Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Урок 33. Развитие Православной Церкви в Курской губернии в XIX – начале XX веков



XIX – начало ХХ века стало временем расцвета православия на Курской земле. В его истории можно выделить два периода: до 1861 г. – дореформенный период и после 1861 г. – пореформенный период.

1. Дореформенный период развития Русской Православной Церкви в Курском крае. В дореформенный период в жизни Православной Церкви Курского края произошло важное событие. В 1833 г. по инициативе преосвященного Илиодора, епископа Курского и Белгородского,архиерейская кафедра была переведена из Белгорода в Курск. Одновременно в Курск была переведена и духовная консистория. Таким образом, Курск окончательно утвердился центральным городом епархии, а кафедральным собором стал Сергиево-Казанский собор.

В это время начинается широкое созидательное развитие Церкви. Оно выразилось в активном участии Церкви в общественной жизни, в развитии образования, в строительстве храмов.

1а. Общественное служение. Важнейшим направлением жизнедеятельности Православной Церкви в этот период стало общественное служение. Так, в годы Отечественной войны 1812 г. православное духовенство края проводило сбор пожертвований в помощь русской армии: из 400 тыс. руб., собранных нашими земляками, 20 тыс. руб. поступило от духовенства. В фонд армии передавали также хлеб, пожертвования в виде дорогостоящих вещей. Некоторые священнослужители решили пойти в армию, чтобы укреплять дух сражающихся воинов. Всех «духовных волонтеров», пожелавших пожертвовать за Отечество своей жизнью, в один из августовских дней 1812 г. на Знаменской площади благословил архимандрит Знаменского монастыря, совершив молебен. Некоторые из волонтеров были зачислены в ополчение, другие – в Лубенский гусарский полк и в пехотные войска. Проводя церковные службы, священники укрепляли народный дух.

С целью поддержки духа русских воинов осенью 1812 г. в русскую армию был передан один из списков с чудотворной иконы Курской-Коренной «Знамение». 18 октября князь Кутузов сообщил в письме городскому голове Курска В.А. Гладкову: «Икону “Знамение” Б.М., вместе с тем, как имел удовольствие в истинный знак вашего усердия оную принять, приказал я перенести к гвардейским полкам, где она отныне и по конец кампании будет возима, и где, по примеру Смоленской Б.М., будет переноситься в Ее вседневное моление».

Православная Церковь отметила победу русского воинства в Отечественной войне 1812 г. строительством Знаменского собора Курска. Ровно за два века до этого в 1612 г. город-крепость Курск доблестно выдержал осаду семидесятитысячного польско-литовского войска. Куряне под предводительством воеводы Юрия Игнатьевича Татищева дали благочестивый обет: в случае успеха построить в центре Курска монастырь во имя Богоматери и перенести в него чудотворную Курскую-Коренную икону «Знамение». И своё обещание наши земляки выполнили – монастырь был построен.

В 1816 г. был заложен новый собор, который уже был посвящен победе над Наполеоном. Тем самым, мы можем с полным правом считать Знаменский собор храмом воинской славы. Строительство каменного большого Знаменского собора в Курске продолжалось 10 лет. Храм в виде креста увенчивал сферический купол. От основания до вершины купола высота собора 48 метров. Внутреннее пространство храма все залито светом, проникающим через высокие и широкие окна купола. 13 января 1826 г. он был освящен. А уже через три дня он принял гроб с телом императора Александра I, скончавшегося в Таганроге.

Трудными для курского духовенства были 1846–1848 г. На территории губернии распространилась холера. Для спасения людей было проведено несколько крестных ходов с чудотворной иконой Богородицы «Знамение» Курской-Коренной. И болезнь Божиим промыслом в 1849 году была преодолена.

В пореформенный период в епархии начали организовываться благочиннические округа. Каждый округ состоял из 10–30 приходов, его возглавлял благочинный – местный священник, который осуществлял управление этими приходами.

Важным фактом в жизни Церкви в этот период стало привлечение духовенства к работе в местных государственных учреждениях: губернском правлении, губернском статистическом комитете и др. Священники и церковные старосты входили в состав приходских, окружных и уездных комитетов. Также они принимали участие в работе временных ревизионных комитетов. Такая совместная деятельность органов власти и духовенства способствовала сотрудничеству Церкви и государства.

1б. Развитие образования. В первой половине XIX века Православная Церковь активно занималась образовательной деятельностью. Продолжали работать приходские духовные училища при церквях и монастырях. В 1806 г. были открыты Корочанское и Щигровское училища. С 1817 г. в Курске и уездных городах: Рыльске, Фатеже, Обояни, Старом Осколе – начали открываться епархиальные духовные уездные училища с целью обучения мальчиков для получения права на дьяконское служение или на дальнейшее обучение в духовной семинарии. Заботами владыки Феоктиста благоустраивались многие школы и училища в Курске, Старом Осколе, Путивле, Обояни, Рыльске. Особое внимание он проявлял к Курской духовной семинарии.

1в. Строительство храмов. Многие храмы Курской епархии проводили обновление иконостасов, покупали новые колокола. Получило развитие устроительство домовых церквей: были освящены церкви в гимназии (Николаевская), в доме губернатора, в духовных училищах, в некоторых частных домах. В годы управления обер-прокурора Святейшего Синода Н.А. Протасова увеличились государственные ассигнования на церковные нужды: к 1855 г. по сравнению с 1832 г. – на 200 процентов.

Кроме того, в этот период зарождается церковная благотворительность как особое направление социального служения Церкви. 23 декабря 1832 г. в Белгороде было открыто попечительство о бедных духовного звания.

2. Преподобный Серафим Саровский. Курск – родина преподобного Серафима Саровского. Здесь будущий подвижник прожил двадцать лет со дня рождения, в Курске закладывались основы его характера, определялось духовное направление жизни.

Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин) родился 19 июля (по старому стилю) 1754 г. Он рос в атмосфере традиционного уклада русской жизни, в которой православный храм занимал центральное место. Здесь крестились, учились вере, молитве и грамоте, узнавали новости и обсуждали дела, знакомились, предстояли Богу в общей молитве и около храма, на приходском кладбище, ложились на вечный покой. Тесная связь прихожан со своим храмом определяла главное в их отношениях – готовность помогать друг другу в деле спасения, в поддержании и сохранении жизненного единства, благочестия и братолюбия.

Главную роль в воспитании будущего святого сыграла его семья. Отец Прохора – Исидор Мошнин – ушел из жизни, когда мальчик был совсем юным, и основное попечение о сыне приняла мать – Агафия Мошнина, женщина глубоко благочестивая.

Детство будущего святого отмечено чудесами. Однажды в семилетнем возрасте Прохор поднялся на почти достроенную колокольню собора и упал оттуда, но чудесным образом остался невредим. В возрасте десяти лет Прохор тяжело заболел. И когда не осталось надежды на его исцеление, мальчик увидел во сне Божию Матерь, которая обещала вновь посетить и исцелить его. Во время знаменитого крестного хода из Курска в Коренную, Агафия Фотиевна поднесла болящего Прохора к иконе, и после этого мальчик начал быстро поправляться.

Важным событием, которое повлияло на духовный мир Прохора, было возведение собора во имя Казанской иконы Божьей Матери и преподобного Сергия, который строили его родители и, по мере взросления, сам Прохор.

Очевидно влияние на духовный мир Прохора и Курского Свято-Троицкого женского монастыря. Родительский дом находился неподалеку от него, и, несомненно, благочестивые родители вместе с юным Прохором посещали святую обитель. Образ строгой и благочестивой жизни монахинь не мог не оставить свой след в душе будущего инока Серафима, который с ранних лет горел любовью к Богу и тянулся к духовной жизни. Возможно, что и неустанное попечение преподобного Серафима о женской Дивеевской общине, из которой возник нынешний Серафимо-Дивеевский монастырь во имя Пресвятой Троицы, отчасти связано с запечатленным в его памяти образом молитвенного и трудового подвига монахинь Курской девичьей обители.

Благословение на монашеский подвиг он получил в Киеве. Юный Прохор пошел в Киев не один, а с пятью друзьями. Из этой группы все, кроме одного, у которого по смерти родителей осталось пятеро братьев и сестер, стали иноками. Причем двое отправились в Саров сразу из Киева, не возвращаясь в Курск.

Из саровских подвижников курского происхождения можно вспомнить настоятеля и «строителя» пустыни старца иеромонаха Пахомия, принявшего Прохора в Сарове; коренного курянина, подвижника Питирима, стараниями которого была начата и окончена соборная Успенская церковь обители; ученого и мудрого старца Иоакима, которого преподобный Герман Аляскинский предлагал во епископа Северо-Американской епархии. Таким образом, Саровская обитель издавна была для Курска своей, здесь о ней много говорили, узнавали о ее подвижниках через их родственников.

3. Пореформенный период развития Православной Церкви в Курском крае. Важнейшим исторически значимым направлением деятельности Православной Церкви в этот период было социальное служение. Оно включало решение общественных проблем, проблем образования, просвещения, благотворительности, миротворчества.

3а. Образовательная деятельность. Во второй половине XIX века образовательная деятельность Православной Церкви приобрела большие масштабы. Церковь руководила работой различных учебных заведений: духовных семинарий, духовных училищ, церковно-приходских школ, школ грамоты, воскресных школ. Все эти учебные заведения получали материальное обеспечение за счет церковных средств. Хорошее образование давали в Курской духовной семинарии. Преподавались такие предметы, как Священное Писание, основное богословие, педагогика, классические языки, философия и математика.

Продолжали работу мужские духовные училища. С конца 1860-х годов стали открываться епархиальные женские училища, благодаря которым в нашем крае получило развитие женское образование. Первое училище было открыто в Курске 8 октября 1866 г.

Большоезначение в Курской епархии уделялось церковно-приходским школам. Следует отметить, что церковно-приходская школа обучала детей разных сословий и, таким образом, стала самой массовой формой начального обучения. На обеспечение работы школы Церковь тратила намного больше сил и средств, чем на подготовку церковных служителей в духовных семинариях и училищах.

Церковно-приходские школы начали работать в нашем крае с 1884 г. Чаще всего эти школы открывались при церквях в селах. Школы делились на два типа: одноклассные (4 года обучения) и двухклассные (6 лет обучения). Работа школы была организована с учетом особенностей сельской жизни. Поэтому учебный год здесь начинался в сентябре – октябре, а заканчивался в мае. В школе изучались такие предметы, как русский язык, чистописание, счисление, история, география. Обязательным было изучение Закона Божия, церковной истории, истории Русской Православной Церкви, церковного пения. Важное место в школе занимало духовно-нравственное воспитание детей. Поэтому дети регулярно участвовали в церковных богослужениях, многие из них пели в церковных хорах, участвовали в паломничествах. В школе дети также получали патриотическое, физическое и трудовое воспитание. Мальчики обучались различным ремеслам: столярному, переплетному, кузнечному, слесарному, а девочки – рукоделию: плетению кружев, вязанию.

Православная Церковь также заботилась и о дополнительном образовании детей. Поэтому с 1892 г. при церквях были открыты воскресные школы.

В 1864 году по распоряжению директора учебных заведений Д.Г. Жаворонкова во всех учебных заведениях края был введен Закон Божий. Преподавали его лучшие священники епархии.

3б. Просветительская деятельность Церкви. Значимой сферой деятельности Православной Церкви во второй половине XIX века было просвещение, которое знакомило людей с христианскими ценностями, способствовало сохранению исторических традиций, обеспечивало приобщение населения к лучшим достижениям отечественной культуры и письменности.

Православной Церковью были выработаны различные формы православного просвещения: библиотеки-читальни, передвижные библиотеки, книжные склады, народные религиозно-нравственные чтения, миссионерские кружки (или приходские кружки ревнителей благочестия).

При Семёновском училище в Курске успешно работала бесплатная народная библиотека. Передвижные библиотеки и книжные склады чаще всего устраивались в каждом уездном городе. Их работа была организована центральным книжным складом, действовавшим при Курском братстве преподобного Феодосия Печерского.

С октября 1891 г. в Курске проводились народные религиозно-нравственные чтения. Они проходили в Городском Семеновском училище, в народном училище в Стре­лецкой слободе и в церковно-приходской школе в Ямской слободе. Программа чтений предусматривала знакомство с Библией, Евангелием, чтение православной литературы, а также книг исторического и художественного содержания. Важнейшей составляющей программы чтений была духовная православная музыка. Поэтому слушатели получали «пищу для ума и сердца», что способствовало их нравственному воспитанию, обеспечивало приобщение к христианским православным ценностям.

По распоряжению епископа Курского Лаврентия по воскресным и праздничным дням на базе Курской духовной семинарии проходили религиозно-нравственные Палестинские чтения. Чтения проводились в актовом зале образцовой семинарской школы в вечерние часы. Вход был для всех желающих бесплатным. Обычно вниманию слушателей предлагалось два-три выступления, подготовленные преподавателями и воспитанниками семинарии, а затем семинарский хор исполнял церковные песнопения.

Большое значение имела работа различных православных обществ и братств. В 1899 году епископ Иустин утвердил Курское православное Палестинское общество. 27 февраля 1900 года был учрежден Курский комитет православного Миссионерского общества. В работе Курской губернской ученой архивной комиссии, открытой в 1903 году, принимали участие преподаватели Курской духовной семинарии. На её заседаниях среди прочего поднимались вопросы и духовной истории.

В 1888 г. были проведены торжества в честь 900-летия Крещения Руси. Такое торжество православия в Курске проходило впервые, и среди торжественных дат XIX века эта дата была самой яркой и памятной.

Большое место в социальном служении Церкви занимала газета «Курские епархиальные ведомости», которая начала выходить с 1871 г. «Ведомости» состояли из двух частей: официальной и неофициальной. В первой – печатались правительственные распоряжения, официальные известия; во второй – статьи религиозного, исторического и культурно-просветительского содержания, жизнеописания курских пастырей, педагогические заметки, краткие библиографические сведения о книгах. Газета выходила в свет регулярно – два раза в месяц на протяжении почти полувека: с 1871 по 1918 гг.

3в. Благотворительная деятельность. Этот период в жизни губернии отмечен усилением благотворительности. В октябре 1866 г. был учрежден Курский духовный приют, женские училища в Троицком монастыре Курска и в Белгородском женском монастыре, Александровские приюты – в 1879 г. для мальчиков в Знаменском монастыре, в 1884 г. – для девочек в Епархиальном училище. В 1892 г. была открыта церковно-приходская школа для беднейших жителей Курска. Учредило её Курское братство преподобного Феодосия Печерского. Первых учеников приняла воскресная женская школа. В июле 1885 г. в Белгороде была организована Иоасафо-Порфирьевская богадельня. С сентября 1896 г. начала работать касса для обеспечения вдов и детей-сирот умерших священников.

В Свято-Троицком женском монастыре Курска в 1869 г. была открыта школа для девочек, сначала двуклассная (старшее и младшее отделения), а в 1888 г. она была преобразована в церковно-приходскую одноклассную с тремя (позже с четырьмя) отделениями. Школа считалась приготовительным учебным заведением для поступления в старшие классы епархиального женского училища или в Мариинскую женскую гимназию. Обучение шло 4 года. Вначале оно было сословное – в основном для девочек из духовного звания. Позже стали принимать детей из всех сословий. Заботу о воспитанницах полностью брали на себя монастырь, епархиальные власти и благотворители. Обучение было бесплатное, вносилась только незначительная сумма за содержание монастырских келий. Забота о воспитанницах, а также содержание в чистоте и порядке помещения было поручено сестрам обители. Преподавание в школе велось монастырским священником и сестрами монастыря. Здесь изучали разные предметы, много внимания уделяли православному воспитанию. Количество учениц постоянно возрастало. Желающих обучаться было всегда больше, чем могло вместить школьное здание. В воскресные и праздничные дни все дети собирались на богослужение в монастырском храме. Куряне ценили монастырское образование.

3д. Православные братства. С целью развития православного просвещения и образования были созданы общественные организации – церковные братства и общества: Курское Знаменско-Богородичное миссионерско-просветительное братство, Курское епархиальное братство преподобного Феодосия Печерского, Белгородское Иоасафское миссионерско-просветительное братство, Великомихайловское Успенское церковное братство, Курское православное Палестинское общество. Братства занимались благотворительной деятельностью, проводили широкую культурно-просветительскую работу: организовывали народные чтения, библиотеки, оказывали материальную поддержку школьным библиотекам, открывали церковно-приходские школы; боролось с недугом пьянства. Об эффективности работы братств свидетельствует тот факт, что вначале Первой мировой войны были открыты новые братства помощи беженцам с занятых врагом земель.

3г. Строительство храмов. С середины XIX столетия наблюдается активное строительство храмов. В большинстве своем это храмы каменные, больших размеров. Строили храмы сравнительно быстро и обходились они дешево. Почти все работы, вплоть до перевозки строительных материалов, выполнялись сельской общиной бесплатно. Кирпич жертвовали местные производители, а лесоматериалы – государство.

Храмы возводились по разным проектам, в разное время и разными архитекторами, потому они отличались друг от друга. Обычно верх храма был многокупольным или многоярусным и покрывался оцинкованным железом. Купола золотились. Рядом с церковью часто устраивалась колокольня. В обнесенный затейливой металлической оградой храмовый комплекс входили караулка, просторный дом священника, а нередко и приходское кладбище. Весь ансамбль часто являл вершину ремесленного мастерства: кирпичной, плотницкой, кузнечной, литейной работы, лепного и живописного искусства.

Большая часть сохранившихся храмов города Курска относится к XIX веку и имеет форму корабля и креста. Время наложило отпечаток на их стилистику и архитектурные черты: переход от барокко к классицизму, появление псевдорусского стиля – все это достаточно зримо просматривается в облике курских церквей.

В пореформенный период появился новый тип церкви – домовая церковь, которая чаще всего открывалась в образовательных учреждениях и частных домах. Например, при Курской Мариинской гимназии работала домовая церковь во имя святителя Николая.

В XIX веке активно перестраивается большинство монастырей Курского края, возводятся новые строения на месте обветшавших храмов и хозяйственных построек. Характерная особенность провинциальной архитектуры этого времени – не только консерватизм в использовании новых стилей, но и меньшая масштабность зданий. Допускалось цитирование архитектуры как русской – столичных церквей, в основу которых был положен архитектурный принцип и пропорции Исаакиевского собора в Петербурге, так и зарубежной: Воскресенская церковь мужского Знаменского монастыря – копия Флорентийского собора эпохи Ренессанса. В конце века в результате усилий губернских властей, настойчиво внедрявших регламентацию в строительную практику, исчезают всякие попытки самобытного строительства, и местная архитектура вливается в общий генезис русского зодчества.

Из года в год увеличивались темпы капитального церковного строительства. В 1859 г. в городах губернии было 86 каменных церквей; а с 1860 по 1870 гг. возвели 105 деревянных и 101 каменный храм.

По всей губернии строились новые, расширялись, перестраивались существующие приходские церкви, соборы и часовни. С 1890 по 1898 гг. были утверждены 42 новых проекта и около 40 проектов перестройки существующих храмов, часовен и колоколен.

4. Развитие монастырей. Особый аспект жизнедеятельности Православной Церкви в этот период представляют православные монастыри: Путивльская Молченская Софрониева пустынь, Белгородская Николаевская общежительная пустынь, Рыльский Николаевский монастырь, Курский Знаменский монастырь, Обоянский Знаменский монастырь, Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь, Курский Свято-Троицкий женский монастырь.

Всероссийскую известность в это время обрела Глинская Рождество-Богородицкая пустынь. Ее духовное возрождение в начале ХIX века начинается благодаря трудам игумена Филарета. Он стал настоятелем, когда в монастыре были всего 10 монахов. К концу его жизни в монастыре стало 50 монахов. Было построено несколько храмов. Но самое главное – это духовное делание. С игумена Филарета монастырь становится подлинным центром духовности. Ежегодно тысячи паломников шли в монастырь, находя здесь ответы на жизненные вопросы.

Широкую известность обрел в это время Горнальский монастырь. И всегда почитался женский Троицкий монастырь г. Курска.

Вместе с тем, монастыри явились центрами не только духовно-религиозной жизни курян, но и просвещения и благотворительности. Начиная с 1870-х гг. XIX века при женских монастырях: Белгородском Рождество-Богородицком, Борисовской Тихвинской девичьей пустыни – работали училища для девушек. В 1869 г. Курский Свято-Троицкий женский монастырь открыл бесплатную школу для девочек. А в конце XIX века в Глинской пустыни был открыт дом трудолюбия для детей-сирот. В начале XX века православные обители: Курский Знаменский монастырь, Софрониева пустынь, Курский Свято-Троицкий монастырь, Борисовская Тихвинская пустынь – открыли в своих стенах церковно-приходские школы.

Монастыри занимались благотворительностью. Так, в Белгородском Рождество-Богородицком женском монастыре располагался странноприимный двор, в 1852 г. Курский Свято-Троицкий женский монастырь открыл больницу, а в 1853 г. – богодельню для бедных.

5. Чудесное спасение Курской-Коренной иконы «Знамение». 8 марта ( 21 марта) 1898 г. в Курске было совершено злодейское покушение на икону «Знамение» Курскую-Коренную. Группа молодых людей, увлеченных атеистической пропагандой, решили взорвать Курскую-Коренную икону, чтобы развеять «суеверие» среди курян. Они изготовили бомбу с часовым механизмом и положили ее под икону. К счастью, взрыв прогремел глубокой ночью, когда в храме никого не было, поэтому никто не пострадал. Взрыв был такой силы, что сотряслось все здание монастыря. Оконные стекла были выбиты не только в монастыре, но и в ближайших домах. В самом храме были большие разрушения. Однако икона чудесным образом не пострадала.

Можно было только догадываться, сколько бы погибло людей, если бы взрыв произошел днем, и особенно во время службы. Событие потрясло всю Россию. Благодарственные молебны о чудесном спасении иконы шли по всей стране. А 21 марта стало ещё одним днём празднования Курской-Коренной иконы.

6. Православие в Курском крае в начале XX века. В начале XX века православие продолжало оставаться главной религией на территории нашего края: здесь проживали 98,7 % православного населения. Накануне революции 1917 г. в Курской губернии действовало 1097 православных храмов и 12 монастырей. В восьми мужских монастырях и пустынях жили 740 монахов и послушников; в четырех женских – 521 человек. Активное строительство храмов продолжалось вплоть до 1917 г. Только с 1901 по 1915 гг. количество всех культовых сооружений увеличилось с 1044 до 1200. Это, в свою очередь, обеспечивало определяющую роль Православной Церкви в духовной жизни губернии.

В этот период главными направлениями деятельности Православной Церкви, как и прежде, были духовная деятельность, социальное служение, образовательная и просветительская деятельность, благотворительность и миротворчество.

Большим достижением Церкви в образовательной сфере было увеличение количества церковных школ. Так, если в начале века в Курской губернии работали 454 церковные школы, в которых обучалось примерно 20000 детей, то к концу первого десятилетия их количество возросло до 725, а количество учащихся увеличилось почти в два раза, а в 1915 г. в губернии работали 920 церковных школ разных типов. Обновлялась материальная база уже работающих школ, строились новые школьные здания, что способствовало увеличению количества обучающихся в этих школах. В 1915 г. в церковных школах обучались почти 42 % детей от общего количества учащихся в губернии.

Православная Церковь продолжала заниматься просветительством. Открывались бесплатные библиотеки, книжные склады, проводились народные чтения, организовывались миссионерские кружки. Большую работу в области просвещения проводили церковные братства, общества, комитеты: Курский комитет православного Миссионерского общества, Курское церковное археологическое общество, открытое в 1912–1913 гг., учрежденное Иоасафское общество трезвости.

В 1904 г. было принято решение о составлении церковно-приходских летописей, в которых бы отражалась история сел и деревень епархии. Руководил работой священник Алексий Танков.

В Курской епархии особую поддержку Церкви нашло иконописание. Его история восходит к началу XVIII века, когда в слободе Борисовке при Тихвинском девичьем монастыре на средства графа Б.П. Шереметева открылась иконописная мастерская. Для обучения иконописцев фельдмаршал присылал из Петербурга в Борисовку опытных иконописцев. Летом 1902 г. в Борисовке открылась иконописная школа, а число иконописцев достигло 900 человек. Иконы Борисовского письма распространялись по всей южной части Российского государства, и даже за границей: Болгарии, Сербии, Австро-Венгрии.

Иконописью занимались и в других уездах губернии. К примеру, в слободе Тамаровке и в селе Супруновке Белгородского уезда, в селе Шустово Льговского уезда, селе Великомихайловка Ново-Оскольского уезда и в самом губернском городе. В Курске издавна существовала школа-мастерская признанных мастеров Шуклиных. Здесь изготавливали иконостасы, золотили кресты и купола. Известность в городе приобрели и другие мастерские: Карачевцевых, Иваниловых. В женских монастырях: Борисовском, Курском, Белгородском развивалось искусство украшения икон, где создавали для икон киоты, ризы из фольги, бархата со стеклярусом.

Большим вкладом Православной Церкви в музыкальную культуру края было церковное хоровое пение. В 1816 г. был организован архиерейский хор. В середине XIX века хор приобрел всероссийскую популярность, его часть выступала в соборах Санкт-Петербурга и других российских городов. С целью поддержки церковного хорового пения с 1913 г. в крае начали работу регентские курсы.

По-прежнему важным направлением деятельности Православной Церкви оставалась благотворительность. Особенно значимой она была в период Русско-японской войны 1904–1905 гг. и войны с Германией 1914–1917 гг. 10 ноября 1915 г. было открыто Курское попечительство о беженцах, которое приложило немало сил и вложило много средств для оказания помощи людям, эвакуированным из западных районов Российской империи. В эти годы Православная Церковь собирала пожертвования для госпиталей и лазаретов русской армии, подарки воинам. Регулярно пожертвования приходили от священников и монастырей. В архиерейском доме и в здании Курского епархиального училища размещались военные госпитали.

В 1916 г. в Курске прошли торжества, посвященные 100-летию со дня рождения митрополита Макария (Булгакова), который был выпускником Курской духовной семинарии.

Православная Церковь занимала достойное место и в литературной жизни края. Публицистические заметки и статьи на разные темы, стихотворения священников часто печатались на страницах газеты «Курские епархиальные ведомости».

Одной из главных задач Православной Церкви в это время было сохранение и упрочение мира. Правящие архиереи, священники призывали жителей губернии к доброделанию, милосердию, терпению, прилагали множество усилий для объединения общества. И православная вера оставалась той живой жизненной силой, которая реально объединяла все общество. Об этом свидетельствовали многочисленные крестные ходы, которые в дореволюционное время занимали большое место в общественной и духовной жизни курян.

Чаще всего крестный ход проходил в день проведения торжеств по случаю обретения мощей святого или его прославления. Например, массовые крестные ходы прошли 19 июля 1903 г. – в день празднования обретения мощей преподобного Серафима Саровского, 4 сентября 1911 г. – в день празднования обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского.Часто проводились крестные ходы в день проводов курян в действующую армию. В годы Русско-германской войны крестные ходы проходили с молебнами о даровании победы русскому воинству. Традиционными стали крестные ходы с иконами, которые имели всероссийское почитание, и с местночтимыми иконами.

Особую значимость имел крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная. В годы Русско-германской войны с 3 апреля по 8 мая 1915 г. крестный ход с этой иконой проходил по селам Курского, Обоянского, Суджанского уездов, в городах Обоянь и Курск. 26 июля 1914 г., в день проводов Курского гарнизона на службу по благословению епископа Рыльского Феофана был совершен крестный ход с иконой «Знамение» за Херсонскими воротами Курска, где располагался военный лагерь.

Совершались крестные ходы с иконой Смоленской Божией Матери. Ежегодно накануне 2 октября икону переносили из Смоленского собора Белгорода в специально устроенную для нее часовню.

Ежегодно в мае-месяце проходил крестный ход с иконой святителя Николая Чудотворца из Белгородского Свято-Троицкого монастыря в Коренной Николаевский монастырь.

В начале XX века произошли два важных события в жизни Православной Церкви: обретение мощей двух великих православных святых – преподобного Серафима Саровского (19 июля 1903 г.) и святителя Иоасафа Белгородского (4 сентября 1911 г.). Торжества в честь обретения мощей Иоасафа Белгородского проходили в Белгороде, куда прибыли великий князь Константин Константинович и великая княгиня Елизавета Феодоровна, а 17 декабря 1911 г. мощам святителя Иоасафа поклонялась императорская семья – император Николай II и императрица Александра Феодоровна с детьми.

7. Пастырская и архипастырская деятельность. Большой вклад в развитие православия, сохранение православной веры, укрепление благочестия и объединение российского общества внесли курские архипастыри и пастыри.

Архиепископ Курский и Белгородский Феоктист (Мочульский), возглавлявший кафедру в период с 1787 по 1818 гг., проводил широкуюпросветительскую деятельность, вел активную работу со старообрядцами и сектантами. Преосвященный Феоктист внес значительный вклад в развитие богословской науки в России в первой половине XIX века. Он является автором десяти богословских и научных трудов, изданных при его жизни. За большие заслуги в служении преосвященный Феоктист первым из курских пастырей был награжден орденом Святой Анны I степени и Святого Александра Невского.

Архиепископ Илиодор (Чистяков) руководил Курской кафедрой в период с 1832 по 1860 гг. и много сделал для благоустройства епархии. Под его руководством проводилась работа по строительству церквей. Широко известна его помощь курянам в период эпидемии холеры в 1846–1848 гг. В период Крымской войны 1853–1856 гг. регулярно совершал богослужения в уездных городах и селах, что способствовало объединению общества и укреплению народного духа. Будучи высокообразованным человеком, он вел широкую просветительскую и образовательную деятельность. По его инициативе начался сбор материалов по истории епархии. Он также является автором книг «Словесное млеко», «Духовное братство», «Духовная вечеря».

Протоиерея Иоанна Каплинского – епархиального наблюдателя церковно-приходских школ – называли «самым выдающимся ревнителем просвещения» в Курской губернии. Его труды на ниве народного просвещения были официально признаны как государством, так и Церковью. Об этом свидетельствуют многочисленные награды, полученные священником.

Протоиерей Алексей Алексеевич Танков – педагог, составитель «Исторического описания Курской епархии», активный участник дел попечительства и благотворительности, член Курского попечительства о бедных, член Курского губернского статистического комитета.

8. Общий обзор. В ХIХ – начале XX века Церковь в Курской губернии стала активно действующей духовной и социальной силой. Плодотворная работа Церкви выражалась в широкой благотворительной, образовательной, просветительской, культурной работе, что в целом способствовало возрастанию и укреплению православной веры наших земляков. Свидетельством этому является факт почитания иконы «Знамение» Божией Матери Курская-Коренная. После взрыва 8 марта (21 марта) 1898 г. был установлен праздник в честь чудесного спасения иконы от взрыва. О жизнеспособности православной веры, ее значимой роли в обществе свидетельствуют торжества в честь святых Кирилла и Мефодия (1885 г.) и в честь 900-летия Крещения Руси (1888 г.) и торжества по случаю обретения мощей преподобного Серафима Саровского (1903 г.) и святителя Иосафа Белгородского (1911 г.).

Подумай: как характеризуются основные направления деятельности Русской Православной Церкви в XIX – начале XX веков в Курском крае?





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 780 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...