Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Иудейское право



Иудейское право всегда имело и в настоящее время имеет свой «особый характер». Пройдя более чем трехтысячелетний путь развития, оно до сих пор сохраняет специфичность, выделяющую его среди других правовых систем. Причем эта специфичность имеет не локальный, а глобальный, всеохватывающий характер, распространяясь как на отдельные институты, так и на различные принципы иудейского права, на его многочисленные догматы, на природу этого права и его идеологию.

Иудейское право обладает некоторыми характерными чертами, отличающими его от любой другой правовой системы. Во-первых, весьма длительный период его становления и развития, сопряженный с многочисленными изменениями, неоднозначными толкованиями содержащихся в нем норм, принципов и положений, с разнообразными, сообразующимися с духом того или иного исторического периода дополнениями. Во-вторых, чрезвычайно противоречивый характер процесса становления и развития иудейского права, который оставил заметный отпечаток как на его внешней стороне (структура священных книг, формы иудейского права и др.), так и на его сущности и содержании. При этом речь идет не только о противоречиях внутреннего порядка, которые порождены различными религиозными течениями и доктринами или же внутриполитической раздробленностью древних иудеев, но и о противоречиях внешнего плана, связанных с непрерывным противодействием процессу развития иудейского права извне и с многовековым противостоянием иудейской религии и права с другими религиями и порождаемым ими правом. Причем такое противостояние, нередко переходящее в открытую борьбу, имело не односторонний, а обоюдный, двусторонний характер. В юридическом, религиозном и социально-политическом плане это выражалось, в частности, в том, что ограничения в правах, а часто и религиозная нетерпимость представителей одной религии по отношению к представителям другой наталкивались на аналогичную обратную реакцию последних по отношению к первым. Примеров подобного рода взаимоотношений религий и создаваемых на их основе религиозных правовых систем мировая история знает немало. Так, древние иудеи проявляли крайнюю религиозную нетерпимость к языческой вере, накладывавшую соответствующий отпечаток и на характер всех иных отношений с «языческими народами». Отрицательное отношение иудеев к языческой вере и ее носителям сохранялось и в последующие годы. Во Второзаконии говорится: «Если кто из иудеев, пойдет и станет служить иным богам и поклоняться им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел, то каждый правоверный иудей, если ему об этом станет известно, обязан: убедиться еще раз, что это была правда и, если это точная правда, если сделана мерзость сия в Израиле, вывести того мужчину или ту женщину, которые сделали зло такое, к воротам своим и побить их камнями до смерти»[19]. Нетерпимое, нередко обусловленное причинами самосохранения всего народа отношение иудеев к чужой вере, к богам инородцев и их религиозным символам последовательно прослеживается и в других священных книгах[20].

Бескомпромиссно отрицательное отношение древних иудеев к чужой религии, а вместе с ней и к ее носителям – «языческим народам» – не могло не вызвать соответствующей реакции со стороны последних по отношению
к иудеям. На ранних стадиях развития мирового сообщества религиозный фактор стал одним из важнейших в неприятии и отторжении другими народами иудейской религии и существовавших в ее рамках законов, иудейских заповедей и мировоззрения. В последующие годы и столетия во многих странах мира, где проживало еврейское население, неприятие и отторжение иудейской религии, правил общежития и обычаев иудеев нередко сопровождалось ограничением их в правах и гонениями.

В-третьих, иудейское право имеет преимущественно императивный характер: прямые запреты, требования, всякого рода ограничения и обязанности преобладают над правами и свободами. Это обязанности по отношению к иудейской вере и Богу, главная из которых – верность своему Богу и строгое соблюдение религиозных канонов; обязанности, связанные с непременным соблюдением религиозных праздников; обязанности, связанные с жертвоприношениями и строгим соблюдением требований к ним и ритуалов. Требования строгого соблюдения обязанностей в публично-правовой сфере, ритуалов, заповедей и содержащихся в них запретов сопровождались поощрительными или принудительными санкциями.

Бог передал евреям через Моисея закон, требования которого были сформулированы в «десяти заповедях». «Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастания свои, и дерева полевые дадут плод свой; вы будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно; пошлю мир на землю вашу, ляжете и никто вас не обеспокоит; сгоню лютых зверей с земли вашей, и меч не пройдет по земле вашей; благословлю вас, плодородными сделаю вас и размножу вас; буду тверд в завете Моем с вами; буду жить среди вас, буду вашим Богом, а вы будете моим народом»[21]. «Если же вы не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете веять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их… Наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; города ваши сделаю пустынею и опустошу святилища ваши… Рассею вас между народами и обнажу вслед вас меч и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены… и погибнете вы между народами, и пожрет вас земля врагов ваших, а оставшиеся из вас исчахнут за свои беззакония в землях врагов ваших и за беззакония отцов своих исчахнут»[22].

Четвертой чертой иудейского права является его многофункциональный характер, проявляющийся в том, что наряду со стандартными правовыми функциями (регулятивной, охранительной, воспитательной) оно выполняет специфическую объединительную функцию. Речь идет о функции, связанной с формированием еврейского сообщества и поддержанием его на протяжении многих веков в духовно-нравственном и религиозном единении.

Отмечая уникальность этой функции, венгерский ученый Г. Гече отмечал, что «религиозная идея заключения договора на горе Синай имела общественное звучание: сыновья Израиля являются избранниками Бога, осознание ими своей принадлежности к Яхве, вера в общего Бога превращают их в единый народ… Законы этого народа формировались постепенно, по мере перехода к оседлости и складывания государства, но составители Библии верили, что данные законы родились в древние времена, в момент заключения с народом завета посредством пророка Моисея»[23].

Особенности иудейского права иллюстрируют его принципы и источники. Причем принципы иудейского права ни в одном религиозном тексте или ином документе не сформулированы и не систематизированы. Однако вывести их можно доктринальным путем в процессе изучения иудейского права. Во-первых, это принцип сочетания религиозного начала с этническим. Во-вторых, принцип мессианства и богоизбранности еврейского народа. В-третьих, принцип строгой последовательности в соблюдении законов, обычаев, обетов и заповедей. В-четвертых, принцип поддержания верности своему Богу, «истинной вере» и своему народу. Пятый – принцип кровной мести, который в иудейском праве также обладает рядом специфических черт. В законодательном порядке проводилась строгая грань между убийством по ненависти, вражде и иным мотивам – с одной стороны и кровомщением – с другой. «Если кто ударит кого железным орудием, что тот умрет, – говорится в связи с этим в Книге Числа, – то он убийца: убийцу должно предать смерти». Кровомститель же не является убийцей. «Мститель за кровь сам может умертвить убийцу: лишь только встретит его, сам может умертвить его». При этом поясняется, что речь идет о кровомщении за убийства «по ненависти», «по вражде», т. е. умышленные. И в иудейском праве принцип кровной мести допускал возможность избежать кровомщения в том случае, если убийство было совершено неумышленно. «Невольный убийца» мог избежать кровной мести со стороны родственников убитого, укрывшись в одном из шести городов-убежищ. Находиться там он должен был «до смерти великого священника, который помазан священным елеем». Со смертью первосвященника мститель лишался права кровной мести и «невольный убийца» получал все свои прежние права. Иудейское право, в отличие от других религиозных правовых систем Древнего Востока, ни при каких условиях не допускало выкупа «за душу убийцы». «И не берите выкупа за душу убийцы, который повинен в смерти, но его должно предать смерти» (Книга Числа).

Кроме вышерассмотренных, в системе принципов иудейского права можно также выделить принцип уважительного отношения иудеев друг к другу, к священнослужителям и старшим, а также сострадания и великодушия к обездоленным, пришельцам и нищим.

Будучи религиозным по своей природе и сущности правом, иудейское право имеет и соответствующие этой природе источники. В системе источников иудейского права доминирующее положение имеют священные писания. Прежде всего, Библия – сборник разновременных и разнохарактерных религиозных сочинений VIII в. до н. э. – II в. н. э., включая мифы о сотворении мира, исторические повествования, записи различных отражающих в себе разнообразные социальные, политические и этические воззрения норм – которая включает в себя Ветхий Завет и Новый Завет. Иудейская религия признает в качестве священных книг только книги Ветхого Завета. Книги Ветхого Завета включают в себя Пятикнижие Моисея, или Тору, а также книги Небиим и Кетубим. Значение собственно источника права имеет именно Тора[24]. Это писание включает в себя пять книг (свитков), почему, собственно, и именуется Пятикнижием: «Бытие», «Исход», «Левит», «Числа» и «Второзаконие». В юридической литературе «Второзаконие» нередко рассматривается как самостоятельный источник права. Особое внимание во «Второзаконии» уделяется таким регуляторам религиозной и повседневной жизни иудеев, как заповеди, которые по своему характеру и содержанию подразделяются на два вида: заповеди, устанавливающие обязанности человека перед Богом, и заповеди, регулирующие отношения людей друг с другом. К числу первых относятся заповеди, которые: 1) запрещают поклонение перед другими богами, кроме своего Бога; 2) требуют от иудеев не творить себе кумиров и не создавать других изображений; 3) запрещают произносить имя Бога своего напрасно; 4) обязывают святить день субботний («Второзакония»). Ко второй группе заповедей относятся заповеди, требующие: 1) почитать отца и мать; 2) не убивать; 3) не прелюбодействовать; 4) не красть; 5) не давать ложного свидетельства; 6) не желать чужой жены и чужого имущества («Второзаконие»).

Не менее важное значение во «Второзаконии», наряду с заповедями, имеют многочисленные «постановления и законы». С их помощью в иудейском обществе регулировались практически все сферы повседневной жизни и деятельности людей. Причем это не только нормы материального права, но и нормы процессуального права. Они устанавливали порядок организации и деятельности иудейских судов, порядок сбора и представления в суде свидетельских показаний и иных материалов и доказательств, порядок исполнения наказаний и др.

Важнейшим источником иудейского права выступает Талмуд. В различных научных изданиях и словарях он определяется неодинаково. Но общим для всех представлений о Талмуде является то, что он включает собрание древних священных писаний, относящихся к периоду с IV в. до н. э. по V в. н. э. (Мишна) и раввинские толкования этих писаний (Гемара). При этом в смысле фактического приоритета в системе регулятивных средств и эффективности воздействия на общественные отношения превалирующими были
и остаются раввинские толкования (Гемара). Высокая значимость толкований объясняется тем, что в силу изменения жизненных обстоятельств священные тексты оказались неспособными урегулировать все развивающиеся общественные отношения. Поэтому раввинское толкование стало объективной необходимостью и жизненной потребностью. Нередко оно заменяет сам текст иудейских богословных положений. Даже тогда, когда раввинское толкование явно расходится с изначальным содержанием «библейских повествований», оно, тем не менее, сохраняет силу и влияние на поведение иудеев. При этом для объяснения и оправдания такого рода расхождений широко используется разработанная самими раввинами теория чрезвычайной власти, согласно которой в чрезвычайных условиях допускается весьма широкое толкование сложившихся канонов, а сама раввинская власть осуществляется помимо обычных религиозных норм.

Немаловажную роль в системе источников иудейского права играют религиозные традиции и обычаи. Они складывались в течение долгих столетий существования иудейского права и продолжают оказывать на него и на светское израильское право значительное влияние. Это традиции и обычаи, касающиеся религиозных праздников, бытовых и семейных отношений, публичной сферы жизни религиозного и светского сообществ, ритуальных жертвоприношений. Свое влияние на жизнь иудейского общества и государства они оказывают как непосредственно, выступая в качестве регулятора общественных отношений, так и опосредованно, воздействуя на них через соответствующие нормы светского права.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что иудейское право – это система правил поведения и религиозно-этических принципов, а также сложившихся обычаев и традиций, регулирующих отношения иудеев с Богом и между членами иудейского общества, независимо от гражданства, местонахождения и иных факторов.

Индусское, иудейское, мусульманское право нередко называют религиозными правовыми системами (Саидов, Марченко и др.), следуя классификации Р. Давида. Однако, исходя из определений «правовой системы», сегодня назвать религиозной правовой системой можно только мусульманское право, поскольку лишь оно из всех перечисленных самостоятельно функционирует в ряде государств современного мира (Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Оман, Катар, Иран, Афганистан и др.). Индусское право и иудейское право больше заслуживают наименования «религиозное право» или «религиозные правовые подсистемы», так как, не образуя самостоятельных национальных правовых систем, действуют как подсистемы, соответственно, в Индии, Израиле, других государствах, в которых имеются данные религиозные общины, регулируя общественные отношения, связанные с религиозной принадлежностью и личным статусом индуса или иудея. В историческом контексте и индусское, и иудейское, и мусульманское право можно называть правовыми системами, поскольку с момента возникновения до колониальной эпохи, когда национальное право стало вытесняться правом метрополий, эти правовые системы функционировали как самостоятельные глобальные регулятивные системы, охватывающие все сферы жизни населения стран распространения соответствующих религий.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы сущность и характерные черты религиозного права?

2. Назовите основные источники мусульманского права.

3. Что такое «шариат»?

4. В чем заключается специфичность индусского права?

5. Каковы основные принципы иудейского права?

6. Назовите основные источники иудейского права.

7. Почему только мусульманское право в современном мире образует самостоятельную правовую семью, а индусское и иудейское – нет?

Литература

Берман Г. Дж. Западная традиция права: Эпоха формирования / Г. Дж. Берман. – М., 1998. – С. 50–55.

Большаков О. Г. История халифата / О. Г. Большаков. – М., 1993. – Т. 2.

Васильев Л. С. История религий Востока / Л. С. Васильев. – М., 1983.

Давид Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид. – М., 1988. – С. 387–394.

Ислам. Краткий справочник. – М., 1983.

Ислам. Энциклопедический словарь. – М., 1991.

История государства и права зарубежных стран / под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. – М., 1996. – С. 420–422.

История политических и правовых учений / под ред. В. С. Нерсесянца. – М., 1996. – С. 126, 127.

Керимов Г. Н. Ислам и его влияние на общественно-политическую мысль народов Ближнего и Среднего Востока / Г. Н. Керимов. – М., 1983.

Коран. – М., 1990.

Марченко М. Н. Курс сравнительного правоведения / М. Н. Марченко. – М., 2002. – С. 903–914.

Мозолин В. П. Личность, право, экономика современной Индии / В. П. Мозолин. – М., 1979. – С. 16–17.

Народы и религии мира. Энциклопедия. – М., 1999. – С. 731.

Пиотровский М. Б. Пророческое движение в Аравии VII в. Ислам. Религия, общество, государство: сб. ст. / М. Б. Пиотровский. – М., 1984. – С. 19.

Правовые системы стран мира: энцикл. справ. / отв. ред. А. Я. Сухарев. – М., 2000. – С. 224.

Старостина С. А. Религиозное право в правовых системах стран мира: история и современность: моногр. / С. А. Старостина. – Калининград, 2008. – С. 102–154.

Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов. – Стокгольм, 1987.

Тора. Пятикнижие и Гафтарот. – М., 2006.

Хасан Зайд М. бен Акил. Учение об иджтихаде: его исторические корни и эволюция. – М., 1987.

Хидоя. Комментарии мусульманского права. – Ташкент, 1994. – Т. 1.





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 5137 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...