Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Возрождение монастырей – главных святынь Курской области



На начало 2011 г. в Курской области действовало 7 монастырей и 4 скита: Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь, её скиты – во имя преподобного Серафима Саровского и во имя святителя Николая – с. Никольское Золотухинского района; Свято-Никольский мужской монастырь, г. Рыльск, его скиты – Рождества Пресвятой Богородицы в с. Коренское, во имя Покрова Пресвятой Богородицы в с. Боброво; Свято-Троицкий женский монастырь в г. Курске; женский монастырь во имя Алексия, человека Божия в п. Золотухино; женский монастырь Казанской иконы Божией Матери в с. Большегнеушево Рыльского района.

8 августа 1989 г. Православной Церкви была возвращена Курская-Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь. А спустя 3 года здесь была восстановлена звонница, возродились первые храмы, а у места явления чудотворной иконы встал храм Живоносного Источника.

Необходимо подчеркнуть, что возрождение Коренной пустыни, восстановление которой в первоначальном виде имеет не только местное, но и общероссийское значение, стало тем общим делом, в котором участвуют как Церковь, так и государство. Большую роль в ее созидании сыграл Попечительский совет по возрождению Коренной пустыни, созданный в 2004 году по инициативе Курской епархии и администрации Курской области. Многие годы Совет возглавлял полномочный представитель Президента Российской Федерации в ЦФО Г.С. Полтавченко.

Коренская ярмарка включена в ежегодный календарь мероприятий Центрального Федерального округа.

Огромные труды были приложены для возрождения Знаменского монастыря. В настоящее время он вновь стал кафедральным собором епархии.

Большое значение имеет возрождение Рыльского и Горнальского монастыря.

Женский Троицкий монастырь стал важным центром духовной жизни Курска, здесь действует воскресная школа, организован детский хор.

5. Обретение святынь. Принесение Курской - Коренной иконы на Родину. Важнейшими событиями духовной жизни Курского края стало обретение святынь. Были возвращены и возрождены к новой жизни сотни храмов, открыты монастыри, были восстановлены святые источники, вновь обретены чудотворные иконы: Пряжевская, Божией Матери Троеручица, Новодворская.

Самым важным событием нового века стало принесение в Курский край её главной святыни – иконы Божией Матери Курская-Коренная. Десятки лет куряне молились об её возвращении. И это стало возможным после подписания исторического Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей в мае 2007 года, которым было восстановлено единство в Поместной Русской Православной Церкви.

Первым совместным действием и стала подготовка принесения в Россию «Одигитрии русского рассеяния» – Курской-Коренной иконы. Этому великому событию предшествовала большая подготовительная работа: ремонтировались храмы, восстанавливалась Коренная пустынь, на прежнем фундаменте был построен соборный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы монастыря.

В сентябре 2009 г. по молитвам верующих людей икона была привезена. Знаменательно, что её доставил в Курск Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Встреча иконы стала подлинным выражением народной веры. Десятки тысяч курян вышли встречать икону и сопровождали её крестным ходом до Знаменского монастыря, где Патриарх отслужил молебен.

Затем Патриарх доставил икону в Коренную пустынь и освятил престол восстановленного храма. После этого верующие стали прикладываться к иконе. За время её пребывания в Курске к ней приложилось более трёхсот тысяч человек. 2 октября 2009 г. икона была возвращена в Нью-Йорк.

6. Православное образование и воспитание. Значимым направлением деятельности Православной Церкви в это время стало возрождение православного образования и просвещения.

Уже с 1988 г. в Курской области стали открываться воскресные школы. Первой стала школа при Свято-Троицком храме в г. Щигры. В настоящее время в епархии действует 91 воскресная школа.

В марте 1990 г. открылось Курское духовное училище, в сентябре этого же года оно утверждено в статусе Курской духовной семинарии. В 1994 г. в Курске была открыта первая в Центральном Федеральном округе православная гимназия во имя преподобного Феодосия Печерского. В гимназии сочетается современное естественно-научное и гуманитарное образование детей с их религиозно-нравственным воспитанием. В настоящее время в гимназии обучается более двухсот учеников.

В целом же образовательная сфера явилась тем общим делом, с которого началось системное сотрудничество Церкви и государства. Для этого в области был создан Общественный совет по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, председателем которого стал губернатор Курской области А.Н. Михайлов, а сопредседателем – правящий архиерей епархии, архиепископ Курский и Рыльский Герман. В этот совет входят председатель Областной думы, председатели комитетов образования, здравоохранения, по делам молодежи и молодежной политике Курской области, начальник УВД, прокурор области, священнослужители. Аналогичные советы созданы в городах и районах Курской области.

Важным достижением этого сотрудничества стало введение в 1996 г. предмета основы православной культуры в средних общеобразовательных учреждениях Курска и области. В настоящее время этот предмет изучается во всех школах Курска и области. С декабря 2005 года успешно реализуется Областная программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Курской области».

Значимым результатом сотрудничества Церкви и государства в сфере образования стало открытие в 1999 г. в Курском государственном педагогическом университете отделения религиоведения (в настоящее время факультет теологии и религиоведения). При университете действует лаборатория русской школы. Ее сотрудниками более десяти лет ведется подготовка и переподготовка учителей православной культуры.

С 2000-го года в Курске в сотрудничестве с Курской епархией ежегодно проводятся научно-образовательные Знаменские чтения, в которых принимают участие все высшие учебные заведения города.

7. Социальное служение. Помимо образования важной сферой деятельности Православной Церкви является также социальное служение: духовное окормление больниц, детских домов, домов для престарелых, оказание помощи военнослужащим, организация бесплатных обедов для нуждающихся. Сегодня священники служат и в местах заключения.

8. Культурно-просветительская работа. Имея богатую историю просветительной деятельности, Курская епархия стала инициатором многих полезных для общества дел. Среди них уже ставшие традиционными Рождественский и Пасхальный концерты в Курском государственном драматическом театре, Пасхальный фестиваль «Золотые купола», концерты, посвященные Неделе святых жен мироносиц и Дню славянской письменности и культуры. В 1990–1995 гг. совместно с областным комитетом по культуре Курской области осуществляется уникальный проект по созданию историко-культурного центра «Коренная пустынь», для этого центра епархия построила вместе с комитетом по культуре здание рядом с монастырской обителью в м. Свобода Золотухинского района.

Большое внимание в епархии уделяется работе с молодежью. Курская молодежь участвует в работе международного лагеря студенческого актива «Славянское содружество», организованного Курской епархией совместно с комитетом по делам молодежи Курской области. В 2007 г. участие в лагере студентов духовных школ было одобрено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

При поддержке Синода Русской Зарубежной Церкви Заграницей в Коренной пустыни проходит Международный съезд «Содружество православной молодежи». В нем участвует православная молодежь со своими духовниками из Австралии, Америки, Белоруссии, Венесуэлы, Германии, Канады, России, Украины, Франции и других стран.

9. Архипастырская и пастырская деятельность. Возрождение православной жизни в Курской области стало возможным благодаря подвижническому служению многих курских священников во главе с архипастырями.

С 1982 года Курско-Белгородскую епархию возглавил схимитрополит Иувеналий (Тарасов), с именем которого связано возрождение православной жизни, начавшееся в Курском крае с конца 1980-х годов.

Родился Спиридон Алексеевич Тарасов (так звали архипастыря в миру) в 1929 г. в Донских казачьих краях. И ни одно из страшных испытаний, выпавших на нашу страну, не обошло стороной ни семью его родителей, ни его собственную. Во время коллективизации семью раскулачили, и ей пришлось перебраться в город. В 1937 г. за то, что якобы неуважительно отзывался о советской власти, был репрессирован отец. «Судебное» разбирательство заняло не более 15 минут: зачитаны письменные показания лжесвидетелей и объявлен приговор – расстрел. Вдова с пятью сыновьями оказалась без куска хлеба и крыши над головой – семью просто выгнали из дома. Затем война. И снова страшные потери: два сына не вернулись с поля боя, а третий погиб в шахте, добывая уголь, столь нужный стране в послевоенные годы.

Работая на шахте, Спиридон учился в вечерней школе, закончил ее, поступил в Саратовскую духовную семинарию и в 1953 г. был рукоположен в священники. Затем подошли годы, которые многими теперь вспоминаются как «хрущевская оттепель». Но для Православной Церкви это были по-настоящему страшные годы: началась новая война с Церковью. Тысячами закрывали храмы, из монастырей изгоняли монахов, разрушали обители... Началась компания по «отречению» священников. Отец Спиридон был деятельным пастырем и к тому же служил в родных местах. Поэтому от него добивались отречения с особым пристрастием. Отречения, разумеется, не добились (к чести Русской Церкви отступников в среде священнослужителей почти не было!), а вот семью разрушили: остался молодой батюшка с двумя малолетними детьми на руках, да и тех чуть было в детский дом не забрали. Пришлось уезжать с родного Дона в далекую Пензу, откуда в 1975 году он был призван на епископское служение. Сначала он возглавил Воронежскую епархию, затем – Иркутскую.

В самом конце 1984 года состоялось новое назначение – теперь в Курск. Здесь в полной мере он потрудился на том поприще, на которое призвал его Господь! Благодаря его трудам были восстановлены сотни храмов, монастыри, в том числе Коренная пустынь, Рыльский монастырь и др., возрожденная духовная семинария – известное в православном мире духовное учреждение более чем с 200-летними традициями.

Особое внимание владыка уделял православному просвещению и воспитанию. В 1994 году в Курске была открыта первая в Центральном Федеральном округе России православная гимназия. Благодаря его усилиям и трудам во многих школах Курской области началось изучение основ православной культуры.

В 2004 году, по достижении 75-летнего возраста, владыка подал прошение об отставке, принял схиму и проживает на покое в Курске. Но и после ухода «на покой», когда передвигаться приходится исключительно в инвалидной коляске, владыка покоя не ищет: именно в эти годы его стараниями был основан и отстроен женский монастырь во имя Алексия, человека Божия, в Золотухино.

Два великих события увенчали архиерейское служение Владыки на Курской кафедре: принесение мощей преподобного Серафима Саровского в Курск в 2004 году, а в 2009 году (когда владыка уже был на покое) – сретение Курской-Коренной иконы, которая многие десятилетия пребывала вдали от России, за океаном. Торжества, проходившие тогда в Курске, обрели общероссийское звучание. Но особое значение имели они для митрополита Иувеналия, ибо великие святыни оказались в Курске благодаря его трудам и молитвам!

Труды схимитрополита Иувеналия продолжил митрополит Курский и Рыльский Герман (Моралин), который с августа 2004 г. стал правящим архиереем Курской епархии. До этого на протяжении 11 лет он руководил Якутской епархией. На момент прибытия его в Якутск в этом суровом дальневосточном регионе (площадь которого в пять раз превосходит площадь Украины) действовал всего один приход. К 2003 году стараниями владыки Германа в Якутской епархии было открыто 50 приходов. При епархии был создан филиал Православного Свято-Тихоновского богословского института, открыт Покровский женский монастырь, в храмах епархии стали регулярно совершаться богослужения на современном якутском языке. На якутский язык были переведены Новый Завет и Закон Божий. В результате несколько тысяч якутов и эвенков приняли Таинство Крещения.

Поэтому не удивительно, что и на курской земле владыка Герман проявил себя как настоящий духовный подвижник. При нем были открыты многие храмы. Он ректор Курской духовной семинарии, много внимания уделяет православной гимназии. Под его руководством епархией совместно с администрацией Курской области было разработано несколько программ духовно-нравственного воспитания детей и юношества, а Программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Курской области на 2011–2013 годы» ныне активно претворяется в жизнь. В Курске был проведен первый Всероссийский фестиваль детских церковных хоров. В 2005 году в Курском медицинском колледже совместно с епархией по благословлению правящего архиерея было открыто отделение по подготовке сестер милосердия.

По ходатайству владыки Германа депутаты Курского городского собрания приняли решение о присвоении имени преподобного Серафима Саровского одной из центральных улиц Курска.

При деятельном попечении владыки восстанавливается древний Курский Свято-Троицкий женский монастырь и Коренная Рождество-Богородичная мужская пустынь.

Уже традиционными стали Рождественские и Пасхальные концерты, Пасхальный фестиваль «Золотые купола», праздничные мероприятия, приуроченные к Неделе святых жен-мироносиц и Дню славянской письменности и культуры. Уже много лет в Курской области проводятся Всероссийские научно-образовательные Знаменские чтения, собирающие ученых, педагогов, врачей, психологов и студентов всех курских вузов.

В августе 2012 г. архиепископ Герман был возведен в сан митрополита.

Иневозможно перечислить всех священников, которые самоотверженно трудятся на благо Православной Церкви. Имена многих из них широко известны не только в нашей области. Так,многие люди знали архимандрита Ипполита (Халина). Со всей России ехали они в Рыльский Никольский монастырь, чтобы получить духовную поддержку и помощь в решении своих проблем. И многие получали необходимое: телесное исцеление, разрешение жизненных трудностей, семейных бед и пр.

11. Общее обозрение. Таким образом, в последние десятилетия на Курской земле идет всестороннее возрождение духовной жизни: восстанавливаются прежние и строятся новые храмы; оживают приходы и монастыри; организуется социальное служение; возвращается православное образование; утверждается в школе духовно-нравственное воспитание; идет возрождение культурных традиций: праздников, конкурсов, концертов; традиционных ремесел: иконописи, изготовления иконостасов и т. д.

А главным результатом этой работы стало то, что сотни тысяч курян вернулись к своей вере – вере своих отцов и предков

Подумай: в чем ты видишь значение возрождения православия в Курской области?

Содержание

Урок 1. Коренные реформы России в начале XVIII века

Урок 2. Религиозная политика Петра I ………………………

Урок 3. Русская Православная Церковь в эпоху Петра I

Урок 4. Религиозная политика российского государства с 1730 по 1795 гг.

Урок 5. Святые Русской Православной Церкви второй половины XVIII века

Урок 6. Православие в русской жизни XVIII века ……………………..

Урок 7. Коренные изменения государственно-религиозной политики России конца

XVIII – первой половины XIX вв.

Урок 8. Формированиетрадиционной русской идеологии …………………

Урок 9. Государство и Русская Православная Церковь во второй половине XIX в.

Урок 10. Духовный подвигпреподобного Серафима Саровского

Урок 11. Монастыри России XIX века. Старчество как феномен русской

религиозной жизни

Урок 12. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви……

Урок 13. Богословская мысль России XIX века …

Урок 14. Раскол в отношении к православию российской интеллигенции …

Урок 15. Православие и культура России XIX века. Путь к Богу.

Урок 16. Православие и культура России XIX века. Художественная литература. Путь к Богу. (Продолжение)

Урок 17. Православие и культура России XIX века. Музыка. Путь к Богу.

(Продолжение)

Урок 18. Православие и культура России XIX века. Изобразительное искусство.

Путь к Богу. (Продолжение)

Урок 19. Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Урок 20. Русская Православная Церковь в конце XIX – начале XX вв.

Урок 21. Разрушение монархии. Жертвенный подвиг императора Николая II

Урок 22. Русская Православная Церковь в годы гражданской войны

Урок 23. Исповеднический путь и подвиг Патриарха Тихона

Урок 24. Новый этап борьбы советского государства с Русской Православной

Церковью в 1920-е годы

Урок 25. Попытка осуществления идеи полной ликвидации Русской Православной

Церкви в конце 1920-х – в 1930-е годы

Урок 26. Мученики и исповедники Русской Православной Церкви

Урок 26 а. Мученики и исповедники Русской Православной Церкви (продолжение)

Урок 27. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны и

первые послевоенные годы

Урок 28. Последний этап борьбы советского государства против Русской

Православной Церкви (1950–1970-е гг.)

Урок 29. Эпоха исповедничества

Урок 30. Старчество как святое служение Богу, Церкви и людям

Урок 31. К восстановлению идеала традиционной России: к единству Великой

России и Святой Руси

Урок 31 а. К восстановлению идеала традиционной России: к единству Великой России и Святой Руси (продолжение)





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 600 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...