Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Народ всегда любил и почитал Спасскую башню, как святыню. Когда старинные куранты начинали играть «Коль славен» и «Марш Преображенского петровского полка», все на площади снимали шапки. Через ворота было принято проходить в Кремль без шапки. Нарушителей народ незамедлительно наказывал. Через Спасские ворота отправлялись в поход полки, проходили торжественные народные процессии, триумфальные шествия, встречались знатные иноземные гости и послы. В особых случаях проход устилали дорогим красным сукном, украшали ветками вербы.
Много событий повидала Спасская башня, запомнившая и Петра Первого, и знаменитого архитектора Василия Баженова, Наполеона и его маршалов — в войну двенадцатого года она только по счастливой случайности избежала гибели. Менялись часовщики, ремонтировались и заменялись механизмы, но стрелки упрямо двигались.
Находясь в Кремле, нельзя не испытать особого волнующего чувства, чувства Москвы. Оно с трудом поддается определению, и истоки его кроются в очаровании Кремля, в гениальной полихромии его разновременных памятников, столько говорящих открытому душевному взору. Кремль строила вся страна, и теперь откуда бы вы ни приехали — из костромских или вятских лесов, из Киева или с Волги, Оки, Клязьмы, — вы почувствуете в нём родное и близкое. Вот фризовый поясок, охвативший белокаменное строение; он пришел сюда, конечно, из Владимирского Ополья, из суздальской полевой стороны. В умелой кладке другого строения чувствуется рука псковитян, которые были прирождёнными каменщиками и умели строить так, что их стены могут смело соперничать с вечностью. Этот колокол привезён из Ростова Великого. А вот пушка, отлитая умельцами из Мурома на Оке.
Кто из нас не любовался в Москве старыми ампирными особняками с колоннами и мезонинами, построенными в 19 веке, отличающимися какой-то домашностью облика? Эти дома очень хороши и напоминают в современном городе случайно появившиеся на улице декорации к «Евгению Онегину»: вот-вот выйдет оперный герой, пройдет семейство Лариных. Знаменитые московские усадьбы в городе, Сивцев Вражек и Собачья площадка – невозвратимая архаика... Кремль же непостижимым чудом органично вошел в современный пейзаж, придав ему единственный и неповторимый облик. Все мы любим художественные гнезда — Кусково, Архангельское, Останкино... Чувство радостного и всепоглощающего волнения вызывают в нас давние стражи Москвы — монастыри-крепости Донской, Новодевичий, Симонов, Новоспасский... Но всё это островки былого, напоминающего далёкие и недостижимые миражи. Смотрильная же башенка Теремного дворца и нынче глядит далеко вперед, груз былого не мешает ей быть по-детски наивной и веселой. Кремль живёт, он — настоящее, он — не видение, а явь. Его «зело пречудные палаты», как говорили в старину, и сегодня овеваются воздухом современности.
Есть несколько олицетворений Москвы, таких, как, скажем, бронзовая четверка несущихся коней и правящий ею Аполлон, — знаменитая квадрига, украшающая Большой театр, или Останкинская башня, пронзающая облака телевизионной иглой. Но, пожалуй, не менее известны такие столичные долгожители, как Царь-колокол и Царь-пушка. Без их изображения не обходится ни один путеводитель по Москве, их всегда увидишь на открытках, марках, виньетках. Их любят поэты, живописцы, графики, мастера-прикладники.
Постоим же минуту-другую возле Царь-пушки. Она водружена на лафет, украшенный львиной головой. Рядом — чугунные ядра неимоверной тяжести. Среди тех, кто приходит в Кремль, часто разгораются споры: сколько силачей нужно, чтобы поднять ядро? Им, конечно, невдомёк, что ядра — дело позднее, ведь для пушки предполагалась картечь. Некоторые горячие головы бьются обзаклад, что они, спорщики, поднимут впятером. И напрасно. Если перевести на современную меру, станет ясно — ядро не поднять и десятку богатырей.
Почему длинноствольное орудие прозвали Царь-пушкой? Есть разные истолкования. В народной речи, в разговоре, необыкновенное, заметно выделяющееся величиной, весом, значением принято именовать: царь-рыба, царь-дерево, царь-девица... Не удивительно, что и крупнейшее артиллерийское чудо Древней Руси именовали Царь-пушкой. Историки иногда доказывают, что прозвание пушка получила ещё и потому, что на ней, на правой стороне дульной части, изображён царь Федор Иванович, едущий на коне. Одно не исключает другое.
На орудии имеется надпись, гласящая: «Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов...» Случилось это в 1586 году. Андрей Чохов был знаменитым мастером, вызванным в Москву из Мурома на Оке. Кстати говоря, высказывается предположение, что мастеровые Чоховы — предки-родичи Чеховых, давших миру автора «Степи» и «Чайки».
Долгое время считали, что Царь-пушка всего лишь декорация, отлитая для устрашения. Подробное изучение показало, что орудие предназначалось для стрельбы. Стояла Царь-пушка не в Кремле, а в Китай-городе, защищая переправу через Москву-реку и Спасские ворота. Стрелять можно было только с особого лафета. Ныне пушка покоится на новом станке, и ядра, лежащие возле неё, декоративные, отлитые в 19 столетии.
Андрей Чохов мастер был отменный. Крепость и раньше видела богатырские орудия, но никогда еще на холме не стояла пушка весом 2400 пудов — около сорока тонн, — длиною почти пять с половиной метров, а диаметр дула, то есть калибр, составлял чуть ли не метр... По своему устройству мортира предназначена для стрельбы каменной картечью.
Немногие знают, что у Царь-пушки есть младший брат — пушка «Царь Ахиллес», отлитая также Андреем Чоховым. Название примечательно — Москва знала издавна быстроногого и непобедимого героя, как и других гомеровских героев Троянской войны. «Ахиллес» в настоящее время находится в артиллерийском музее города на Неве. Отливал ее Андрей Чохов со своими учениками также на Московском пушечном дворе позднее, чем Царь-пушку, которой «Ахиллес» немного уступает по размеру и весу.
Царь-пушка — знаменитейшее, но не единственное древнее орудие холма над Москвой-рекой. И поныне стоят на Троицкой площади медные «боги войны». Их ревностно почитали в старину, давая им причудливые наименования. Есть отлитые Андреем Чоховым «Троил» и «Аспид». Троил — троянский царь, Аспид — крылатый змей с двумя хоботами и клювом. Есть «Единорог», отлитый в семнадцатом веке и украшенный затейливыми медными травами. Наши пращуры называли единорогом фантастического однорогого коня, в честь которого сияло и небесное созвездие. Единорогами именовали и другие орудия с коническим казёнником. Отсюда пошла солдатская присказка: «Пушка сама по себе, а единорог сам по себе». Есть пищаль, которую назвали именем легендарной птицы Гамаюн, чье сладостное и звучное пение означало близость смерти, хлад, мор. Нравилось ратным людям называть пушки именами хищных зверей и птиц. Отсюда «Лев», «Орел», «Волк».
Мирно дремлют пушки возле Арсенала, давным-давно никто не палил из них. Орудийное молчание красноречиво. Не слышим ли мы в нём хвалу неутомимому Чохову, что шестьдесят лет трудился на Пушечном дворе? Чоховские пушки были долговечными, некоторые из них участвовали в Северной войне, и Петр I распорядился орудия великого литейщика — мудрая предусмотрительность — хранить вечно, в назидание потомкам. Всё же некоторые чоховские пушки разбрелись по свету. Стоят они и возле сурового замка под Стокгольмом со времен Ливонской войны.
По соседству с Иваном Великим, на Ивановской площади, на пьедестале стоит Царь-колокол.
Он не менее знаменит, чем Царь-пушка. Глядя на него, вспоминают самые прославленные била Древней Руси: вечевой колокол Господина Великого Новгорода, Большой Сысой — творение XVII века на звоннице Ростова Великого, угличский колокол-бунтарь, отправленный Борисом Годуновым в ссылку, колокол Ивана Великого, первым начинавший трезвон в праздничные дни по всей Москве. Про столицу говорили: «Звонят сорок колоколов» — так обозначалось количество церквей в белокаменной. Отливал Царь-колокол знаменитый московский литейщик Иван Моторин с сыном Михаилом в 1733—1735 годах. В отливку пошел «дедовский» и «отцовский» металл, и колокол — такого нигде ещё не бывало — весил двести тонн.
В мире нет колокола, который превосходил бы Царь-колокол по весу. Самые знаменитые колокола Японии и Китая не более трех тысяч пудов, европейские — не более тысячи. В Царь-колоколе свыше 12 000 пудов. И сегодня эта цифра производит на нас впечатление. Что и говорить о только что начинавшейся послепетровской эпохе, когда всё делалось вручную.
Было это в 1737 году. Отлитый колокол-гигант находился в яме на строительных лесах, напоминая быка, готового издать рёв. Приключился пожар, объявший кремлёвский холм. Пылающие головни летели в Москву-реку. В этой огненной суматохе была сделана попытка спасти музыкального титана. Воду лили усердно, раскалённый металл треснул, и выпал кусок двухметровой высоты. И даже этот осколок вытащить из ямы нелегко — как-никак одиннадцать с половиной тонн веса. Лежали колокол и его отколовшаяся часть в земле без малого сто лет. В 1836 году подъём близнецов-братьев поручили архитектору Августу Монферрану, строившему в Петербурге Исаакиевский собор и основательно наторевшему в переносе тяжелейших гранитных и мраморных глыб. Долго велись подготовительные работы. Когда на поверхность извлекли (на это потребовалось 42 минуты 33 секунды) толстенный колпак, то все увидели, что его поверхность украшена поясами рельефов, изображениями в рост Алексея Михайловича и Анны Иоанновны, иконами и надписями.
Конечно, в наши дни можно бы водрузить Царь-колокол на Ивановскую колокольню, но все так привыкли к тому, что «молчаливый «бык» стоит внизу на привязи. Было бы жаль с ним расстаться. Пусть он — раз уж не попал на небо — пасётся возле зелёной московской травы...
Безмерно было восхищение современников колоколыциками и пушечниками Моториными — Иваном и его сыном Михаилом. Недаром их имена отливались на певучей бронзе. Отец и сын принадлежали к числу «хитрецов», как тогда говорили, каких и в немцах (.то есть у иностранцев) не отыщешь. Десятки пушек отлили Моторины, а их колокола звонили не только в Москве, но и в Петербурге, Киеве, Старой Руссе... Беззвучный Царь-колокол красноречиво повествует о том, какие дива дивные могли творить московские мастера.
В середине 20 века двухсоттонного великана «прослушивали» и лечили. Сняли краску, позолотили венчающую часть, отчистили певучую бронзу, которой был возвращён естественный цвет. Впервые все увидели колокол таким, каким он был при Моториных, — серебристо-серым, и только зеленоватый налёт говорит о прошедших годах. В газетном отчете говорилось: «После расчистки стало особенно очевидно, что изображения на колоколе довольно искусны, орнаменты изящны». Комната, в которой работали учёные и мастера, помещалась под колоколом — целая мастерская!
Колокола — грандиозный оркестр под открытым небом, концерт для всех. Древняя Русь складывала песни, поговорки, изречения о колокольном звоне. Стозвучные голоса колоколен встречали воинов из походов и провожали их в дальний путь. На звон колокола шли в ночи путники и возвращавшиеся с охоты. Искусство звонаря ценилось необыкновенно высоко. В наши дни оно основательно забыто, и есть прямая опасность исчезновения знатоков старейшего вида народной музыки.
И Царь-пушка и Царь-колокол напоминают нам о старинных умельцах, чьи золотые руки вызывают восхищение.
Величественное здание Большого Кремлевского дворца хорошо знакомо не только россиянам, но и многим народам мира.
Большой Кремлевский дворец — это своеобразный по композиции архитектурный ансамбль, включающий гражданские и церковные постройки шести столетий. Сюда входят: Грановитая палата и Святые сени XV века, Золотая Царицына палата XVI века, Теремной дворец XVII века, дворцовые церкви XIV—XVII веков. В XVIII веке дворец неоднократно перестраивался. Завершённый вид он получил в 1838—1849 годах, когда по проекту архитектора К. А Тона при участии известных зодчих Н. И. Чичагова, В. А. Бакарева, П. А. Герасимова, Ф. Ф. Рихтера была построена новая часть дворца. Она включает залы, посвящённые русским орденам: Георгиевский, Владимирский, Екатерининский, а также Собственную и Парадную половины. В строительстве дворца русские архитекторы проявили огромный талант, умение композиционно увязать и объединить новые залы с постройками предшествующих эпох. Фасад дворца вытянут по линии Кремлёвского холма и украшен пышной декоративной лепкой, резными наличниками в стиле русской архитектуры XVII века. До революции дворец был московской резиденцией царя.
Строился дворец 12 лет— с 1838 по 1849 год, в его отделке использованы в основном отечественные строительные и декоративные материалы. Мебель, ткани и предметы художественного убранства выполняли лучшие петербургские и московские мастера. Своими размерами и роскошью отделки Большой Кремлёвский дворец превзошел все современные ему европейские дворцовые постройки. Важное место в комплексе дворца занимает_Грановитая палата — древнейшее гражданское сооружение Москвы, тронный зал великих московских князей и царей. Она возведена в 1487—1491 годах русскими мастерами под руководством итальянских архитекторов Марко Руффо (Фрязина) и Пьетро Антонио Солари. Своё название палата получила от восточного фасада, облицованного белым гранёным камнем.
Грановитая палата предназначалась для торжественных церемоний. В ней принимали иностранных послов, заседали Земские соборы, провозглашались наследники русского престола, отмечались победы русских войск, пышно и торжественно обставлялись пиры и приёмы.
Иван Васильевич Грозный пирует в парадном зале — в Грановитой палате. Веселится не только царь и его приближённые. За кремлёвскими стенами пьёт и гуляет простой народ, пляшет и на площади, и на зелёных лужайках возле реки. Москва празднует взятие Казани, радуется возвращению войска из похода на опасного врага. Много десятилетий казанские ханы жгли и разоряли русские города, уводили в плен жителей волжских сел и деревень, обращали их в рабство, продавали на азиатских торжищах русских ремесленников-умельцев, которые ценились высоко. Не давала покоя Казань и другим народам — мордве, марийцам, чувашам... Теперь опасность позади, Москва празднует победу. Волжские дороги, по которым еще вчера было не проехать, не пройти — все держала в своих цепких руках Казань, — теперь открыты. Скоро полетят быстрые, как птицы, струги по волжской воде к далекому теплому морю, а отважный Ермак соберет дружины удальцов-храбрецов и отправится за Урал-Камень, в Сибирь, где нетронутыми лежат золотые россыпи, где столько мехов, что их не вместят и обширные кремлевские кладовые. Веселье царит по всей Москве, а в Грановитой палате получают золотые ковши, серебряные ендовы и собольи шубы те, кто вел воинов во время штурма города на Волге. Москва навсегда запомнила этот пир, и по всей Руси народные сказители столетиями пели о Казанском походе, о том, как на Волгу пришла «от сильного московского царства» грозная туча, как «догорела в земле свеча воску ярого до той-то бочки с черным порохом, подымало высокую гору, разбросало белокаменные палаты...», т. е. взята была волжская твердыня. Народная память приравнивала успешный штурм Казани к такому великому историческому эпизоду, как основание Москвы. Пир Грозного в Грановитой палате венчал историческое дело, говорил о «великой славе» Москвы. Другая и тоже памятная картина. Запорожский казак-полковник обнимается со стрелецким головой, звучат под звон гуслей и бандур слова: Москва и Киев — вместе навсегда!
Москва протянула руку помощи Украине, помогла ей избавиться от врагов — два народа-брата воссоединились. Как же не звучать весело в Грановитой палате голосам! Как было не вспомнить, что Киев златоглавый — «мати русских городов», что над могучим Днепром возвышается София Киевская, украшенная дивными мозаиками, которым не страшны года, — они вечно сияют на стенах древнего здания, сооружённого во времена Ярослава Мудрого. После долгого лихолетья Москва и Киев снова вместе — сбылось то, о чём мечтали многие поколения. Пир горой в Грановитой палате и поют во всех землях славу Богдану Хмельницкому и московские сказители, и киевские кобзари...
Перевернем еще одну страницу истории.
...В камзоле, шитом золотом, за столом сидит Пётр. Большой кубок, имеющий форму орла, передается из рук в руки. И слышится радостный возглас:
— За Полтаву!
В Грановитой палате слышится родившаяся среди солдат и пошедшая гулять в народе фраза-поговорка: «погиб, как швед под Полтавой». Полтава была наиболее выдающимся эпизодом в долголетней Северной войне, которая завершилась закреплением за Россией части побережья Балтийского моря. Об этом мечтали многие поколения русских людей...
По старым обычаям женщины и дети не могли участвовать в приемах и пирах, которые устраивались в Грановитой палате. Но женщинам, конечно, хотелось посмотреть, как проходят праздничные церемонии. Для них в одной из верхних стен соорудили окно-тайник. Когда Пётр Великий был еще ребенком, мать часто водила его в комнату над палатой и любознательный мальчик с интересом наблюдал, как проходят приёмы. Когда же Петр стал взрослым, он покончил со старым обычаем и приказал, следуя западным обычаям, женщинам являться на все праздники и пиры.
Внутри палата велика и вместительна — площадь ее чуть ли не 500 метров. Стены расписаны народными мастерами в конце 19 века и напоминают палехскую многоцветную шкатулку. Работая в палате, палехские умельцы воспользовались описью сюжетов, составленной Симоном Ушаковым. Снаружи, украшенная гранёными белыми плитками известняка, она похожа на драгоценный ларчик. От граненых камней и получил парадный зал древнего Кремля название Грановитой палаты..
Рядом с Грановитой палатой расположена Золотая Царицына палата XVI века— парадный приёмный зал русских цариц. Название «золотой» она получила из-за росписи стен по золотому фону. Роспись включает сюжеты из жизни христианских цариц и княгинь, олицетворявших добродетель и мудрость. Согласно древним описаниям, убранство Золотой Царицыной палаты отличалось необычайной яркостью и богатством.
Жемчужиной древнерусского зодчества в ансамбле Большого Кремлёвского дворца является Теремной дворец — жилые и парадные царские палаты. Построенный в 1635-—1636 годах русскими архитекторами Баженом Огурцовым, Трефилом Шарутиным, Антипом Константиновым, Ларионом Ушаковым, Теремной дворец является образцом русской «узорочной» архитектуры. В основе каждой комнаты лежит русская четырехстенная изба с тремя окошками по фасаду. В XVII веке окна в Теремах были слюдяные, разноцветные и разного формата в виде квадратов, треугольников, что придавало сказочный и по-особому уютный характер постройкам. Пол комнат выстилался дубовыми «кирпичами», сверху покрывался зелёным и красным сукном; в торжественных случаях расстилались ковры. Яркий, красочный колорит отвечал вкусам того времени. Современное убранство Теремного дворца — это результат реставрационных работ архитекторов и художников 30-х годов XIX века.
Жилые помещения личных царских апартаментов XIX века, так называемая Собственная половина, расположена на первом этаже дворца. Она состоит из семи комнат: Столовая, Гостиная, Кабинет императрицы, Будуар, Спальня, Кабинет и Приёмная императора. Каждая из комнат выполнена в своем стиле. Здесь представлены работы русских мастеров из фарфора, дерева, хрусталя, бронзы, полудрагоценных камней Урала.
Особой роскошью отличаются комнаты Парадной половины дворца, где расположен один из орденских залов — Екатерининский, в прошлом тронный зал русских императриц. В его декоративном убранстве представляют интерес тонкий лепной орнамент на сводах, малахитовая мозаика пилястр и необычный по рисунку паркет.
В композиции Большого Кремлёвского дворца Владимирский зал является соединительным звеном разновременных дворцовых построек. Он сооружён на месте бывшей Боярской площадки XVII века. Отсюда можно пройти в Грановитую палату, Золотую Царицыну палату и Теремной дворец. Стены Владимирского зала облицованы искусственным мрамором нежных тонов. Примечателен купол зала, украшенный великолепным лепным узором, в который помещены знаки ордена — крест и звезда с девизом «Польза. Честь. Слава».
Самый большой и красивый зал дворца, лучший из всех русских дворцовых построек XIX века,— Георгиевский. Его длина — 61м., ширина —- 20,5м., высота — 17,5м. Отделка и украшения зала подчинены одной идее — прославлению доблести русского воина, мужество которого отмечалось в прошлом орденом св. Георгия с девизом «За службу и храбрость». Обе стороны зала обрамляют 18 белоснежных колонн. Венчающие их мраморные статуи работы И. В. Витали олицетворяют земли, вошедшие в состав Русского государства конца XV — начала XIX века. Колористическое решение зала строго и благородно — в два цвета, белый и золотой. Особенно великолепен зал при полном освещении. С 1896 года в светильниках дворцовых помещений появились электрические лампочки. Сейчас их в Георгиевском зале около трех тысяч.
Большой Кремлёвский дворец — это замечательный памятник истории и культуры, в котором с наибольшей полнотой проявились тонкий художественный вкус и национальная самобытность русских мастеров разных эпох.
Красная площадь.
Обширное пространство нынешней Красной площади в древности было сплошь застроено и заставлено навесами, палатками, шалашами и многочисленными полутёмными лавками из кирпича или из брёвен. Они тянулись параллельными рядами, причём каждый ряд имел свою особенную «специальность».
В «рукавичном», «сапожном» и «сырейном» торговали кожевенники, жившие около Москвы-реки. В рядах «кафтанном», «завязочном» и «женском» продавали готовое платье — кафтаны, тулупы, сарафаны и всякого рода кушаки, воротники и пуговицы. В железном ряду знаменитые московские оружейники торговали саблями, которые славились во всей Европе.
О высокой культуре москвичей того времени свидетельствовал и особый «книжный ряд», где продавали чернильницы, гусиные и лебяжьи перья, писчую бумагу. Здесь же, между прочим, торговали сахаром персидские и арабские купцы.
Далее находился «мыльный ряд», вызывавший удивление иностранцев, считавших мытьё вредным для здоровья делом. Здесь продавали мочалу и щёлок, заменявший обычно мыло, затем шли «масляный», «медовый» и другие ряды, над которыми в теплые дни ветер разносил «тяжёлый дух» от двух рыбных рядов — «свежего» и «просольного». Среди рядов возвышалось около двадцати пяти маленьких, похожих на игрушечные, деревянных церквушек, построенных родственниками «на крови» казнённых на площади бояр и богатых купцов. Там же щетинились пушками «раскаты» — каменные площадки, охранявшие Кремль. Жерла обычно были направлены в сторону Москвы-реки, откуда всегда можно было ждать внезапного набега крымских татар.
С утра до заката толпились на торгу москвичи: ткачи с замоскворецкой Кадашевской слободы, изготовлявшей полотна для дворца, серебряных дел мастера из подмосковного Красного села, горшечники из Гончарной слободы. Женщины с накрашенными щеками и подведёнными сурьмой бровями, стрельцы в кафтанах клюквенного цвета, нищие и калеки в рубище толкались, торговались, ссорились, дрались на московском торгу, образуя многотысячную толпу.
Над этой толкотнёй и сумятицей спокойно и величаво возносил свои девять глав собор Василия Блаженного; удивительное сооружение, задуманное как памятник победы русских войск под Казанью и построенное в 1555—1560 годах.
Взятие Казани было великим историческим событием: Русь освободилась от веками висевшей над ней угрозы нападения и получила выход к Каспию.
Взятие Казани наносило решительный удар ханским захватническим вожделениям на юге нашей страны. В.И Ключевский отмечал, что монголо-татары предпринимали опустошительные походы и «налетали на Русь внезапно, отдельными стаями в несколько сотен или тысяч человек... Полон — главная добыча, которой они искали... Для этого они брали с собой ременные верёвки, чтобы связывать пленников, и даже большие корзины, в которые сажали забранных детей. Пленники продавались в Турцию и другие страны... В XVI веке в городах по берегам морей Черного и Средиземного можно было встретить немало рабынь, которые укачивали хозяйских ребят... русской колыбельной песней».
Ещё много пришлось Руси претерпеть от ханов и после Казанской победы, но эта победа рождала уверенность в конечном полном торжестве над злейшим врагом.
Храм Василия Блаженного являет нам наглядный пример созвучности истинно великого произведения искусства с умонастроением народа в данную эпоху. По свидетельству очевидца, Москва с ликованием встречала молодого царя Ивана во главе русского войска по возвращении из Казани.
«И позвонеся великий град Москва, и изыдоша на поле за посад встретити царя и великого князя... все множество бесчисленное народа московского... яко забыти в той час всем людем, на такие красоты на царские зрящим, и вся домовная попечения своя и недостачи... вси послы же и купцы тако же дивяхуся глаголюще, яко несть мы видали ни в коих же царствах, ни в своих, ни в чюжих... таковыя красоты и силы и славы великия».
Красоту, силу и славу Руси — вот что должен был выражать храм, сооружаемый в честь великой победы, вызвавшей подобное ликование. Истинно ликующим во всём своём облике, прекрасным, как победоносная рать, и сияющим, как слава, надлежало быть этому храму.
Значение, придававшееся его постройке, явствует из слов летописца: «...дарова ему [царю Ивану] Бог дву мастеров по реклу Посника и Барму...».
Далее, впервые в истории древнерусского искусства, мы находим точное свидетельство как об основном замысле заказчика, так и о претворении этого замысла приглашенными им мастерами. Подчеркиваем, что речь шла о начинании исключительной важности, о деле, именуемом «чудным», и что заказчиком был сам царь. Летописец сообщает, что царь, по совету митрополита, повелел зодчим воздвигнуть храм в восемь престолов. Дело в том, что носители высшей светской и церковной власти желали окружить главный, центральный храм семью самостоятельными приделами в честь тех святых, чьи праздники падали на решающие дни Казанского похода. Однако Посник и Барма «основаша девять престолов [иначе говоря, не семь, а восемь вокруг главного] не якоже повелено им, но яко по бозе разум даровася им в размерении основания». Такого числа приделов требовала элементарная симметрия в согласии с задуманной мастерами композицией собора, долженствующей увенчать весь архитектурный ансамбль Москвы.
Значит, можно утверждать на основании недвусмысленного текста летописи, что они поступили не так, как было повелено им всемогущим заказчиком, а по своему разумению, как истинные художники, лучше его разбирающиеся в законах и целях художественного творчества.
Необычайность, уникальность храма Василия Блаженного объясняют то потрясающее впечатление, которое он производит на иностранцев.
Правда, Наполеон, воображавший, что в современной ему России по-прежнему правят бояре (депутацию от них он тщетно ожидал перед входом в Москву), проявил в отношении Василия Блаженного не менее странное заблуждение, окрестив эту христианскую церковь мечетью. Скорее всего, он просто высказал первое, что ему пришло на ум, видя причудливость ее архитектурных форм. Более примечательны не лишенные меткости суждения некоторых других чужеземцев, которым казалось, что этот храм построен больше «для украшения, чем для молитвы». А еще другие сравнивали его с колоссальным растением, группой скал, «слеплением сталагмитов» или даже со «зданиемиз облаков, причудливо окрашенных солнцем».
Значит, красочность, сказочность, нечто замечательное и еще невиданное.
Пусть яркая многокрасочность храма Василия Блаженного (первоначально он радовал глаз простым сочетанием красного кирпича и белого камня) отражает вкусы уже следующего, XVII века, его буйное многообразие нигде не вырождается в хаос, а его декоративная перегруженность все же не простая затейливость, раз в ней рождается многословная, но прекрасная сказка. Храм этот ведь состоит из нескольких храмов, объединенных общим подклетом и образующих чудесную в своей округлости пирамидальную группу. И так велика была с самого начала ее притягательная сила, что позднейшие пристройки как бы срослись с ней, не повредя общей гармонии ансамбля. Многообразие совсем не разрушает в Василии Блаженном великого принципа внутреннего единства.
Нам легко представить себе восторженный отклик, который храм должен был вызывать в русских сердцах, когда, подобно «райскому зданию», этот собор возвысился на Красной площади как памятник великой русской победе, «кустом» своих глав торжественно перекликаясь с многоглавием кремлевских соборов и как бы «держа» весь город своей легкой и стройной громадой. Подобно тому, как уже тогда «держал» весь Кремль столп Ивана Великого, воздвигнутый до Василия Блаженного и лишь надстроенный при Годунове.
Центральная, самая большая башня собора состоит из квадратной нижней части, переходящей выше в восьмигранник, а затем в шатёр. Вокруг неё помещены четыре невысокие башни, украшенные чем-то вроде кокошников, которые в старину носили боярышни, и четыре более высокие восьмигранные в плане башни. Сочетание башен разной величины создает неповторимое впечатление богатства и нарядности. Это впечатление усиливается ещё и тем, что, несмотря на одинаковую луковичную форму девяти церковных глав, все они разные. На одной вьющиеся складки напоминают полосатую чалму, по другой тянутся цветные зигзагообразные полосы, третья разбита на квадратики и напоминает собой какую-то фантастическую шишку. По-разному отделаны и восьмерики и расписанные «травными узорами» кокошники. Все они похожи один на другой, но детали у каждого различные.
Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 606 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!