Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общие литературоведческие понятия и термины



АВТОНИМ – подлинное имя автора, пишущего под псевдонимом. Алексей Максимович Пешков (псевдоним Максим Горький).

АВТОР – 1. Писатель, поэт – создатель литературного произведения; 2. Повествователь в произведении.

АВТОРСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА – даётся повествователем (авто­ром) и содержит его оценку событий и героев литературного про­изведения.

АДЕКВАТНЫЙ – равный, тождественный.

АЛЛЮЗИЯ – употребление слова (сочетания, фразы, цитаты и т.п.) в качестве намека, активизирующего внимание читателя и по­зволяющего увидеть связь изображаемого с каким-либо извест­ным фактом литературной, бытовой или общественно-полити­ческой жизни.

АЛЬМАНАХ – непериодический сборник произведений, подобранных по тематическому, жанровому, территориальному и т.п. призна­кам: «Северные цветы», «Физиология Петербурга», «День по­эзии», «Тарусские страницы», «Прометей», «Метрополь» и др.

«ALTER EGO» – второе «я»; отражение в литературном герое части ав­торского сознания.

АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ – стихи, воспевающие радость жизни. Анакреонт – древнегреческий лирик, писавщий стихи о любви, застольные песни и т.п. Переводы на русский язык Г.Дер­жавина, К.Батюшкова, А.Дельвига, А.Пушкина и др.

АННОТАЦИЯ (лат. «annotatio» – примечание) – краткая, поясняю­щая содержание книги заметка. Аннотация дается, как правило, на обороте титульного листа книги, после библиографического описания произведения.

АНОНИМ (греч. «anonymos» – безымянный) – автор опубликованно­го литературного произведения, не назвавший своего имени и не использовавший псевдонима. Первое издание «Путешествия из Петербурга в Москву» в 1790 г. вышло без указания фамилии ав­тора на титульном листе книги.

АНТИУТОПИЯ – жанр эпического произведения, чаще всего романа, создающего картину жизни общества, обманутого утопическими иллюзиями. – Дж. Оруэлл «1984», Евг. Замятин «Мы», О.Хаксли «О дивный, новый мир», В.Войнович «Москва 2042» и др.

АНТОЛОГИЯ – 1. Сборник избранных произведений одного автора или группы поэтов определенного направления и содержания. – Петербург в русской поэзии (XVIII — начало XX в.): Поэтическая антология. – Л., 1988; Радуга: Детская антология / Сост. Саша Чер­ный. – Берлин, 1922 и др.; 2. В XIX в. антологическими назывались стихи, написанные в духе античной лирической поэзии: А.Пушкин «Царскосельская статуя», А.Фет «Диана» и др.

АПОКРИФ (греч. «anokryhos» – тайный) – 1. Произведение с биб­лейским сюжетом, содержание которого не вполне совпадает с текстом святых книг. Например, «Лимонарь, сиречь Луг Духов­ный» А.Ремизова и др. 2. Сочинение, с малой степенью достовер­ности приписываемое какому-либо автору. В древнерусской лите­ратуре, например, «Сказания о царе Константине», «Сказания о книгах» и некоторые др., как предполагалось, были написаны Иваном Пересветовым.

АССОЦИАЦИЯ (литературная) – психологический феномен, когда при чтении литературного произведения одно представление (об­раз) по сходству или противоположности вызывает в воображе­нии другое.

АТРИБУЦИЯ (лат. «attributio» – приписывание) – текстологическая проблема: установление автора произведения в целом или его ча­стей.

АФОРИЗМ – лаконическое изречение, выражающее емкую обобщён­ную мысль: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (А.Гри­боедов).

БАЛЛАДА – лиро-эпическое стихотворение с историческим или геро­ическим сюжетом, с обязательным присутствием фантастическо­го (или мистического) элемента. В XIX в. баллада получила разви­тие в творчестве В.Жуковского («Светлана»), А.Пушкина («Песнь о вещем Олеге»), А.Толстого («Василий Шибанов»). В XX в. балла­да возродилась в творчестве Н.Тихонова, А.Твардовского, Е.Евту­шенко и др.

БАСНЯ – эпическое произведение аллегорического и нравоучительно­го характера. Повествование в басне окрашено иронией -и в заклю­чении содержит так называемую мораль – поучающий вывод. Свою историю басня ведет от легендарного древнегреческого по­эта Эзопа (VI–V вв. до н. э.). Крупнейшими мастерами басни были француз Лафонтен (XVII в.), немец Лессинг (XVIII в.) и наш И.Крылов (XVIII–XIX вв.). В XX в. басня была представлена в творчестве Д Бедного, С.Михалкова, Ф.Кривина и др.

БИБЛИОГРАФИЯ – раздел литературоведения, дающий целенаправ­ленное систематическое описание книг и статей по различным рубрикам. Широко известны справочные библиографические по­собия по художественной литературе, подготовленные Н.Рубакиным, И.Владиславлевым, К.Муратовой, Н.Мацуевым и др. Мно­готомный библиографический справочник в двух сериях: «Русские советские прозаики» и «Русские советские поэты» сообщает под­робные сведения как об изданиях художественных текстов, так и о научной и критической литературе по каждому из авторов, во­шедших в это пособие. Существуют и др. типы библиографических изданий. Таковы, например, пятитомный библиографический словарь «Русские писатели 1800–1917 гг.», «Лексикон русской ли­тературы XX в.», составленный В. Казаком, или «Русские писате­ли 20 в.» и др.

Оперативную информацию о новинках предоставляет специ­альный ежемесячный бюллетень «Литературоведение», издавае­мый институтом научной информации РАН. О новинках художе­ственной, научной и критической литературы систематически со­общают также газета «Книжное обозрение», журналы «Вопросы литературы», «Русская литература», «Литературное обозрение», «Новое литературное обозрение» и др.

БУФФ (итал. «buffo» – шутовской) – комический, главным образом цирковой жанр.

ВЕНОК СОНЕТОВ – стихотворение из 15-ти сонетов, образующих своеобразную цепочку: каждый из 14-ти сонетов начинается пос­ледней строчкой предыдущего. Пятнадцатый сонет состоит из этих четырнадцати повторяющихся строк и называется «клю­чом», или «магистралом». Венок сонетов представлен в творче­стве В.Брюсова («Светоч мысли»), М.Волошина («Corona astralis»), Вяч. Иванова («Венок сонетов»). Встречается он и в со­временной поэзии.

ВОДЕВИЛЬ – вид комедии положения. Легкая развлекательная пьеса бытового содержания, построенная на занимательной, чаще все­го, любовной интриге с музыкой, песнями, танцами. Водевиль представлен в творчестве Д.Ленского, Н.Некрасова, В.Сологуба, А.Чехова, В. Катаева и др.

ВОЛЯПЮК (Волапюк) – 1. Искусственный язык, который пытались использовать в качестве международного; 2. Тарабарщина, бес­смысленный набор слов, абракадабра.

ДЕМИУРГ – творец, созидатель.

ДЕТЕРМИНИЗМ – материалистическая философская концепция об объективных закономерностях и причинно-следственных связях всех явлений природы и общества.

ДРАМА – 1. Род искусства, имеющий синтетический характер (сочета­ние лирического и эпического начал) и принадлежащий равно литературе и театру (кино, телевидению, цирку и т.п.); 2. Соб­ственно драма – вид литературного произведения, изображаю­щий остроконфликтные отношения человека и общества. – А.Чехов «Три сестры», «Дядя Ваня», М.Горький «На дне», «Дети сол­нца» и др.

ДУМА – 1. Украинская народная песня или поэма на историческую тему; 2. Жанр лирики; стихи медитативного характера, посвящен­ные философским и социальным проблемам. – См. «Думы» К.Ры­леева, А.Кольцова, М.Лермонтова.

ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ – поэтические произведения разных видов и жан­ров, содержащие религиозные мотивы: Ю.Кублановский, С.Аверинцев, 3.Миркина и др.

ЖАНР – тип литературного произведения, особенности которого хотя и сложились исторически, находятся в процессе постоянных изме­нений. Понятие жанра употребляется на трёх уровнях: родовом – жанр эпоса, лирики или драмы; видовом – жанр романа, элегии, комедии; собственно жанровом – исторический роман, философ­ская элегия, комедия нравов и т.п.

ИДИЛЛИЯ – вид лирической или лироэпической поэзии. В идиллии, как правило, изображается мирная безмятежная жизнь людей на лоне прекрасной природы. – Античные идиллии, а также рус­ские идиллии XVIII – начала XIX в. А.Сумарокова, В.Жуковско­го, Н.Гнедича и др.

ИЕРАРХИЯ – расположение элементов или частей целого по призна­ку от высших к низшим и наоборот.

ИНВЕКТИВА – гневное обличение.

ИПОСТАСЬ (греч. «hipostasis» – лицо, сущность) – 1. Название каж­дого лица Святой Троицы: Единый Бог выступает в трёх ипоста­сях – Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой; 2. Две или несколько сторон одного явления или предмета.

ИСТОРИОГРАФИЯ – раздел литературоведения, изучающий историю его развития.

ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ – раздел литературоведения, изучающий особенности развития литературного процесса и определяющий место литературного направления, писателя, литературного про­изведения в этом процессе.

КАЛЬКА – копия, точный перевод с одного языка на другой.

КАНОНИЧЕСКИЙ ТЕКСТ (соотносится с греч. «kanon» – правило) – устанавливается в процессе текстологических сверок издательских и рукописных вариантов произведения и отвечает последней «ав­торской воле».

КАНЦОНА – вид лирики, главным образом, любовной. Время расцве­та канцоны – Средневековье (творчество трубадуров). В русской поэзии встречается редко (В.Брюсов «К даме»).

КАТАРСИС – очищение души зрителя или читателя, испытываемое им в процессе сопереживания литературным персонажам. По Ари­стотелю, катарсис – цель трагедии, облагораживающей зрителя и читателя.

КОМЕДИЯ – один из видов литературного творчества, принадлежа­щих к драматическому роду. Действие и характеры в комедии ста­вят целью осмеяние безобразного в жизни. Комедия возникла еще в античной литературе и активно развивается вплоть до нашего времени. Различаются комедии положений и комедии характеров. Отсюда жанровое разнообразие комедии: социальная, психологи­ческая, бытовая, сатирическая.

КОММЕНТАРИИ – заметки, толкование; объяснительные примеча­ния к тексту художественного произведения. Комментарии могут иметь биографический, историко-литературный, текстологичес­кий и т.п. характер.

КОНТАМИНАЦИЯ (лат. «contaminatio» – смешение) – 1. Образование слова или выражения путем соединения частей слов или выраже­ний, связанных между собой ассоциативно; 2. Соединение текстов разных редакций одного произведения.

КОНТЕКСТ (лат. «contextus» – связь, соединение) – 1. Законченный в смысловом отношении отрывок текста, в котором слово приобре­тает необходимый автору смысл. Взятое вне контекста оно может иметь другое значение; 2. Сумма сведений, необходимая для пони­мания смысла произведения в исторических и эстетических обсто­ятельствах его появления и функционирования.

КОНЪЮНКТУРА (лат. «conjungere» – связывать, соединять) – сово­купность условий, влияющих на развитие ситуации и рассматри­ваемых в их взаимосвязи.

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ – вид художественной литературы, ис­кусство анализа как отдельных художественных произведений, так и всего творчества писателя с целью их истолкования и оценки в связи с современными проблемами жизни и литературы. Осуще­ствляется в процессе сотворчества.

ЛИРИКА – род литературы, воссоздающий субъективные пережива­ния автора и персонажа, их отношения к изображаемому. Речевой формой лирики обычно является внутренний монолог, преиму щественно в стихах. Видами лирики являются сонет, ода, элегия, песня, эпиграмма и др., жанрами – гражданская, любовная, пей­зажная, философская и т.п.

ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ – баллада, поэма, роман в стихах соче­тают особенности изображения действительности, присущие эпо­су и лирике, и представляют собой их органическое, качественно новое единство:

Это было

с бойцами,

или страной,

или в сердце было

в моём.

В.Маяковский

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ – цикл научных дисциплин, изучающих сущность, специфику, функции художественной литературы, осо­бенности литературных произведений; закономерности литератур­ного процесса и т.п.

МАДРИГАЛ – вид лирики; небольшое стихотворение комплиментар­ного содержания, обычно обращенное к женщине. Будучи разно­видностью салонной, альбомной поэзии, мадригал последнее вре­мя не имеет широкого распространения.

МЕДИТАТИВНАЯ ЛИРИКА – жанр, содержащий философские раз­думья об основных проблемах бытия:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся,

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.

Ф. Тютчев

МЕЛОДРАМА – жанр драмы, посвященный преимущественно любов­ной тематике и отличающийся напряженной интригой, сентимен­тальностью, поучительной интонацией.

МЕМУАРЫ (Воспоминания) – автобиографические произведения о ли­цах и событиях, участником или свидетелем которых был автор. – «Житие протопопа Аввакума, написанное им самим», «Люди, годы, жизнь» И.Эренбурга, «Эпилог» В.Каверина и т.п.

МЕТОД (греч. «meta» – через; «hodos» – путь; буквально «путь через материал») – 1. Способ познания, исследования, изображения жизни; 2. Приём, принцип.

МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ – изучает совокупность методов и при­емов наиболее целесообразного преподавания литературы в шко­ле, гимназии, лицее, вузе и т.п.

МЕТОДОЛОГИЯ – совокупность методов и приемов исследования.

МИФ (греч. «mithos» – слово, сказание) – предания об устройстве мира, явлениях природы, о богах и героях. Таковы, например, мифы Древней Греции. Мифы могут своеобразно переосмысли­ваться в литературном творчестве, на разных этапах литературно­го процесса выполняя различные функции.

НОВЕЛЛА (итал. «novella» – новость) – прозаический (реже стихот­ворный) жанр эпоса с острым сюжетом, лаконичным повествова­нием и неожиданной концовкой. – Новеллы Мопассана, О.Генри, А.Чехова, Л.Андреева, И.Бунина, В.Шукшина, Ю.Казакова и др.

ОБРАЗ – эстетическая категория: способ изображения и освоения мира, присущий всем видам искусства, в каждом со своими спе­цифическими средствами и приемами.

ОДА – вид лирики; произведение торжественного патетического ха­рактера, содержащее хвалу человеку или событию. Предмет изоб­ражения оды – возвышенное в жизни человека. В русской литера­туре ода появилась в XVIII в. (В.Тредиаковский, М.Ломоносов, В.Майков, Г.Державин и др.), в XIX в. ода приобретает гражданс­кий характер (А.Пушкин «Вольность»).

ОЧЕРК – вид эпического произведения, принадлежащий главным образом публицистике. Очерк отличается достоверностью изобра­жения реальных жизненных фактов и затрагивает преимуще­ственно злободневные социальные проблемы. – Очерки Г.Успен­ского, В.Овечкина, Ю.Черниченко и др.

ПАМФЛЕТ – жанр публицистики, обличительное полемическое про­изведение общественно-политического содержания: М.Горький «Город жёлтого дьявола», «Прекрасная Франция» и т.п.

ПАРОДИЯ – шуточное воспроизведение особенностей содержания и формы произведения или творчества художника в целом. Пародия может быть самостоятельным произведением или входить частью в крупное сочинение – «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле, «История одного города» М.Салтыкова-Щедрина, «Новая москов­ская философия» В.Пьецуха и т.п. Цели пародии различны. Она может выступать формой критики, осмеяния каких-то стилевых или тематических пристрастий автора, несоответствия содержания и формы – бурлеск, травестия, – использовать комический эффект, возникающий от перемещения героя какого-нибудь извест­ного литературного произведения в иные пространственно-вре­менные координаты. Такова пародия Е.Хазина:

В трамвай садится наш Евгений.

О, бедный, милый человек!

Не знал таких передвижений

Его непросвещённый век.

Судьба Евгения хранила,

Ему лишь ногу отдавило,

И только раз, толкнув в живот.

Ему сказали: «Идиот!»

Он, вспомнив древние порядки,

Решил дуэлью кончить спор,

Полез в карман... Но кто-то спёр

Уже давно его перчатки.

За неименьем таковых

Смолчал Онегин и притих.

Высокие образцы различных пародий можно найти в книге «Пар­нас дыбом» (М., 1990).

ПАФОС (греч. «pathos» – чувство, страсть) – эмоциональная окрашен­ность литературного произведения, его духовное наполнение, це­леустремленность. Виды пафоса: героический, трагический, ро­мантический и т.п.

ПЕРСОНАЖ (лат. «persona» – личность) – действующее лицо в худо­жественном произведении.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ – приписывание мыслей, чувств персонажа или автора другому лицу.

ПЕСНЯ – 1. Вид лирического рода; небольшое стихотворение, как правило, с четверостишной строфой и рефреном; 2. Особый вид творчества, создаваемый усилиями поэта, композитора, певца. Вид песни – авторская песня: В.Высоцкий, А.Галич, Ю.Визбор и др.

ПЛАГИАТ – литературное воровство.

ПОВЕСТЬ – вид эпического произведения, в котором преобладает повествовательное начало. Повесть раскрывает жизнь главного ге­роя в пределах немногих эпизодов. Автор повести дорожит досто­верностью описанного и внушает читателю мысль о его реально­сти. (А.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», И.Тургенев «Вешние воды», А.Чехов «Степь» и др.).

ПОДТЕКСТ – внутренний, словесно не выраженный смысл текста. Подтекст скрыт и может быть восстановлен читателем с учетом конкретной исторической ситуации. Чаще всего присутствует в психологических жанрах.

ПОЛИФОНИЯ – многоголосие; в русскую литературу термин вошел в XX в., указывая в художественном тексте на многоравноголосие главных и второстепенных героев. См.: М.Бахтин «Проблемы твор­чества Достоевского».

ПОСЛАНИЕ – вид лирики; стихотворение в форме письма или обра­щения к какому-нибудь лицу или группе лиц: А.Пушкин «Во глу­бине сибирских руд», Ф. Тютчев «К.Б. («Я встретил Вас...»)», С. Есе­нин «Письмо матери» и др.

ПОЭЗИЯ – 1. Искусство слова; 2. Художественная литература в стихот­ворной форме.

ПОЭМА – вид лиро-эпического произведения, «схватывающий жизнь в высших моментах» (В.Белинский) с лаконичным сюжетом. Жанрами поэмы являются героические и сатирические, романти­ческие и реалистические и т.п. В XX в. в русской литературе появ­ляются поэмы необычной, нетрадиционной формы – А.Ахматова «Поэма без героя».

ПОЭТИКА – 1. Общее название эстетических трактатов, посвященных изучению специфики литературного творчества («Поэтика» Арис­тотеля, «Поэтическое искусство» Буало и т.п.) и служащих на­ставлением для начинающих литераторов; 2. Система художествен­ных средств или приемов (художественный метод, жанры, сюжет, композиция, стих, язык и т.д.), используемая писателем для со­здания художественного мира в отдельно взятом произведении или творчестве в целом.

ПРЕТЕНЦИОЗНОСТЬ – манерность, нарочитость; желание произвес­ти впечатление.

ПРИТЧА (одно из значений) – жанр рассказа, содержащего поучение в иносказательной, аллегорической форме. Притчи возможны в стихах (притчи А.Сумарокова и др.).

ПСЕВДОНИМ – вымышленная подпись, скрывающая имя писателя: Саша Чёрный – A.M.Гликберг; Максим Горький – A.M.Пешков и т.п.; или группы писателей, таков коллективный псевдоним Козьма Прутков, под которым скрывались А.К.Толстой и братья Жемчужниковы – Алексей, Владимир и Александр Михайловичи.

ПУБЛИЦИСТИКА (лат. «publicus» – общественный) – вид литерату­ры; публицистическое произведение создается на стыке художе­ственной литературы и журналистики и рассматривает актуальные проблемы общества – политические, экономические и т.п. В пуб­лицистическом произведении художественный образ выполняет вспомогательную иллюстративную функцию и служит для уясне­ния читателем главной мысли автора: Л.Н.Толстой «Не могу мол­чать», М.Горький «Несвоевременные мысли» и др.

ПЬЕСА – общее название драматургических произведений.

РАССКАЗ – вид эпоса; произведение небольшое по объему, содержа­щее описание какого-то краткого эпизода из личной жизни ге­роя (или рассказчика), имеющего, как правило, общечеловечес­кое значение. Рассказ характеризуется наличием одной сюжетной линии и небольшим количеством действующих лиц. Разновидно­стью является рассказ настроения, передающий определенное душевное состояние (при этом события не играют существенной роли).

РЕМАРКА – в драматическом произведении авторские пояснения, с помощью которых уточняются обстановка действия, психологи­ческие и портретные характеристики действующих лиц и т.п.

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ – особый вид ассоциации, который возникает из личных ощущений читателя, заставляя его вспомнить анало­гичный образ или картину.

РЕЦИПИЕНТ (лат. «recipientis» – принимающий) – человек, воспри­нимающий искусство.

РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ – тип литературных произведений. В основе разделения произведений по родам лежат цель и способ их созда­ния: объективное повествование о событиях (см. Эпос); субъектив­ный рассказ о внутреннем мире личности (см. Лирика); способ, сочетающий объективный и субъективный показ действительнос­ти, диалогическое изображение событий (см. Драма).

РОМАН – вид эпоса; произведение, в основе которого лежит всесто­ронний анализ частной жизни человека на всем ее протяжении и в многочисленных связях с окружающей действительностью. Обя­зательными признаками романа являются наличие нескольких па­раллельных сюжетных линий и полифонии. Жанрами романа явля­ются – социальный, философский, психологический, фантасти­ческий, детективный и т.п.

РОМАН В СТИХАХ – лиро-эпический вид литературного творчества; форма, сочетающая эпический размах изображения действитель­ности с лирическим самовыражением автора. – А.Пушкин «Евге­ний Онегин», Б.Пастернак «Спекторский».

РОМАНС – небольшое лирическое стихотворение, либо переложенное на музыку, либо рассчитанное на такое переложение. У романса давнее прошлое. Его история уходит корнями в позднее Средневе­ковье и Возрождение. Время наибольшей популярности: конец XVIII – начало XIX в. Среди мастеров романса – В.Жуковский, А.Пушкин, Евг. Баратынский и др.:

Не говори: любовь пройдет,

О том забыть твой друг желает;

В ее он вечность уповает,

Ей в жертву счастье отдает.

Зачем гасить душе моей

Едва блеснувшие желанья?

Хоть миг позволь мне без роптанья

Предаться нежности твоей.

За что страдать? Что мне в любви

Досталось от небес жестоких

Без горьких слез, без ран глубоких,

Без утомительной тоски?

Любви дни краткие даны,

Но мне не зреть ее остылой;

Я с ней умру, как звук унылый

Внезапно порванной струны.

А. Дельвиг

САГА – 1. Вид древнеирландского и древнескандинавского эпоса; 2. По­вествование-эпопея – «Сага о Форсайтах» Д.Голсуорси.

САТИРА – 1. Своеобразный способ изображения действительности, имеющий целью обнаружение, наказание и осмеяние пороков, недостатков, изъянов общества и личности. Эта цель достигается, как правило, путем преувеличения, гротеска, карикатуры, абсур­да. Жанры сатиры – басня, комедия, сатирический роман, эпиг­рамма, памфлет и т.п.; 2. Жанр лирики; произведение, содержа­щее обличение какого-нибудь лица или порока. – К.Рылеев «К временщику».

СЕРВИЛЬНЫЙ – раболепный, угодливый.

СКАЗ – способ повествования, ориентированный на монолог персона­жа-рассказчика. Ведется чаще всего от первого лица. Произведение может быть либо целиком построено на сказе («Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.Гоголя, некоторые рассказы Н. Лескова, М.Зо­щенко), либо включать его как отдельную свою часть.

СТАНСЫ – в русской поэзии XVIII–XIX вв. небольшое стихотворение медитативного характера. Строфа – обычно четверостишие, раз­мер – чаще всего четырехстопный ямб (А.Пушкин. Стансы («В на­дежде славы и добра...»); М.Лермонтов. Стансы («Мгновенно про­бежав умом...») и др.).

ТАВТОГРАММА – стихотворение, в котором все слова начинаются одним и тем же звуком. Тавтограмму иногда называют стихами «с доведенной до крайности аллитерацией» (Н.Шульговский):

Ленивых лет легко ласканье

Луга лиловые люблю,

Люблю левкоев ликованье

Легенды ломкие ловлю.

Лучистый лен любовно лепит

Лазурь ласкающих лесов.

Люблю лукавый лилий лепет,

Летящий ладан лепестков.

В.Смиренский

ТАНКА – жанр японской поэзии; пятистишная строфа медитативного характера с использованием белого стиха:

О, не забудь,

Как в моем саду

Ты сломала ветку азалии белой...

Чуть-чуть светил

Тонкий серп Луны.

ТЕКСТОЛОГИЯ – раздел литературоведения; научная дисциплина, которая занимается изучением художественного текста путем сравнения различных вариантов произведения.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ – раздел литературоведения, изучающий виды, формы и законы художественного творчества, его обще­ственные функции. У теории литературы три главных объекта изу­чения: природа художественной литературы, литературное произ­ведение и литературный процесс. Теория литературы определяет методологию и методику анализа литературных произведений.

ТИП ЛИТЕРАТУРНЫЙ – художественное воплощение характерных ус­тойчивых особенностей личности на конкретном историческом эта­пе развития общества. Литературный тип психологически мотивиро­ван и обусловлен общественно-исторической ситуацией. В. Белинс­кий называл литературный тип «знакомым незнакомцем», имея в виду воплощение общего в индивидуальном.

ТРАГЕДИЯ – вид драмы. В основе трагедии лежит неразрешимый кон­фликт, оканчивающийся гибелью героя. Главная цель трагедии состоит, по Аристотелю, в катарсисе, в очищении души зрителя-читателя посредством сострадания герою, являющемуся игрушкой в руках Рока. – Античные трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида; трагедии В.Шекспира, П.Корнеля, Ж.-Б.Расина, Ф.Шиллера и др. В русской литературе трагедия – редкий жанр, существовавший, главным образом, в XVIII в. в творчестве М.Хераскова, А.Сумаро­кова и др.

УНИКАЛЬНЫЙ – неповторимый, единственный в своем роде, ис­ключительный.

УТОПИЯ – жанр фантастики, содержащий описание идеального об­щественного устройства: «Город Солнца» Т.Кампанеллы, «Крас­ная звезда» А.Богданова и др.

ФАРС – легкая комедия, водевиль грубоватого содержания.

ФЕЛЬЕТОН – публицистический жанр; небольшое произведение на актуальную тему, как правило, сатирического характера, публику­емое обычно в газетах и журналах.

ФИЛОЛОГИЯ (греч. «phileo» – люблю; «logos» – слово) – совокуп­ность гуманитарных наук, изучающих письменные тексты и на ос­нове их анализа историю и сущность духовной культуры общества. В составе филологии – литературоведение и языкознание в их со­временном и историческом аспектах.

ФЭНТЕЗЙ – жанр ненаучной фантастики, ведущий свою родословную от различных видов мифотворчества, легенд, сказок, утопий. Фэнтези, как правило, строится на антитезе: добра и зла, порядка и ха­оса, гармонии и диссонанса; герой пускается в путешествие, сра­жаясь за истину и справедливость. Классическим произведением в жанре фэнтезй признана книга Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин ко­лец» (1954 г.). Широко известны такие мастера фэнтези, как Урсула К. Ле Гуин, М.Муркок, Р.Желязны. В русской литературе жанр представлен в творчестве М.Семёновой, Н.Перумова.

ХОККУ – жанр японской поэзии; лирическое стихотворение из одно­го трехстишия (17 слогов) без рифмы.

С ветки на ветку

Тихо сбегают капли...

Дождик весенний.

Или:

На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД – 1. Общие принципы работы над текстом, опираясь на которые, писатель организует свой твор­ческий процесс. Составными элементами художественного мето­да являются: писательское мировоззрение; изображаемая дей­ствительность; талант писателя; 2. Принцип художественного изображения действительности в искусстве. На конкретном исто­рическом этапе художественный метод выступает в виде литера­турного направления и может представлять особенности трех раз­личных вариантов: реалистического, романтического и модерни­стского.

ЭЗОПОВ ЯЗЫК – способ выражения мысли путем иносказаний, на­мёков, недомолвок. Традиции эзопова языка были заложены в творчестве древнегреческого баснописца Эзопа. В литературе чаще всего использовался в годы цензурных гонений.

ЭЛЕГИЯ – небольшое стихотворение, окрашенное грустными раз­мышлениями, тоской, скорбью:

Ещё молчит гроза народа,

Ещё окован русский ум.

И угнетённая свобода

Таит порывы смелых дум.

О, долго цепи вековые

С рамен отчизны не спадут,

Столетья грозно протекут, –

И не пробудится Россия!

Н. Языков

ЭПАТАЖ – скандальная выходка, вызов общепринятым нормам.

ЭПИГОН – последователь какого-либо направления, лишенный само­бытности, способности мыслить и писать независимо, оригиналь­но; подражатель, перепевающий мотивы мастера.

ЭПИГРАММА (дословно с греч. «надпись») – небольшое стихотворе­ние иронического содержания. Е.Баратынский писал:

Оконченная летунья,

Эпиграмма — хохотунья,

Эпиграмма егоза,

рется, вьется средь народа,

И завидит лишь урода,

Разом вцепится в глаза.

Характерной чертой эпиграммы должны быть краткость, мет­кость, остроумие:

Виктор Шкловский о Толстом

Сочинил солидный том.

Хорошо, что этот том

В свет не вышел при Толстом.

А.Иванов

ЭПИСТОЛЯРНАЯ ФОРМА ЛИТЕРАТУРЫ (греч. «epistola» – письмо, послание) – используется как в документально-публицистичес­ких, так и в художественных жанрах (А.Пушкин «Роман в письмах»; Н.Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями»; Ф.Достоевс­кий «Бедные люди»; И.Бунин «Неизвестный друг»; В.Каверин «Перед зеркалом» и т.п.).

ЭПИТАЛАМА – жанр античной лирики; свадебная песня с пожелани­ями новобрачным. В поэзии нового времени встречается редко – В.Тредиаковский, И.Северянин.

ЭПИТАФИЯ – надгробная надпись, иногда в стихах:

Не нужно надписи для камня моего,

Скажите просто здесь: он был и нет его!

К. Батюшков

ЭПОПЕЯ – вид эпоса; большое по объему произведение, отражающее центральные проблемы жизни народа, изображающее основные слои общества подробно, вплоть до деталей быта. В эпопее описы­ваются и переломные моменты жизни нации, и мелочи каждо­дневного существования персонажей. – О.Бальзак «Человеческая комедия», Л.Н.Толстой «Война и мир» и др.

ЭПОС – 1. Род искусства; способ изображения действительности – объективный показ художником окружающего мира и людей в нем. Эпос предполагает наличие повествовательного начала; 2. Вид народного творчества; большое по объему произведение, содержа­щее мифы, легенды, сказания: древне-индийский эпос «Рамая­на», финский «Калевала», индейский «Песнь о Гайавате» и др.

ЭССЕ – художественно-публицистическое произведение небольшого объёма, содержащее размышления автора, не ограниченные каки­ми-либо композиционными рамками и условиями.





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 1624 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...