Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Феодального Средневековья, Возрождения и Просвещения 2 страница



Каждому шестилетнему периоду, по Коменскому, соответство­вала определенная школа. Для детей до 6 лет предназначена особая материнская школа. Учительницей в ней является сама мать. Все дети без различия пола с 6 до 12 лет обучаются в школе родного языка (такие школы должны быть открыты повсеместно). Подростки и юноши от 12 до 18 лет, имеющие склонность к учению, обучаются в латинских школах, которые существуют в.больших городах. Для молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, готовящих себя к научной работе, в каждом государстве должна быть открыта акаде­мия или университет.

Большие изменения были внесены Коменским и в организа­цию школьной работы. До него в школах была принята система индивидуальных занятий учителя с учеником. Пока потребность в образованных людях была небольшой, такая система отвечала запросам общества. Развитие экономики потребовало большего количества образованных людей, и система индивидуальных заня­тий уже не могла обеспечить развивающиеся потребности. Коменский обосновал необходимость классно-урочной системы занятий, при которой один учитель одновременно работает со всем классом над одним учебным материалом.

Учебный год должен был начинаться и заканчиваться одновре­менно для всех учащихся. Занятия должны чередоваться с отдыхом. (Так, длительность учебного дня для начальной школы не должна превышать четырех часов.)

Целый ряд указаний дает Коменский и по поводу самого урока. Урок должен длиться 1 час. В течение его происходит изложение материала учителем, упражнение учеников и проверка их знаний. За каждым классом должна быть закреплена определенная комна­та, а за каждым учеником — определенное место. Каждый урок дол­жен иметь особую задачу, которая представляет собой определен­ную ступень в образовании учащихся и должна быть выполнена.

Большое значение он придавал внешнему виду школы. Помеще­ние должно быть просторным, светлым, чистым и быть украшено картинами. При школе обязательно должен находиться сад или парк. Необходимое условие успешной работы школы — наличие в ней твердой дисциплины.

О значении, которое Коменский придавал воспитанию детей дошкольного возраста, говорит тот факт, что сочинение под назва­нием «Материнская школа», где он в логической последователь­ности описывал своеобразие и особенности воспитания и обуче­ния детей дошкольного возраста, было им выпущено задолго до своего основного педагогического труда «Великая дидактика». (В «Великой дидактике» одна из глав посвящена материнской школе как части всей разработанной им системы воспитания и обуче­ния.)

Коменский, как мы уже говорили, видит воспитание детей до 6лет как домашнее воспитание. Воспитателем в этой школе является сама мать. В материнской школе закладываются основы нравствен­ного, физического и умственного развития детей. Мать должна учи­тывать как возрастные особенности ребенка (Коменский выделял преддошкольный возраст (0 — 2 года) и собственно дошкольный (4—6 лет), так и индивидуальные — определенные знания одни

дети способны воспринимать на 3-м году, а другие — только на 4-м или даже на 5-м.

В преддошкольном возрасте основное внимание уделяется уходу за ребенком, его кормлению, физическому воспитанию. Коменский дает подробные советы по уходу за ребенком, его питанию, одеж­де, режиму.

В дошкольном возрасте необходимым для ребенка видом дея­тельности является игра. Для игр и физических упражнений необ­ходимо иметь специальное безопасное место. Игры должны быть как подвижные, так и сюжетные, ролевые. Чем больше ребенок деятелен, чем больше он работает, тем лучше спит, лучше разви­вается, тем бодрее он духом и телом.

Умственное воспитание должно способствовать появлению пер­воначальных представлений об окружающем мире. Мать при помощи бесед, картин, моделей предметов должна заложить в ребенке на­чала знаний, которые он подробнее и точнее изу­чит на последующих эта­пах обучения. Коменский дает развернутую про­грамму: во время такого обучения ребенок должен ознакомиться со свойства­ми различных предметов, с простейшими физиче­скими, химическими и метеорологическими явле­ниями, с основными тер­минами географии, ариф­метики и геометрии; на­учиться пользоваться ре­чью, точно выражать свои мысли. В этом возрасте де­тям доступны и началь­ные экономические поня­тия, такие, как хозяин дома, слуга, наемный ра­бочий, названия хозяй­ственных предметов и по­мещений. В этом возрасте ребенок должен иметь представления о различных должностных лицах: городском судье, нотариусе, городском голове, членах городского совета.

Воспитание должно быть природосообразным. В свя­зи с этим Коменский сове­тует совершать экскурсии за город, чтобы смотреть на деревья, травы, поля, луга, виноградники и на работы, которые там производятся. Эстетическое чувство в этом возрасте следует разви­вать через заучивание про­стых детских стихотворений и пение доступных псалмов и священных гимнов во вре­мя ежедневных домашних молитв.

Нравственное воспитание должно выражаться в разви­тии таких качеств и свойств характера, как послушание, умеренность, опрятность, почтение к старшим, прав­дивость, справедливость, трудолюбие.

Религиозное воспитание в этом возрасте ограничивается запоминанием основных положений катехизиса, приобретением чувства присутствия Бога и любви к нему. Основы знаний, заложенные в материнской школе, и приобре­тенные детьми умения должны развиваться и углубляться на следу­ющем этапе обучения — в школе родного языка. Поэтому родите­лям следует уделять внимание подготовке детей к школе. Они дол­жны заблаговременно, до начала занятий, привить интерес к шко­ле, в которой ребенок будет учиться.

Ян Коменский, великий славянский педагог, создал целост­ную педагогическую систему, включающую учение о материнской школе, стоящую на твердом фундаменте веры с учетом достиже­ний науки и педагогического опыта своего времени. Он был не только кабинетным ученым, но и педагогом-практиком. Можно сказать, что в наше время, в известном смысле, сбываются слова Коменского, пророчески высказанные им в одном из своих послед­них сочинений: «Я надеюсь и твердо, непоколебимо верую, что Господь не допустит бесследно сгинуть трудам моим и со временем осуществятся мои планы и желания, когда минует суровая зима, когда перестанут лить дожди, цветы снова выглянут из род­ной почвы и роскошно украсят землю; когда Он, Промыслитель, вручит стада свои попечениям пастырей, заботящихся не только о себе, а также о благе стад своих».

ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИКА ПЕРИОДА КАПИТАЛИЗМА (XVIII-XIX вв.)

Время больших перемен. Эмпирико-сенсуалистская кон­цепция Джона Локка • Концепция естественного воспита­ния Жан Жака Руссо. Педагогика филантропизма • Концеп­ция первоначального воспитания и обучения Иоганна Ген­риха Песталоцци • Концепция дошкольного воспитания Фридриха Фребеля. Вопросы воспитания в социальных уче­ниях Шарля Фурье и Роберта Оуэна • Концепция дошколь­ного воспитания Полины Кергомар

Время с конца XVII до начала XIX в. для народов Западной Европы было временем модернизации архаичных структур бытия и сознания. Демографический взрыв, рост городов, коммуника­ций, развитие технологий, промышленности, банковского дела привели к усложнению социальных связей. Часть дворянства заня­лась нетрадиционной для себя промышленной и торговой деятель­ностью, а значительная часть буржуазии — приобретением дво­рянских титулов, сеньориальных прав, недвижимости, прибыль­ных должностей. Все эти процессы, имевшие место и ранее, полу­чили в этот период развитие в невиданных масштабах. Знатное происхождение и воинская доблесть отходят на второй план, а на первый выступают трезвый практический ум, образованность, изящество манер, принцип личной чести.

В Англии наиболее заметной становится фигура джентльмена — дворянина, отвечающего новым запросам. Он успешно соединяет принципы земельной аристократии с практическим умом, умени­ем вести дело, бережно относиться к своему достоянию, прибыльно вкладывать капиталы.

Французские крупные буржуа, ставшие дворянами, продолжа­ли вести прежнюю жизнь, уравновешенную, благоразумную, в сво­их городских домах или загородных резиденциях. Они по-прежне­му высоко ставили гуманистическую культуру, интерес к латыни, греческому языку, правоведению, античной и светской истории. Новые дворяне располагали солидными состояниями, источники которых были разными: земельная рента, ростовщичество, судей­ские и финансовые должности, которые отныне передавались по наследству.

Для Германии характерен дух протестантизма с его пуританским ригоризмом и деловой аккуратностью.

При всем разнообразии социальных условий, установок и эти­ческих идеалов основой просветительской мысли стало представле­ние о свободной, самостоятельной личности, наделенной здравым смыс­лом, характерное для трудов Локка, Руссо и других философов и педагогов Нового времени.

Джон Локк (1632 — 1704) вошел в историю педагогики как ав­тор эмпирико-сенсуалистской концепции воспитания.

Родился в Англии, в г. Брингтоне. Отец был небогатым земле­владельцем, стремился дать сыну хорошее образование. В 1646 г. Локка отдали в Вестминстерскую школу, где основными предме­тами были греческий и латинский языки. А в 1652 г. он поступает в Оксфордский университет, где увлекается философией и медици­ной. После завершения университетского курса остается в универ­ситете, занимается естественно-научными исследованиями и ис­полняет обязанности тьютора (наставника студентов).

В 1667 г. Локк познакомился с графом Шефтсбери и в дальней­шем долгое время был его секретарем и воспитателем его сына. Воспитанник Локка был болезненным молодым человеком, но благодаря знаниям и заботам своего воспитателя укрепил свое здо­ровье и впоследствии, когда сам уже был отцом семерых детей, поручил Локку воспитание старшего сына.

Когда Шефтсбери впал в немилость у короля, Локк последовал вместе с ним в изгнание (1683) и жил в разных городах Западной Европы, занимаясь преимущественно научной и педагогической деятельностью.

Весной 1687 г. Локк окончил свое сочинение «Опыт о челове­ческом разуме», где доказывал, что в сознании человека нет врож­денных идей и представлений, душа ребенка подобна чистой дос­ке (tabula rasa), из чего вытекает гро­мадное значение чувственного опыта в приобретении знаний. Он считал, что представления приходят в наше созна­ние через ощущения, органы чувств, но кроме внешнего опыта существует и опыт внутренний — продукт деятель­ности нашего рассудка. Истина как раз и состоит в согласовании внешних и внутренних представлений и понятий. Свои педагогические взгляды Локк изложил в сочинении «Мысли о вос­питании» (1692). Сочинение еще при жизни автора выдержало четыре изда­ния и было переведено на французский, немецкий и голландский языки.

Джон Локк

Воспитание, по мнению Локка, есть направление человека к сча­стью. Локк верил, что благополучие общества зависит от правильно поставленного воспитания. И наоборот, все несчастья личной, об­щественной и государственной жизни являются следствием ошибок воспитания, оставляют неизгладимый след на всю жизнь.

Психологическая природа актов восприятия и ощущения тако­ва, что уже при начальных актах одни вещи приятны людям, а другие неприятны, к одному люди стремятся, а другое избегают. Благодаря соединению с известными действиями удовольствия или неудовольствия человеческая деятельность начинает принимать определенные формы, определенные направления. Человеческие действия разнообразны, но, наблюдая за ними, можно увидеть некоторое их однообразие. В результате можно разбить все челове­ческие действия на несколько разрядов различной деятельности, каждый из которых отвечает врожденному стремлению. Локк на­зывает семь таких врожденных стремлений человека и семь видов соответствующей им деятельности: инстинкты самосохранения и сохранения вида; стремление к знанию; социальный, эстетичес­кий, нравственный и религиозный инстинкты. Так, например, ес­тественное стремление к знанию в детском возрасте проявляется в форме любознательности. Любознательность есть основание обра­зовательной деятельности, образование без нее невозможно. Если этот инстинкт, вследствие невнимания к детям со стороны роди­телей и окружающих, притупляется и замирает, дети теряют спо­собность органически «дорастать» до истины.

Любознательность как основание образовательной деятельности, внимание как первоначальное состояние этого инстинкта явились основой психологического учения Локка, предпосылкой для определе­ния дидактических приемов, составлявших содержание его «учебного метода». Одни из этих приемов должны были возбуждать любозна­тельность ученика, другие содействовать развитию воли и внима­ния.

Приобретение определенного рода знаний Локк связывал с социальным инстинктом. Человек, по его мнению, имеет потребность и необ­ходимость принимать участие в общественной жизни, к этому он должен быть подготовлен через приобретение сведений из различ­ных отраслей знания. Локк излагает свою программу, имея в виду прежде всего молодого человека аристократического происхожде­ния. А так как подлинным призванием молодых людей этого сосло­вия является политическая деятельность, Локк и составил свою об­разовательную программу с намерением дать возможность ориен­тироваться в существующих общественных отношениях, узнать и научиться выполнять свои обязанности по отношению к государству.

Программа образования джентльмена включала традиционные предметы, такие, как чтение, письмо, иностранные языки, гео­графия, арифметика, геометрия, астрономия, хронология, история, этика, гражданское право, философия, богословие, а кроме того, стенографию, черчение, торговую бухгалтерию, различные ремесла и светские искусства.

В XVII и XVIII вв. аристократическое воспитание в Англии обык­новенно заканчивалось путешествием. Локк считал это полезным и разумным обычаем. В заграничном путешествии джентльмен при­обретает личное, а не книжное знакомство с обычаями, нравами, законами и формами правления в разных странах. Это даст ему возможность критически отнестись к отечественным институтам, что очень полезно для гражданского развития. Много пользы вы­несет молодой джентльмен и из бесед с образованнейшими людь­ми, которые всегда будут готовы принять, поощрить и удовлетво­рить любознательность иностранца.

Воспитание же детей «простолюдинов», по Локку, должно но­сить совершенно иной характер, о чем он пишет в записке «О рабо­чих школах», составленной для Комиссии по делам промышлен­ности и колоний. Кроме чисто экономических вопросов комиссия разрабатывала и методы привлечения бедных к труду. Локк в своей записке указывает на необходимость организации при церковных приходах рабочих школ для детей в возрасте от 3 до 14 лет, в кото­рых бы дети обучались ремеслам. По расчетам Локка, содержание таких школ может окупиться за счет продажи продукции, кото­рую будут производить ученики этих школ.

Философские и педагогические труды Джона Локка оказали зна­чительное влияние на развитие теории и практики дошкольного и школьного образования и воспитания.

Одним из наиболее ярких представителей французского Про­свещения XVIII в. был Жан Жак Руссо (1712—1778). Судьба не была благосклонной к сыну часовщика из Женевы. Не получив­ший в юности систематического образования, перепробовавший

множество профессий (гравер, садов­ник, переписчик нот, часовщик, вос­питатель), Руссо впоследствии стал од­ним из образованнейших людей своего времени. Вопросы воспитания заинте­ресовали Руссо еще в начале его твор­ческого пути. В 1740 г. он стал воспита­телем двух сыновей главного судьи Ли­она Мабли: 7-летнего Жана-Антуана и 5-летнего Сент-Мари. Свои педагогичес­кие воззрения этого периода он впо­следствии изложил в трактате «Проект воспитания де Сент-Мари».

Переломным для Руссо стал 1749 год, когда им был написан трактат «Способствовало ли возрождение наук и искусств

Жан Жак Руссо

улучшению нравов?». Руссо отрицательно ответил на этот вопрос, но, несмотря на это, трактат получил первую премию Дижонской академии. В трактате Руссо противопоставляет природу и культуру. Он отмечает резкое различие между культурным обществом и про­стым народом. И не в пользу культурного общества, не в пользу науки и искусства. Он рассматривает науки как источник зла и бедствий человечества. Именно науки создают новые потребности и делают человека несчастным.

В другом сочинении — «Рассуждения о неравенстве между людь­ми» Руссо утверждал, что природа создала человека добрым и сча­стливым, но общество его испортило и сделало несчастным.

Наиболее плодотворными для Руссо были 1761 —1762 года. В это время одно за другим выходят из печати «Новая Элоиза», «Обще­ственный договор», «Эмиль, или О воспитании». А 19 июня 1762 г. Женевский совет постановил запретить «Общественный договор» и «Эмиля», а Бернский совет распорядился об удалении автора за пределы страны. Руссо был вынужден долгое время жить в Англии. В 1767 г. он возвратился в Париж, дав обещание ничего не писать против религии и правительства. Здесь и прошли последние годы его жизни.

Сегодня можно только удивляться тому, что человек без солид­ного образования и твердых нравственных убеждений, коим яв­лялся Руссо, смог иметь такое большое влияние на умы современ­ников. Руссо сумел угадать потребности времени и ответить на его запросы. Основным сочинением, в котором Руссо развил педаго­гические взгляды, был «Эмиль», появившийся в то время, когда в обществе усилился интерес к педагогике. Влияние «Эмиля» было очень значительным. Им зачитывались, он вызывал множество под­ражаний и опровержений.

«Эмиль» Руссо — это одновременно и художественное, и фило­софское, и педагогическое произведение. В этой книге он создал идеал естественного воспитания, происходящего изолированно от современного ему общества. Руссо считал человеческую природу идеальной: все хорошо, что выходит из рук Творца, и все портит­ся современным обществом. Воспитание Эмиля протекает в есте­ственной природной среде и осуществляется без всякого принуж­дения, свободно, ибо «естественное воспитание есть в то же время свободное воспитание».

Естественное воспитание осуществляется на основании пред­ложенной Руссо возрастной периодизации, на основе тех естествен­ных начал, на развитие которых, по его мнению, необходимо об­ращать внимание воспитателям в том или ином возрасте.

1. От рождения до 2 лет, до появления речи, — физическое вос­питание.

2. От 2 до 12 лет, до появления способности к отвлеченному мышлению, — воспитание органов чувств.

3. От 12 до 15 лет — умственное воспитание и обучение ремеслам.

4. От 15 до 18 лет — период полового созревания, названный Руссо «периодом бурь и страстей», — нравственное воспитание.

Описанию естественного воспитания в каждый из указанных периодов посвящены отдельные главы его «Эмиля».

Руссо дает ряд конкретных указаний по поводу воспитания в раннем детстве, обращенных прежде всего к матери как первой вос­питательнице своего ребенка: о кормлении ребенка, пеленании, закаливании. Дети должны играть лишь простыми игрушками, нельзя удовлетворять все желания ребенка, чтобы не сделать его эгоистом и деспотом, но следует считаться с его естественными интересами. Второй период развития ребенка начинается тогда, когда сфор­мировался орган речи (с 2 лет). Важнейшими задачами в этот период являются речевое и сенсорное развитие как предпосылки к умственному воспитанию. Руссо дает ряд советов о том, как бо­роться с недостатками речи: дети должны облекать в слова только то, о чем они имеют чувственные представления. Руссо подробно останавливается на том, как надо развивать органы внешних чувств. Накопление личного опыта детьми должно осуществляться путем непосредственных наблюдений, свободных прогулок, упражнений, игр, что создает основу будущего умственного развития.

Так, характеризуя зрение, он утверждает, что оно является од­ним из самых неверных органов чувств и поэтому особенно нужда­ется в упражнении. Следует также очень внимательно отнестись к развитию слуха и голоса ребенка (развитию слуха способствуют правильная речь, пение и музыка). В этом возрасте дети еще не способны к обобщениям, и поэтому целенаправленное учение сле­дует перенести на более поздний срок.

Нравственное воспитание в первые два периода жизни ребенка должно вестись методом естественных последствий. Ребенок дол­жен сам узнать, какие последствия влечет за собой определенный проступок, и, в соответствии с приятностью или неприятностью полученных результатов, оценить поступок как хороший или пло­хой. Если же он не сумеет справиться с этой задачей, то в резуль­тате наступает естественное наказание, которое служит естествен­ным предостережением для будущего.

В период умственного воспитания (12—15 лет) нельзя сделать человека ученым: в этом нет потребности, человек не может знать всего; кроме того, не все знания полезны, они могут быть истин­ными, ложными и совершенно бесполезными. К полезным знаниям Руссо относит естественные науки, физику, географию, астроно­мию. Обучение должно проходить последовательно и постепенно. Так, от знакомства с естественными науками следует переходить к оз­накомлению с производством, промышленностью, ремеслом. В этот период необходимо развить у ребенка склонность к учению и на­учить методам приобретения знаний. Стимулами для учения в этом возрасте должны быть свойственное детям этого возраста любо­пытство и стремление превзойти самих себя.

В приобретении знаний большое значение имеют наглядность и самодеятельность, ручной труд и ремесло. Но не должно быть искус­ственной наглядности (карт, глобусов, приборов) — только жи­вое созерцание окружающей природы является одним из основ­ных способов приобретения знаний. Вопросы ребенка не должны оставаться без внимания, но нет необходимости спешить на них отвечать, необходимо ребенка методом аналогий самого подвести к Ответу на заданные им вопросы.

Приобретению полезных знаний должно способствовать и заня­тие ремеслом. Наиболее ценным в воспитательном отношении Рус­со считал столярное ремесло, которое «не отупляет мозг ребенка», развивает его творческие способности и развивает физически.

К 15 годам наступает время формирования у воспитанников нрав­ственных чувств. Программа нравственного воспитания, выдви­нутая Руссо, выглядит так: «воспитание сердца» (развития добрых чувств), формирование «добрых суждений» (посредством изучения биографий великих людей), развитие «доброй воли» и формирование привычки осуществлять «добрые желания».

Воспитанный таким путем ребенок будет стойким в противо­стоянии развращающему влиянию цивилизации. В этом возрасте уже возможно везти ребенка в город и показывать ему человече­ское общество.

Взгляды Руссо на женщину, ее назначение в жизни и воспитание сходны со взглядами большинства его современников.

У мужчин и женщин разное назначение в жизни, соответствен­но и воспитание, которое они получают, должно быть различным. Так, физическое воспитание женщины должно быть направлено на приобретение изящных жестов, легкой походки и т.д. Сред­ствами для этого служат прогулки, танцы, хозяйственный труд. Девушка должна уметь управлять своими чувствами и иметь само­обладание. Для формирования этих умений Руссо рекомендует сле­дующие упражнения: приучать девушек бросать игры в самом раз­гаре и возвращаться к исполнению своих обязанностей. Если же девушке нравится заниматься домашним трудом, то ее нужно за­ставлять проводить некоторое время в праздности. Женщина долж­на быть религиозна. «Всякая девушка должна иметь религию своей матери, а всякая женщина — религию своего мужа».

Руссо боролся с традициями средневековья, господствовавши­ми в воспитании и образовании, с игнорированием современной ему педагогикой вопросов физического воспитания. Предложен­ные им методы обучения, основанные на детской самодеятельно­сти, явились значительным шагом вперед в развитии педагогики.

В России судьба книг Руссо была счастливой. Его произведени­ями зачитывались, первый перевод «Эмиля» на русский язык был осуществлен в 1779 г. Высоко ценил произведения Руссо и великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

Во второй половине XVII в. в политически раздробленной Гер мании под влиянием идей французского Просвещения начале, подъем культурно-просветительного движения. Это время разви тия немецкой философской мысли (И. Кант, И. Г. Фихте), рас­цвета литературы (И. В. Гёте, Ф. Шиллер), возникновения педагогического течения филантропизма, основателем которого счи­тается Иоганн Бернгард Базедов (1724—1790). Наиболее значитель­ные его представители: К. Г. Зальцман, X. Г. Вольке, Э. X. Трапп, Б. Г. Блаше, И. Г. Кампе, И. К. Гутс-Мутс.

Они искали пути преобразования существовавшей системы обу­чения и воспитания в семье и школе. Задачей этих поисков было создание новой образовательной концепции, отвечавшей запро­сам нарождавшегося класса промышленников.

Цель воспитания филантрописты выведши из идеи гармонизации отношений человека и общества, развития всех способностей челове­ка. В связи с этим ими большое значение придавалось созданию практических методик начального и дошкольного обучения и вос­питания. Так, трудовое воспитание рассматривалось как одно из средств промышленного развития Германии. При этом оно должно было иметь различный характер: для детей имущих социальных групп — общеразвивающий, а для детей неимущих социальных групп — практический. Нравственное воспитание рассматривалось в духе протестантской морали и религиозной веротерпимости. А разработанная филантропистами гимнастика и система физических упражнений в дальнейшем стали основой немецкой гимнастичес­кой школы. Основой физического воспитания у филантропистов являлись закаливающие процедуры, а необходимым условием ус­пешности работы — организация специ­ального режима жизни детей, предусмат­ривавшего время для свободных игр и за­нятий.

Филантрописты считали обязательной подготовку будущих матерей и нянь и обес­печение их руководствами по воспитанию детей дошкольного возраста в семье.

Они также занимались разработкой теоретических основ дошкольной педа­гогики, в частности методикой сенсор­ного воспитания. Для облегчения обуче­ния детей грамоте и математике ими был предложен дидактический материал (картинки с буквами, словами, разделенными на слога) в соединении с ручными работами детей.

Иоганн Бернгард Базедов

«Библией» филантропизма, раскрывающей основные положе­ния педагогики филантропизма, можно считать капитальный труд «Всеобщий пересмотр всего школьного и воспитательного дела Обществом педагогов-практиков» в 16 книгах.

Для реализации своих педагогических идей филантропистами был открыт ряд учебно-воспитательных учреждений (филантропи­ны). Отличительными особенностями этих учреждений были от­личная учебная, в том числе языковая, подготовка, мягкая дис­циплина, религиозная индифферентность и доверительные отно­шения между учителями и воспитанниками. Наибольшую извест­ность получили филантропин И. Б. Базедова, открытый им в 1774 г. в Дессау, и аналогичное учреждение К. Г. Зальцмана, открытое в Шнепфентале в 1784 г.

В России идеи и работы филантропистов получили известность и привлекли внимание Екатерины II в 70-е годы XVIII в. Особый интерес и широкое обсуждение вызвали методы преподавания предметов, предложенные филантропистами. Так, в 1784 г. в Пе­тербург был приглашен X. Г. Вольке, признанный практик и со­здатель оригинальной методики преподавания иностранных язы­ков. Были переведены на русский язык и стали знаменитыми лите­ратурные произведения И. Г. Кампе.

Идеи филантропистов оказали значительное влияние на развитие европейской педагогики.

Заметный след в педагогике оставил И. Г. Песталоцци (1746 — 1827).

Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе, в семье врача. Отец Генриха умер, когда ему было пять лет, оставив семью прак­тически без средств к существованию. Учиться в городской школе Генриху было сложно. Школьные предметы не интересовали его, учителя ругали за невнимательность и лень и считали тупицей. А товари­щи по школе дразнили его: он был «мужиком» из деревни и имел при­вычку вмешиваться не в свои дела, заступаясь за слабых. «Он был добр до самозабвения, — позднее напишет один из биографов Песталоцци, — был впечатлителен до истерики и слез, вспыльчив до исступления — горячее, пламенное сердце билось в этом тщедушном, слабом, некраси­вом ребенке».

Окончив городскую школу и кол­легию Каролинум (получив среднее образование), Песталоцци увлекся политической деятельностью. Вмес-

Иоганн Генрих Песталоцци Иоганн Генрих Песталоцци

те с друзьями организовал кружок, пытавшийся возродить в обществе правила строгой нравственной жизни. К этому времени в руки Песталоцци попадают книги Руссо «Эмиль, или О воспита­нии» и «Общественный договор». Прочитав их, Песталоцци ре­шает, что его долг — жить в деревне, вести образцовое хозяй­ство, которое бы являлось наглядным примером рачительного хозяйствования для окружающих крестьян. Проработав около года на ферме известного в то время специалиста по земледелию, чтобы приобрести практический опыт, и взяв в качестве компаньона родственника жены, Песталоцци занялся сельским хозяйством. Но его сельскохозяйственные начинания оказались неудачными. В 1764 г. в имении Нейгоф он организовал «Учреждение для бедных», в котором собрал несколько десятков нищих детей. Вос­питателями в приюте были сам Песталоцци и его жена. Они кор­мили, одевали, обучали детей, работали вместе с ними в мастер­ских. После того как личные средства Песталоцци на содержание приюта были исчерпаны, он был вынужден в 1780 г. закрыть свое «Учреждение для бедных». Песталоцци позже писал: «Убеждение в правильности моего плана никогда не было так сильно, как после полнейшей неудачи его осуществления».





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 411 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...