Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Не имея возможности осуществить свои идеи на практике, Песталоцци решается заняться литературным трудом. Его нравоучительный роман для народа «Лингард и Гертруда» имел большой успех. Бернское экономическое общество присудило Песталоцци за это произведение золотую медаль.
После революции 1798 г. в Швейцарии правительство республики поручило Песталоцци как одному из самых известных специалистов в педагогике устройство приюта в г. Станце. В приюте было около 80 детей в возрасте от 5 до 10 лет. Успешная педагогическая работа в Станце длилась около полугода. Из-за начавшихся военных действий приют пришлось закрыть.
Песталоцци перебирается в более спокойную часть Швейцарии, в местечко Бургдорф, и здесь в школе для маленьких детей занимается разработкой методов первоначального обучения детей в возрасте от 5 до 8 лет. Методы, применяемые Песталоцци, дали хорошие результаты. Но вокруг школы поднялись споры, была назначена правительственная комиссия. По итогам ее работы правительственный комиссар написал такой отзыв: «Вы показали, какие силы таятся в человеке даже в период самого нежного возраста. Удивительный успех ваших учеников, достигнутый при самых разнообразных способностях каждого из них, ясно убеждает, что из всякого ребенка может быть что-нибудь сделано, если учитель сумеет понять особенности его умственных способностей и психологически верно приняться за их развитие». В другом отчете говорилось: «Тайна успеха заключается в том, что тут стараются только помочь природе и она является настоящей учительницей. При этом способе учитель как бы скрывается за ученьем. Учитель не является ученикам чем-то высшим, как это обычно бывает, — он минуту за минутой переживает с детьми, и со стороны кажется, что не он их учит, а сам с ними учится».
Городские власти поддержали Песталоцци, и в 1800 г. в Бургдорфе был открыт институт, соединивший в себе учебно-воспитательное заведение для детей и учреждение по подготовке учителей.
В 1805 г. Песталоцци перевел свое учреждение во французскую часть Швейцарии, в местечко Ивердон. Ивердонский институт Песталоцци получил международную известность как «Дом Песталоцци». Он просуществовал с 1805 до 1825 г.
Умер Песталоцци в 1829 г. в Нейгофе. На памятнике Песталоцци среди строк посвящения есть и такая: «Все для других — ничего для себя».
Педагогические воззрения Песталоцци раскрываются в его многочисленных произведениях различных жанров: романах, статьях, письмах, трактатах, научных (с позиции своего времени) произведениях. Тогда именно такая литература пользовалась большой популярностью и могла дойти до широких слоев общественности, к чему всегда стремился Песталоцци. Только такая литература могла попасть к женщине-матери, которая, по мнению Песталоцци, является лучшим воспитателем ребенка. Это убеждение Песталоцци пронес через всю свою жизнь. Именно мать лучше всего понимает своего ребенка, знает, на что он способен, и только она может правильно воспитать его в соответствии с его природными склонностями.
По Песталоцци, именно в семейном кругу почти не бывает серьезных недостатков в воспитании. Только там ребенок почти не может не сделаться хорошим.
Для того чтобы помочь матерям в семейном воспитании, Песталоцци пишет «Книгу матерей». В ней он дает ряд специальных упражнений по систематизации первоначальных детских знаний, отталкиваясь от своих представлений об объектах, которые могут служить основой для дальнейшей систематизации знаний. Основным объектом познания Песталоцци считал самого человека и его взаимоотношения с окружающей средой.
Исходным пунктом всякого знания, по мысли Песталоцци, является наглядность. Наблюдательность ребенка должна распространяться, подобно лучам, исходя из того, что доступно его осязанию, что он видит вокруг себя, переходя к тому, что расположено поблизости, и мало-помалу продвигаясь к предметам более отдаленным. Знание начинается вокруг человека и оттуда распространяется концентрически от простого к более сложному. Ничего не стоит к нам ближе нашего собственного тела. Следовательно, необходимо, чтобы ребенок был в состоянии называть все части своего тела.
Одно из основных средств познания — речь. Она является отражением всех впечатлений человека об окружающем мире и звеном, через которое природа связывает чувственные представления человека с окружающей жизнью.
Творец вложил в ребенка природные силы и способности, которым присуще стремление к развитию. Задача материнского воспитания заключается в том, чтобы путем специальных упражнений содействовать развитию этих сил.
Гармонического развития ребенка, полагал Песталоцци, возможно достичь через разработанную им систему элементарного образования.
В ее основе лежала идея природосообразного развития сил и способностей человеческой души, ума и эстетических способностей. Своеобразной была оценка Песталоцци семейного и общественного воспитания. Он считал, что школьное воспитание и обучение тоже оправданы, но только в том случае, если нет возможности воспитывать ребенка дома, но и они тоже должны основываться на семейных началах и деятельностном подходе. Школьное обучение, не основанное на семейных началах, ведет к ухудшению человеческого рода.
О своей практической деятельности в области начального воспитания Песталоцци позднее написал: «Я хотел доказать своей работой, что в деле общественного воспитания следует подражать тем преимуществам, которые заключаются в домашнем, и что первое имеет цену для людей только в том случае, если подражает последнему».
Умственный рост ребенка зависит от постоянных упражнений и деятельности. Необходимо, чтобы ребенок постоянно действовал, чтобы его глаза, голос и руки были постоянно заняты.
Настоящая школа — та, в которой действуют все: как учитель, так и ученики. Преподаватель говорит, произносит фразы, предлагает вопросы, а ученики думают и отвечают. Длинные изложения утомляют, вопросы же возбуждают и оживляют. Деятельность является обязательным условием прогресса в школе.
Песталоцци требовал, чтобы школа имела в виду не обучение человека, а его развитие как воздействие на личность ребенка. Он хотел основать обучение на психологическом фундаменте и положить в основу знания, основанные на наблюдениях.
Песталоцци достаточно долго искал психологический первоисточник всех приемов обучения. И в результате большой практической работы установил, что такими элементарными средствами обучения являются число, форма и слово (язык). Отсюда выводились следующие дидактические правила.
• Как можно более расширить круг наблюдений детей.
• Прочно и систематически укреплять наблюдения, ими усвоенные.
• Как можно более глубоко познакомить с языком для выражения словом всего того, с чем познакомили и должны познакомить их природа и искусство.
Впоследствии опыт практической деятельности показал, что эти правила должны быть дополнены. Песталоцци пришел к выводу, что:
— упражнение в черчении линий, углов и дуг влияет на умение наблюдать за предметами, тренирует детскую руку и содействует созданию целостной картины мира;
— огромное значение в формировании мировоззрения имеет природоведческая направленность обучения; наиболее эффективными приемами этой работы являются прогулки, собирание гербариев, уход за растениями.
Исходя из установленных дидактических правил, Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей арифметике, началам геометрии и родному языку. С геометрией было тесно связано обучение рисованию и письму.
Обучение чтению начиналось со слуховых упражнений со звуками. Через звукоподражание дети овладевали звуками; усвоив буквы и слоги, они переходили к чтению слов и предложений.
Обучение счету велось через изучение понятий «один» и «много» — к графическим символам чисел первого десятка и операций
с ними.
Обучение геометрии начиналось с понятия «линия» и через понятие «угол» — к геометрическим фигурам (квадрат, круг, овал).
В элементарное образование помимо умственного воспитания входило также нравственное и физическое образование.
Принципы работы должны быть общие. Так, например, простейшим элементом нравственного воспитания Песталоцци считал любовь ребенка к матери, а простейшим элементом физического воспитания — естественное стремление ребенка к деятельности и игре.
Путь движения к формированию нравственного человека был определен Песталоцци таким образом: от выработки нравственных наклонностей — через упражнение в нравственных поступках — к развитию нравственных воззрений.
Если попытаться выразить суть учения Песталоцци в сжатой форме, то оно могло бы выглядеть так.
• Основные начала воспитания находятся в самой природе человека, их нужно не сочинять, а только отыскивать в нем.
• В самой природе человека заложено стремление к развитию, поэтому школа должна иметь в виду не обучение, а развитие.
• Развитие человека начинается с чувственных ощущений, его интеллектуальная ступень состоит в разумности, а практическая — в самостоятельности как одного из основных условий успешного развития вообще.
• Главная цель первоначального обучения — не приобретение знаний и умений, а развитие всех духовных сил и способностей.
Это краеугольный камень дидактики Песталоцци.
• Число, форма и слово (язык) есть элементарные средства обучения, они составляют основу всякого элементарного образования и правильного познания.
• Наглядность — необходимая основа всякого обучения. Оценивая значение своей деятельности, Песталоцци говорил:
«Я прочно установил высший основной принцип обучения, признав наглядность основой всякого познания, и старался найти сущность самого учения и его первоначальную форму, при помощи которой сама природа определяет развитие человеческого рода».
Имя Фридриха Фребеля (1782 — 1852) тесно связано с созданной им системой воспитания маленьких детей, а также с термином «детский сад», прочно вошедшим в педагогику как название учреждения общественного дошкольного воспитания. Учение Фребеля до сих пор остается предметом изучения педагогов всего мира. Его призыв к родителям, воспитателям «Будем жить для наших детей!» и сегодня является побудительным мотивом к поиску более совершенных путей и методов воспитания детей.
Определенное влияние на становление взглядов Ф. Фребеля оказали его собственное детство и студенческие годы. Фридрих Вильгельм Август Фребель родился 21 апреля 1782 г. в деревне Обервейсбах, на юге Германии, в Тюрингии. Он был шестым ребенком в семье пастора Иоганна Якоба Фребеля.
Первоначальным обучением Фридриха занимался частный учитель, который не очень высоко оценил способности мальчика, и отец отправил его в местную школу для девочек. Но в конце 1792 г. дядя Фридриха забирает его к себе и определяет в городскую школу. Не все в школе радовало его. «Мое школьное учение не нравилось мне. Оно было сухо-мертво; за это отсутствие жизни я ненавидел школу, убегал в горы, в лес. Там природа была мне школой, деревья, цветы — учителями», — вспоминал он позже.
После завершения учебы Фридрих возвратился домой и поступил в ученики к лесничему. Однако лесничий оказался плохим учителем, и Фридрих в основном занимался самообразованием: изучал по книгам, имевшимся в городской библиотеке, математику, геометрию, естествознание. Зимой 1799 г., выделив причитавшуюся часть на-
Фридрих Фребель
следства от матери, отец отпустил Фридриха в Йенский университет. Здесь он слушал лекции по математике, увлекался комбинаторикой, естествознанием, изучал архитектуру и топографию. Но окончить университет ему не удалось. Через два года деньги закончились, и, хотя Фребель предпринимал усилия, чтобы их заработать, ему все же пришлось вернуться к отцу. Об университетских годах он писал брату Христофору: «Подводя итог пройденному, убеждаюсь, что все, чему я учился, усвоено мною, слилось со мною вполне, мир мой расширился, мое «Я» стило определеннее».
Тяга к знаниям побуждала его продолжать самообразование, однако отсутствие достаточных средств заставляло его браться за любую работу ради заработка (смерть отца в 1802 г. еще более обострила положение). В разное время Фребель работал лесничим, библиотекарем, секретарем, но все это не удовлетворяло его. Неожиданное наследство, доставшееся от дяди, помогло ему заняться поиском своего места в жизни. Он завязал знакомство с известными людьми: поэтами, философами, натуралистами, общественными деятелями. Стремился включиться в практическую деятельность на благо родины и выбрал архитектуру как одно из средств, облагораживающих души людей и общество. Но слова, которые он в это время записал в альбом одного из друзей, свидетельствовали о его призвании учителя: «Вы даете людям хлеб; моя цель — дать им самих себя».
Фребель поселился во Франкфурте-на-Майне. Здесь он познакомился с директором местной школы Готлибом Грунером. После бесед с молодым человеком Грунер через некоторое время сказал: «Бросьте архитектуру: она не приведет вас ни к чему. Ваше дело быть воспитателем». Вскоре Фребель был принят на должность учителя. Вот как позже опишет Фребель свои впечатления: «Очутившись среди детей, я чувствовал себя как рыба в воде; я чувствовал, что нашел хотя и незнакомое, но именно то, к чему давно стремился». Так началась его педагогическая деятельность.
Фребель дважды ездил в Швейцарию, в знаменитый Ивердонский институт — к Иоганну Генриху Песталоцци, на идеях которого была основана школа Грунера. «В целом я пережил в Ивердоне время возвышенное, восхитительное и решающее для моей жизни», однако «почувствовал недостаток единства стремлений, средств и целей Песталоцци; я обнаружил этот недостаток в несовершенстве, ограниченности и неравноценности разработанных им учебных средств».
Почувствовав пробелы в своем образовании, Фребель поступает в университет— вначале в Геттингенский, а затем в Берлинский. Но в 1813 г..война заставила Фребеля прервать занятия и стать добровольцем в немецком экспедиционном корпусе. Свой поступок он мотивировал так: «В нравственном воспитании пример должен подкреплять слова. Как же я стану внушать детям обязанность защищать отечество, если сам уклонюсь от этой обязанности?»
Первые годы самостоятельной педагогической деятельности подвели Фребеля к мысли, что качество школьного обучения во многом, если не во всем, зависит от правильного воспитания ребенка на предыдущей ступени —
в дошкольном возрасте. Несколько лет жизни он посвятил изучению этого периода детства, вел наблюдения за малышами, за общением родителей с детьми. Результатом этой работы стал труд «Воспитание человека» (1826). В этой работе Фребель предпринял попытку проследить жизнь человека с самых первых ее проявлений до юношеского возраста, подчеркнув преемственность и связь всех ступеней развития человека и самоценность каждого отдельного периода.
В течение своей педагогической деятельности, которой он посвятил более сорока лет жизни, Фребель создал разные учебные заведения, все они включали отделения для маленьких детей. В декабре 1836 г. — январе 1837 г. он разработал план элементарной школы при сиротском доме в Бургдорфе. В том же 1837 году Фребель организовал в г. Бланкенбурге, близ Кейльгау, первое заведение для детей до 7 лет под названием «Учреждение для развития творческого побуждения к деятельности у детей и подростков». Тогда же он основал периодическое издание «Воскресный листок», начинавшийся с воззвания: «Будем жить для наших детей!»
Своему дошкольному учреждению Фребель дал название «детский сад», в которое вкладывал двоякий смысл: 1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе. Тогда же педагог обратился с воззванием к общественности, предложив основать по подписке народный детский сад.
Работы Фребеля привлекли внимание воспитателей, учителей. Для работы в детских садах Фребель начал подготовку женщин. В программе подготовки детских садовниц было изучение физиологии, психологии, естествознания, истории культуры, педагогики, теории и практики детского сада.
Детский сад Фребеля получил широкую известность. По его образцу возникали подобные учреждения в Гамбурге, Франкфурте, Дрездене и других городах. В 1849—1850 гг. Фребель объехал все крупные центры Германии, популяризируя идеи первоначального воспитания.
Он умер 21 июня 1852 г. в Мариентале, близ Либенштейна. На его могиле поставлен памятник в виде пирамиды, состоящей из куба, цилиндра и шара, что символизировало идею Фребеля о единстве и многообразии мира и представляло разработанные им первые детские игры.
Идеи Ф. Фребеля нашли сторонников как в Германии, так и за ее пределами, привлекли внимание к проблеме воспитания в дошкольном детстве. Вообще сама идея создания особых педагогических условий воспитания маленьких детей была высказана задолго до Фребеля. Я. А. Коменский разработал требования к «материнской школе» — системе семейного воспитания детей до 6 лет; идею естественного воспитания в период детства (до 12 лет) развивал Ж. Ж. Руссо; методику развивающих упражнений предлагал И. Г. Песталоцци.
Фребель стремился построить свое учение на прочной методологической основе, сделать его научно обоснованным. В этом он видел залог того, что каждый педагог, уяснив основную цель воспитания и образования, сможет подобрать наиболее эффективные методы руководства развитием детей. Неслучайно Фребель подробно излагал свои философские взгляды.
Мир един и одновременно многообразен, а многообразие предполагает наличие отдельных элементов, единых по своей сущности. «Все произошло из Божественного, из Бога и единственно обусловлено Божественным, Богом». Познание этого вечного закона, усвоение его сущности составляют всеобщую науку о жизни, а применение ее человеком для совершенствования себя и других, прогресса общества составляет науку о воспитании. Бог вкладывает во все, что он создает, стремление к развитию. Этим определяется и назначение человека: дойти до осознания в самом себе божественного и проявить его добровольно и свободно в собственной жизни, показав себя разумным, думающим, деятельным существом, благотворно влияющим на самого себя, окружающие его вещи и людей, общество, приблизившись к мудрости Бога. «Быть мудрым — высшее стремление человека, высшее дело самоопределения человека». Чтобы выполнить это назначение, человек должен прежде всего познать самого себя, Бога и природу. Для этого необходимо разумно использовать все, что ему дано.
В ребенке есть зародыши стремлений, чувств, духовных направлений и отношений. Все, что есть внутри, должно обязательно проявиться наружу, и только по этому внешнему можно судить о том, что составляет суть человека. «Все внутреннее познается внутренним по наружному и через наружное». Тем самым реализуется еще один закон жизни: «закон противоположностей», который разрешается их примирением. Став реальностью, внутренние проявления развиваются, стремясь к совершенству. На этих основных положениях и строится воспитание, определяемое как стремление к совершенствованию, к прогрессу.
Человеческая жизнь в своем развитии проходит несколько этапов, каждый из которых решает присущие ему задачи и существует в неразрывной связи с другими. Фребель выделяет младенчество, детство, отрочество, юность. Нельзя стать полноценным человеком, не реализовав свои стремления к развитию в предыдущих периодах жизни. Восполнить пробелы, образовавшиеся в первые годы, даже месяцы, чрезвычайно трудно, и это идет во вред нормальной эволюции человека. Необходимо «чтобы каждое мощное и совершенное развитие каждой последующей ступени основывалось на мощном, совершенном и своеобразном развитии всех вместе и каждой в отдельности предшествующих ступеней жизни».
Первым положением Фребель считает необходимость рассматривать воспитание и образование в единстве с жизнью и природой, сле-
дование природе ребенка, его внутренним законам. То, что проявляется во всей жизни, во всей природе, во всем человечестве, согласно закону единства в многообразии, необходимо проявляется в каждой маленькой частице, т. е. и в ребенке в виде зародышей способностей — выявление их, приспособление их для познания окружающего мира составляет сущность второго положения.
Третье положение определяет движущие силы развития: внутренние причины, способствующие внутреннему развитию, а также внешние побуждения от человека или вещей, от которых зависит проявление внутреннего вовне.
«Только совместным действием равных и противоположных условий (факторов) и путем уравнений, связи их в жизни и посредством жизни ребенок делается человеком в истинном смысле слова» — это есть четвертое требование педагогики.
Таким образом, ставя задачей формирование цельной личности, педагог подошел к обоснованию важного принципа — учету и сочетанию различных сторон человека, а также использованию совокупности различных факторов воздействия на него в воспитательно-образовательном процессе.
От природы ребенок наделен инстинктом деятельности, он стремится к развитию, к проявлению себя и тем самым познает себя, свои возможности по отношению к внешнему миру.
«Подобно спелому семени... новорожденное дитя носит жизнь в себе самом и, подобно семени, своею собственною самодеятельностью развивает жизнь из себя...» Это стремление Фребель определяет как желание занять себя, откуда и идет обобщающее слово занятие. Новорожденный младенец совершенно беспомощен и не может обходиться без помощи взрослых, но со временем он восходит до проявления собственной воли. Этот путь от полной беспомощности до полной самостоятельности ребенок проходит в достаточно короткий срок, основываясь на «самодеятельности и свободной деятельности, занятии и самозанятии».
Каждая ступень развития характеризуется не только определенной деятельностью ребенка, но и особой деятельностью внешнего мира (главным образом взрослого) по отношению к ребенку. Так, для периода младенчества характер этого воздействия определяется словом «уход», для поры детства — «воспитание», для отрочества — «обучение», тогда как для самого ребенка эта деятельность выражается в словах «занятие, игра, учение». Фребель выдвигает важные требования:
к содержанию детской комнаты, где главное — свежий воздух, обильный свет, чистота, как бы ни была эта комната бедна в других отношениях;
к выбору и способу питания детей, подчеркивая, что пища никогда не должна быть самоцелью, а рассматриваться как средство улучшения физической и духовной деятельности; о дежде, которая не должна мешать нормальному формированию тела и физическому развитию ребенка (выступал, в частности, против пеленания детей — узкая одежда будет угнетать дух человека).
В этот период надо главным образом позаботиться о развитии духовных сил ребенка, что скажется в дальнейшем и на отношениях между родителями и детьми.
Фребель говорил, что новорожденный ребенок не готовится стать человеком, а это уже человек со всеми чертами, присущими его существу. Он проявляет себя как существо чувствующее и ощущающее, действующее и изображающее, мыслящее и познающее. Ребенок этого возраста называется грудным, и Фребель приводит яркое сравнение, показывающее справедливость такого названия по отношению не только к характеру вскармливания, но и к другим сторонам развития — умственному, нравственному.
Начальный период — очень важный период проявления природной способности мочь, понимать, воспринимать, которые являются выражением триединого проявления человеческой действительности — действия, ощущения и мышления.
Не менее важно предусмотреть и те предметы, с которыми ребенок будет сталкиваться в процессе своего развития. Ребенок сам демонстрирует эту потребность, начиная действовать, рассматривать, играть со своими частями тела — пальцами, ручками, ножками, щечками и др. Но это не может быть познано необходимым образом. Надо отделить предмет от ребенка, дать ему нечто извне, т. е. дать ребенку посредников между ним и внешним миром. Так Фребель подходит к обоснованию той необходимой предметной среды, которая будет вызывать ребенка к жизни, познанию этой жизни, — разрабатывает систему даров.
Фребель обращает внимание родителей и педагогов на достижения первых месяцев жизни младенца с тем, чтобы они не упустили важных новообразований в его психике. Первые проявления активности ребенка выражаются криком, плачем, попыткой оттолкнуться или схватить что-то находящееся рядом с ним. В этот период развиваются зрение, слух. Важным приобретением ребенка является его первая улыбка как выражение чувства благополучия, радости. Фребель называет ее началом самосознания ребенка, «телесного самонахождения», если не гораздо большего. Поэтому так важно поддержать в ребенке это чувство благополучия, показать любовь к нему конкретными действиями взрослого, прежде всего матери. Для развития зрения, сосредоточения Фребель рекомендует повесить над кроваткой клетку с яркой птичкой, а в дальнейшем заменить ее на цветной мячик на ниточке. А уже на втором— третьем месяце нужно дать ребенку первую игрушку — не холодную твердую погремушку, что обычно дают родители детям, а мягкий, упругий, теплый, светящийся, яркий мячик, свободно входящий в ладошку малыша и поддающийся его еще слабой силе. Первая игрушка, считает Фребель, не должна существенно отличаться от самого ребенка, она должна быть его подобием, быть предметом, из которого ребенок может сделать что угодно и увидеть в нем то, что ему захочется. Одновременно она должна быть чем-то противоположным ребенку, т. е. существовать вне его, быть вещью, средством. Фребель находит такой предмет, исходя из наблюдения за любимыми играми детей и обосновывая его положениями философии. Такое сочетание необходимых качеств, по мнению педагога, содержит в себе мяч. Сам по себе он демонстрирует единство мира — как глобус для географа. Чтобы показать многообразие мира, Фребель рекомендует разноцветные мячи, знакомящие с основными цветами радуги. Мать показывает ребенку, как обращаться с мячом, постепенно ведет малыша к осознанию этих действий, непременно сопровождая их словом, а лучше сочетая с пением.
Маленький ребенок еще не усваивает смысл слов, но пение подводит его к последующему развитию речи, и тогда слова песни становятся средством осознания действий. Каждая любящая мать, подчеркивает Фребель, сама найдет подходящие слова при игре ребенка. Но обязательным условием является осознание важности этого действия, поэтому он и предлагает свои варианты игр, песен, ни в коем случае не претендуя на их механическое воспроизведение.
Предъявленный младенцу первый дар — мяч сопровождает человека на протяжении почти всей жизни, используясь по-разному в зависимости от возраста, становясь постоянным спутником, товарищем игр. Заметим, что последующие дары ни в коем случае не вытесняют предыдущие и в своей совокупности, взаимодополняя друг друга, демонстрируют богатство окружающего мира.
От мягкого небольшого мяча ребенок переходит к твердому, гладкому шару, похожему на мяч, но и отличному от него. Через шар ребенок познает свет и тень (белые и черные шары), в шаре как бы отражается весь мир, если он покрыт зеркальной поверхностью, он дает четкие представления о состоянии покоя и движении, издает четко выраженный звук. Связан с шаром, но в то же время противоположен ему куб. Промежуточное место между ними занимает обладающий соответственно свойствами шара и куба цилиндр, или каток. Эти три предмета и составляют второй дар. Здесь уже нет цвета (за исключением белого и черного), здесь в полной мере выступают форма тела, поверхность, грани, углы. Они знакомят с жизнью, предметами, явлениями общественной жизни и сферы искусства. Ребенок в этих основных формах может увидеть самые различные предметы — от конкретных вещественных предметов (стул, стол и т.д.), живых существ (котенок, собачка) до форм красоты (колонна с пьедесталом — цилиндр и кубик, столб — каток и капитель — шар).
Соединение цилиндра и шара подводит ребенка к представлению ему одушевленного предмета — куклы. Фребель впервые в истории педагогики показал значение куклы как средства воспитания, особенно девочек.
При помощи первых двух даров ребенок не только развивает себя физически (игры с мячом, цилиндрами — городки и т. д.), не только знакомится с предметами окружающей действительности, развивает свою фантазию, но и узнает отношения между предметами, их сочетания по форме, числу, познает физические явления и т. д. Система игр-занятий, начиная со второго дара, преследует цель сформировать у детей представления о формах жизни, познания и красоты.
Начиная с третьего дара ребенок все более углубляется во взаимоотношения между отдельными частями, составляющими единое целое, подходя к такому понятию, как число, наиболее трудно усваиваемому детьми. Постепенное введение даров заканчивается примерно на четвертом году жизни, тогда как действия с ними продолжаются и потом.
Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 544 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!