![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Искусство писать – искусство корректно и убедительно излагать мысли на бумаге с целью донести свой замысел до читателя – уже больше не принадлежит только литераторам и ученым. Журналисты, политики, работники рекламы и других отраслей бизнеса осознали то, что было давно известно писателям, поэтам и великим мыслителям: психологически грамотно просчитанное и выстроенное письменное произведение дает возможность влиять на мнение и умонастроение огромной аудитории. За каждым публичным выступлением политика стоит труд людей, владеющих ораторским письменным стилем; за каждой печатной публикацией – человек, владеющий публицистическим письменным стилем; за каждым контрактом и договором – команда, разбирающаяся в юридических тонкостях составления деловой документации. В огромном многофункциональном государстве нужны грамотные пользователи письменной речью во всевозможных областях.
О значении письма лучше всего говорят факты. Известный исследователь письма, основатель грамматологии И.Е. Гельб определял письмо и язык как «внешние символы нации». Поэтому завоеватели для покорения захваченного народа в первую очередь стремились уничтожить письменное слово. Попытаемся понять, что лежит в основе этого исторического факта. Вероятно, дело не только в том, что люди участвуют в письменной коммуникации, ее частично заменяет устная. Сжигание книг наносит непоправимый ущерб, прежде всего, накопленным знаниям, опыту предшественников, разрывая связь поколений, что постепенно проявляется в изменении менталитета народа. Пример с уничтожением книг – подтверждение того факта, что письменная речь и мышление человека взаимосвязаны: стоит изменить письменность народа – изменится направление хода его мыслей.
Помимо культурообразующей функции письма, есть еще один важный момент, объясняющий важность для каждого из нас и для человечества в целом владения культурой письменной речи.
Язык реализуется в речи и через речь же усваивается человеком. Но речь может быть представлена как в звуковой, так и графической форме. Однако «если бы до сих пор человек довольствовался единственно устной речью и не имел никаких других способов пользования языком, то сейчас он был бы куда менее разумным, чем есть на самом деле. Следовательно, и социальный прогресс во всех сферах человеческой жизни был бы гораздо ниже того уровня, какой достигнут сегодня. Ибо, воплощаясь только в звуковой форме, язык не исчерпывает своих ресурсов. Можно сказать даже еще определеннее и категоричнее: в звуковой форме реализуется меньшая часть его потенциала» [47, 26].
Идея о первичности устной речи в начале языкового развития человека создает уверенность, что на всем пути развития человека она является самым естественным и продуктивным каналом речевого развития. Но без опоры на «мощный интеллектуальный канал письменной формы» человек так и не обретает должной гибкости ума, глубины мысли и красоты построения развернутого высказывания.
Если исходить из положения, что взаимоотношения между двумя сосуществующими вариантами речи обогащают друг друга, то следует выяснить, какие мыслительные и психические функции затрагивает становление письменной речи и как это отражается на устной.
И.А. Бодуэн де Куртенэ в свое время разделил всех людей на три группы:
- кандидатов в говорящие;
- только говорящие, которые, тем не менее, могут активно участвовать в общении;
- люди грамотные, способные участвовать в общении не только устно, но и письменно [8].
В наше время, когда образование обязательно, несоизмеримо большее количество людей владеет письмом. И критерий грамотности несколько изменился: грамотным может считаться человек с хорошо развитой письменной речью не только для межличностного общения, но и для употребления в узкоспециальной профессиональной сфере. Неизменным остается положение Бодуэна де Куртенэ о том, что «рассматривая отношения между письмом и языком, мы имеем в виду психику грамотного человека» [8, 217]. Именно на уровне психики следует искать взаимно обогащающую связь этих двух речевых процессов.
Корни различий в развитии всех форм и видов речи лежат в их происхождении. Существует точка зрения, сформулированная Б.В. Беляевым, что все речевые процессы базируются на одних и тех же психофизиологических предпосылках; разница заключается в том, какие из них оказываются ведущими [7]. Утверждение можно считать верным, если принимать во внимание только физиологию человека.
Но ведь в устной и письменной речи задействованы различные психолингвистические процессы. Так, А.Р. Лурия, основоположник нейролингвистики [46], выделяет ряд уровней в письменной речи, которые отсутствуют или слабее выражены в устной:
- фонематический – поиск отдельных звуков, их противопоставление, кодирование отдельных звуков в буквы, сочетание отдельных звуков и букв в целые слова;
- лексический – более тщательный подбор слов, поиск подходящих нужных словесных выражений;
- синтаксический – сознательное построение фразы в отличие от автоматического в устной.
Сложности, испытываемые пишущим при отборе лексических и синтаксических единиц для адекватного выражения мысли, связаны с такими особенностями письменной речи, как: создание письменного произведения без прямого контакта с адресатом и отсутствие «семантических маркеров», свойственных устной речи (интонация, мимика, жесты, паузы).
Тот факт, что пишущий не видит непосредственной реакции читающего, значительно усложняет его задачу. Он должен создать максимально полное высказывание, избегая всякого недопонимания и двусмысленности. Поэтому, по наблюдению исследователей, даже сложная по содержанию лекторская речь проще письменного текста. Все неясности произнесенного сразу же отражаются в реакции слушающего или собеседника, и опытный лектор чаще всего имеет возможность вернуться к проблемному вопросу, переформулировать его, пояснить. Недопонимание письменного текста невозможно быстро исправить, а интерпретация может оказаться неверной. В любом случае, выяснится это не скоро, так как общение «через бумагу» есть опосредованное общение.
Таким образом, письменная речь является самой многословной, точной и развернутой формой речи. Данные качества необходимы для достижения понимания между разделенными временем и пространством собеседниками. Условия протекания письменного общения усложняют механизмы письменной речи, поэтому никак нельзя согласиться с Б.В. Беляевым в том, что она является лишь графической записью устной речи [7]. Она не может быть простым переводом устной речи в письменные знаки, будучи композиционно более сложной, а психологически самой развернутой формой речи.
Если факт различия процессов порождения устного и письменного высказывания хорошо изучен психологами и лингвистами (В. Гумбольдт, А.А. Потебня, А.Р. Лурия), то Л.С. Выготский был первым, кто установил, что история развития функций письменной речи не воспроизводит развитие функций устной речи. Открытие этого факта и формулирование «закона противоположной направленности развития аналогичных систем в высшей и низшей сферах» опровергают все утверждения о полном повторении письменной речью психофизиологического механизма порождения устной речи. Разницу между этими формами речи можно сравнить лишь с разницей между внутренней и внешней речью, настолько она масштабна.
Во-первых, письменная речь даже на самой ранней стадии становления требует высокой ступени развития абстрактного мышления. Как писал Л.С. Выготский, «это – речь в мысли, в представлении, но речь, лишенная самого существенного признака устной речи – материального звука… Он (ребенок) должен перейти к отвлеченной речи, к речи, пользующейся не словами, но представлениями слов» [15, 236].
По мнению Л.С. Выготского, письменная речь требует от человека двойной абстракции: абстрагироваться следует не только от звучащей стороны речи, но и от собеседника. Начинающему обучаться письму недоступны мотивы, побуждающие обращаться к письменной речи. При устной речи мотив высказывания определяется самой ситуацией общения: непременно нужно отреагировать на реплику, что-то переспросить. При письменной же речи человек сам создает ситуацию, мысленно представляет ее, поэтому письменная речь «вводит нас в самый высокий абстрактный план речи, перестраивая тем самым и прежде сложившуюся психологическую систему устной речи» [15, 237].
Очевидно, что устная и письменная формы речи отличаются своими характерными лексическими, грамматическими и синтаксическими особенностями. И В. Гумбольдт был первым, кто открыл, что формы речи различаются особой лексикой, грамматикой и синтаксисом, связав это с функциональным назначением каждого вида речи применительно к языку поэзии и прозы. Однако эти особенности не только языковые, но и психологические. Исследуя «грамматику мысли» и «смысловой синтаксис», Л.С. Выготский сравнивал устную, внутреннюю и письменную речь. В результате были выделены и сформулированы три основных свойства письменной речи: абстрактность, произвольность и сознательность. Что подразумевается под абстрактностью, уже было пояснено выше. Что же касается произвольности и сознательности, то эти характеристики являются двумя сторонами одной медали. С одной стороны, в письменной речи человек расчленяет звуковую структуру слова, синтаксическую структуру фразы и затем произвольно воссоздает слова и фразы на письме, строя текст по своему усмотрению. Пишущий произвольно работает со значениями слов, развертывая их в тексте. Произвольность фонетики, семантики и синтаксиса, по Выготскому, проистекает из того, что сначала формируется речь внешняя, затем внутренняя и, наконец, письменная.
Когда человек пытается сформулировать свои мысли на письме, то он проделывает огромную умственную работу. Ему предстоит перешагнуть пропасть между максимально свернутой (внутренней) и максимально развернутой (письменной) формами – от максимальной понятности для себя до максимальной понятности для другого. Этот шаг требует «произвольной семантики» письменной речи – сложных операций произвольного построения фраз.
С другой стороны, с произвольностью письменной речи очень тесно связан элемент сознательности. С самого начала, указывал В.Вундт, развитие письма контролируется сознанием. Намеренность и сознательность во многом объясняются временным фактором. Если в устной речи быстрый темп не предполагает длительного обдумывания, а требует быстрой реакции, то есть простого волевого действия, то в письменной речи легче сосредоточиться. Обдумать композиционные сложности позволяют и время, и зрительное восприятие зафиксированного на бумаге материала. Письменные тексты легко просмотреть, возвратиться к уже прочитанному.
Другой пример, который приводит Л.Р. Зиндер [26] в пользу осознанности письма и спонтанности устной речи, связан с возникновением сокращений. В беглой речи звуки редуцируются, а в письменной речи невозможно спонтанное возникновение сокращений. Они вводятся целенаправленно для облегчения восприятия – для замены часто употребляемых терминов и понятий.
У взрослого человека произвольные и сознательные процессы сосуществуют в письменной речи. Мы произвольно выстраиваем смысл текста, но при этом сознательно используем грамматические и синтаксические конструкции, чтобы донести задуманное во всей полноте, чтобы достичь понимания читающего.
Интересно отметить, что у взрослого человека, несмотря на автоматизацию многих психических процессов, уровень сознательного восприятия гораздо выше и в письменной и в устной речи. Оказывается, обучение письменной речи и грамматике имеет огромное значение в общем развитии человеческой мысли. Так наглядно декларируется открытый Л.С. Выготским «закон взаимной связанности низшей и высшей систем в развитии». Усвоение новой формы речи проторяет путь для овладения высшими речевыми процессами.
В свете вышеизложенного становится понятно, почему без активной опоры на мощный интеллектуальный канал письменной формы человек так и не обретает должной гибкости ума, глубины мысли и красоты построения развернутого высказывания.
Есть еще один важный фактор, касающийся психофизиологических процессов, на которых базируется письменная речь. А.Р. Лурия был первым, кто расшифровал психофизиологию письма. Одновременно им был установлен факт, что эта психологическая структура изменяется с возрастом по мере развития навыка письма, в процессе использования различных форм письма и в разных языках [46].
Для фонетического письма (характерного для русского языка) решающим оказывается слуховой анализ. Только с его помощью можно записать звуковой состав слова. В идеографическом письме (китайский язык) на первый план выступают системы зрительного анализатора. А в английском и французском языках задействуются отделы коры головного мозга в зависимости от преобладания фонетических или условных элементов записи.
Все эти данные свидетельствуют о том, что:
1) письмо – это сложная психическая деятельность, которую составляют процессы, лежащие вне зрительной и двигательной сферы;
2) будучи не эквивалентной устной речи по грамматическому строению, письменная речь, тем не менее, положительно влияет и на ее развитие.
Письменная и устная формы речи уникальны и одновременно взаимосвязаны в нашей психике, взаимодействуют в коммуникативной деятельности. Методика, ставящая своей целью развить в основном один, пусть даже и ключевой, вид речи, однобока и неперспективна. Обучение языку требует сбалансированного развития говорения, чтения, письма и слухового восприятия по очень многим причинам.
Помимо того, что сбалансированное обучение всем видам речевой деятельности оказывает положительное воздействие на психическое развитие личности, оно также позволяет значительно развить наши коммуникативные способности. Согласно Э.П. Шубину [95], у индивида всегда существует возможность «достройки» своего коммуникатора через практику в разных видах коммуникативной деятельности.
Вопросы и практические задания
1. Раскройте смысл суждений:
ü Письменная речь не является простым “слепком с устной речи”.
ü In general what is written must be easy to read and to speak, which is the same.
ü You don’t write because you want to say something. You write because you’ve got something to say.
ü What is written without effort is in general read without pleasure.
ü Воплощаясь только в звуковой форме, язык не исчерпывает своих ресурсов. Можно сказать еще определеннее и категоричнее: в звуковой форме реализуется меньшая часть его потенциала.
2. Ознакомьтесь с мнением Л. Спавента. О какой функции письма идет речь в высказывании?
Writing is how we find out what we think. When we get things down on paper, we often surprise ourselves. We live much of our lives monitoring interior monologues that only we can hear. When we write, we take part in a social act. We join the community of men and women who learn through writing things down.
One characteristic of modernity is the rapid pace at which change takes place. In a world such as this, writing provides an anchor for our thoughts. It also documents how our thinking may change. Pick up something you wrote twenty years ago and ask yourself if you could have written it today in just the same way.
Lou Spaventa (The Heart of the Matter: Writing to Learn)
Какие дополнительные функции письма в обществе вам известны? Прокомментируйте.
3. Проанализируйте высказывания представителей концепции вторичности письменной речи по отношению к устной. Какие аргументы они чаще всего выдвигают в пользу данной теории?
Платон (4 в. до н.э.):
«Слово написанное - некий суррогат слова сказанного. Письмо – неправильное использование языка. Чтение про себя – суррогат речи».
Пауль (1960):
«Письмо относится к языку примерно так, как черновой набросок к тщательно написанной картине».
Л.В. Щерба:
«Нашим языком является лишь произносимый язык: он имеет непосредственные смысловые ассоциации, тогда как письмо, текст получает их лишь через его посредство».
В. Гумбольдт:
«Лишь звучащее слово воплощает мысль, оставляя письму воплощение звучания».
Б.В. Беляев:
«Письменная речь – фиксированная особым образом устная речь».
А.А. Кибрик (2008)
«Совершенно очевидно, что устный модус – это исходная, фундаментальная и более простая форма существования языка, а письменный дискурс является производным от устного и представляет собой более позднюю, вторичную разновидность языка... Большинство человеческих языков и по сей день являются бесписьменными, то есть существуют только в устной форме. В течение большей части XX в. не осознавалось то обстоятельство, что письменный язык и транскрипция устного языка – не одно и то же. Удивительным образом и сейчас многие лингвисты не осознают ни приоритета устного языка, ни того факта, что письменный язык не тождествен языку вообще».
4. Обращаясь к материалу лекции, перечислите, какие аргументы приводят психологи и лингвисты В. Гумбольдт, А.А. Потебня, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский в пользу концепции самостоятельного статуса письма по отношению к устной разновидности языка.
5. Сравните особенности письменной речи и ее коммуникативных возможностей, описанные различными авторами. Найдите сходные и отличительные черты каждого описания.
Черты письменной речи:
1. Постоянство и стабильность;
2. Ясность текста;
3. Четкость организации;
4. Плотность информации;
5. Удаленность во времени и пространстве;
6. Продолжительность создания, скорость восприятия;
7. Использование принятого языкового стандарта;
8. Навык, приобретаемый в процессе обучения;
9. Относительная краткость.
(Penny Ur)
Письменное общение по большей части:
- дистантно,
- инициативно,
- по сущности всегда монологично,
- планомерно,
- рассчитано на зрительное, обычно отсроченное восприятие, как правило, с возможностью повторного прочтения написанного.
(В.Э. Морозов)
Письменная речь:
ü самая многословная, точная и развернутая форма речи,
ü требует от человека двойной абстракции,
ü характеризуется произвольностью и, одновременно, сознательностью.
(Л.С. Выготский)
6. Какие особенности протекания обусловливают характеристики письменной речи? В чем их отличие от условий протекания устного общения?
7. А.А. Кибрик выделяет несколько разновидностей письменного дискурса (как противопоставление устной разновидности дискурса): печатный, телеграмма, электронный.
На примере этих разновидностей решите, возможно ли совмещение черт письменного и устного дискурса в некоторых видах общения?
Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 590 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!