Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Личность, общество, государство



Право – общественное явление, оно есть сторона, «часть» общества или, как говорил Гегель, его «момент».

Личность – это индивидуально определенная совокупность социально значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми.

Общество – это исторически развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности. Общество и личность – взаимообусловливающие явления, существующие лишь в неразрывном единстве.

Государство представляет собой организацию политической власти определенного общества. С точки зрения генезиса права это означает, что оно – результат естественно-исторического развития. Поскольку общество – организм, в котором все явления и процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены, право – совокупный эффект всех «моментов», сторон социального развития. Понять его вне общественно-исторического контекста невозможно.

С точки зрения структуры общества право, будучи нормативной системой, есть его сторона. Оно занимает центральное место среди всех нормативных образований, ибо включает в себя и часть их норм, если только они способствуют функционированию социального организма как целого. Наделяя участников социальных процессов правами и обязанностями, право связывает субъектов дополнительными – юридическими – узами, облачая общественные отношения, в которых эти субъекты находятся, в форму правоотношений, придавая им большую устойчивость, освобождая от произвола и случая.

С функциональной точки зрения право – мера общественно значимого поведения людей. Ограничивая свободу каждой отдельной личности свободой всех других личностей и взаимоувязывая их социально значимые поступки, оно таким образом способствует сохранению, функционированию и развитию общественного целого.

Особенности права обусловлены особенностями того общества, в котором оно появляется и существует. Как известно, право – современник общества, основанного на вещных (обменных) связях. Способствовать сохранению целого в этой ситуации – значит способствовать развитию и устойчивости рыночных отношений. В условиях рынка каждый стремится к удовлетворению своих эгоистических интересов, но в результате укрепляется социальное целое. Рудольф Иеринг имел основания утверждать, что право, которое он трактовал как защищаемый государством интерес, интегрирует современное общество.

Парадокс действия права как средства укрепления целостности общества заключается в том, что оно делает это, обеспечивая положение эгоистической личности, преследующей свои собственные цели и зачастую понятия не имеющей о сколько-нибудь отдаленных интегрирующих или, напротив, дезинтегрирующих последствиях своих поступков. Но и этот парадокс — лишь отражение противоречивой сущности общества обменивающихся субъектов.

Место права в обществе, особенности его происхождения и развития делают закономерным вывод о том, что оно не имеет собственных задач, отличных от задач общественного целого, и что его функции социальны.

Функции права – направление его воздействия на поведение людей путем нормативного закрепления и охраны предпосылок социально значимой деятельности субъектов. Оговорка, что юридические нормы регулируют поведение лишь тех субъектов, которые занимаются социально значимой деятельностью, существенна. Именно здесь намечаются границы правового воздействия, пределы вмешательства права в жизнь людей. Хотя право — норма свободы, это не означает, что его функция – ограничение свободы путем максимальной регламентации поведения субъектов. Напротив, объективное назначение юридической формы – закрепление условий свободной деятельности людей, ограниченной только необходимостью обеспечивать свободу остальных.

Если анализировать развитые социальные формы, когда в условиях Нового времени уже оформилось гражданское общество, то в соответствии с его структурой можно выделить три основных функции права, то есть три направления его действия.

Во-первых, право закрепляет условия свободной деятельности человека в сфере семьи, быта, культуры. Охраняя жизнь, честь, достоинство, неприкосновенность личности, гарантируя ей доступ к достижениям мировой культуры и образованию, оно тем самым обеспечивает предпосылки для всех остальных видов жизнедеятельности индивида, для его нормального и всестороннего развития. Иными словами, здесь право опосредствует производство самого человека, продолжений вида homo sapiens.

Во-вторых, право закрепляет экономические основы свободной деятельности личности, ее материальную и интеллектуальную собственность, гарантирует возможность владения, пользования и распоряжения принадлежащим ей имуществом, обеспечивая свободу предпринимательства, договоров, завещаний и т. д. Иными словами, здесь получают правовое опосредование производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, осуществляемые индивидами по своему разумению.

В-третьих, право обеспечивает участие личности в делах общества, возможность объединяться с другими в общественные организации и партии, лично или через выбранных лиц влиять на содержание принимаемых государственными органами политических решений, законов и актов управления; гарантирует свободу высказываний и иные способы выражения своего отношения к деятельности государства, к партиям, идеям и т. д. Иными словами, здесь право опосредует политическую свободу, отношения людей в сфере борьбы за власть, участие граждан в ее распределении и осуществлении.

Даже столь краткая характеристика функций права свидетельствует о том, что в процессе юридического нормирования индивидуального поведения чрезвычайно остро проявляются противоречия между личностью, обществом и государством.

Юридическое (формальное) равенство личности и государства, как и любых других субъектов права, состоит не в том, что они обладают одинаковыми по своему конкретному содержанию правами и обязанностями, а во взаимности их прав и обязанностей, определенных одной и той же равно-обязательной нормой права. Даже осуществляющий уголовное преследование следователь и подвергающийся уголовному преследованию обвиняемый юридически равны, поскольку следователь имеет право совершать следственные действия, подвергать обвиняемого мерам процессуального принуждения, но обязан делать это лишь строго в пределах, очерченных уголовно-процессуальными нормами и общими принципами права. Со своей стороны, обвиняемый имеет право осуществлять в свою защиту все, что не запрещено или разрешено процессуальными нормами и претерпевать лишь то, что имеет право и обязан делать по отношению к нему следователь на соответствующей правовой основе. Следователь не только должен совершить следственные действия, но обязан выполнять все законные требования и удовлетворять все законные ходатайства обвиняемого. Их юридическое равенство проявляется, таким образом, во взаимности прав и обязанностей, заданных уголовно-процессуальными нормами. Как отмечалось в нашей литературе, «в целом правовой тип отношений возможен лишь на базе сочетания правовой организации государственной власти с защитой всего комплекса прав и свобод личности, закреплением в правовых законах прав и соответствующих им обязанностей всех субъектов общественной, политической и государственной жизни».

Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль. Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.

Государство – это не только особым образом организованный разряд людей, систематически занимающихся управлением и принуждением. Государство – это также и внутреннее устройство общества, особый вид его организации как целого. Этот вид организации обеспечивает территориальное, юридическое и политическое единение населения. Государственная организация выступает как официальный, уполномоченный представитель всего общества. В силу этого отношения между человеком и обществом носят преимущественно государственно-правовой характер, поскольку от имени общества выступает государство.

В силу принципа суверенности государственной власти любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию, т. е. становится адресатом исходящих от государства общеобязательных предписаний. Устойчивая связь человека с конкретным государством находит свое выражение в институте гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях).

Соотношение личности и государства зависит от той политической системы, в условиях которой вынужден жить и развиваться человек. Так, в условиях тоталитарной системы имеет место гиперболизация роли государства, его аппарата. Государственная власть тоталитарно вмешивается в экономическую жизнь общества, его членов, даже в их личную сферу. Инакомыслие здесь подавляется, формируются господствующая государственная идеология, религия, культура, образование. Все общественные организации выступают проводниками государственной политики. Политическая система тоталитарного государства становится закрытой, всячески затруднен обмен идеями, людьми с внешним миром. Такая политическая система, в которой человек – «винтик» и не более, базируется на распределительной основе.

Иное положение личности в либерально-демократической политической системе. Она базируется на рыночной товарно-денежной основе экономической жизни общества, на практике и идеологии свободного предпринимательства. Государство здесь обеспечивает права и свободы граждан, их безопасность, их собственность. Оно имеет целью социально защитить малоимущие слои (бюджет социальной безопасности), более справедливо распределить доходы, налоги. Правовые формы деятельности государства и его органов, общественных и хозяйственных организаций, индивидов становятся главным инструментом достижения политических и экономических целей. Либерально-демократические политические системы являются открытыми: обмен идеями, знаниями, товарами, людьми, инвестициями становится их характерной чертой. Такие политические системы реализуют не только и не столько классовые, сколько общенациональные интересы. Личность в этих условиях имеет гарантии достойного существования и развития.

Таким образом, в обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и обществом в целом. Государство рассматривается здесь как организация, подчиненная общественным интересам и контролируемая обществом. Человек, «человеческое измерение» являются точкой отсчета такого общества. Идея гармонизации отношений личности и государства находит выражение в теории и практике правового государства.





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 1673 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...