Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Воспитание и обучение в древних цивилизациях



Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М.

Е 30

Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. посо­бие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С. Ф. Егоро­ва. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 320 с.

ISBN 5-7695-0660-1

В пособии дается систематическое, хронологически последовательное изложение истории отечественной и зарубежной педагогики с акцентами на проблемах раннего детства. Характеризуется процесс поступательного развития знания о ребенке как предмете и субъекте воспитания и о детстве как периоде формирования цельной личности.

Может быть полезно также учителям средних школ и колледжей.

© Издательский центр «Академия», 2001

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.................................................................................................3

Часть I. История зарубежной педагогики до начала XX в....................... 8

Глава 1. Воспитание и обучение в древних цивилизациях.

Педагогика Древней Греции и Древнего Рима......................8

Глава 2. Раннехристианский период. Педагогика феодального

Средневековья, Возрождения и Просвещения.....................20

Глава 3. Педагогика периода капитализма (XVIII —XIX вв.)............35

Часть II. История отечественной педагогики до начала XX в....................................................................................................................64

Глава 1. Народная дохристианская педагогика...................................64

Глава 2. Педагогика Киевской Руси.....................................................72

Глава 3. Педагогика Московского государства....................................85

Глава 4. Педагогика века Просвещения.............................................105

Глава 5. Педагогика периода кризиса крепостничества...................133

Глава 6. Педагогика пореформенной России....................................153

Глава 7. Классическая педагогика 60-х годов XIX в.........................161

Глава 8. Дифференциация научно-педагогического знания............ 183

Часть III. Педагогика XX в..................................................................193

Глава 1. Зарубежные педагогические концепции и практика

дошкольного воспитания XX в............................................................193

Глава 2. Общественная педагогика в России начала XX в.

(до 1917 г.).................................................................................................245

Глава 3. Партийно-государственная (советская) дошкольная

педагогика...............................................................................................257

Послесловие...............................................................................................317

ПРЕДИСЛОВИЕ

История педагогики — наука, изучающая развитие воспитания с древних времен до наших дней. Как одна из дисциплин в системе профессионального педагогического образования, она основыва­ется на исследованиях различных источников: предметов матери­альной культуры, добываемых археологами; летописных сводов, памятников письменности; официальных изданий государствен­ных учреждений — учебных программ, учебников и т. д. История педагогики использует также факты из сопредельных наук, на­пример из психологии, философии, социологии, логики. Но в цен­тре ее внимания — наследие ученых и педагогов, трудами которых разрабатывались фундаментальные основы науки о человеке.

Педагогика дошкольная является частью педагогики общей. «Че­ловек как предмет воспитания» — так определял содержание пе­дагогики К. Д. Ушинский. Л. Н. Толстой предлагал свою формулу: «Ребенок как предмет воспитания». Очевидно, что Л. Н. Толстой не противоречил К. Д. Ушинскому, он лишь дополнил его опре­деление, подчеркивая исключительную важность воспитания в ран­нем возрасте.

История педагогики по сравнению со многими другими отрасля­ми гуманитарного знания — историей, философией, филологией и др. — наука молодая. Ее возникновение в России как самостоя­тельной научной дисциплины относится к середине XIX в. Учителя и наставники, конечно, и до того многое знали из истории воспита­ния, но знания эти только фиксировались в теоретических концеп­циях. Во второй половине XIX в. происходит интенсивный процесс ее становления. Создаются труды ученых по истории отечественной, западноевропейской и всеобщей истории воспитания. Практически в каждом из них утверждалась мысль об исключительной значимости истории педагогики для педагогической теории и практики.

У каждой науки своя логика развития и своя, адекватная ей методология. Однако после 1917 г. в гуманитарные науки нашей страны административными средствами стали внедряться вульгар­но-материалистические методы с нигилистическим отношением к культурному наследию, с постулатами атеизма и классовой борьбы. Общественные науки все более подчинялись требованиям «поли­тического момента». История педагогики в этом отношении не могла быть исключением: постепенно она превращалась в одно из средств пропаганды господствующего мировоззрения, и потребовался не один десяток лет для преодоления связанного с этим ее кризисно­го состояния.

В последние годы становится все более ясно, что история педа­гогики — это наука, и она не должна уподобляться служанке бы­строменяющейся и подчас непредсказуемой политики. У нее есть собственные задачи, обусловленные необходимостью передачи опыта от старшего поколения поколению новому, подрастающему. Ученые-педагоги ныне вновь обращаются к изучению человека как предмета и субъекта воспитания, моделируя историко-педагогический процесс со всеми его непростыми и многочисленными про­блемами, создавая теорию воспитания, образования, обучения. Они обращаются к исследованию глубинных связей материи и духа, общественного бытия и сознания, науки и религии, т. е. к вопро­сам, волновавшим человека и общество во все времена и сегодня таким же актуальным, как и в прошлом, далеком и близком.

Иногда приходится слышать об истории как о чем-то безвоз­вратно ушедшем, навсегда «канувшем в Лету», не имеющем для нас никакой практической ценности. А между тем обозрение со­временных наук о человеке неизбежно приводит к выводу, что самое ценное в них есть не что иное, как прошлый опыт воспита­ния, выраженный в абстрактной форме, реальное содержание ко­торого, однако, не может быть понято в отрыве от генезиса.

В данной книге, в отличие от прежних изданий, история педа­гогики России представлена не в двух принципиально различных частях, а единым блоком. Тем самым делается шаг к тому, чтобы устранить ее разделение на «дореволюционную» и «советскую», не вытекающее из внутренней логики педагогической науки (оно дик­товалось причинами политическими, исказившими действитель­ную картину истории отечественного просвещения).

Отдельно рассказывается о педагогике зарубежной. Для этого есть достаточные основания. У педагогической мысли западноев­ропейских стран и России общий источник — христианство. Но с течением времени происходили изменения, обусловленные обра­зом жизни и характером романо-германских народов, с одной сто­роны, и народов славянских — с другой. Одним из результатов многовекового исторического процесса стало появление католи­чества и православия как отдельных ветвей христианской религии. Своеобразие этих далеко разросшихся ветвей христианства опре­делило в свою очередь различия в развитии светских культур, а также педагогической мысли. Так, например, восточное христиан­ство на протяжении веков проявляло более терпимое отношение к инакомыслящим, инаковерующим, официально не одобряло на­сильственных средств в миссионерской деятельности своих служи­телей. Важные свидетельства этому мы находим в героическом эпосе народа. Напутствуя Илью Муромца, снаряжая его «на поможение, на сбережение» к киевскому князю Владимиру Красное Солныш­ко, отец дает Илье «заповедь великую: не проливать крови пона­прасну ни христианской, ни басурманской».

Об ином отношении к «неверным», в частности к язычникам, говорится в относящемся к той же эпохе героическом эпосе западноевропейских народов («Песнь о Роланде»).

….

Материалы по истории западноевропейской педагогики изла­гаются традиционно в соответствии с последовательной сменой социально-экономических формаций: рабовладение, феодализм Средневековья, капитализм Нового времени.

В России смена этих формаций не обозначилась столь отчетли­во, как в Западной Европе.

Россия не знала рабовладения и феодализма такими, как они сформировались на Западе. Отсюда логическая канва в изложении материала иная — не по формациям, а по тенденциям развития педагогической мысли, доминировавшим в различные историчес­кие эпохи и периоды.

По этому основанию можно историю отечественной педагоги­ки разделить на: педагогику народную, православную, дворянско-государственную, общественную и, наконец, партийно-государствен­ную (советскую). Примечательно, что смена названных периодов в своей последовательности ускорялась. Если первый период длился неизмеримо долго, то второй ограничен семью столетиями, тре­тий продолжался около полутора веков, два же последних длились менее века каждый.

Последовательная смена доминировавших в разные историчес­кие периоды тенденций, конечно, не означала отрицания про­шлого опыта, его ценности для практики обучения и воспитания. Народная педагогика, например, продолжала оказывать влияние во все последующие периоды и нередко служила противовесом односторонним подходам в педагогике церковной, государствен­ной и партийной.

Чем дальше от нас определенный исторический период, тем в историко-педагогической науке он более дискуссионен. Так, одни ученые связывают начало российского просвещения с крещением Руси, говоря при этом, будто до того воспитание у славян имело «характер, какой оно носит у диких народов» (Демков). Но есть и другие версии: «Древние славяне были людьми ведической куль­туры; правильнее древнюю славянскую культуру именовать не язы­чеством, а русским ведизмом. Это — мирная религия высококуль­турного народа, родственная другим религиям ведического источ-

ника — верованиям Древней Индии, Ирана, Древней Греции» (Социум. — 1994. — № 1 (37). — С. 70). При сопоставлении различ­ных историко-педагогических версий не следует спешить с выво­дами, которые выходили бы за пределы достоверно известных, научно обоснованных фактов. В отличие от среднего, школьного, призванного давать систему знаний, высшее учебное заведение пе­дагогического профиля учит, кроме того, и методам исследования духовно-практической деятельности. Овладение такими методами необходимо студенту для того, чтобы он мог уже без помощи пре­подавателя, самостоятельно по достоинству оценить нововведе­ния, инновации, теории, с которыми ему неизбежно придется сталкиваться в практической деятельности.

В этом отношении курс истории педагогики имеет исключитель­но важное значение. Он позволяет на широкой фактической исто­рической основе, сопоставляя различные национальные системы воспитания, теоретические концепции образования, опыт разных стран и народов, вскрыть сущностные, закономерные связи систем воспитания и образования, что является главной целью науки.

Авторы стремились преодолевать догматику какого-либо одно­го философского или психологического учения, довлевшего над авторами прежних учебников при рассмотрении историко-педагогического процесса, и излагать фактический материал с позиций научной объективности. Одну из своих задач авторы видели в том, чтобы показывать значение каждого вошедшего в историю педаго­гики деятеля просвещения, его личный вклад в развитие образо­вания и науки о воспитании, раскрывать связь жизненной и твор­ческой биографии каждого из них с его мировоззрением, обще­ственными убеждениями и практической деятельностью в услови­ях своего времени.

У приступающего к изучению истории педагогики может сло­житься представление о том, будто философы, писатели, педаго­ги прошлого и настоящего без конца повторяли и повторяют одно и то же: о важности воспитания, о внимательном отношении к ребенку, о наглядности обучения и т. д. Такое представление воз­никает в тех случаях, когда отдельные понятия, идеи сравнивают­ся в отвлечении от целостной системы взглядов автора. Если же рассматривать сходные на первый взгляд («одни и те же») идеи в контексте творческой биографии каждого из педагогов-классиков, то каждая из «похожих» идей окажется оригинальной, неповтори­мой — по глубине проникновения в сущность воспитательного и образовательного процесса, по ее научной обоснованности, прак­тической значимости и т. д. К такому изложению исторического материала стремились авторы данного учебного пособия.

Читатели, наверное, обратят внимание на то, что в обозрении педагогики XX в. описание преобладает над критическим анали­зом. И для этого есть свои причины. Уходящий век в известном

смысле история, а вместе с тем и современность. Развивавшиеся в недавнем прошлом концепции сегодня присутствуют в нашем со­знании как реальность настоящего времени. Поэтому задачу кри­тического осмысления педагогического процесса уходящего века предстоит решать в ближайшем, надо надеяться, будущем моло­дым ученым в свете педагогических идеалов XXI в.

История педагогики — область поистине необъятная, и в от­дельно взятой книге при ограниченном объеме она не может быть раскрыта с исчерпывающей полнотой. Книга с таким названием хотя и будет отвечать общепринятым требованиям к учебнику, однако таковым может называться лишь условно. В строгом же зна­чении слова она для приступающего к изучению столь обширной области научного знания окажется только именно «введением».

Издание настоящей книги завершает разработку комплекта учеб­ных изданий, подготовленного специалистами Института теории образования и педагогики РАО совместно с преподавателями Мос­ковского государственного педагогического университета. Кроме данной книги он включает также «Программу», две хрестоматии (по русской и зарубежной педагогике) и учебно-методические ма­териалы ко всему курсу. Все составляющие комплекта готовились в сжатые сроки, в нем, конечно, могут оказаться недостатки и по­грешности. Авторы будут признательны всем за критические замеча­ния, которые будут способствовать дальнейшей разработке посо­бий по курсу истории отечественного образования и воспитания.

ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДО НАЧАЛА XX в.

ГЛАВА 1.

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 796 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...