Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Педагогика Древней Греции и Древнего Рима



Источники изучения проблем воспитания и обучения в древних обществах • Культура Древнего Египта, Индии и Китая • Педагогика Древней Греции: Спарта и Афины • Се­мейное и школьное воспитание в Древнем Риме

Образованность и гражданственность, все то, что принято на­зывать культурой или цивилизацией, явились не сразу и не у всех народов одновременно, а возникали и развивались постепенно. Так и достижения людей в знаниях, искусствах и устройстве об­щественной жизни происходили медленно, с частыми останов­ками и даже возвращениями назад — к более низким ступеням. Тем не менее, человечество идет вперед, совершенствуясь, и это совершенствование называется прогрессом. Но не все народы оди­наково рано вступили на путь культурного прогресса и не все одинаково быстро идут по этому пути. Об этом свидетельствуют вещественные памятники, оставленные людьми: постройки, ору­дия, игрушки, утварь, украшения и т.д.

Одним из самых древних памятников истории является чело­веческая речь. Хотя звуки речи с течением времени изменяются, лингвистике (науке о языке) нетрудно понять законы этих изме­нений. Современным ученым удалось доказать, что многие языки находятся в родстве между собой, т. е. происходят из одного об­щего корня. Так устанавливается родство и общее происхождение народов, говорящих на этих языках. С другой стороны, если у родственных народов мы находим одно и то же исконное слово (т. е. незаимствованное), то из этого можно вывести заключение, что это слово унаследовано ими от общих предков, а раз у послед­них было данное слово, то было и понятие, им обозначаемое. Таким путем мы можем составить себе известное представление о быте доисторических предков этого народа. Кроме лингвистики жизнь древних цивилизаций помогает осветить и фольклор — на­родные песни, пословицы, загадки, игры, обряды, обычаи. Оказывается, что многое в фольклоре очень древнего происхожде­ния. Например, в играх сохранились следы языческих культов, а в обрядах — отражение давно исчезнувшего быта.

Еще один источник наших сведений о прошлой жизни — пись­менные памятники. Из них с наибольшей обстоятельностью и до­стоверностью можно узнать, как тогда люди жили и что думали. Такие свидетельства появились у различных народов в разное время. Например, у древних египтян — за целые тысячелетия до н.э., а у русских — в конце первого тысячелетия. Уже в каменном веке люди делали попытки зарисовывать интересовавшие их предме­ты, и это было не только началом живописи, но и началом пись­менности. Самое раннее письмо было идеографическим, т. е. гра­фически изображались не звуки слов, а изображения предметов, а так как подобным образом нельзя передать отвлеченные поня­тия, то для последних придумывались условные знаки (символи­ческое письмо). С течением времени изображение предмета упро­щалось, превращаясь в знак, который только напоминал пред­мет. Дальнейший шаг на пути развития письменности заключался в том, что посредством знаков стали изображать звуки речи. Сна­чала это делалось как в ребусах: изображение предмета должно было обозначать собой составную часть слова (слог), так возник силлабический (слоговой) способ письменности. Разложение сло­гов на отдельные звуки привело к изображению особыми знака­ми уже не слогов, а их составных частей. Изобретение азбучного письма завершило собой развитие искусства записывать события, мысли и т. п. Материал для записей употреблялся различный, но обязательно прочный (камень, кирпичи, металлы), который ока­зался способным сохранить до нашего времени древнейшие запи­си человека.

Воссоздать картины доисторического быта помогают нам и на­блюдения за бытом народов, находящихся на низкой ступени куль­турного развития. Особенно важное значение эти наблюдения имеют для изучения занятий и образа жизни, общественного уст­ройства и понятий наших предков. Значительный вклад в изучение быта таких народов внес замечательный русский путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай, долгое время проживший среди папуасов Новой Гвинеи и описавший их жизнь.

Зачатки культурной жизни появились с переходом человече­ства к оседлому образу жизни. Только переход к земледелию, при­крепив человека к месту, способствовал возникновений больше­го разнообразия занятий и более сложных форм общественной жизни. Лишь у народов, занимавшихся земледелием, стала разви­ваться обрабатывающая промышленность и торговля.

Воспитание подрастающего поколения народов, живших родо­вым строем, было очень простым. Они знакомили детей с названи­ями животных, их повадками, приемами и способами скотовод-

ства. Обучали их также изготовлению земледельческих орудий, выращиванию злаковых культур, ремеслу. Большое значение в вос­питании детей имели и языческие религии. С одной стороны, об­щий культ (т. е. поклонение богам) сближал между собой людей и создавал чувство принадлежности к одному народу. С другой — вера в то, что боги карают дурные дела, в известной мере сдер­живала грубые инстинкты человека и была одним из важных средств нравственного воспитания. Наконец, размышления о бо­жественном отрывали мысль человека от повседневных забот и зарождали в нем интерес к отвлеченному знанию, из которого позднее и развились философия и наука. В связи с религией раз­вивалось и искусство. Первыми скульптурными изображениями были идолы, а первыми памятниками архитектуры — храмы и погребальные сооружения.

Странами, в которых ранее всего возникли большие государ­ства и были достигнуты первые крупные успехи в образованно­сти, были Египет, Индия и Китай.

Египтяне были самым древним народом, оставившим множе­ство замечательных вещественных памятников культуры. Более чем за 3 тысячи лет до н. э. они изобрели письменность, известную под названием иероглифической. Чтение и письмо были широко распространены в Египте. Вообще в этом государстве обществен­ным достоянием считались следующие духовные блага, дарован­ные богами всем египтянам: язык, письмо, почитание богов, зна­ние звезд, музыкальное искусство и искусство ухода за телом. В области научных знаний они особенно преуспели в геометрии и астрономии, которые возникли из практических потребностей определить продолжительность года (который они разделили на 12 месяцев по 30 дней с 5 добавочными днями) и перемерять землю после наводнений. В Древнем Египте существовали также начатки географии и медицины.

В Индии основу культуры составляли браманизм и буддизм. Ре­лигией же определялась и высшая цель воспитания. На воспитание влияло также существовавшее с древних времен разделение наро­да на касты (браминов, воинов, земледельцев и париев). Уже по факту рождения ребенок принадлежал к той или иной группе на­селения и в ней должен был находиться всю жизнь. Поэтому ос­новные задачи воспитания состояли в том, чтобы каждый изучил права и обязанности своей касты. Это достигалось многократными повторениями и страхом наказания. Основу индийского образова­ния составляла так называемая ведическая литература. В Индии сформировался литературный язык, получивший название санск­рита (что значит «совершенный» или «украшенный») и выработа­лось азбучное письмо, примечательное тем, что самые тонкие от­тенки произношения передавались отдельными буквами (одних со­гласных букв было 33). Древние индусы создали философию, разработали грамматику. Даже так называемая арабская система цифр происходит тоже из Индии.

Образование и воспитание в Китае шли особым путем и пред­ставляли собой восточный тип. В основу быта китайцев было поло­жено семейное начало: отец пользовался безграничной властью над детьми, дети обязаны были безусловно повиноваться ему. Та­кой же властью был наделен китайский император, который счи­тался отцом всех своих подданных. Кто уважает своих родителей, тот будет уважать и императора. Не меньшей почтительности тре­буют китайские правила от учеников к их учителям и воспитате­лям. «Всю жизнь, — говорят правила, — должно почитать воспита­теля как отца». Уважение к учителю переходит вообще в почтение к старости, которая своим опытом в состоянии поучать юноше­ство и давать ему советы.

Воспитание у китайцев до 20-летнего возраста разделялось на три ступени:

до 10 лет мальчики воспитывались дома; они учились правиль­но говорить, считать, ориентироваться в пространстве и времени; их приучали к хорошим манерам и повиновению старшим;

с 10 лет начиналось обучение в школе: учитель обучал чтению, письму и счету, наставлял в музыке, пении;

с 15-летнего возраста для большинства завершалось обуче­ние, и только незначительная часть учеников поступала в выс­шие школы.

Классические произведения, которые составляют основу ки­тайского образования, изложены в книгах Кинг и Шу, составле­ние которых приписывают китайскому мудрецу Конфуцию (ок. 551 — 479 до н. э.).

Древняя Греция была страной множества небольших городов-государств (полисов). В истории Греции особо важное значение имели Лакония (Спарта) и Аттика (Афины). В союзе между собой эти два государства отстояли независимость Греции. Но в дальней­шем между ними возникло соперничество. Спарта являлась опло­том всех аристократических и консервативных сил Греции, тогда как в Афинах получили развитие демократические тенденции. В каж­дой из них сложились системы воспитания, отражавшие своеобра­зие развития каждого из государств.

Воспитание в Спарте. Главным источником по истории Спарты в ее ранний период является биография Ликурга, написанная древ­негреческим историком Плутархом. Ликург — личность легендар­ная, по преданиям, им был создан государственный строй Спарты. Спарта занимала юго-восточную часть Пелопоннеса (долина реки Эврота, ограниченная с запада и востока горными хребтами). В Спарте были пахотные земли, пастбища и леса, в которых води­лось много дичи, а в горах Тайгета — железо, из которого местные жители делали оружие.

Население Спарты состояло из полноправных граждан госу­дарства — спартиатов, лично свободных людей, а также периэков и гелотов. Спартиатов в эпоху процветания было около 9 тыс. на 370 тыс. периэков и гелотов, которых они удерживали силой под своей властью. Поэтому Спарта была прежде всего общиной воинов, и вся организация быта, вся система воспитания были направлены на то, чтобы сделать из спартанца идеального вои­на.

Воспитанием детей спартиатов ведало государство, которое рас­поряжалось жизнью ребенка с момента его появления на свет. Ново­рожденных осматривали на предмет его годности к будущей воен­ной службе, и хилых младенцев умерщвляли.

До 7 лет дети жили в семье, где за ними присматривали опыт­ные кормилицы, которые приучали детей быть неприхотливыми к пище, не бояться темноты, не капризничать, не плакать, легко переносить голод.

С 7 до 18 лет все мальчики воспитывались вместе в государ­ственных «гимназиях», где их учили гимнастике и упражняли в во­инском деле, а также обучали пению и игре на флейте. Преподава­тели (педономы) нередко нарочно ссорили детей, доводя конф­ликты до драки, — это был один из способов выявления характера будущего воина.

Воспитание спартанской молодежи отличалось суровостью: мальчики и юноши всегда были одеты в легкую одежду, ходили босиком и с непокрытой головой, скудно питались и подверга­лись жестоким телесным наказаниям, которые должны были пе­реносить без криков и стонов. Образование ограничивалось обу­чением письму и счету. Красноречие, которое так ценилось в других частях Греции, было в Спарте не в ходу, и лаконское немногословие (лаконичная речь) даже вошла у греков в пого­ворку.

С 18 до 20 лет юноши поступали в эфебий, где проходили под­готовку к воинской службе.

В 20 лет вступали в войско. По достижении совершеннолетия прекращалось государственное воспитание юношей. Они станови­лись самостоятельными гражданами, но не превращались в частных людей. Спартанец становился пожизненно мобилизованным, и даже быт определялся военной организацией.

Воспитание девушек почти не отличалось от воспитания маль­чиков. Их развивали физически (учили бегать, бороться, бросать диск, копье) и нравственно, а также готовили к тому, чтобы стать матерями здоровых и крепких детей.

Система воспитания в Спарте по содержанию была военно-гим­настической, а по организации — государственной. Государство сле­дило за тем, чтобы никто не уклонялся от исполнения общих пра­вил и не отступал от предписанного законами образа жизни.

Воспитание в Афинах. Более высокий, чем в Спарте, уровень экономического и политического развития Афин создавал и более благоприятные условия для развития культуры. Афины были цент­ром торговли с другими городами-государствами и со странами Востока. В Афинах большого расцвета достигли философия, мате­матика, естествознание, блестящее развитие получили архитекту­ра и скульптура, литература, ораторское искусство, театр.

Воспитание в Афинах было делом более частным, чем государ­ственным. Государство только наблюдало за воспитанием юноше­ства и обеспечивало каждому гражданину возможность получать сообразно с его материальными средствами воспитание и образо­вание (как физическое, так и духовное).

До 7 лет ребенок рос в семье под руководством матери, кор­милицы, няни и других женщин. Первоначальные заботы о но­ворожденных лежали на матери, кормилице и няньке. Детской колыбелью служили обычно корыта или висячие плетеные кор­зины. Когда кормилица через год-полтора завершала кормление ребенка, к нему приставлялась нянька. Теперь она заботилась о питании ребенка, которое готовила из меда, молока, хлеба; она же выносила ребенка на воздух и сопровождала с ним мать при посещении гостей и во время особо торжественных случаев. Чтобы ребенок заснул, нянька напевала ему колыбельные песни, укачива­ла. Для этих же целей использовались изобретенные пифагорейцем Архитом детские погремушки. Первые попытки ходить предостав­лялись самому ребенку — няньки только наблюдали за его попыт­ками. По мере роста ребенка его игры становились все сложнее и осмысленнее. Погремушки сменялись лошадками, играми в кубики и в волчок дома и на открытом воздухе. Примерно в 5 лет наступало время игры в черепки. Игра заключалась в том, что небольшие плоские камешки бросали по поверхности воды и считали, сколько раз те подпрыгивали. В этом же возрасте дети играли в веревочку, с обручем, мячом. Они всегда ходили обутые и причесанные. Волосы девочек, кроме того, закалывали дорогим, красивым гребнем.

В 7 лет имя мальчика заносилось в «белую» книгу, при этом отец клятвой подтверждал, что ребенок — его сын. С этого време­ни место няни заступал старый надежный слуга, дядька, называв­шийся педагогом. Он повсюду сопровождал своего питомца, на­блюдал за его поведением, предупреждал совершение проступков. В редких случаях педагог обучал его.

Для обучения дети обычно посещали школы (с 7 до 16 лет). Учебного курса, обязательного для всех, не было, требовалось толь­ко, чтобы все обучались гимнастике и музыке. Каждый афинянин, если хотел быть образованным человеком, должен был пройти установленный учебный курс у грамматиста, обучавшего чтению, письму и счислению, курс музыки в школе кифариста и курс гим­настики в палестре (школе борьбы). Обучение грамоте велось бук-

вослогательным методом, обучение письму — по образцу. Писали на восковых дощечках заостренной палочкой (стилом). Система фи­зического воспитания ставила своей задачей не только выработку силы и выносливости, но и гармоническое развитие человеческо­го тела.

С 16 лет юноши продолжали совершенствовать свою физичес­кую подготовку в государственной школе — гимназии. Помеще­ние «гимнасии» было также местом, где философы беседовали с учащимися. Система образования завершалась в Афинах двухлет­ней военной подготовкой в эфебии.

Женщины в Афинах получали, как правило, домашнее воспи­тание и образование. Их обучали чтению, письму, игре на музы­кальных инструментах. Особое внимание обращалось на обуче­ние ведению домашнего хозяйства, шитью и рукоделию.

Воспитание в Афинах имело многосторонний характер. Оно вклю­чало в себя физическое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание.

Занятия в школе

Несмотря на различный характер воспитания в разных частях Греции, можно отметить и общие особенности, характерные для греков,это ответственность взрослых за воспитание подраста­ющего поколения. Так, в Спарте военачальники, государственные деятели посещали воспитательные учреждения и вели с детьми беседы на моральные темы, присутствовали и сами участвовали в состязаниях, играли вместе с детьми. Например, играя вместе с. детьми, спартанский царь Агезилай не стыдился ездить на палочке верхом. В Афинах Сократ сам не раз участвовал в играх с детьми. Гераклит устраивал около храма Дианы в Эфесе игры для мальчи­ков. Отказывавшийся от всяких почестей при жизни, Анаксагор в

своем завещании просил как лучшей почести, чтобы в день его смерти были устроены игры детей.

Часто палестры и гимназии устраи­вали в одном здании, и в то время как в первых дети играли, во вторых под­ростки и юноши состязались в физи­ческих упражнениях, а в соседних за­лах ученые мужи и военачальники, философы и поэты, ораторы и артисты вели между собой продолжительные разговоры, читали свои сочинения, пели.

Школы были для детей любимым ме­стом пребывания. Именно здесь созда­вался тот тип грека, которого история рисует нам так: мощный, стройный, элегантный, любитель поэзии, философии, музыки, наук и физических упражнений, отличавшийся бодростью духа, трезвым умом и завидным здоровьем, позволявшим ему жить до глубокой старости.

Идеи о воспитании детей дошкольного возраста, впрочем, как и сама педагогика, развивались в рамках единой науки — философии. Философы и государственные мужи Древней Греции искали от­веты на волнующие их вопросы, такие, как значение, роль и место государства в жизни общества, гармонизация обществен­ных отношений, общественные институты, семья как основная опора государства. Выход виделся в проведении реформ, способ­ствующих улучшению морального состояния греческого общества.

Одним из идеологов государственного подхода и был Платон (427— 348 до н. э.), толчок к философскому развитию которого был дан его гениальным учителем Сократом (469 — 399 до н. э.). В диалогах «Государство» и «Законы» он изложил свои взгляды на организацию воспи­тания в государстве идеального обще­ственного порядка. Государство Пла­тона зиждется на идее общего интере­са, а не интересов отдельной лично­сти или групп личностей. Для осуще­ствления этих задач Платон привлек самые разнообразные средства, как за­имствованные из практики Египта, Спарты или Крита, так и изобретен­ные им самим. Государственная власть абсолютна — она находится в руках лучших людей, которые в состоянии руководствоваться во всех делах и по- СОКРАТ

ступках стремлением к общественному благу. Выполнение трех важ­нейших функций: производительной деятельности, защиты от вра­гов и управления — должны выполнять три сословия (земледель­цы и ремесленники, воины и философы-правители), труд кото­рых строго специализирован. Строгого разграничения по проис­хождению нет — лучшие из детей земледельцев и ремесленников принимаются в сословие воинов, а лучшие из воинов — в прави­тели.

Общественное воспитание детей из сословия воинов начинается с игры. Детей 3—6 лет собирают в определенном месте, и специаль­но назначенные женщины руководят их играми, следя за поряд­ком. С 7 до 10 лет основной вид деятельности детей — гимнастика и танцы. С 10 лет начинается обучение чтению и письму, с 14 — музыке и пиитике, а с 16 лет дети приступают к изучению ариф­метики, геометрии и астрономии. С 18 до 20 лет юноши занимают­ся военными упражнениями. В 20 лет наиболее одаренные присту­пают к высшему циклу образования. Наконец в 50 лет наиболее талантливые вступают в полноправные члены группы философов-правителей. Этот план воспитания касался только воспитания де­тей воинов и философов-правителей.

Концепция Платона — это, пожалуй, первая попытка рассмот­реть вопросы воспитания детей в системе — от воспитания до­школьников до подготовки правителей государства.

Еще один представитель эллинской философии — Аристотель (384—322 до н.э.) создал личностно ориентированную концеп­цию государства. В своем философском трактате «Политика» он изложил свои взгляды на педагогические проблемы, волновав­шие его современников. По Аристотелю, государство состоит из союза граждан, соединяющихся для выполнения государствен­ных функций в силу естественного стремления. Это стремление формируется у граждан в результате полученного ими воспитания.

Результаты воспитания определяются природой человека, привитыми навыка­ми и полученным образованием. Отсюда и цель воспитательно-образовательной деятельности: образование нравствен­ных граждан. Ремеслу и физическому труду обучают настолько, насколько это необходимо для свободного человека. До 5 лет основное занятие для детей — игра и развитие речи. С 5 до 7 лет ребенка го­товят к школе. С 7 лет начинается на­чальное обучение с преобладанием фи­зического воспитания. С 14 до 17 лет эс­тетическое воспитание сочетается с обу­чением музыке, рисованию и наукам.


С 17 лет до 21 года главной становится военно-гимнастическая под­готовка.

Взгляды Аристотеля оказали большое влияние на античную педа­гогику и дальнейшее развитие педагогической мысли.

Платон и Аристотель были не только теоретиками воспитания, но и создателями высших школ («Академия» Платона и «Лицей» Аристотеля). Кроме преподавания в своей школе Аристотель зани­мался воспитанием Александра Македонского, которому он су­мел дать чрезвычайно широкое образование.

Рим наследовал культурные традиции Греции. Но вместе с тем на протяжении многовековой истории в Риме сложилась опреде­ленная практика семейного и школьного воспитания. Римское вос­питание определялось характером римского народа, отличительными чертами которого были уважение к семейной жизни и признание прав женщины в семейной жизни. Мужчины тоже принимали участие в воспитании детей. Новорожденный ребенок признавался отцом, поднявшим его на руки. Это означало, что отец обязан был забо­титься о дальнейшем его воспитании. Ребенку давалось имя — девочке на 8-й день после рождения, мальчику — на 9-й. Впоследствии день этот торжественно праздновался. После этого ребенок передавался на попечение матери, кормилице и няньке, которая потом, при воспитании девочки, занимала место педагога. Главную роль в нравственном воспитании как мальчиков, так и девонек играла мать. До 6 лет дети оставались дома. Элементарное обу­чение начиналось на 7-м году и переходило в руки «литератора», преподававшего в школе. У него дети учились читать. Обучение велось силлабическим методом: название и порядок букв заучива­лись раньше, чем учащиеся узнавали их значение. Затем к чтению присоединялось и письмо. Писали на восковых дощечках, на кото­рых учитель проводил стилом глубокие линии и потом разрешал ученику самому обводить их.

После приобретения учениками определенных навыков в чте­нии и письме букв следовали упражнения в правильном произно­шении слов. Так постепенно доходили до чтения поэтических про­изведений. Вместе с обучением письму обучали счету. Дети считали по пальцам, на камешках, на мелких монетках и аспидной доске.

Успешно завершив курс учения в элементарной школе, ученик переходил в грамматическую школу, где преподавали греческий язык, литературу, риторику, историю. В последние годы существо­вания республиканского Рима появились школы риторов, где юно­ши знатных фамилий готовились к занятию высоких должностей в государственной службе.

С возникновением Римской империи (II в. до н. э.) государство стало все больше вмешиваться в постановку образования (в пер­вую очередь высшего философского и риторического). Импера­торы превратили школы риторов в государственные, целью которых была подготовка чиновников. Римские императоры покровительствовали высшим школам. Так, Юлий Цезарь даровал право римского гражданства преподавателям «благородных искусств», большинство из которых были греками. Веспасиан (9—79) назначил жалованье из государственной казны преподавателям греческой и латинской риторики в Риме. Адриан (76—138) кроме дарования льгот риторам, врачам, философам основал в Риме специальное здание для чтения лек­ций — Антей; в Афинах построил гимназию с большой библиоте­кой. Марк Аврелий Философ (121 — 180) создал в Афинах универ­ситет и давал деньги каждой из четырех основных философских школ (академической, лицейской, стоической и эпикурейской) на уч­реждение новых кафедр словесности и философии. Феодосии II в 425 г. организовал университет в Константинополе. В этом универ­ситете была 31 штатная кафедра: по 10 профессоров латинской и греческой грамматики, три латинских и пять греческих риторов, два профессора права и один профессор философии. Подобного рода школы существовали и в других городах обширной империи. В них получили образование и отцы христианской церкви. Так, Гри­горий Богослов провел 10 лет в высшей школе Афин. Там же полу­чил образование и Василий Великий.

ТАБЛИЧКИ ДЛЯ ПИСЬМА, НАТЕРТЫЕ ВОСКОМ

Конец этой образовательной системе наступил с великим пе­реселением народов и постепенным распадом почти всех обще­ственных организаций. Школы Восточной империи тоже много тер­пели от нападения на отдельные провинции арабов, турок, славян и других врагов империи. Тем не менее в некоторых центрах Ви­зантийской империи и в ее столице Константинополе традиции образования держались в течение всех средних веков, до самого взятия Константинополя турками.

Вопросы воспитания занимали значительное место в сочинениях древнеримских мыслителей. Наиболее значительный вклад в разви­тие педагогической мысли внесли Марк Фабий Квинтилиан и Плу­тарх.

Марк Фабий Квинтилиан (42 — около 100) — известный рим­ский оратор и педагог. Был первым преподавателем, получавшим по тому времени довольно большой государственный оклад и но­сившим звание профессора красноречия. В сочинении «О настав-

лении оратора» Квинтилиан достаточно подробно изложил свои педагогические воззрения. Несмотря на специальный ха­рактер, этот обширный труд (12 книг) имеет много интересных мест, посвя­щенных воспитанию и обучению. Пер­вая книга этого обширного труда посвя­щена воспитанию детей от рождения до 6 лет.

В вопросах воспитания Квинтилиан исходил из потребностей практической жизни. Он предлагал, чтобы образование детей начиналось с самого раннего возраста и шло постепенно согласно законам детского развития. Обучение долж­но начинаться как можно раньше — в игровой форме, поскольку именно первые элементы всякого знания особенно прочно откла­дываются в детской памяти. Первоначальное воспитание и обуче­ние должно быть домашним. Но после хорошего домашнего вос­питания ребенка необходимо передать общественной школе и об­щественным учителям. На первом этапе обучения чтению необхо­димо показывать детям написание и одновременно давать назва­ния букв, не предлагая заучивать на память весь алфавит. Главное при этом — не спешить приступать к чтению слов до тех пор, пока ребенок не начнет различать буквы и легко соединять их в слоги. В обучении письму целесообразно предлагать ребенку обводить вы­резанные на доске буквы, вначале держа его руку. За чтением и письмом должно начинаться основательное изучение не только содержания литературных произведений, но и их формы, языка.

Педагогические взгляды Квинтилиана оказали устойчивое влия­ние на педагогику последующих веков. В монастырских и соборных школах Западной Европы до XI в. очень часто следовали его ука­заниям. Потом на некоторое время следы его влияния исчезают и его работы забываются. Но с XIV в., когда ревностно принялись за изучение древностей, его сочинения «О наставлении оратора» долгое время служили источником, из которого ученые-гумани­сты XV—XVI вв. черпали идеи для своих педагогических концеп­ций.

Плутарх (50—120) — один из образованнейших людей своего времени, крупный государственный сановник — оставил после себя много исторических и философских сочинений. Для понимания пе­дагогических взглядов Плутарха особенно важно его сочинение «О первоначальном воспитании». В нем изложена теория воспитания, построенная на старинных греческих началах меры и гармонии. В воспитании так же, как в искусстве и науке, все сводится к трем условиям: природе, обучению и упражнению. Одна природа человека

без образования слепа; обучение без природы недостаточно; упраж­нение без содействия природы и обучения несовершенно. От при­роды зависят способности, от обученияих развитие, от упражне­ния — их практическое применение; все это вместе составляет выс­шее совершеннейшее образование человека, и если при этом недостает хотя бы одного условия, то не будет достигнуто и совершенство человека, который не сможет усвоить истинных добродетелей.

Матерям необходимо самим кормить своих детей, как указыва­ет сама природа. Они делают это гораздо охотнее кормилиц и тем скорее возбуждают в детях любознательность. Душа ребенка по­добна воску, на котором легко отпечатываются уроки мудрости и добродетели. А когда он уже затвердевает, то так же трудно стира­ются, как трудно воспринимаются им новые впечатления.

По мысли Плутарха, хорошее воспитание в соединении с соот­ветствующим обучением представляет главное и единственное сред­ство, чтобы привести юношество к добродетели и счастью; все ос­тальные блага (богатство, знатность происхождения и т. п.) ока­зываются ничтожными в сравнении с таким воспитанием и пото­му не могут быть для него целью.

ГЛАВА 2.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 4784 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...