Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Дары — это далеко не все, что нужно развивающемуся ребенку. Дары — только образ этого мира, норма, как говорит Фребель, эталоны, как говорит современная наука. А вокруг мир как таковой, который легче познать, овладев нормой. Поэтому Фребель отмечает огромную роль природы и той семейной атмосферы, которая окружает ребенка и в которой необходимо единство воспитательных воздействий всех членов семьи. Предназначение матери, давшей жизнь ребенку как существу физическому, — пробудить его духовную жизнь, и поэтому можно сказать, что она осуществляет уход за жизнью, а в итоге — уход за человечеством. Фребель подчеркивает и важную роль отца, особенно при воспитании мальчика. Отец, с ранних лет включаясь в процесс образования, готовит своего ребенка к выполнению назначения мужчины — господствовать в жизни и проникать в ее тайны. Именно к отцам обращается Фребель с призывом внимательно относиться к воспитанию и образованию детей, считая, что нет дела важнее на земле: «Будем жить для наших детей: тогда и жизнь наших детей принесет нам мир и отраду, тогда мы сами начнем делаться и быть мудрыми!»
В воспитании детей с самого малого возраста важно общение со взрослыми: никогда не проносите молча мимо ребенка предметы, постоянно сопровождайте словами действия по отношению к нему, называйте действия, производимые предметами, побуждайте в ребенке стремление общаться с вами, вначале звуками, жестами, а затем и словами. Используйте каждую минуту жизни своего общения с ребенком для расширения его представлений, кругозора, объяснения явлений окружающего мира. Ребенок сам изъявляет желание сопровождать родителей в их делах, отсюда важная задача — не погасить этого стремления, не оттолкнуть малыша. Дайте
ребенку дело, разумное, развивающее его занятие, и вы получите деятельного, мыслящего человека.
Такими занятиями могут быть, например, включение ребенка в трудовую деятельность семьи, уход за растениями в собственном садике или, по крайней мере, за одним-двумя комнатными цветами. Очень полезны и занятия с природным материалом; это игры с влажным песком, глиной, водой, воздухом, камешками, деревом, дощечками, плитками, гладкой бумагой или палочками, нитками. Позже такими материалами могут быть сухой песок, опилки, пыль, матовое стекло; грифельная доска и грифель, бумага и карандаши, краски. Особую роль в формировании творческого человека отводит Фребель таким занятиям, как рисование, складывание палочек, работа с лучинками, горохом, складывание и вырезание из бумаги, лепка и моделирование, подвижные игры, пение и т. д. Все это способствует проявлению творческого начала в человеке, но овладение тем или иным навыком не должно становиться самоцелью: не следует стремиться, например, сделать из ребенка художника, музыканта и т. д.
В период детства важным приобретением ребенка становится овладение речью как способом общения, познания, необходимым условием для дальнейшего обучения в школе, когда речь, язык становится предметом изучения. Сопровождение жизни ребенка словом создает для этого необходимые условия. Постепенно ребенок усваивает смысл слов и готов на дальнейших возрастных ступенях воспринять новые знания только через слово, выступающее в разной форме: рассказывание, сказки, басни, стихотворения и т. д. Фребель подробно рассматривает вопросы, связанные с развитием детской речи, дает конкретные методические рекомендации по ее совершенствованию.
Много внимания уделяет ученый вопросам игры, подчеркивая ее особую роль в детском возрасте, хотя она сопровождает человека на протяжении всей жизни. Фребель показывает многогранность этого явления. Играя, ребенок развивается, но одновременно игра есть высшая ступень детского развития. Она выступает как средство воспитания и как форма воспитания. Стремление играть у ребенка тесно связано с инстинктом деятельности, занятия. Свободная самостоятельная деятельность с предметами вызывает игру. Поэтому так важно, чтобы первые предметы — игрушки — способствовали этому. Предлагая свои дары, Фребель оценивает их и с этой точки зрения: не всякая игрушка вызывает потребность играть, а только такая, которая содержит в себе способность изображать большое множество самых разных предметов, которая дает возможность фантазировать. Выбирая игрушки для детей, необходимо оценивать их именно с этих позиций — способны ли они вызвать детскую игру. Если развитие ребенка шло правильно, то все вокруг него оживает: в игре ребенок одухотворяет неодушевленные предметы, говорит и действует за них, т. е. выполняет определенные
роли. Причем важны не столько внешние действия ребенка во время игры, сколько то, что происходит внутри него, в его психике.
В игре ребенок развивается физически, умственно, духовно. Фребель рассматривает, как взрослый может ненавязчиво включиться в самодеятельную детскую игру, внося в нее определенное содержание, объединяя предметы сюжетом, вплетая в свой рассказ познавательный и нравственный материал. Но наибольшим воспитательным потенциалом обладает свободная игра, и вызвать ее призвана мать, воспитательница, постепенно создающие условия для проявления маленьких самостоятельных действий уже у грудного ребенка при действии с мячом. Свободная игра — залог самостоятельной личности, и даже более того, «игры этого возраста суть как бы почки всей будущей жизни, потому что в них развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках, в своем внутреннем чувстве», «игра для человека вообще и для ребенка в особенности есть зеркало его собственного внутреннего и окружающего его внешнего мира». Фребель, понимая игру как ведущий вид деятельности дошкольника, показал ее определяющее значение в период детства. В связи с этим он высказывает мысль о том, что для ребенка игра — это серьезная деятельность, одновременно сочетающая в себе движение, веселье и радость.
Ребенку в игре необходим товарищ: вначале это самый близкий ему человек, но к трем годам у ребенка явственно проявляется потребность в общении со сверстниками. И тогда от игры в одиночку необходимо перейти к совместным играм, в которых ребенок, осознавший свое «я», в полной мере может ощутить себя как часть большого целого — детского сообщества. Фребель предлагает подвижные игры. Первые из них носят характер хоровода, каждое звено которого подчиняется общему движению. Для этого дети объединяются в «детский сад», приучаясь делиться друг с другом своими дарами, объединять свои игры. Таким образом, игра способствует раскрытию индивидуальности ребенка, его социализации.
«Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе».
Неслучайно на территории «детских садов» Фребеля всегда размещались маленькие делянки для детей, окруженные обычно общим садом. Даже ухаживая за растениями, маленький ребенок пока еще играет, и не надо стеснять его в поисках, одновременно заботясь о приучении к определенному порядку, т. е. к правилам.
Фребель определил структуру детской игры, включив в нее такие составные части, как сюжет, игровые действия, игровые средства, роли, правила. Игра в основном проходит по замыслу ребенка, но допустимо и полезно, когда взрослый принимает в ней активное участие, например, предлагая ребенку: «А сделай-ка стул!», «Давайте играть в путешествие» и т.д. — или, видя получившуюся постройку, начинает обыгрывать ее.
Не менее ответственный период жизни — переход от дошкольного к школьному возрасту, по Фребелю, от 7 до 10 лет. К этому времени ребенок уже достаточно развит для того, чтобы продолжать познание более далекого мира, но он еще недостаточно разумен для господства над ним.
В связи с этим Фребель поднимает важный вопрос о взаимодействии семейного и общественного воспитания. Безусловно, приоритет принадлежит семье, только здесь, под внимательным оком любящих его людей, ребенок становится чувствующим, ощущающим, мыслящим, действующим. «Степень, или ступень, достигаемого всестороннего внутреннего жизненного, чувственного и умственного удовлетворения является, собственно, определяющим началом для всей будущей жизни человека, началом, дающим ей основной тон, выражение и характер». Немаловажно и то, каким способом это достигается: воспитание должно быть по необходимости пассивным, следящим (только предостерегающим, охраняющим), но отнюдь не предписывающим, решающим, насильственным.
Детский сад, школа должны продолжить эту линию. Детский сад есть прямое продолжение семьи, так как он может дать ребенку то, чего не может предоставить семья, — единую со сверстниками жизнь. Целью школы является систематизация и осознание всего, что существует в мире, в его единстве, обусловливающем поведение человека в соответствии с этим знанием. Таким образом, школа продолжает работу семьи и детского сада, отсюда следует необходимость их единой, согласованной, совместной деятельности. «Единение семейной и школьной жизни есть непременное условие человеческого воспитания в этот период».
Учитель должен хорошо знать, с чем приходит ребенок в школу: у него уже сформирована способность наблюдать предметы и называть их словами, отсюда становятся возможными наглядно-речевые упражнения в школе; у него есть представление о множестве, на основании которого он подходит к усвоению числа. Третье умение, которым должны овладеть дети-дошкольники, — пение песен, что дает возможность ухаживать за их душевной жизнью. Важным приобретением является созидание, в процессе которого ум, восприятие, мышление и деятельность сочетаются равномерно и созвучно. Если первые два вида деятельности относятся к внешнему миру, то третье и четвертое — к восприятию внутреннего мира. Другими умениями, сформированными в дошкольном возрасте, Фребель называет умение владеть и управлять своим телом, а также умение выразить себя, отражая свои представления о внешнем мире и показывая свой внутренний мир, делясь своими впечатлениями. И наконец, одно из наиболее важных приобретений, в котором естественно соединяется все, что было названо, в «пре-
красном и полном жизни объединении», — это игра детей. Продолжение «ухода» за этими видами деятельности уже в школьном возрасте во многом облегчит успех учителя.
Заслугой Фребеля является обоснование педагогических условий, средств и методов воспитания и образования самых маленьких детей. Мысль о том, что ребенок не готовится жить, а уже живет деятельной, насыщенной жизнью, находила подтверждение в дальнейших психологических и педагогических исследованиях.
Фребель не навязывал своих игр и занятий, а через их детальные описания старался показать, как можно постичь главную их идею. Да и при подготовке садовниц для него главным было не научить работать с материалом, а проникнуться этой главной идеей о том, что женщина осуществляет уход за жизнью во всем ее многообразии и должна стремиться использовать все возможные средства для этого.
Учение Фребеля о дошкольном воспитании подверглось критике в России. Так, К. Д. Ушинский обращал внимание на то, что фребелевская система выражала характерные черты немецкой педагогики — формализм, чрезмерную строгую систематизацию, искусственность, ограничение самодеятельности ребенка в играх и занятиях, страсть к морализированию и излишней сентиментальности, что вредно действует на ребенка. Считая ценным в системе Фребеля внимание к игре ребенка, к организации его занятий, К. Д. Ушинский предлагал разработать другую систему игр, учитывающую национальные особенности и традиции России. На недостатки системы Фребеля, в частности на мистицизм и педантизм игр, указывали Л. Н. Толстой и другие русские педагоги.
Говоря о педагогике конца XVIII — начала XIX в., нельзя не вспомнить о вопросах воспитания и образования в социальных учениях, о педагогических воззрениях Шарля Фурье, о практической деятельности в области дошкольного воспитания Роберта Оуэна.
Бурное развитие промышленности в конце XVIII — начале XIX в. привело к обострению социальных отношений. Характеризуя этот период, Ф. Энгельс писал: «Масса бездомного населения скопилась в отвратительных закоулках больших городов; разрушались традиционные связи, даже сама семья; крайнее удлинение рабочего дня изнуряло непосильной работой, по преимуществу Детей и женщин; испорченность нравов в среде рабочего населения, внезапно брошенного в совершенно новые условия существования, из деревни в город, из земледелия в промышленность, Достигла поражающих размеров».
Как следствие разочарований в новых общественных отношениях на рубеже столетий появились люди, по меткому выражению Ф. Энгельса, «способные констатировать это разочарование». Одним Из них и был французский философ Шарль Фурье (1772 — 1837). Он
разработал систему создания новой общественной организации на основах «всеобщего равенства и гармонии».
Центральное место в социальной философии Шарля Фурье занимает учение об инстинктах (страстях) как основе всех потребностей человека. По мысли Фурье, одним из основных инстинктов человека является инстинкт творчества. Он реализуется через участие в трудовых процессах, организационной основой которых являются трудовые ассоциации (фаланги), объединяющие людей на добровольной Шарль Фурье основе с учетом особенностей их
инстинктов творчества. В социально полезной деятельности осуществляется реализация потребностей человека, что и приводит человечество к всеобщему счастью. Этому учению соответствовала и его система всестороннего воспитания, учитывающая возрастные особенности детей. Так, Фурье, исходя из природосообразности, выделил следующие возрастные периоды детства: 1) первичный (0—2); 2) ранний (2—4,5); 3) средний (4,5 — 9); 4) старший (9 — 15,5); 5) смешанный (15,5—20). Новая система воспитания, по Фурье, должна была привести к формированию всесторонне развитых граждан и подготовить их к жизни при новых социальных отношениях.
Свои взгляды на воспитание и образование Шарль Фурье подробно изложил в трактатах «Новый хозяйственный и социетарный мир» и «Теория универсального единства». Сочинения Фурье, написанные в 1829—1831 гг., не были переведены в России, но тем не менее стали хорошо известны на языке оригинала. В одном из пунктов обвинительного заключения суда российской империи по делу кружка Петрашевского (1848) значилось «распространение коммунистических идей Фурье».
Роберт Оуэн (1771 — 1858) — английский фабрикант, сторонник идей социального партнерства. С 1800 г. на бумагопрядильной фабрике в г. Нью-Ланарке (Шотландия) он развернул деятельность по улучшению условий труда и быта рабочих своего предприятия. Вместе с сокращением рабочего дня, повышением заработной платы и строительством жилищ для рабочих организовал культурно-просветительные мероприятия для взрослых и общественное воспитание детей. Последнему он уделял особое внимание.
Средоточием педагогических опытов Оуэна в Нью-Ланарке был «Институт для образования характера», состоявший из яслей для детей от 1 до 3 лет, дошкольного учреждения для детей в возрасте 4—6 лет, начальной школы для детей 6 — 10 лет, а также площад-
Шарль Фурье
ки для игр. По вечерам в «Новом институте» организовывались занятия для подростков 10 — 17 лет, чтение лекций, музыкальные вечера, танцы и другие культурные мероприятия.
Ясли и дошкольное учреждение были открыты Оуэном в 1809 г. и в период их расцвета насчитывали до 300 детей в возрасте от 1 года до 6 лет. Именно эти учреждения, по замыслу Оуэна, должны были формировать путем правильного воспитания новых, совершенных людей. Для этого с воспитанниками велась большая работа по привитию им таких качеств, как честность, правдивость, вежливость, по воспитанию духа общественности. Много времени отводилось физическим упражнениям и играм. Значительную часть времени дети проводили на открытом воздухе, а на площадке для детских игр даже имелась беседка — на случай дождя. Дети с двухлетнего возраста начинали учиться танцам, а с 4 лет — пению. Они носили шотландскую национальную одежду или одежду, напоминающую древнегреческую тунику, что, по мнению Оуэна, должно было развить в детях хорошие манеры и эстетический вкус.
В дошкольном учреждении Оуэна не было систематического обучения чтению и письму. Детей знакомили с природой, с качествами и практическим назначением предметов. Сам Оуэн полагал, что при использовании наглядных методов обучения нет необходимости в использовании книг для обучения до десятилетнего возраста.
Воспитателями в таком учреждении могут быть только люди, обладающие такими качествами, как доброта, любовь к воспитанникам и терпение.
Из дошкольного учреждения дети переходили в школу. Программа школьного обучения включала изучение родного языка, арифметики, естествознания, истории. В школе имелось большое количество различных экспонатов и коллекций. Практиковалось первоначальное трудовое обучение: девочек обучали кройке и шитью, приготовлению пищи, а мальчикам преподавали основы ремесленного труда.
Мероприятия, проводимые Оуэном, получили значительный общественный резонанс. Нью-Ланарк посещали государственные и общественные деятели, ученые, фабриканты. Оуэн широко пропагандировал свой опыт в печати.
Свои воззрения на вопросы воспитания и образования Оуэн изложил в произведении «Новый взгляд на общество, или Опыты об образовании характера».
Роберт Оуэн
С деятельностью Полины Кергомар (1838 — 1925) на посту инспектриссы дошкольных учреждений («материнских школ») Министерства образования Франции связано превращение этих учреждений (до того похожих, скорее, на приюты) в воспитательно-образовательные учреждения для детей дошкольного возраста.
Ее педагогические воззрения сформировались в 70 —80-е годы XIX в., когда вопросы необходимости дошкольного воспитания и обучения уже перестали быть дискуссионными. Актуальными стали проблемы содержания и методов дошкольного обучения и воспитания. Система дошкольного воспитания Ф. Фребеля с ее содержанием и методами перестала соответствовать реалиям времени. Требовались иные подходы и решения. Время взглядов на дошкольное воспитание как пробуждение и раскрытие заложенных в ребенке интересов и потребностей уходило в прошлое. На смену ему приходило время целенаправленного формирования определенных свойств и качеств личности.
Дошкольное учреждение (детский сад) стал признанным фактором образования, частью государственных образовательных систем практически во всех странах Европы и США. Именно поэтому особое значение приобретали вопросы нового содержания и новых методов работы дошкольных учреждений.
Перед П. Кергомар стояла задача реформирования существовавшей во Франции системы приютов в учреждения, работавшие на принципах детских садов («материнских школ»), и создания воспитательно-образовательных программ для них. Большое внимание она уделила разработке направлений, которые считала основными в деятельности дошкольных учреждений: детской игре, созданию образовательной программы и вопросам нравственного воспитания.
Она считала, что процесс развития ребенка должен проходить целенаправленно, под руководством взрослого, поскольку только взрослый может сформировать в ребенке необходимые личностные качества и свойства. Отсюда высокие требования к личности педагога как руководителя детского сообщества. Особое внимание она уделяла формированию нравственных чувств и привычек детей, считая это одной из важнейших целей материнских школ. А основными средствами нравственного воспитания полагала организацию деятельности детей и детские игры.
Полина Кергомар
Кергомар разработала новую программу и содержание учебной деятельности в дошкольном учреждении. Лучшей формой обучения детей она считала предметный урок и детально разработала его методику. Именно предметные уроки являются наиболее эффективной формой ознакомления детей с окружающим миром посредством органов чувств и родного языка. На этих уроках дети должны трогать, щупать, нюхать. Методика проведения предметного урока должна была вызывать у ребенка потребность узнать то, что ему хочет сообщить воспитатель.
Теоретические наработки и практическая деятельность П. Кергомар способствовали развитию детских садов как части образовательных систем и положили начало отношению к ним как к обязательной первоначальной ступени образования.
Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 533 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!