Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общественное устройство



Сложнее «реставрируются» обще­ственные отношения восточных славян. Византийский автор Прокопий Кесарийский (VI в.) пишет: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счаст­ливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются со­обща». Скорее всего речь здесь идет о собраниях (вече) общинников, на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей — «военных предводителей». При этом в вечевых со­браниях участвовали только мужчины-воины. Таким образом, в этот период славяне переживали последний период общинного строя — эпоху «военной демократии», предшествующую образова­нию государства. Об этом же свидетельствуют такие факты, как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором VI в. — Маврикием Стратегом, появление ра­бов из пленных, набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж военных предводителей и приводили к складыванию дружины, состоящей из профессиональных военных, соратников князя.

Кроме того, происходили изменения в общине: на смену коллективу родственни­ков, владеющих всеми угодьями сообща, приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой об­щностью территории, традициями, верованиями и самостоятельно рас­поряжающихся продуктами своего труда.

Сведения о первых князьях содержатся в ПВЛ. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих «княженье». Так в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.

Более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал-Масуди (X в.), который писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им Вали-нана. Скорее всего, речь идет о славянах-волынянах (летописных дуле­бах), чей союз был сокрушен, согласно данным ПВЛ, аварским нашествием в начале VII в. В трудах других арабских авторов содер­жатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куявии, Славии, Артании. Первый некоторые отечественные историки отождествляют с Киевом, второй — с Новгородом или его более древним предшест­венником. Месторасположение Артании продолжает вызывать споры. Видимо, все они представляли собой предгосударственные образова­ния, включавшие в себя ряд племенных союзов. Однако все эти мест­ные княжения были мало друг с другом связаны, соперничали между собой и потому не могли противостоять мощным внешним силам: хаза­рам и варягам.





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 457 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...