Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
АНТИТЕЗА – противопоставление характеров, событий, поступков, слов. Может быть использована на уровне деталей, частностей («Черный вечер, белый снег» – А.Блок), а может служить приемом создания всего произведения в целом. Таково противопоставление двух частей стихотворения А.Пушкина «Деревня» (1819), где в первой рисуются картины прекрасной природы, мирной и счастливой, а во второй – по контрасту – эпизоды из жизни бесправного и жестоко угнетенного русского крестьянина.
АРХИТЕКТОНИКА – взаимосвязь и соразмерность основных частей и элементов, составляющих литературное произведение.
ДИАЛОГ – разговор, беседа, спор двух или нескольких персонажей произведения.
ЗАВЯЗКА – элемент сюжета, означающий момент возникновения конфликта, начала событий, изображенных в произведении.
ИНТЕРЬЕР – композиционное средство, воссоздающее обстановку в помещении, где происходит действие.
ИНТРИГА – движение души и действия персонажа, имеющие целью поиски смысла жизни, истины и др., – своеобразная «пружина», движущая действие в драматическом или эпическом произведении и сообщающая ему занимательность.
КОЛЛИЗИЯ – столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов персонажей художественного произведения.
КОМПОЗИЦИЯ – построение художественного произведения, определенная система в расположении его частей. Различаются композиционные средства (портреты действующих лиц, интерьер, пейзаж, диалог, монолог, в том числе внутренний) и композиционные приёмы (монтаж, символ, поток сознания, самораскрытие персонажа, взаимораскрытие, изображение характера героя в динамике или в статике). Композиция обусловливается особенностями таланта писателя, жанром, содержанием и целью произведения.
КОМПОНЕНТ – составная часть произведения: при его анализе, например, может идти речь о компонентах содержания и компонентах формы, иногда взаимопроникающих.
КОНФЛИКТ – столкновение мнений, позиций, характеров в произведении, движущее, подобно интриге и коллизии, его действие.
КУЛЬМИНАЦИЯ – элемент сюжета: момент наивысшего напряжения в развитии действия произведения.
ЛЕЙТМОТИВ – главная мысль произведения, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая.
МОНОЛОГ – пространная речь действующего лица в литературном произведении, обращенная в отличие от монолога внутреннего к окружающим. Примером внутреннего монолога может служить первая строфа романа А.Пушкина «Евгений Онегин»: «Мой дядя самых честных правил...» и т.д.
МОНТАЖ – композиционный прием: составление произведения или его раздела в одно целое из отдельных частей, отрывков, цитат. Примером может служить книга Евг. Попова «Прекрасность жизни».
МОТИВ – один из компонентов художественного текста, часть темы произведения, чаще других приобретающая символическое значение. Мотив дороги, мотив дома и т.п.
ОППОЗИЦИЯ – вариант антитезы: противодействие, противопоставление взглядов, поведения персонажей на уровне характеров (Онегин – Ленский, Обломов – Штольц) и на уровне понятий («венок – венец» в стихотворении М.Лермонтова «Смерть поэта»; «казалось – оказалось» в рассказе А.Чехова «Дама с собачкой»).
ПЕЙЗАЖ – композиционное средство: изображение в произведении картин природы.
ПОРТРЕТ – 1. Композиционное средство: изображение внешности персонажа – лицо, одежда, фигура, манера поведения и т.п.; 2. Литературный портрет – один из прозаических жанров.
ПОТОК СОЗНАНИЯ – композиционный приём, используемый в основном в литературе модернистских направлений. Область его применения – анализ сложных кризисных состояний духа человека. Мастерами «потока сознания» признаны Ф.Кафка, Дж. Джойс, М.Пруст и др. В отдельных эпизодах этот прием может использоваться и в реалистических произведениях – Артём Веселый, В.Аксёнов и др.
ПРОЛОГ – внесюжетный элемент, описывающий события или участвующих лиц перед началом действия в произведении («Снегурочка» А.Н.Островского, «Фауст» И.В.Гёте и др.).
РАЗВЯЗКА – элемент сюжета, фиксирующий момент разрешения конфликта в произведении, итог развития событий в нем.
РЕТАРДАЦИЯ – композиционный прием, задерживающий, останавливающий или возвращающий(Вспять развитие действия в произведении. Осуществляется включением в текст различного рода отступлений лирического и публицистического характера («Повесть о капитане Копейкине» в «Мёртвых душах» Н.Гоголя, автобиографические отступления в романе А.Пушкина «Евгений Онегин» и т.п.).
СЮЖЕТ – система, порядок развития событий в произведении. Его основные элементы: пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; в отдельных случаях возможен эпилог. Сюжет раскрывает в произведении причинно-следственные связи в отношениях между персонажами, фактами и событиями. Для оценки различного рода сюжетов могут быть использованы такие понятия, как интенсивность сюжета, «бродячие» сюжеты.
ТЕМА – предмет изображения в произведении, его материал, указывающий место и время действия. Главная тема, как правило, конкретизируется тематикой, т.е. совокупностью частных, отдельных тем.
ФАБУЛА – последовательность развертывания событий произведения во времени и в пространстве.
ФОРМА – определенная система художественных средств, раскрывающая содержание литературного произведения. Категории формы — сюжет, композиция, язык, жанр и т.д. Форма как способ существования содержания литературного произведения.
ХРОНОТОП – пространственно-временная организация материала в художественном произведении.
ЦЕНТОН – приём использования автором цитат из произведений других писателей и поэтов:
Лысый с белой бородою – И.Никитин
Старый русский великан – М.Лермонтов
С догарессой молодою – А.Пушкин
Упадает на диван – Н.Некрасов
Используется чаще всего в произведениях постмодернистских:
Под ним струя,
Но не лазури,
Над ним амбре –
Ну нету сил.
Он, все отдав литературе,
Сполна плодов ее вкусил.
Гони, мужик, пятиалтынный,
И без нужды не раздражай.
Свободы сеятель пустынный
Сбирает скудный урожай.
И.Иртеньев
ЭКСПОЗИЦИЯ – элемент сюжета: обстановка, обстоятельства, положения действующих лиц, в которых они находятся до начала действия в произведении.
ЭПИГРАФ – пословица, цитата, чье-либо высказывание, помещаемое автором перед произведением или его частью, частями, призванное указать на его замысел: «...Так кто ж ты наконец? Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Гёте. «Фауст» – эпиграф к роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
ЭПИЛОГ – элемент сюжета, описывающий события, происшедшие после окончания действия в произведении (иногда через многие годы – И.Тургенев. «Отцы и дети»).
Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 1927 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!