Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема № 6. Типы и формы государства



1. Типология государств: подходы в науке.

2. Форма правления.

3. Форма государственного устройства.

4. Государственный режим.

1. Типология государств: подходы в науке.

В огромном многообразии государств, существовавших на протяжении всей истории человечества и существующих на настоящий момент, большое значение имеет их научная классификация (типология). Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков.

Типология государства проводится, в основном, с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки. В его основе лежит учение об общественно-экономической формации (с лат. «formatio» – «образование»), которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К.Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие исторические типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

Рабовладельческие государства появились в IV тысячелетии до н.э. и существовали до V века н.э. (формально в некоторых странах рабство существовало и в более позднее время, например, в Саудовской Аравии рабство было юридически запрещено лишь в 60-х годах ХХ века). Рабовладельческое государство - орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. В таком государстве раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее имущество своего собственника. Следует заметить, что именно благодаря развитию частной собственности в период господства рабовладельческого строя появилась такая форма правления, как республика, а также классическое гражданское, семейное, наследственное право, которые не утратили своего значения и по сей день.

Феодальное государство – следующий исторический тип государства. Эпоха господства феодализма – V – XVIII вв., хотя и сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки. Феодальное государство характеризуется диктатурой класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне, не имеющие своей земли, обрабатывали землю своего феодала, находясь в полурабской зависимости от последнего. Феодал имел право продать землю с закрепленными за ней крестьянами, согнать их с земли. На своей земле феодал осуществлял судебную и административную власть.

Последние достижения историко-правовой науки внесли серьезные коррективы в наши представления о феодальном государстве. В частности, во время феодализма получило дальнейшее развитие договорное право – система взаимных прав сеньоров и вассалов, феодалов и зависимых крестьян, появился важнейший институт демократии – парламент.

Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, когда сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное.

В силу того что социалистическое государство, точнее, учение о нем было разработано лишь теоретически (ни в одной стране в полном виде оно не было реализовано), то о нем можно и нужно говорить лишь в научном плане.[53]Такое государствобазируется на общественной собственности на средства производства и имеет широкую социальную базу. По мнению представителей формационной концепции, социалистическое государство - антиэксплуататорское по своей природе, последний исторический тип государства, который в конечном итоге будет сменен бесклассовым коммунистическим обществом. Социалистическое государство возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Так как апологеты формационной типологии предполагали только революционный (насильственный) переход к социалистическому государству, этот тип государства нельзя признать легитимным.

Как можно заметить, формационная типология имеет свои сильные и слабые стороны. Среди ее достоинств обычно называют установление зависимости типа государства от типа экономики, зависимости характера государственной власти от способа производства. Формационный подход предоставляет возможности понять внутреннюю логику исторического процесса развития государственности, закономерный характер смены типов государства.

Вместе с тем абсолютизация и своеобразная канонизация этого подхода, которая имела место в нашей стране, не могли не привести к определенному упрощению и схематизму в понимании развития государственности.

В основе цивилизационной типологии государств лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представителями этой типологии являются А. Тойнби, П. Сорокин, О.Шпенглер и М. Вебер и другие. В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация (от лат. «civilis» – «гражданский», «государственный») есть социокультурная система, имеющая определенные пространственные и временные рамки, а также четко выраженные параметры технологического развития народов. В зависимости от ряда признаков этой системы Тойнби выделял следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. В настоящее время последователи цивилизационного подхода сошлись во мнении, что на современном этапе существуют восемь цивилизаций: западная, исламская, китайская, индуистская, японская, православная, латиноамериканская и африканская.[54]

А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.[55]

Цивилизационная типология имеет свои плюсы и минусы.

Достоинства цивилизационной типологии состоят в том, что:

1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях;

2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатками данной классификации государств является:

1) недооценка социально-экономических факторов, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

2) выделение большого количества идеально-духовных факторов в качестве отличительных признаков цивилизаций, которыми, по сути, классифицируется общество, а не государство.[56]

Наличие доминирующих цивилизационной и формационной типологии не исчерпывает возможность иной классификации государств. Обилие классификаций государств представляет возможность привести следующий, далеко не исчерпывающий перечень типологий государств:

- с учетом степени правовой защищенности личности в обществе выделяют государства: а) западного типа, в которых конституируется человеческая индивидуальность и обеспечивается примат прав и свобод человека и гражданина; б) восточного типа, где на основе сакральных (требующих жертвенности) учений за человеком закрепляются прежде всего обязанности как члена коллектива и общества в целом; в) смешанного типа, отражающего переходный вид государственности;

- на базе особенностей природной и хозяйственной среды, в которой действует государство, можно построить ряд типологий, связанных с различением государств: а) находящихся в гармонии с окружающей природной средой и наносящих ей непоправимый ущерб; б) континентальных и островных; в) анклавных и имеющих свободный доступ кмеждународным коммуникациям; г) с рыночной экономикой и с централизованно управляемым нерыночным хозяйством; д) со значительным, с большим и с малым экономическим потенциалом;

- в зависимости от государственной идеологии: а) коммунистические; б) социалистические; в) либеральные; г) консервативные; д) националистические.

- по характеру воздействия государства на население государства бывают: а) полицейскими, которые характеризуются всеобъемлющей опекой над населением и чрезмерным развитием карательной функции, осуществляемой правоохранительными органами, армией, тайной полицией и т.д.; б) правовыми, где властные притязания государства ограничиваются правом таким образом, что гарантируется свобода, справедливость, достоинство человека, его защищенность.

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы.[57] Кроме приведенных выше типологий, порожденных различными оценками сущности и содержания государства, в теории государства и права имеются типологии форм государств. Следует отметить, что исследователи более единодушны в отношении формы государства (совокупности способов организации, устройства и реализации государственной власти). Среди типологий форм государства можно выделить теологическую, социальную и элементную.

Теологическая типология формы государства строится на соотношении светской и духовной власти: светская форма государства предполагает свободу совести и отделение церкви от государства (Россия); клерикальная – концентрацию власти в руках духовных деятелей и наличие общеобязательной религии (Исламская Республика Иран).

Социальная типология формы государства характеризуется степенью доступности властных структур для общества, соотношением гонорантов и суфражистов.[58] Гонорант – лицо, приобретающее государственную власть. Суфражист – лицо, отчуждающее государственную власть. По мнению одного из основоположников такой типологии - В.Е. Чиркина, существуют монократические государства, власть в которых находится в руках одного человека, сегментарные, где власть принадлежит группе лиц, и поликратические – государства, в которых все члены общества имеют равный доступ к власти.[59]

Наиболее распространенной типологией формы государства является элементная типология, предусматривающая деление формы государства на форму правления, форму государственного устройства и государственный режим. Остановимся на ней подробнее.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 671 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...