массовым сознанием.

Характеризуя правосознание России XIX в., Герцен писал: “Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школою. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы он звания ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство”.

- Острота для России проблемы дезорганизации и распада обуславливает особый интерес к механизмам обеспечения стабильности и сохранения единства социума. Важнейшим из этих институтов является право – универсальный инструмент предотвращения и разрешения масштабных конфликтов, достижения и поддержания макросоциального компромисса.

В ходе исторического процесса, равенство перед законом заменило привилегию в качестве основополагающего принципа социальной организации (Зидентоп. «Демократия в Европе»).

- Право, в современном обществе, не отождествляется с велениями верховного правителя. В современном обществе право (законодательство и правоприменительная практика) рождается в ходе и в результате политического процесса, и потому политика есть двуединый и неразрывной политико-правовой процесс. Какова политика – таково и право. Если политика, отданная образованным сословием (интеллигенцией) на откуп нечистоплотным дельцам – «дело грязное», то неизбежно в грязи будет вываляно право, суд будет коррумпирован, а «закон – что дышло»

- Социально справедливым может быть только правовое государство. В неправовом государстве нет и не может быть гарантий трудовой частной собственности, что разрушает созидательную мотивацию граждан.

- Свобода существует лишь в пространстве закона. Екатерина II, в своем «Наказе» писала: «Вольность (свобода), есть право все делать, что законы дозволяют. Если бы, какой гражданин мог делать запрещаемое законами, там бы уже больше вольности не было, ибо и другие имели бы равные возможности » - т.е. нарушать закон, творить произвол. Т.о. «Свобода = Воля + Право».

- Фундаментальная социо-культурная причина Октябрьской революции и Гражданской войны 1918-1921 гг., как масштабного социального конфликта в его острейшей форме – отсутствие в Российской империи эффективных политико-правовых/партийно-парламентских инструментов достижения макросоциального компромисса. За 12 лет своего существования (1905 – 1917 гг.) политические партии и Государственная Дума дореволюционной России сумели сделать только первые неуклюжие шаги. В ходе и в результате Гражданской войны исторически закономерно возник политический режим диктатуры.

Согласно определению Ленина, диктатура – это власть, опирающаяся на насилие, не ограниченное никаким законом. Воздвигнутая революционерами неправовая государственность стала базовым, фундаментальным условием, позволившим Сталину в ходе Большого террора расправиться с соратниками Ленина. Естественная необходимость ротации элит, при отсутствии цивилизованных политико-правовых механизмов такой ротации, неизбежно приняла форму Большого террора, в ходе которого творцы октябрьской революции и победоносной Гражданской войны почти поголовно погибли.

- За семь десятилетий диктатуры общество не могло приблизиться, и не приблизилось к правовому государству. Однако сложное многоукладное российское общество в процессе жизнедеятельности не может не порождать масштабных социальных противоречий (глубокая и продолжающая углубляться имущественная поляризация). В начале XXI в. Россия, фактически заново, осваивает партийно-парламентскую систему разрешения этих противоречий. И к 2008 г. (17 лет спустя после начала реформ) общество все еще не располагает эффективными, пользующимися доверием населения политико-правовыми институтами. Если не успеем их освоить, страну ждет не самое светлое будущее.

- В отсутствии верховенства Закона невозможны ни Свобода, ни Демократия. Если нет законоправия, свобода неизбежно вырождается в своеволие немногих сильных и наглых, что в принципе несовместимо с Демократией. Демократия – есть власть большинства в рамках закона и подчиненная закону. Сам же закон возникает в ходе и в результате двуединого, неразрывного политико-правового, партийно-парламентского процесса, где депутаты-представители меньшинства имеют гарантированную возможность добиваться отражения в законе интересов этого меньшинства.

Пресловутый административный ресурс постоянно стремитсяотклонить в свою пользу российский политический процесс от его правовых оснований: Конституции, закона о выборах, закона о гарантиях прав граждан и т.п., однако полностью отбросить право, хотя бы декларативное, бюрократия не в состоянии, не смеет, опасаясь социального хаоса с его непредсказуемыми последствиями, в т.ч. для самой бюрократии.

Поэтому, продвигая те или иные решения в своих интересах, элиты вынуждены придавать им форму закона. Именно этим обусловлено их стремление захватить ключевые позиции в законодательной системе: федеральном парламенте (в Государственной Думе и Совете Федерации) и законодательных собраниях регионов.

- Доминирование в России силового способа разрешения конфликтов над правовым – избирательное применение «права» - характерный признак несовременного, во многом архаичного общества. Насилие получило в СССР воплощение и оправдание, как неотъемлемый элемент культурного сценария на всех этапах строительства государственного социализма: как неизбежное средство подавление контрреволюции, «наведения порядка», борьбы с буржуазией и кулаками, борьбы с левым и правым уклоном в партии большевиков, затем с «врагами народа», космополитами, с мировым империализмом, со стилягами, с диссидентами и, в конце-концов, общества с самим собой.

- Коренной вопрос, который в решающей степени определит будущее России – борьба за правовое государство. Успех во многом зависит от массового освоения политико-правовой культуры. В неправом государстве нет и не может быть гарантий трудовой частной собственности, что разрушает созидательную мотивацию населения.

- Роль права в жизни современного общества выразительно иллюстрирует мнение Милтона Фридмена, Нобелевского лауреат по экономике: «Вскоре после падения Берлинской стены и распада Советского Союза меня часто спрашивали: что надо сделать бывшим коммунистическим странам, чтобы иметь рыночную экономику? И я отвечал: вы можете описать это в трех словах - приватизация, приватизация и еще раз приватизация. Но я оказался не прав. Пример России свидетельствует об этом. Россия провела приватизацию, но так, что были созданы, по сути, частные монополии, частные системы централизованного планирования, которые заменили централизованное планирование государства. И оказалось, что верховенство закона более фундаментальная ценность, чем приватизация. Приватизация бессмысленна, если у вас нет власти закона"

Социальный контракт. В соответствии с современными представлениями, социальный контракт это негласное соглашение, массовые ожидания населения и власти по поводу выполнения взаимных обязательств.





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 418 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...