Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Специфика эргономического подхода в дизайне обусловлена его направленностью на проектирование и необходимостью одновременного учета комплекса свойств и параметров системы и ее компонентов.
Любое эргономическое исследование должно начинаться с анализа деятельности человека и функционирования системы «человек—машина (предмет)».
Эргономический анализ не может основываться только на здравом смысле и интуиции, а требует системы, которая позволит проектировщику грамотно осуществлять такой анализ. Особое значение имеет эргономический анализ трудовой деятельности, в ходе которого составляется ее характеристика — профессио грамма. Профессиограмма включает в себя те требования, которые предъявляет определенная деятельность к техническим средствам и психофизиологическим свойствам человека.
В науках о труде сложились два метода получения исходной информации, необходимой для составления профессиограммы: описательное и инструментальное профессиографирование. Эти методы профессиографического исследования используются в зависимости от степени сложности изучаемой деятельности и требуемой полноты ее описания. Во многих случаях достаточно использование метода описательного профессиографирования.
Соматографические и экспериментальные (макетные) методы решения эргономических задач используются для выбора оптимальных соотношений между пропорциями человеческой фигуры и формой, размерами машины (предмета), отдельных ее элементов [2.2; 2.4].
Соматография [от греч. soma {sOmatos) — тело и... графия] — метод схематического изображения человеческого тела в технической или иной документации в связи с проблемами выбора соотношений между пропорциями человеческой фигуры, формой и размерами рабочего места. В инженерной графике используются все нормы и приемы технического черчения и начертательной геометрии. Затрудняет эффективное использование классической соматографии ее значительная трудоемкость. Менее трудоемок и более эффективен метод плоских манекенов (шаблонов-моделей) тела с шарнирными сочленениями.
Экспериментальные (макетные) методы основаны на применении макетирования проектируемого оборудования в различном масштабе и с разной степенью деталировки. При этом используются объемные антропоманекены; один из видов таких манекенов получил название «мультмен».
Указанные выше методы непосредственно смыкаются, переплетаются с дизайн-проектированием, особенно при использовании метода сценарного моделирования (проектного инсценирования). В независимости от конкретного содержания и форм проектных ситуаций суть сценарного метода остается одной и той же. Дизайнер сначала представляет ситуацию мысленно, затем все более опредмеченно отображает ее в серии графических эскизов, потом — в трехмерных макетах, муляжах и манекенах, наконец — в действенном натурном воспроизведении. При необходимости ведется фиксирование фото или видео способом.
В последнее время «ручные» приемы инженерной графики и методы моделирования дополняются и нередко заменяются компьютерной графикой за счет использования технических средств и программного обеспечения.
Задачи, которые встают перед проектировщиком при переходе от формирования «замкнутых» пространств интерьеров, а тем более отдельных предметов и вещей, к комплексному формированию «открытых» средовых ситуаций, существенно трансформируются и усложняются.
В.Т. Шимко в работе «Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории», говоря о специфике новой проектной профессии на стыке архитектуры и дизайна, отмечает, что «...в ней все время идут рядом: дизайнерская идея как принцип решения функционально-технологических задач и архитектурно-художественная идея как эмоционально-эстетическая конструкция отвечающих процессу пространственных форм, а также нужный процессу комплекс предметнопространственных форм, соединяющий архитектурную и дизайнерскую идеи в одно целое через личное отношение потребителя к среде» [2.6].
Он же напоминает, что эргономика, по сути, уже стала краеугольным камнем методологии средового проектирования, поскольку именно она является соединительным звеном между его базовыми понятиями — «среда» (как конечный продукт проектного творчества) и «человек» (как его заказчик и потребитель). Одновременно подчеркивается, что в средовом проектировании «недоучет» человеческих факторов не только вызывает неудобства и дискомфорт, но и пагубно сказывается на эмоционально-чувственной оценке состояния среды, а это ведет к формированию негативных эстетических переживаний. Поэтому в средовом проектировании появилась необходимость добавить к сложившемуся вектору обоснования и выработки «ограничений» (рекомендаций) по проектированию элементов и их сочетаний новый вектор — генерирование вариантов размерных показателей и комбинаций, продиктованных не столько утилитарно-практическими, сколько художественными соображениями.
Здесь на первый план выдвигаются вопросы восприятия и оценки окружающей среды. О некоторых аспектах этих вопросов речь пойдет в Лекциях 9 и 10.
Интерпретация человеком воспринимаемых образов и возникновение в результате этого эмоционально-эстетического состояния обусловлены личностными особенностями человека, в т.ч. внутренними установками, темпераментом и пр. Человек констатирует и оценивает такие качества среды как характер общей объемно-пространственной структуры, пластику поверхностей, цвето-фактурное решение, габариты, пропорции, масштаб и т.д. Важно помнить, что восприятие и оценка пространственных форм зависят от их окружения, реальных условий наблюдения (время суток и года, погодные условия) и точки наблюдения, которая редко остается статичной.
Из-за сложности учета комплекса факторов восприятия реальной среды на практике нередки случаи, когда здания, их группы производят во многом иное впечатление, чем на чертежах и в моделях. Проблема учета в проектной практике всех возможных негативных моментов восприятия реализованной среды и их компенсации, полностью не решенная теоретически и методически до сих пор, существует столько же, сколько и сама архитектура.
Первостепенное значение всегда имели талант, интуиция и опыт проектировщика. Римский архитектор второй половины I века до н.э. Витрувий в трактате о зодчестве писал: «Когда же будет установлено основание соразмерности и путем вычислений рассчитаны все размеры, то уже дело проницательности принять во внимание условия местности, или назначение здания, или его внешний вид и путем сокращений и добавлений достичь такой уравновешенности, чтобы после этих сокращений или добавлений в соразмерности все казалось правильным и ничего не оставалось желать в смысле внешности» (Витрувий «Десять книг о зодчестве». — М., 1936).
В последние годы у архитекторов и дизайнеров появляется возможность избегать проектных ошибок за счет использования новых методик и виртуальных программ в компьютерной графике. С их помощью можно «проигрывать» многочисленные варианты восприятия средовых объектов и ситуаций, внося коррективы в их композиционный строй.
Лекция 3. Ретроспектива технического развития и формообразования предметного мира доиндустриального общества
В постиндустриальном обществе стало естественным понимать технику как сложные устройства, приборы, агрегаты бытового, производственного и прочего назначения, транспортные средства и так далее с механическими, электромеханическими, электронными, гидравлическими и пр. узлами. Между тем техника (от греч. τεχνικός — искусство, мастерство, умение) — совокупность устройств и средств человеческой деятельности, применяемых в производстве и обслуживании непроизводственных потребностей общества для ускорения и облегчения трудовых процессов. Техника — это машины, станки, приборы, инструменты и др.; это здания и сооружения, дороги и каналы, средства общественного транспорта; это и непроизводственное оборудование и инструменты: коммунальное оборудование, холодильники, кухонные и стиральные машины, пылесосы; средства транспорта и связи личного пользования и т.д. Сюда же относят технологические процессы, технологию в каком-либо виде деятельности. Это — совокупность наиболее эффективных приемов, методов, способов использования оборудования и других технических средств для обработки сырья, материалов и изделий, получения полуфабрикатов, готовой продукции и т.д. Исторически техника прошла путь развития от примитивных орудий труда первобытного человека до сложнейших современных автоматических машин.
Корни дизайна уходят в далекую глубь веков и тысячелетий. Среди специалистов нет единого мнения, когда произошло становление «человека современного». Однако они довольно единодушны в отношении перечня критериев отнесения гомосапиенс к «современным». На первом месте стоят анатомические признаки, на втором — признаки поведенческие. «Современными» считаются люди не только владевшие каменными орудиями, но и изготавливавшие более сложные орудия из костей убитых животных и выловленных рыб. Эти орудия нельзя было изготовить с помощью отщепов камня, нужна была более сложная технология: шлифовка, сверление и пр.
Самое интересное в контексте нашей темы — чтобы быть отнесенными к «современным», люди должны были уметь рисовать, создавать наскальную и пещерную живопись.
Не менее 40 тысяч лет назад произошел скачок в развитии человечества, началось существенное изменение орудий по виду и форме. Полагают, что это стало следствием появления «языка» общения. Человек начал мыслить словами и символами, а не образами. Произошел переход от «инстинктивного разума» к аналитическому мышлению.
Рисунки в пещерах пятнадцати тысячелетней давности трактуются как схемы, чертежи ловушек на зверей. Налицо зарождение проектного сознания человечества.
Авторитетный историк и искусствовед, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства Н.В. Воронов (1924—2003), анализируя пути и специфику дизайна, выделил ряд признаков и категорий. Он считает, что характерная черта дизайнерского подхода — инновационность, изобретательское начало, а основной метод дизайна — компоновка. Н. В. Воронов принимает в виде рабочего следующее определение этого метода: «Компоновка — продуманное и научно рассчитанное (или интуитивно обоснованное) соединение, составление частей, деталей, элементов, механизмов, принципов с целью достижения в полученном результате определенного технического, архитектурного, художественного, социального и т.д. единства и целостности».
Еще одним ведущим методом дизайна признается метод компромисса, метод согласования и приведения к единству, целостности и гармонии многих противоречивых свойств, возможностей, приемов, правил [3.1].
Так как творческое преобразовательное отношение генетически заложено в человеке современном, то истоки дизайна закономерно усматривать в появлении первых орудий. Образно говоря, дизайн «вечен» как процесс формообразования орудий труда, предметов быта, когда фундаментальная цель — сделать объект деятельности полезным, удобным для пользования и даже красивым. Последнее качество — красота — стало придаваться предметам, вероятно, на грани позднего палеолита (древний каменный век — примерно до 10 тысячелетия до н.э.) и неолита (новый каменный век — около 8—3 тыс. лет до н.э.). Орнаментом стали украшать, прежде всего, керамические сосуды и одежду. Какое первоначальное значение имел орнамент, нес ли он магическое значение или своеобразно графически отражал ритм всей жизни, труда — в принципе не столь важно. Главное, что предметам в дополнение к утилитарной компоновке начали придавать некую духовную функцию.
Все многообразие предметного мира условно может быть подразделено на два типа. Первый тип — те изделия, которые существовали испокон веков. В основном они служили и сегодня служат для удовлетворения извечных потребностей человека; их функция не изменилась или почти не изменилась за многие тысячелетия (ручной инструмент, посуда, мебель, одежда и т.д.). Второй тип — те, что возникли в результате изобретений и научных открытий. Чаще всего им присущи совершенно новые (средства связи, бытовая техника, новые транспортные средства и т.д.) или ранее выполнявшиеся на примитивном уровне функции.
Любое творение человеческих рук для практических целей можно охарактеризовать рядом свойств. Наиболее важное свойство утилитарного изделия — его основная функция. Другими желательными свойствами являются удобство, безопасность и эстетическое совершенство. Все эти свойства должны в итоге составлять единое целое, обеспечивая двуединство пользы и красоты. Довольно полно охарактеризовать изделие позволяют пять материальных свойств: структура (т.е. элементы изделия и их взаимозависимость — компоновка); форма; материалы; размеры; поверхности (для всего изделия и отдельных элементов).
Составные орудия труда (топоры, молотки, мотыги и др.) — одни из широко распространенных изделий отмеченного выше первого типа. Функция и структура большинства из них остаются постоянными тысячелетия, а вот используемые материалы, технология их обработки и, следовательно, поверхности претерпевают изменения, форма становится более совершенной эксплуатационно и эстетически.
Дизайн, его история неразрывно связаны с развитием вещественного наполнения среды жизнедеятельности, историей науки и техники. В рамках дисциплины «История культуры и искусства» достаточно полно изучается эволюция предметного мира от первобытного общества до XXI века; освещаются особенности региональных культур, их взаимосвязь с социально-экономическими условиями, зависимость от научно-технических достижений и пр. Мы же только отметим наиболее характерные, основополагающие для понимания эволюции материальной культуры открытия, изобретения, события и факты.
Замечательным событием было изобретение в мезолите (средний каменный век — около 10—5 тыс. лет до н.э.) лука и стрел. Они не только оставались основным видом оружия вплоть до XVII века; с помощью лука сверлили, на его основе делали музыкальные инструменты.
Величайшим изобретением стало изобретение колеса и изготовление повозок (около 4 тыс. лет до н.э.). Показательно, что они появились при переходе от кочевого образа жизни к оседлому. Человек стал засевать поля, разводить скот, строить большие поселения; началась торговля зерном, камнем, лесом и пр. Возникла необходимость перемещать значительные тяжести на большие расстояния. Со временем колесо легло в основу гончарного крута, мельницы, водяного колеса.
Посуда из глины и первые изделия из меди появились еще в 8 тысячелетии до н.э. Сначала занимались «холодной» ковкой меди из медного колчедана, позднее медь стали выплавлять.
4 тыс. лет до н.э. — изобретение папируса, начало производства хлопчатобумажных тканей в Индии, Китае, Египте. Около 3 тыс. лет до н.э. наступил бронзовый период, время, когда обрабатывали также серебро и золото, когда началось производство железа (Армения).
Многие из окружающих нас бытовых вещей существовали уже в Древнем Египте за 2 тыс. лет до н.э. Их облик менялся очень постепенно, т.к. изготовители-ремесленники были подвластны традициям. Мастерство передавалось из поколения в поколение, вместе с ним наследовались и основа формы, и конструкция, и технология изготовления, которые были канонизированы.
При всем многообразии предметного мира Древнего Египта можно отметить его характерные признаки. Это, прежде всего, достаточно высокая утилитарная функциональность и целесообразность бытовых предметов. Далее, как и в архитектуре, целостность и органичность, мягкость очертаний, неощутимый переход скульптуры в конструкцию и конструкции в скульптуру. Углы сглаживаются, прямым линиям придаются изгибы, кривизна. Изобразительная скульптура часто входит в форму предмета. Внешнее пластическое (осязательное и визуальное) отношение к предмету сильнее конструктивного, хотя все изменения из-за следования канонам растягивались во времени на столетия и тысячелетия.
Из-за выдерживания общепринятых схем конструкция часто была непрочной и дополнялась крепежными элементами (ремнями, угольниками и пр.). Придерживаясь канонов, египетские мастера из столетия в столетие повторяли один и тот же конструктивный недостаток, делая плоской раму сидения, поэтому сочленение сиденья и ножек всегда было непрочным и должно было усиливаться дополнительными элементами. В то же время существовали оригинальные конструкции складной рациональной мебели (стулья, кровати). Функциональной, продуманной и удобной в использовании была компоновка шкатулок для туалетных принадлежностей. Внутреннее пространство членилось на отдельные блоки. В неглубокой верхней части лежало зеркало, по бокам узкой ручки которого в емкостях помещались инструменты. Нижняя часть была занята выдвигающимся ящиком с сосудиками (баночками), заполняемыми мазями, красящими составами и пр. Оригинальной была конструкция запора шкатулки на штырях, которая дополнялась специальным опечатываемым шнуром.
В это время не было культа материала — его очень часто скрывали под толстым слоем шпаклевки с последующей раскраской и инкрустацией. Украшения имели знаковый смысл. Изображения лотоса и узкогорлого сосуда — единение Верхнего и Нижнего Египта. Часто использовались изображения «зверей» на ножках мебели, посохах и пр.; изготавливались ручки зеркал в виде знаков «АНХ» (жизнь) и «ДЖЕД» (вечность). При всем внешнем сходстве бытовых вещей Древнего Египта с современными, употребляемыми, например, в России, их компоновка и отдельные функциональные элементы иногда были иными, учитывающими местные климатические и культурные особенности. У кровати то, что у нас называется изголовьем (т.е. вертикальная стенка), устраивалось со стороны ног, а не головы, и вовсе не служило поддержкой для подушки; подушек у египтян не было совсем, а под шею подставлялась специальная седловидная опора. Само ложе было слегка приподнято со стороны головы для того, чтобы, проснувшись, можно было, не поднимаясь, увидеть, как восходит солнце [3.2, 3.3].
В Египте же появились ирригационные сооружения (2,8 тыс. лет до н.э.), первый календарь (2776 г. до н.э.), было построено первое в мире судно из досок (2600 г. до н.э.), изготавливались стекло и изделия из него (3 тысячелетие до н.э.).
Европейская культура имеет в своей основе античное происхождение и, прежде всего, греческие корни. Многие греческие слова являются самыми употребительными. С античной техникой дело обстояло иначе. Рабовладельческое общество не стимулировало ремесло и в условиях раздробленности Средиземноморья сильно тормозило технический прогресс. Многие открытия и изобретения, опередившие Европу на столетия, были сделаны в Китае. Там были заложены основы металлургии и химии, построены замечательные гидротехнические сооружения, использовались новейшие методы в медицине, а в I веке до н.э. была изготовлена первая бумага. Документально установлено, что уже в 105 г. н.э. евнух Цай Лунь показал китайскому императору Хэ-ди первый лист писчей бумаги из растительного сырья. Цай придумал делать бумажную кашицу из коры, метелок конопли и рваных рыболовных сетей. Бумага из растительного сырья была гораздо дешевле бумаги «чжи», которую делали из волокон шелковых тканей ранее.
В то же время нельзя недооценивать достижения древнеримских мастеров- стеклодувов и гончаров. В античную эпоху форма бытовых предметов сочетала полезность с украшениями, орнаментикой. Одновременно совершенствовались их функциональные качества, возрастала дифференциация, что довольно ярко проявилось в греческой керамике.
В зависимости от функции (назначения) вазы были нескольких типов. Сосуды для ношения воды — гидрии — имели три ручки. За одну держали, идя к источнику, пока гидрия была пустой, а когда сосуд наполнялся, его несли на плече, поддерживая за две другие ручки. Для холодной воды служили большие вазы с широким горлом — кратеры. В них ставили для охлаждения псикторы с вином, форма последних была как бы негативным воспроизведением внутреннего объема кратера. Сосуды других форм и объемов — амфоры, пелики и т.д. — служили для хранения вина и той воды, которой разбавляли вино. Пили из широких открытых чаш — киликов, а масло хранилось в небольших сосудах с расширяющимся горлом — лекифах и т.д. Формы греческих ваз, связанные с пропорциями женского тела, считаются до сих пор непревзойденным эталоном сочетания дифференцированной функции и красоты.
Специальные тарелочки для рыбных блюд имели в центре углубления для жидкости. Масляный светильник, который у египтян был просто красивым сосудом, приобрел в Греции зримые функциональные черты: со стороны, где наружу выводился фитиль, корпус вытянулся и приобрел форму носика. Для переноски светильника с места на место служила ручка, а для того, чтобы масло не расплескивалось, емкость с ним накрывалась крышкой.
Характерная для египетского искусства слитность скульптурных и архитектурных форм сменилась у греков четким и последовательным их разделением. Скульптура никогда не покрывала всю плоскость предмета, она размещалась на строго определенном месте. Немногочисленные типы орнамента (пальметта, меандр, киматий и др.) были лаконичны и наносились на специально избранных местах [3.2].
Средневековье (конец V—середина XVII веков) — время зарождения, развития и разложения феодализма в Западной Европе. К XI веку в ряде стран стали развиваться города, налаживаться связи между регионами. Ремесленники, работавшие на заказ, на рынок, объединялись в цеха для защиты от притеснений феодалов, более успешной конкуренции и совершенствования мастерства. Цех не только защищал, но и довольно жестко регламентировал деятельность своих членов, технологические, экономические и организационные моменты.
Существовал даже запрет на увеличение производительности труда и технологические новшества. В одной из средневековых хроник записано: «Да будет известно, что к нам явился Вальтер Кезенгер, предложивший построить колесо для прядения и сучения шелка. Но, посоветовавшись и подумавши со своими друзьями,... совет нашел, что многие в нашем городе, которые кормятся этим ремеслом, погибнут тогда. Поэтому было постановлено, что не надо строить и ставить колесо ни теперь, ни когда-либо впоследствии».
С крестовыми походами в Европу пришли многие технические новинки из заморских стран. Открытия и изобретения были сделаны и в самой Европе. В XI—XII веках античное изобретение — водяные мельницы — все шире распространяется в Центральной и Северной Европе. Расширяются области использования: мельницы приводят в движение кузнечные молоты и пилы, отбивают сукно. В XIII веке их применяли для растирания красок, волочения проволоки и даже как привод токарных станков.
Очень важную роль в развитии техники средних веков сыграли механические часы. Правда, еще в 723 году буддийский монах и математик И Син в Китае сконструировал часовой механизм, приводимый в движение водой и названный им «сферической картой поднебесья с высоты птичьего полета». Точная дата появления первых часов в Европе неизвестна, но в XIII веке они, во всяком случае, уже существовали. В частности, башенные часы с одной часовой стрелкой были установлены в лондонском Вестминстере в 1288 году. Башенные часы Страсбургского собора (1354) представляли собой подлинное произведение искусства. Они показывали фазы Луны, Солнца, части суток и часы, отмечали церковные праздники. В полдень перед фигуркой Богоматери склонялись волхвы, кукарекал и бил крыльями петух.
Пружинные часы были изобретены в 1450 году, а к концу XV века в употребление вошли переносные пружинные часы. К. Маркс отмечал: «Часы — это первый автомат, употребленный для практических целей. На их основе развилась вся теория производства равномерных движений». Основоположником этой теории стал выдающийся голландский механик и математик Христиан Гюйгенс (1629—1695). Он не только создал новую конструкцию (в качестве регулятора применил маятник в стационарных часах, спираль — в переносных, а также балансир), но и описал изобретение в «Маятниковых часах».
Не менее, а возможно, еще более важное достижение средневековья — книгопечатание. История создания техники книгопечатания весьма длинна. Собственно книгопечатание начинается с использования деревянных досок, на которых гравировались текст и рисунки. Покрытая тушью доска прижималась к листу бумаги (Китай, первая половина VIII века). Первые отпечатки были в виде длинных бумажных свитков, позднее их начали складывать «гармошкой», а уж потом — «бабочкой».
В Европе немецкий мастер Иоганн Гуттенберг (1400—1468) начал печатать книги (первой была Библия — 1450 год) на созданном им станке с подвижных наборных литер, которые позволяли набирать текст крупными фрагментами.
Технический комплекс полиграфии, сформировавшийся к концу XV века, стал одной из первых отраслей развитого мануфактурно-промышленного производства. Только за один 1501 год в 1120 типографиях 254 городов Западной Европы были напечатаны 12 млн экземпляров книг.
В конце XV века белорусский просветитель Франциск Скорина печатал книги на старославянском языке в Праге (1517—1519) и в Вильно (1525). Первопечатник на Руси — Иван Федоров; первая датированная книга, напечатанная на Московском печатном дворе, — «Апостол» (1564). Иван Федоров же был создателем начального учебника грамоты «Азбука».
Леонардо да Винчи (1452—1519) — наиболее яркая личность Раннего Возрождения. Его творчество охватывало сферы деятельности поистине огромной широты. Живописец, скульптор, архитектор, инженер и ученый, занимавшийся механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека, животных, птиц и т.д.
Методика творчества Леонардо да Винчи была сродни современному дизайнерскому проектированию. Он был истинным олицетворением гуманистического идеала, соединяющего науку, технику и искусство в практических целях. Его деятельность и творчество были уже подлинно проектными.
Во-первых, глубокий анализ и изучение сферы, в которой ведется поиск идеи. Так в 1470-е годы Леонардо был настолько увлечен идеей коренного улучшения ткацкого производства во Флоренции, что забросил все текущие заказы и полностью погрузился в изучение технологии текстильного дела, всех его тонкостей. К сожалению, его гениальные предложения по самопрялке с механическим приводом от водяного колеса и сложным устройством, одновременно крутящим и наматывающим нить и автоматически останавливающемся при ее разрыве, не были реализованы.
Вернувшись во Флоренцию, после того как ему не удалось найти достойного места для творчества в других городах Италии, в 1499 году Леонардо попытался воплотить свою заветную мечту по созданию летательного аппарата. Он многие дни наблюдал за полетом птиц, анализировал, делал эскизы, записи (подробнее об этом речь пойдет ниже). Его выводы и предложения оказались близки тем, к которым через 400 лет придут наши соотечественники — ученый Н.Е. Жуковский и морской офицер А.Ф. Можайский, который также начинал проектирование самолета с наблюдения и изучения полета птиц.
Во-вторых, вслед за многочисленными эскизами выполнялись чертежи с детальной проработкой, когда точно вырисовывались детали, тщательно передавалась игра света и тени, чтобы было понятно, что и какого качества надо сделать при отсутствии в то время соответствующих технологий.
В-третьих, моделирование, постройка макетов и новые циклы уточнений, доработок, текстовых пояснений и т.д.
Практически при его жизни ничего из его технических идей и разработанных конструкций не было реализовано. Он опередил свое время на 500 лет. Только наши дни позволили достойно оценить творения гения. Утверждают, что проект летательной машины, оснащенной спиральным винтом, вдохновил И.И. Сикорского (1889—1972) на создание современного вертолета. Цитата из рукописей Леонардо: «... винтовой аппарат, который, если его вращать с большой скоростью, ввинчивается в воздух и поднимается вверх» несомненно может рассматриваться как проект геликоптера. Самый ранний дошедший до нас проект парашюта принадлежит также Леонардо да Винчи. Он писал: «Если человек имеет шатер из полотна шириной 12 локтей и 12 локтей в высоту, то он может прыгать с любой высоты без вреда для себя».
Особый интерес Леонардо проявлял к строению глаза, особенностям зрительного восприятия. В изучении оптики он также во многом обогнал своих современников. Он знал, что зрительные образы на роговице глаза проецируются в перевернутом виде и проверил это с помощью созданной им камеры-обскуры. Его завораживали оптические иллюзии; некоторым из них он дал объяснения, пригодные и сегодня. На расстоянии ярко освещенный предмет кажется больше, чем освещенный слабо. Леонардо отмечал, пользуясь теми же точно терминами, что и современный учитель физики, что «угол падения всегда равен углу отражения». Создавая инструмент для измерения интенсивности света, Леонардо нарисовал фотометр не менее практичный, чем тот, который был предложен американским ученым Бенджамином Румфордом три столетия спустя. Ему был знаком такой предмет как очки, и в старческом возрасте он, очевидно, сам их изготовлял для себя.
Тексты Леонардо, как правило, не отделимы от сопровождающих их рисунков; они переплетаются между собой, взаимно дополняя и объясняя друг друга. Весьма показательны и интересны в этом отношении упомянутые выше рисунки, посвященные полету птицы. Так, например, Леонардо писал: «Крылья, с одной стороны простертые, а из другой подобранные, показывают, что птица опускается круговым движением вокруг подобранного крыла». Его рисунок иллюстрирует это положение, причем винтовое движение обозначено выразительной линией. Леонардо продолжает: «Крылья, одинаково подобранные, показывают, что птица хочет опуститься вниз по прямой». Опять рядом рисунок птицы, в котором главное внимание обращено на положение крыльев, и опять не менее выразительно изображена линия движения [3.4]. Примеры можно продолжать бесконечно.
Несомненно, мечтой Леонардо был полет человека. Он спроектировал модель летательного аппарата с крыльями, как у летучей мыши (1490). Аппарат должен был использовать мускульные усилия ног и, частично, рук. Леонардо понимал существование подъемной силы крыла, думал о полете с помощью ветра (парящем полете). Сконструированный аппарат в точности повторял строение птицы и должен был дать человеку возможность совершать те же движения, что и пернатые. Крылья, изготавливаемые из тонких и прочных ивовых прутьев, покрытых накрахмаленным полотном, должны были приводиться в движение сложной системой рычагов, соединенных с педалями. Руки удерживали рычаги управления. Осталось неизвестным, сумел ли он построить и испытать свой летательный аппарат.
В начале XXI века энтузиасты построили по чертежам Леонардо несколько вполне технически современных аппаратов и машин. Новые факты к биографии гениального итальянца добавила открывшаяся в январе 2005 года в Риме экспозиция 70 эскизов ранее не выставлявшихся дизайнерских пророчеств, взятых из леонардовского Codex Atlanticus («Атлантический кодекс» — альбом вырезок из бумаг Леонардо объемом 1222 с.). В нем собраны изображения летающих механизмов и различных машин, в том числе прообразов нынешних автомобиля и велосипеда, многих приспособлений для передачи движения (цепная передача, ременная передача и др.), роликовых опор, «карданного» сцепления, различного рода станков (молотобойный, для нанесения насечки на инструменты и др.), ткацких машин, паровой пушки и пр. Всего же насчитывается несколько сотен изобретений в виде рисунков, чертежей; нередко через годы появлялись усовершенствования, модификации прежних изобретений и механизмов [3.4, 3.5].
Мануфактуры (от лат. manus — рука и factura — изготовление) стали распространяться в Европе как закономерный результат развития цехов с начала XVI века (первые появились в Италии еще в XIV веке). Происходили как специализация цехов, так и их укрупнение. Ранее цеха часто объединяли производителей по формальным признакам. В одном цехе состояли, например, аптекари (провизоры) и художники, т.к. и те, и другие растирали сырье (минералы, растительные формы, глину) для получения продукции — лекарств и красок.
Труд в мануфактуре характеризовался еще большим разделением труда, трудовых процессов по сравнению с цехами, что вело к росту его производительности.
Разделение на более мелкие операции обусловило появление специализированного инструмента. Так в Англии на железоделательных мануфактурах XVIII века применялись до 500 молотков различной формы, каждым из них производилась только одна операция. Небольшая мануфактура по производству иголок (10 человек) при разделении операций выпускала в день до 48 тыс. иголок. Один же человек, делая все 92 операции, изготавливал не более 20 иголок.
Возникновение мануфактуры, давшей резкое увеличение производительности труда, снижение себестоимости, наряду с достижениями Нового времени (изобретение, прежде всего, мельниц и механических часов) стало реальной предпосылкой возникновения машинного производства. Мануфактуры XVII века были уже сравнительно крупными капиталистическими предприятиями, на которых отрабатывались организационные структуры и «ковались кадры» для перехода к собственно капиталистическому машинному производству, промышленному перевороту. Одновременно с разделением ремесла и дроблением процесса изготовления изделий все больше нарушалось органическое единство функциональнополезного и художественного начал. В эпоху Возрождения изобразительное искусство постепенно выделяется в особую чисто эстетическую деятельность. Художники перестают быть ремесленниками и не прилагают свои способности к созданию вещей; красота отделяется от пользы. Узор, орнамент начинают играть роль прилагающегося элемента к уже готовому изделию. Это касалось мебели, посуды, одежды и прочих вещей. Возникшие тенденции несколько сглаживались параллельным существованием ремесленного и мануфактурного изготовления. Гармония пользы, удобства и красоты окончательно была разрушена при внедрении машинного производства.
Лекция 4. Дезинтеграция воссоздания предметного мира. Машинный переворот. Первая всемирная промышленная выставка
Целостный (интегральный) характер предметной среды жизнедеятельности, в основе которого лежало ремесленное производство изделий, претерпел существенные изменения к середине XVIII века — началу машинного переворота. Наглядное представление об этом и последующих процессах, происходивших в сфере воссоздания предметного мира в доиндустриальную эпоху и при изготовлении изделий после машинного переворота, дают схемы и пояснения к ним из исследования И.Н. Голомштока [5.1]. Первая составленная им схема иллюстрирует основные стадии процесса дезинтеграции воссоздания предметного мира до эпохи машинного производства.
Эпоха до Ренессанса. Интегральность процесса находит отражение в организационной (цеховой) структуре сферы производства. Так, архитекторы и скульпторы входят в цех каменщиков, живописцы — в цех аптекарей. Интегральность находила отражение также в большинстве европейских языков, в которых понятия «искусство» и «ремесло» обозначаются одним словом. Результатом интегральности являлось стилистическое единство предметного мира (стили романский, готический и т.д.).
XVI— XVII века. Распадается цеховая структура. Организуются художественные академии (Италия — Рим, 1542 и 1577; Флоренция, 1560; Франция — Париж, 1648 и 1671). Распадается стилистическое единство предметного мира: стили XVII века существуют параллельно и не распространяются на все сферы жизни (барокко, классицизм).
XVII— XVIII века. Возникают капиталистические мануфактуры. Процесс дезинтеграции находит отражение в языке: появляется термин «декоративное искусство». В конце XVII века создаются ремесленные школы и инженерные институты (Институт гражданских инженеров в Англии, Политехнический институт в Париже и т.д.). Идет дальнейшее дезинтегрирование стилистического единства (стили рококо, классицизм XVIII века и т.д.). Таким образом, к началу эпохи машинного производства процесс воссоздания предметного мира протекает в трех самостоятельных сферах деятельности, уже обособившихся друг от друга:
· в сфере ремесла, еще связанного с прикладным искусством, в которой воссоздается как бы плоть предметного мира — здания, предметы быта, украшения и т.д.;
· в сфере «чистого» искусства, где воспроизводится духовная культура эпохи;
· в сфере техники, где создаются машины, обслуживающие область материального производства и потребления.
С середины XVIII века начинаются резкие, революционные изменения в сфере воспроизводства — наступает эпоха промышленной революции, включающая в себя несколько фаз. Как самостоятельная ветвь многогранного процесса производства новых по функции и конструкции изделий, а также предметов и вещей с многовековой историей, но на основе новых машинных технологий, формируется проектная деятельность.
В промышленной революции сегодня выделяют четыре фазы. Первая фаза, машинный переворот, длившаяся около 120 лет: 1750—1870-е годы. Вторая, энергетическая революция, ознаменовавшаяся широким применением машинного оборудования с силовыми двигателями в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в быту, заняла 75 лет: 1870—1945 годы. В США через каждые 30 лет происходило десятикратное возрастание потребления мощности на одного человека. Третья, интеллектуально-машинная, начавшаяся в конце Второй мировой войны (1945) с создания машин для умственного труда (ЭВМ). Четвертая, нынешняя фаза, глобальная, ведущая отсчет с последнего десятилетия XX века, характеризуется развертыванием глобальной информационной сети по всему миру.
Великобритания раньше всех других стран Европы вступила в полосу машинного переворота (1760-е годы), чему во многом способствовала английская буржуазная революция, расчистившая путь капиталистическим отношениям. Переход от мануфактуры к машинному производству здесь, в основном, завершился уже к 1820 году. Наиболее развитой отраслью производства была текстильная; в ней и происходило, в первую очередь, постепенное вытеснение ручного труда машинным.
Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 2083 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!