Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мусульманское право



Согласно историческим исследованиям и священному преданию, ислам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии. Доисламские арабы – один из многих семитских народов, издавна обитавших в этом районе Ближнего Востока. На рубеже VI–VII вв. Аравия переживала политический, социальный, идеологический и духовный кризис. Обособленные племенные культы, многобожие препятствовали объединению аравийских государств в одну страну. Разрешить этот кризис можно было лишь путем выработки новых религиозных идей и ориентиров, направленных на уничтожение племенной розни, смягчение противоречий, создание централизованного государства. В условиях Аравии это могла сделать только новая религия и ее идеологические постулаты.

Создателем новой религии стал Мухаммад – человек, вошедший в историю ислама в качестве его великого и главного пророка. В Мекке новое учение было встречено сопротивлением со стороны курайшитов, что вынудило Мухаммада перебраться в соседнюю Медину, где вскоре после его прибытия большинство населения вступило в число общины правоверных. Прошло немного времени, и влиянию исламской общины подчинилась вся Южная и Западная Аравия.

Процесс развития этой религии тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольших протогосударств в начале VII в. до одной из крупнейших империй VIII–X вв. – Арабского Халифата. Возникло огромное государство – многочисленная религиозная община. Это было новое объединение людей, которое скрепляла вера в единого Бога. Они считали, что законы жизни ниспосылаются Аллахом. В этих законах разъяснялось, как надо строить жизнь правоверным и их общине, как вести себя по отношению к пророку, как делить имущество и военную добычу[16]. Постепенно сложились обязательные правила благочестивого поведения, права и обязанности мусульман, т. е. мусульманское право.

Основным источником мусульманского права является Коран (в переводе с арабского – «чтение»), который содержит основные постулаты мусульманского вероучения. Согласно исламу, их сообщал своему посланнику – Мухаммаду Аллах на протяжении почти двадцати лет. Ислам в переводе с арабского языка означает «покорность», а мусульманин – «человек, покорный Богу». Бог создал человека для того, чтобы тот ему поклонялся и выполнял на земле его волю. Эта идея красной нитью проходит через весь Коран, каждое предписание которого учит смирению и послушанию. Правовая значимость Корана выражена в нем самом словами: «И так Мы ниспослали его как арабский судебник»[17]. Вторым по значимости источником мусульманского права является Сунна – «Священное предание», состоящее из хадисов – рассказов о поступках и высказываниях пророка Мухаммада. Следует отметить, что при жизни пророка его высказывания передавались преимущественно устно и оба источника в письменной форме были составлены уже после смерти Мухаммада.

Первые четыре халифа (Абу Бакр, Омар, Осман, Али) при решении правовых споров обращались к Корану и Сунне, но с течением времени стало ясно, что их конкретные предписания недостаточны, они имеют много пробелов, которые необходимо было устранить. По мнению профессора Л. Р. Сюкияйнена, именно этот период и определил дальнейшее развитие мусульманской правовой мысли. Наличие пробелов в праве поставило всех мусульманских правоведов перед необходимостью разработки собственной правовой доктрины, основой которой стал иджтихад – относительно свободное усмотрение, которое применялось при толковании норм Корана или Сунны или при формулировании новых правил поведения в случае их отсутствия в источниках. С развитием мусульманской теории права иджтихад стал обозначать достижение высшей ступени знания, дающей право самостоятельно решать вопросы, обойденные в Коране и Сунне, а муджтахиды – лица, обладающие таким правом, стали законодателями.

В процессе толкования было выработано несколько методов:

1. Рай – индивидуальное толкование какого-либо из авторитетов суннитского богословия.

2. Иджма рассматривалась как «общее согласие мусульманской общины». Наряду с Кораном и Сунной она относится к группе наиболее авторитетных источников права. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммада или впоследствии – наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами. Иджма развивалась как в виде интерпретаций Корана и Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не были связаны с Мухаммадом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муджтахидов.

Большая роль иджмы в развитии мусульманского права состояла в том, что она позволяла правителям создавать новые нормы, приспособленные к меняющимся условиям развивающегося арабского государства и общества, учитывая специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права примыкала и фетва – решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.

3. Кияс (кыяс) – решение правовых вопросов по аналогии, являющееся одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывавшим острые разногласия между разными направлениями. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к вопросу, который прямо не предусмотрен в этих источниках права. Таким образом, кияс обеспечивал гибкость правовой системы, приспосабливая ее к новым общественным отношениям.

4. Истислах (истихсан) – признание возможности изменения некоторых хадисов Сунны, если их содержание оказалось в противоречии с тем, что признано благом в мусульманском обществе.

Таким образом, к началу VIII в. мусульманско-правовая доктрина, ликвидируя правовые пробелы в основных источниках – Коране и Сунне, сформулировала нормы, составившие вторую группу источников мусульманского права.

В качестве относительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само право в период его становления, но не противоречащие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, установившиеся в самом арабском обществе – урф, а также адат, сложившийся у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся мусульманскому влиянию в более позднее время.

Все вышеперечисленные источники и институты являются документально-догматической базой, на которой и в настоящее время основывается вероучение ислама, мировоззрение и поведение мусульман. На них и держится вся система шариата – мусульманского права в широком понимании.

Шариат, или Аш-Шариа в переводе с арабского означает «прямой, правильный путь» и является комплексом закрепленных Кораном и Сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение с момента рождения до смерти. Для шариата характерна нерасчлененность сфер духовной и светской жизни мусульманина – слитность религиозной и светской власти. Он включает в себя как право, так и предписания мусульманского культа. Слово «шариат» в некоторой степени тождественно слову «поведение». Например, обоснованно вынесенный приговор называют «праведным» – «шари», т. е. соответствующим шариату.

Итогом активной работы мусульманских богословов-правоведов по ликвидации пробелов в праве явилось возникновение различных школ-толков (мазхабов), каждая из которых предлагала свои методы и приемы толкования Корана и Сунны и на этой основе разрабатывала собственную систему правовых норм. Необходимо отметить четыре наиболее известные школы, созданные в рамках суннитского ислама, которые и сегодня не утратили своего влияния на мусульманское правоведение. Их основателями были известные законоведы-имамы, по именам которых школы и названы: ханифитская, маликитская, шафиитская и ханбалитская. Ряд самостоятельных школ возник и на базе шиизма: исмаилитская, джафаритская, зейдитская и др.

Развитие иджтихада сыграло выдающуюся роль в становлении мусульманского права, в придании ему той формы, которую оно получило к XII–XIII вв. Именно иджтихад смог разрешить важнейшую проблему мусульманского права: как совместить вечность и абсолютность норм, предписанных Аллахом, и необходимость развития и изменения этих норм. Сложность ситуации заключалась в том, что предписания Корана и Сунны имели сакральное значение. Ничто не могло быть изменено. В подобных условиях факихи – мусульманские юристы, исходя из аксиомы, что в священных источниках имеются ответы на все вопросы и задача сводится только к тому, чтобы найти эти ответы, разработали специальные приемы «извлечения» новых норм. В этой связи Р. Давид справедливо отмечает, что для мусульманских юристов речь могла идти лишь о толковании, а не о создании права, но практически на основе Корана и Сунны им удалось разработать систему весьма детализированного права, состоящего преимущественно из казуальных норм. Также Р. Давид констатирует: «Доктрина ислама не допускает, чтобы законодатель мог изменить нормы священного мусульманского права. Это запрещение не препятствует, однако, тому, чтобы в мусульманских странах властитель различными методами – полицейскими или процессуально-фактическими – парализовал действие той или иной нормы или подчинил ее применение тем или иным условиям, не затрагивая при этом ортодоксальных принципов»[18]. Исходя из этого можно сделать вывод, что именно поэтому помимо мусульманских (шариатских) судов в Арабском халифате, а затем и в других исламских государствах сложилась целая система правоприменительных органов.

Появление школ-толков фактически закрепило положение мусульманско-правовой доктрины в качестве основного источника мусульманского права, которое стало практически правом той или иной школы, применяемым разными народами и государствами. В этом и заключается оригинальность мусульманской правовой системы, основанной не на конкретных, строго фиксированных источниках, а на гибкой, подверженной изменениям системе толкования. Мусульманская правовая доктрина признана официальным источником права во многих странах, правовые системы которых содержат элементы мусульманской правовой традиции.

Сегодня к мусульманской правовой семье можно отнести Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Бахрейн, Иран, Афганистан и другие, в которых все сферы жизни общества регулируются с помощью мусульманского права.





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 1193 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...