Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Приложение № 2



КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ – пристрастное интуитивно-интеллектуальное прочтение словесно-художественных текстов, пронизанное при этом интересами, волнениями, соблазнами, сомнениями, связующими словесное искусство с многоцветной реальностью жизни. Литературно-критические высказывания обращены к широкому спектру социально-нравственных вопросов, к «живым потребностям общественного организма» (Ап. Григорьев). По заключению Р.Барта, литературная критика «занимает промежуточное положение между наукой и чтением» (Барт Р. Избранные статьи. 1989. С. 361). Литературный критик, способный выразить индивидуальное понимание художественных откровений, заключенных в тексте, – сознательный или невольный посредник на пути литературно произведения от автора к читателю. В одном лице часто представляет и писательский цех, и читательский мир. «Функция критики, — писал в 1891 Ф.Брюнетьер, заключается в том, чтобы влиять на общественное мнение, на самих авторов и на общее направление развитие литературы и искусства» (Брюнетьер Ф. Литературная критика // Зарубежная эстетика и теория литературы ХІХ-ХХ вв. М., 1987. С. 105). Литературно-критическому труду почти неизменно сопутствует полемическая настроенность, полемический диалог с автором, с предполагаемыми читателями, с коллегами-оппонентами. Литературный критик одним из первых, не имея еще за собой традиций интерпретации новорожденного текста, определяет его ценностные параметры. Критик может обращаться и к текстам, давним по своему происхождению, но продолжающим властно влиять на умонастроение тающей публики. Критический этюд И.А.Гончарова «Мильон терзаний» (1872), откликавшийся на постановку «Горя от ума» (1822–24) на сцене Александринского театра в Петербурге и содержавший развернутый анализ самой комедии А.С.Грибоедова, отделен от времени рождения комедии несколькими десятилетиями. При подобной временной дистанции с большей степенью вероятности дает о себе знать публицистический пафос критического выступления, возвращающегося к литературным событиям вчерашнего дня для уяснение злободневного звучания. Литературно-критические тексты осмысляют и оформляют литературный процесс. Опираясь на богатый исторический опыт западноевропейской и русской словесности, В.Г.Белинский заключал: «Искусство и литература идут об руку с критикой и оказывают взаимное действие друг на друга» («Речь о критике», 1842).

В современной филологии различают литературную критику профессиональную, писательскую и читательскую критику профессиональной критике относится литературно-критическая деятельность, ставшая для автора доминирующим родом занятий. Профессиональная критика — явление пограничное между художественной словесностью и литературоведением. «Критик, оставаясь ученым, – поэт» (Белый А. Поэзия слова // Семиотика. М., 1983. С. 551). Критик-профессионал характеризуется глубиной литературной и общекультурной памяти, собственно эстетическим ходом к феномену словесно-художественного текста, способами реакций на этический, социально-нравственный диктат современности, на читательский спрос.

В России формирование литературной критики, осмысление ею своего предмета и своих задач происходит в 18 в. Художественный текст, однако, еще не осознается как эстетический феномен, и его критическая оценка строится преимущественно на рационалистической основе; мысль критика замкнута и ориентирована на узкий круг писателей и любителей изящного. В начале 19 в. обозначается резкое противостояние рационалистических и эстетического подходов к произведению. Критика постепенно профессионализируется, обретает журнальный характер. С середины 19 в. обозначается противостояние критики реальной, эстетической и органической. Погруженности в эстетический анализ противопоставляется утилитарный подход к литературе; художественное произведение становится удобным предлогом для сосредоточенных раздумий над проблемами «жизни действительной». Литературная критика радикального направления вторгается в окололитературную проблематику, связанную со «злобой дня», вступает в яростные споры с непримиримыми для нее точками зрения по важнейшим социальным вопросам. В последней трети 19 в., отказываясь от эстетически критериев, критика все последовательнее подчиняет свои оценки определенным социологическим концепциям. В конце 19 — начале 20 в. продолжается и завершается акт деятельность критиков, чей творческий путь начале в 1860–70-е под влиянием идей реальной критики (Н.К.Михайловский, А.М.Скабичевский, Л.Е.Оболенский и др.). Формируется критика, сосредоточенная главным образом на феномене текста и одновременно обращенная к большому философскому, религиозному, эстетическому контексту. Складываются литературно-критические формы модернистских течений, отличающиеся широтой, жанрово-тематическим диапазоном, стилистически изысканным разнообразием. Окончательно определяются приметы массовой журнальной и газетной («фельетонной») критики. Явственно обнаруживают себя располагающиеся особняком оригинальные литературно-критические концепции В.С.Соловьева, И.Ф.Анненского, В.В.Розанова.

В западноевропейской профессиональной К.л. 19 — нач. 20 в. отмечается повышенный интерес к биографи­ческому методу («Литературно-критические портреты», 1836–39, Ш.О.Сент-Бёва; «Литературные прогулки», 1904–27, Р. де Гурмона и др.), к позитивистским подходам в оценке изящной словесности, восходящим к французу И.Тэну, итальянцу Ф.Де Санктису, датчанину Г.Брандесу. В литературной критике 20 в. на Западе особым кредитом доверия пользу­ются интуитивистские идеи А.Бергсона и Б.Кроче, пси­хоаналитическая доктрина З.Фрейда, экзистенциализм Ж.П.Сартра, семиология Р.Барта.

Писательская критика подразумевает литературно-критические и критико-публицистические выступления литераторов, основной корпус творческого наследия которых – художественные тексты (в России – лите­ратурно-критические статьи, письма В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, М.Е.Салты­кова-Щедрина, Д.С.Мережковского, Розанова, А.А.Блока, М.Горького, А.П.Платонова, А.Т.Твардовского, А.И.Сол­женицына и др.). В творческой практике некоторых ав­торов складывается относительное равновесие между поэтическим и собственно литературно-критическим творчеством (А.С.Хомяков, И.С.Аксаков, Анненский). Писательская критика интересна своей отчетливо явлен­ной нетрадиционностью, внезапностью ассоциативных рядов, невольным или вполне осознанным стремлением понять «чужое слово» во всепоглощающем свете собствен­ной поэтической практики, в масштабах своих сокровен­ных эстетических исканий.

Известно, что, начиная со второй половины XVIII века, литературная критика, созданная в основном писателями, представляла собой не совсем обычное явление. Являясь плодом труда писателей, для которых художественное творчество было основной сферой деятельности, критика, выполняющая второстепенную роль, испытывала известное влияние со стороны художественной литературы. Это способствовало тому, что писатели, выступая в качестве критиков, пользовались теми же приёмами и методами, которыми они руководствовались при создании художественных произведений: сюжетность повествования, отсутствие активного авторского начала, теоретическая необоснованность суждений. Литературно-критические оценки стали своего рода продолжением идейно-эстетических читательских запросов. Г.Н.Поспелов в работе «Литературоведение и литературная критика» отмечал, что «каждый более или менее идейно активный и вдумчивый читатель стремится так или иначе осознать и осмыслить идейно-эмоциональную направленность произведений, и в этом процессе, в частности в общении с другими такими же читателями, перевести в какой-то мере свои впечатления на язык общих понятий». Другими словами, читатель, сам того не подозревая, становится критиком, анализирующим то или иное литературное явление. «Если словесное искусство на своём особенном, часто сложном и изысканном и всегда...показательно-образном «языке» выносит свой «приговор» жизни, то критика, стараясь уловить и разгадать через этот образный «язык» словесного искусства его осуждающий или оправдывающий жизнь голос, берёт на себя важную и трудную задачу – судить за это сами его произведения и выносить им свой «приговор» в свете тех или иных общественных идеалов».

Писательская критика соотносится с литературной критикой. Её можно рассматривать как один из компонентов художественной культуры, как возможное выражение её самосознания. В конечном счёте, тщательный анализ отдельного художественного произведения или художественного процесса в целом не только может, но и должен выводить к разговору о насущных проблемах самой жизни, определяя, таким образом, как развитие литературного процесса, так и развитие общественной мысли и общественного чувства. Мы знаем немало писателей, которые оставили не только отдельные критические замечания, суждения о своих собратьях по перу, их произведениях, каких-то явлениях в литературе, но и статьи и даже циклы статей. А.Пушкин, Н.Гоголь, И.Тургенев, Л.Толстой, А.Чехов, В.Брюсов, А.Блок, А.Белый и многие другие посвятили творчеству русских и зарубежных писателей немало работ. Конечно, их суждения о литературе далеко не всегда могут претендовать на весомое место в истории критики, в то время как в историко-литературном аспекте и, особенно, в пределах творчества того или иного писателя их значение резко возрастает.

У профессионального критика наблюдается некоторая отстранённость от литературного процесса. Его взгляд – это до некоторой степени взгляд «со стороны», здесь ощутима некоторая дистанция. Профессиональный критик, так или иначе, изначально претендует на некоторую степень научности своей оценки. Он стремится соотнести принципы изучения литературных произведений с особенностями отдельно рассматриваемого литературного творения. И это естественно. В противном же случае об объективности позиции профессионального критика речь не может идти. Тем не менее, литературная критика, будучи неотъемлемой частью литературы, воспринимается как акт творчества. Писатель же сам является непосредственным творцом этого литературного процесса, и его взгляд – это в гораздо большей степени взгляд «изнутри». Следовательно, писательская критика, тем более, является творческим актом.

Необходимо различать два значения, которые придаются словосочетанию «писательская критика». Как правило, с одной стороны, имеются в виду выступления писателя в качестве профессионального критика. Это – выступления в традиционных критических жанрах (обзоре, рецензии, библиографической заметке, проблемной статье, предисловии, юбилейной статье, обзоре и т.д.) Такого рода выступлениям присущи те же особенности, что и традиционным выступлениям профессиональных критиков. С той только разницей, что работы писателей-критиков отличаются большей субъективностью в интерпретации того или иного литературного явления, и, в то же время, – меньшей теоретической «наполненностью», в них, словно, «проступает» идиостиль писателя. Деятельность писателя-критика, когда он предстаёт в качестве критика, должна рассматриваться в одном ряду, что и «обычная», неписательская критика. Как отмечают исследователи, никакие отдельные специальные методологические проблемы в научном изучении писательской критики не возникают.

С другой стороны, объём понятия «писательская критика» включает в себя и всё многообразие выражения писателем своего отношения к литературному движению, к другим художникам и их произведениям, к обстоятельствам современной литературной жизни. В таком случае материал, подлежащий осмыслению, расширяется. Критические суждения, мнения писателя, его отношение к литературе воплощаются в образной ткани его художественного произведения. Оценки «чужого» творчества входят в текст произведения, погружаются и растворяются в этом тексте. Существенное значение приобретают черновики, варианты, письма, дневниковые записи, мемуары, публицистика и т.п. И, наконец, что становится принципиально важным, иной оказывается цель исследования и его результаты. Изучение писательской критики становится уникальным, ничем не заменимым путём к постижению творческих принципов, художественного своеобразия, эстетической позиции не того автора, которого критикуют, а того, который критикует. Подход, который пока что далеко не освоен, возможности которого только начинают раскрываться. Если мы, в общих чертах, знаем, как и для чего изучать критику, в том числе и критику, которой занимаются писатели, то изучение писательской критики в том её значении, которое имеется в виду в данном контексте, – дело ещё совсем не освоенное и, очевидно, весьма перспективное. Читательская критика – многообразные реакции на художественную словесность, принадлежащие людям, профессионально не связанным с литературным делом. Часто читательская критика отмечена печатью непос­редственности, проникнута духом исповедальности.





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 1486 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...