Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
нормативной (вариативной) учебной дисциплины
«Основы дизайна»
Для подготовки бакалавра
направления 0202 «Искусство»
специальности 6.020207 «Дизайн»
специализация «Дизайн интерьера», «Дизайн однжды»
(Шифр по ОПП – ПП 21)
Разработана
Преподаватель Габриелян Т. О.
Утверждена на заседании кафедры
Протокол №____ от ________20__г.
Зав. кафедры _______Р. И. Булгакова
Симферополь
2013
Лекция 1.Дизайн. Основные понятия и определения. Специфика дизайн-проектирования
Дизайн, дизайнерское творчество обосновано называют феноменом проектной деятельности, проектной культуры XX века. Человеку, как существу разумному, присуще специфическое свойство — проектное сознание, суть которого и цель состоят в стремлении осуществлять изменения в окружающей среде, в том числе искусственной, планировать решение возникающих при этом задач. Не только профессионалы-проектировщики (конструкторы, технологи, архитекторы, дизайнеры), но и государственные, общественные деятели, научные работники, менеджеры всех рангов постоянно ставят и решают различные проектные задачи. Более того, практически все люди в повседневной жизни ежедневно занимаются тем же.
На протяжении всей своей истории человечество воспроизводило и совершенствовало предметное окружение, рукотворную среду жизнедеятельности. Исходным, побудительным моментом деятельности было и остается наличие потребностей. При этом характер деятельности определяется уровнем развития общества. Многие тысячелетия (со времен Древнеегипетской цивилизации и до середины—конца XVIII века) практически повсеместно основным оставалось ремесленное воспроизводство, характеризуемое объединением в одном лице (или небольшой группе лиц) творца, определявшего, что и в каком виде воспроизводить, и исполнителя, воплощавшего замысел в материале.
При ремесленном воспроизводстве складывались и существовали продолжительное время каноны — эталоны вещей по их структуре, форме, отделке и пр., в которых кристаллизовался опыт многих поколений по созданию и использованию предметов быта. Канон — это и образец конечного продукта, и «стандарт» на материалы, и правила работы (технология), и эстетическая мера, пронизывающая все аспекты создания вещи. Сам канон никем конкретно не создавался и не назначался ремесленнику в качестве цели или образца — с течением времени он складывался и существовал в материальной культуре, выполняя свою общекультурную функцию нормирования и регулирования деятельности.
Начавшееся в XVIII веке разделение труда достигло нового этапа к середине XIX века, когда стало возможным массовое промышленное производство. В этих условиях возникла необходимость коренного пересмотра принципов воспроизводства вещей. Прежде, чем производить в условиях массового производства продукт, способный удовлетворить спрос на рынке, необходимо создать проект этого продукта.
Проектирование (как оно понималось до последней трети XX века) — особый процесс, предваряющий собственно изготовление продукта и моделирующий его в знаковой форме: чертеже, макете, модели, пояснительной записке и пр. Проектная деятельность с первых шагов промышленного изготовления была встроена в его систему, поэтому она полностью зависела от целей и задач этой системы. Основным источником для формирования и задач, и содержания проектирования чаще всего служил прототип, а не анализ сферы потребления и функциональных процессов. Прототип — это образец изделия сходной функции, являющийся отправной точкой для анализа и выработки проектной идеи. Такое проектирование называют прототипным. Для проектировщика прототип является формой выражения целей, норм, средств и операций проектирования, а также процессов и процедур преобразования объекта (исходного материала) в продукт.
Прототипное проектирование — промежуточная фаза в переходе от ремесленного, канонического типа воспроизводства предметного мира к высоко организованному промышленному производству постиндустриального общества [1.1].
Ремесленники создавали вещи, предметы быта, предназначенные для определенного круга лиц, часто даже для конкретных лиц и совершенно определенных помещений. При массовом машинном выпуске стандартных изделий облик предметного мира сам стал не только определять их формальные качества, но и зависеть от этих изделий, которые, влияя на характер жизнедеятельности, на формы взаимодействия людей, не только зависели от социально-экономических условий, идеологии, но и сами оказывали на них влияние.
Научно-технический прогресс XIX века привел к резкому расширению номенклатуры предметного окружения. Новые технические приборы для быта, науки и пр., оборудование фабрик и контор, необычные быстроходные и вместительные транспортные средства в короткий промежуток времени превращались из «диковин» в повседневную реальность.
Быстрое насыщение рынка товарами усиливало конкуренцию между производителями, стимулировало повышение внимания к потребительским качествам изделий. Все это предопределило коренной пересмотр традиционного формообразования предметной среды.
В XIX веке, особенно в его второй половине, произошло взаимопознание и взаимообогащение различных региональных культур. Художники, образованные слои населения Европы с удивлением и восхищением знакомились с японским, африканским, азиатским искусствами и бытом. Усилились связи и контакты Европы с Америкой. Рубеж XIX и XX веков — время новаторских, экспериментальных поисков в искусстве, отрицания устоявшихся традиций. Техническая цивилизация породила идеи вытеснения гуманистических ценностей и духовных традиций прагматизмом, идеологией практической целесообразности, т.н. трезвым расчетом [1.2].
В таком контексте в начале XX столетия родился индустриальный дизайн, прочно вставший на ноги в середине века как специфический вид проектирования утилитарных изделий массового производства — изделий удобных, надежных и, самое главное, красивых. Возникло явление, которое в англоязычных, а затем и в других странах, начало обозначаться термином Industrial design — индустриальный дизайн.
В дизайне сфокусировался комплекс явлений, связанных с хозяйственно-экономической жизнью общества, культурой в целом и искусством в частности, проектной деятельностью, предваряющей изготовление изделий и создание средовых объектов.
Основные проявления индустриального общества:
· массовое машинное промышленное производство;
· урбанизация (сосредоточение населения и экономической жизни в крупных городах);
· развитие науки, техники, использование их достижений в повседневной жизни (электроэнергия, телефон, телеграф, фотография, звукозапись, кинематограф, новые средства транспорта);
· резкое увеличение номенклатуры промышленных изделий и усиление конкуренции между производителями;
· традиции и опыт художественно-прикладных ремесел;
· архитектурное проектирование («старое» явление);
· инженерное проектирование («новое» явление);
· процессы в искусстве: переход от классического искусства к импрессионизму и к постимпрессионизму как многоплановому явлению;
· кризис различных аналитических направлений, процессов в изобразительном искусстве [11].
Классический дизайн выкристаллизовался из симбиоза ремесленного художественно-прикладного творчества, машинного промышленного производства, архитектурного и инженерного проектирования. Конкретнее, из операций, предваряющих собственно массовое изготовление промышленной продукции, т.е. проектирования. Дизайнерский подход к решению проектных задач характеризуется комплексным учетом широкой гаммы формообразующих факторов, под которыми понимаются жизненные условия и обстоятельства, оказывающие влияние на формообразование, понимаемое как синтез ряда объективных социально-экономических, функциональных, деятельностных, инженерно-технологических и других сложно взаимодействующих аспектов образа жизни [5]. Методически факторы можно сгруппировать в несколько условных слоев.
· обусловленные направленностью проектирования на удовлетворение утилитарных запросов потребителей-пользователей продукции,
· жесткой заданностью производственно-экономических условий,
· коммерческого успеха при реализации продуктов производства.
Детализация по элементам первого слоя (наряду с высокими технико-функциональными параметрами) включает в себя понятия удобства, комфорта и безопасности эксплуатации, гармоничности формы, соответствия окружающей среде, вписываемости в нее.
Второй слой касается проблем конструктивного решения, технологии изготовления, применяемых материалов, комплектующих элементов с учетом экономической целесообразности.
Третий, связанный с маркетингом, включает вопросы анализа потребительского рынка, учета социальных аспектов, тенденций моды, защиты корпоративных интересов, комплексного представления продукта, его рекламы, обратной связи от потребителя к производителю (проектировщику) и т.д.
Дизайнерское творчество охватывает самые разнообразные сферы деятельности и различные изделия — от таких, которые в большей степени ценны, прежде всего, своими функциональными характеристиками и, в меньшей степени, эстетическими качествами, до таких, в которых все наоборот — главное в них художественные достоинства. Когда говорят о станках, технологическом оборудовании, технически сложных системах, то, утверждая, что они лучше (или хуже) аналогичных по функции моделей, начинают с их технических характеристик, удобства и простоты в эксплуатации, производительности, экономичности, а уж потом переходят на товарный вид. Для товаров же широкого потребления практически всех видов и типов приоритеты меняются местами, особенно в первые моменты знакомства с ними. По одежке встречают не только людей.
Вопрос «Красиво или нет то или иное изделие?» совсем не прост. Какими аргументами нужно воспользоваться, чтобы ответить на него? Не углубляясь в детали и разъяснения, приведем пока лишь общие понятия, которыми оперируют профессионалы, давая эстетическую оценку объекту экспертизы.
Специалистами Научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) была предложена номенклатура эстетических показателей качества товаров широкого потребления, включающая в себя комплексные (обобщенные) и единичные (более конкретные) показатели, дифференцирующие содержание первых. Перечислим их [1.3]:
1) художественная выразительность: образная выразительность; оригинальность; стилевая определенность; соблюдение требований моды; соответствие окружающей среде;
2) рациональная организация формы: функциональная обусловленность;
3) композиционная целостность: соответствие эстетически значимой формы эргономическим требованиям; гармоничность объемно-пространственной структуры; тектоничность; пластичность; упорядоченность графических и изобразительных элементов; цветофактурное решение (цвет, фактура, орнамент).
С момента зарождения и особенно с началом американского периода (1930-е годы) дизайну присущ коммерческий характер. Наряду с новыми технологиями, оригинальными инженерными решениями, организационными нововведениями дизайн стал неотъемлемым фактором повышения конкурентоспособности. «У директора компании, на которую надвигается армия конкурентов, не так уж много средств обороны. Каждая пуля на счету. Пуля под названием «дизайн» способна поразить сразу несколько целей», — сказано в проспекте выставки «Дизайн США», Москва, 1989 год. Президент Американского общества дизайнеров Купер Вудринг в 1985 году без обиняков заявил: «Я стремлюсь делать вещи, которые нравятся людям и которые они покупают нарасхват» [1.4].
Сами зарубежные дизайнеры здраво оценивают такую ситуацию на рынке товаров и услуг. Французский журнал с юмором дал оригинальную иллюстрацию коммерческой сути дизайна в потребительском обществе. Показывая, в чьих руках находятся рычаги управления рынком, он предупреждает излишне восторженных и активных потребителей: вал так называемого «дизайна» может и раздавить при безоглядном потреблении всего самого-самого модного и рекламируемого [1.5].
В последней трети XX столетия дизайн превратился в глобальное явление постиндустриального общества, охватившее новые области проектной практики, включая и не имеющие непосредственной связи с проектно-графическими методами (генный дизайн, нон-дизайн и пр.).
Расширение и развитие дизайна как вида проектной деятельности, охват им новых областей приложения обусловлены сутью и методологическими особенностями дизайн-проектирования, отмеченными выше.
Смысловые корни термина «дизайн» восходят к латинскому «designare» — определять, обозначать. Итальянское «disegno» со времен Ренессанса обозначало проекты, рисунки, а также основополагающие идеи. В Англии понятие «design» распространилось в XVI веке.
Этимология (первоначальные значения) англоязычного понятия «дизайн» охватывает несколько смысловых рядов (по Е.Н. Лазареву) [1.6].
Генетически первичным является ряд определений «декоративного» порядка: узор, орнамент, декор, украшение, убранство.
Ко второму ряду относятся «проектно-графические» трактовки: набросок, эскиз, рисунок, собственно проект, чертеж, конструкция.
Третий ряд, выходящий за рамки прямого проекта, это «предвосхищающие» понятия: план, предположение, замысел, намерение.
И, наконец, четвертый ряд определений — неожиданно «драматический»: затея, ухищрение, умысел и даже интрига.
Этот широкий спектр англоязычных значений в сочетании с острой социальной направленностью традиционного дизайна при особом внимании к проблемам «человеческих факторов» достаточно полно соответствует обозначению новых разновидностей проектной деятельности. Отечественные термины, употреблявшиеся с начала 1960-х до 1980-х годов — «художественное конструирование» (официальное государственное) и «художественное проектирование» (в среде художников, искусствоведов и философов), — были более конкретными и одновременно более узкими по значению.
Под дизайном сегодня понимается как собственно творческий художественный или художественно-технический процесс в сфере проектной деятельности, так и результаты этого процесса — проекты — эскизы, чертежи, макеты, другие видео- и аудиоматериалы. Термин «дизайн» также употребляется для характеристики осуществленных проектов — изделий, средовых объектов, полиграфической продукции и пр.
В 1957 году был организован Международный совет организаций индастриал (индустриального) дизайна (ИКСИД). По предложению его президента Томаса Мальдонадо на конгрессе 1969 года приняли следующее определение: «Дизайн есть творческая деятельность, конечной целью которой является определение качеств изделий, относящихся к их формообразованию (или «формальных свойств», «качеств с точки зрения формы»). Эти качества связаны не только с внешним видом, но, главным образом, с конструктивными и функциональными характеристиками («структурными и функциональными связями изделий»), которые превращают какую-либо систему («предмет») в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн охватывает все обусловленные промышленным производством аспекты окружающей нас среды».
Это определение касалось, в основном, промышленной продукции и не включало всей постоянно расширявшейся сферы дизайнерского творчества. Осознание сути дизайна, его специфики довольно быстро уточнялось и углублялось. Росло понимание дизайна как многогранного и сложного явления, охватывающего широкий спектр объектов и ситуаций. Поэтому уже в 1971 году на Генеральной ассамблее ИКСИДа было решено раз и навсегда исключить из документов установленное определение дизайна.
Глобализация дизайна, философское осмысление его роли в общей культуре обусловили появление новых теоретических толкований.
Реальная проектность как ценность и содержание многих видов деятельности человека и как особый тип мышления были названы теоретиками дизайна (Дж.К. Джонс, Б. Арчер и др.) в последней четверти XX столетия «третьей (проектной) культурой» (наряду с культурой материальной и духовной), или «Дизайном с большой буквы» [1.7].
В современном понимании объектами дизайн-проектирования являются не изделия и не средовые объекты, а потребности, наличие спроса на выполнение какого-либо вида деятельности, в частности, на осуществление определенной функции. Под функцией при этом понимается не только утилитарный смысл какого-либо процесса, вещи, явления, не только облекающие его в реальность материалы, конструкции, технологии, но и эмоционально-образное, общественное содержание получившегося продукта, его участие в интеллектуальной жизни, культуре, в духовной составляющей нашего сознания. Поэтому представляется приемлемым следующее определение изучаемого явления. Дизайн — специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом.
Дизайн — проектная практика, требующая от профессионального мышления органичного совмещения образного и системного начал и вносящая в реальность новые социокультурные смыслы. «Дизайнеру заказывают не мост, а переправу».
Определим основные виды современного проектного дизайнерского творчества — т.н. «малые дизайны» [5].
Индустриальный дизайн охватывает широчайший круг объектов — как говорят, «от иголки до самолета». Точнее, наоборот. Главенствующее место занимает проектирование изделий группы «А» — наиболее наукоемких, технически сложных, определяющих хозяйственно-экономический потенциал государства. Это продукция машиностроения и станкостроения, средства транспорта, вооружение. Наиболее массовый характер имеет дизайн изделий группы «Б» — предметов потребления. Группа, в свою очередь, членится на специфические подгруппы. В традиционном понимании к индустриальному дизайну относятся бытовые приборы, аппаратура, инвентарь и пр.
Особое место занимает дизайн мебели и оборудования для интерьеров, а также посуда, столовые приборы, проектирование которых имеет глубокие корни в ремесленном производстве.
Специфические особенности присущи дизайну медицинского оборудования, изделий для инвалидов и пожилых людей. Свои особенности имеет проектирование для детей, в частности, игрушек.
Графический дизайн также является продолжателем многовековых традиций и одним из наиболее распространенных видов дизайнерского творчества. Получив вместе с рекламой второе дыхание в начале XX века, прикладное графическое искусство сегодня охватывает практически все сферы жизни общества. К традиционным видам книжного и плакатного оформления, решению упаковки, этикеток, разработкам фирменных знаков и фирменных стилей, а также шрифтов, сначала добавилась коммуникативная ветвь (в интерьерах зданий, на пространствах населенных пунктов и дорогах). Позднее — заставки, рекламные ролики на телевидении, а в последнее десятилетие — компьютерный дизайн.
Компьютерный дизайн переходит из прикладной сферы, обслуживающей ранее сложившиеся виды дизайнерского проектирования, в самостоятельный вид творчества, включающий в себя направление, связанное с так называемыми Website в ИНТЕРНЕТЕ. Построение графических изображений, всей системы информации в этой сети определяется своими, довольно жесткими правилами.
Дизайн архитектурной среды охватывает интерьеры и внешнюю архитектурную среду. Решение интерьеров и оборудования общественных и производственных зданий, жилых помещений имеет свои особенности, определяющие круг дизайнерских задач и проектных методов. Активное использование методов дизайна при формировании среды, повышенное внимание к потребительскому уровню оборудования площадей и улиц относятся к середине 1960-х годов, когда стали создаваться благоустроенные пространства городов. Сегодня появилось понятие ландшафтного дизайна, потеснившее традиционные садово-парковое искусство и ландшафтную архитектуру.
Дизайн выставочных экспозиций, праздничного оформления среды жизнедеятельности, обладая специфическими особенностями и уже сложившимися традициями, занимает место на стыке графического дизайна и дизайна архитектурной среды.
Дизайн одежды и аксессуаров — понятие, которое еще только становится общеупотребляемым. Индустрия моды живет во многом по своим законам. Художники-модельеры создают уникальные коллекции «от кутюр» (haute couture) и более близкие к массовому, серийному выпуску «пред-а-порте» (pret-a-porter). Сегодня при создании не только последних, но и первых, все больше используются современные материалы и технологии, учитываются интересы широких слоев населения, а самое главное — специфические методы дизайн-проектирования.
Арт-дизайн (англ. art — искусство). Его особенность состоит в том, что усилия дизайнера направлены, в первую очередь (и часто единственно), на организацию художественных впечатлений, получаемых от образа воспринимаемого объекта. Изделия лишаются утилитарного значения (или сохраняют его в малой степени) и становятся почти исключительно декоративными, выставочными, т.е. фактически проектируются эмоции. В связи с переходом к рынку «эмоциональных покупок» опыт создания произведений арт-дизайна все шире используется в проектировании продукции индустриального дизайна.
Арт-дизайн — воплощение и использование авангардных течений, появившихся на стыке декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры и собственно дизайна. Это синтез художественного и архитектурного формообразования на базе философии дизайна: эргономичность изделия, ориентация на современные материалы и технологии, учет направлений моды и др.
Самобытным и модным видом дизайна стал арт-кар — расписывание наружных поверхностей автомобилей. В 1975 году по просьбе французского автогонщика Эрве Пулена его друг — художник-авангардист Александр Калдер — подготовил машину к ралли. Знаменитый Энди Уорхол принципиально изменил процесс работы, начав творить сразу на автомобиле (1979). Ранее художники делали эскизы и расписывали макеты в масштабе 1:5, а уже по ним мастера работали с собственно объектом творчества — автомобилем. Арт-кары сделались непременными экспонатами выставок поп-арта (в частности, на выставке Э. Уорхола в Эрмитаже, Санкт-Петербург, 2000). В движение арт-каров активно и успешно включились отечественные студенты «Строгановки» и других вузов.
Лекция 2. Эргономика — естественнонаучная основа дизайна
Творческий процесс проектирования рукотворной среды обитания и ее предметного наполнения основывается на интуиции и спонтанности (сфера искусства), с одной стороны, информации и методологии (область науки и техники), с другой. Проектировщик (дизайнер) как бы балансирует между искусством и реально существующими жизненными условиями, а также обстоятельствами, которые принято называть факторами формо- и средообразования. Эти факторы оказывают основное влияние на создание среды и ее элементов, понимаемое как синтез ряда объективных функциональных, социально-экономических, инженерно-технологических, деятельностных, культурных и других сложно взаимодействующих аспектов образа жизни.
Одними из основополагающих факторов, определяющих характеристики рукотворной среды жизнедеятельности, ее оборудования и предметного наполнения являются показатели, связанные с «человеческими факторами». Их роль тем весомее, чем сложнее технически объект проектирования.
Еще в конце 1920-х годов пораженный техническим прогрессом США Владимир Маяковский прозорливо заметил, что если на технику не надеть эстетического (мы добавим — и эргономического) намордника, то она всех «перекусает». В наши дни техника уже не только «кусает», а все чаще «пожирает» своих создателей, чему активно способствует изуродованная людьми и ставшая агрессивной окружающая среда. Причиной многих аварий и катастроф в авиации, а также на флоте, их значительный процент в Космосе являются не отказы технических средств, а человеческие факторы.
Оснащение контор, офисов, бытовой среды, сферы организованного отдыха сложными техническими системами, в том числе электронными, также часто обуславливает осуществление процессов жизнедеятельности на пределе психофизиологических возможностей человека. Надеть на технику эстетический намордник позволяет дизайн — специфическая художественно-техническая проектная деятельность, имеющая острую социальную направленность. Восемьдесят лет назад творчество пионеров «классического» дизайна положило практическое начало современному подходу к формированию среды обитания с учетом роли и значения «человеческих факторов». Так, целью курса лекций Оскара Шлеммера в Баухаузе было ни больше, ни меньше, как ознакомление студентов «с человеком в совокупности его бытия». «Эгоцентрические очертания пространства» как бы иллюстрируют его идеи. Глядя на рисунок, хотелось бы верить, что человек — центр мироздания, что многочисленные связи с окружающей средой, ближним и дальним Космосом контролируются им, подвластны ему. Он, как паучок в центре сплетенной им паутины, — хозяин положения и играет нитями по своему желанию. В действительности все наоборот. Сегодня человека надо сравнивать не с охотником-паучком, а с жертвой-мухой.
Человек часто забывает, что он окутан «паутиной» многочисленных внешних воздействий: микроклиматом, «световым» климатом, различными видами естественных и искусственных излучений, вибрацией, шумом, запахами и пр. Особую опасность представляют так называемые «тихие» факторы окружающей среды, которые не воспринимаются непосредственно органами чувств [2.1; 2.2].
Неблагоприятные условия окружающей среды, несогласованность ее элементов (особенно технически сложной аппаратуры, приборов) с объективными потребностями и возможностями человека затрудняют или делают практически невозможным выполнение жизненных функций. Проектируя среду, в которой человек живет, работает и отдыхает, нельзя забывать о таких понятиях как «эффективность», «удобство», «комфорт», «безопасность», «удовлетворение» и пр., т.е. необходим максимальный учет человеческих факторов. Под человеческими факторами понимается совокупность анатомических, физиологических и психологических особенностей человека, оказывающих влияние на эффективность его жизнедеятельности в контакте с машинами и средой.
Проблема человеческих факторов так же стара как орудия труда и рукотворная среда обитания, т.к. они создаются для нужд человека. Еще в доисторические времена удобство применяемых орудий и их соответствие потребностям людей были, по образному выражению английского ученого Б. Шеккела, вопросом жизни и смерти: если человек изготавливал плохое орудие и не мог достаточно эффективно его применить, на свете очень скоро становилось одним плохим конструктором меньше.
До начала XX века целенаправленно исследовались во взаимодействии с человеком, главным образом, ручной инструмент и оружие, в первой половине XX века — машины: станки, механизмы, транспортные средства. Только после Второй мировой войны учет человеческих факторов был выделен в самостоятельную научную дисциплину, которая возникла на стыке между науками о человеке и техническими дисциплинами. В разных странах она получила разные названия: в США — «исследование человеческих факторов», в Англии — «эргономика», в Германии (Западной) — «антропотехника» и др. В Советской России был принят английский термин, который сейчас распространен практически повсеместно. Развитие эргономики началось с военной техники; в США, Великобритании и других странах к ее созданию были привлечены значительные силы ученых, изучавших человека. Затем (1960-е годы) эргономика все больше использовалась при проектировании средств транспорта и оборудования для управления их движением, станков и производственной среды, космической техники. 1970-е годы — время развития эргономики потребительских товаров и услуг; 1980-е — эргономики компьютеров. В последнее десятилетие приоритетными являются направления эргономики информации, досуга, не ослабевают работы в областях военной и космической техники.
Основные понятия эргономики
Эргономика (от греч. ergon — работа и nomos — закон) — научная дисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах, выявляющая закономерности создания оптимальных условий высокоэффективной жизнедеятельности и, в первую очередь, высокопроизводительного труда.
Предметом эргономики как науки является изучение системных (системность — свойство системы) закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими средствами, объектом деятельности и средой в процессах жизнедеятельности.
Цель эргономики — повышение эффективности и качества деятельности человека в системе «человек—машина—объект деятельности—среда обитания» (сокращенно «человек—машина—среда») при одновременном сохранении здоровья человека и создании предпосылок для развития его личности.
Система — сочетание взаимодействующих факторов, компонентов, объединенных определенной единой целью.
Машина или инструмент деятельности (изделие, предмет) в эргономике — любое техническое устройство, предназначенное для целенаправленного изменения материи, энергии, информации и пр. Понятие «машина» может означать как самые простые орудия (нож, молоток и т.п.), так и сложные — станки, ЭВМ или космические корабли.
Объектом исследования в эргономике является система «человек—машина- среда», т.е. исследование взаимосвязи человека с предметным миром в процессе трудовой и других видов деятельности. Но могут рассматриваться и другие системы, например, система взаимодействия людей в производственном или ином коллективе.
Задачей эргономики как сферы практической деятельности является проектирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приемов) выполнения деятельности и способов специальной подготовки (обучения, тренировки, адаптации) к ней, а также тех характеристик средств и условий, которые непосредственно влияют на эффективность и качество деятельности и психофизиологическое состояние человека.
Эргономические требования — это требования, которые предъявляются к системе «человек—машина—среда» в целях оптимизации деятельности челове- ка-оператора с учетом его социально-психологических, психофизиологических, психологических, антропологических, физиологических и гигиенических характеристик и возможностей. Эргономические требования являются весьма важными при формировании конструкции машины, дизайнерской разработке пространственно-композиционных решений системы в целом и отдельных ее элементов.
Человек-оператор — любой человек, управляющий машиной: диспетчер аэропорта, рабочий-станочник, домохозяйка у плиты или с пылесосом и т.д. — для эргономиста все они являются операторами. Эргономика и ее методы в последнее время все шире используются при проектировании не только технических устройств, но и архитектурных объектов, интерьеров, элементов их оборудования. Поэтому представляется целесообразным в этом случае вместо понятия «машина» употреблять более обобщенные понятия «изделие», «предмет», а вместо термина «оператор» применять обозначения, подходящие для конкретного действия, — «потребитель», «зритель» и т.п.
Эргономические свойства — это свойства изделий (машин, предметов или их совокупностей), которые проявляются в системе «человек—машина (предмет)—среда» в результате реализации эргономических требований.
Процесс проектирования системы с самого начала должен быть ориентирован на формирование ее (системы) эргономических свойств как на одну из важнейших целей, достигаемых в процессе эргономического обеспечения проектирования.
Весь процесс эргономического сопровождения (обеспечения) проектирования можно представить в виде следующих этапов:
· анализ деятельности человека с исследованием факторов ее осуществления;
· разработка эргономических требований и показателей, а также рекомендаций по их учету;
· формирование эргономических свойств проектируемой техники (изделия) и среды;
· заключительный этап — оценка полноты и правильности реализации эргономических требований (эргономическая оценка и аттестация) [2.3; 2.4].
Эргономика органически связана с дизайном, одной из главных целей которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. При этом отрабатываются не только свойства внешнего вида предметов, но, главным образом, их структурные связи, которые придают системе функциональное и композиционное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Именно последнее обстоятельство позволяет рассматривать эргономику как естественнонаучную основу дизайна. В практическом плане учет человеческих факторов — неотъемлемая часть процесса дизайнерского проектирования.
С середины 1980-х годов за рубежом и в нашей стране для обозначения сферы деятельности, возникшей на стыке эргономики и дизайна, употребляется понятие эргодизайн, объединяющий в единое целое научные эргономические исследования «человеческого фактора» с проектными дизайнерскими разработками таким образом, установить границы между ними порой оказывается просто невозможно.
Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 4494 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!