Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Феодального Средневековья, Возрождения и Просвещения 1 страница



Влияние христианства на развитие педагогической мыс­ли • Падение язычества и торжество христианства. Усиление церкви • Христианское просвещение времен империи. Аске­тический идеал • Просвещение в Западной Европе. Роль церк­ви в воспитании и образовании • Средневековые универси­теты. Воспитание рыцарства. Городские школы • Идеи гума­нистов эпохи Просвещения. Педагогика Яна Амоса Коменского

Образование Римской империи оказало громадное влияние на религии тех народов, которые вошли в ее состав. Древнейшие ре­лигии отличались этническим характером; чуть ли не каждый го­род имел своих богов, которые могли и не быть богами в соседних городах. Так, формирование общегреческой религии произошло не сразу, а местные различия в языке, нравах и обычаях служили препятствием для религиозного общения. Однако такая религиоз­ная исключительность не могла долго держаться, потому что на­роды очень рано стали заимствовать друг у друга отдельные веро­вания и подробности культа. Некоторые мифологические представ­ления греков были восточного происхождения, а римляне доволь­но рано приняли эллинские мифы и культы. С завоеванием новых

провинций, с распространением римлян в странах Средиземно­морья, с появлением иноземцев в самом Риме происходило «сме­шение» богов разных стран и регионов, и таким образом религия римлян представляла собой полиэтническое язычество, пронизан­ное религиозными верованиями Востока.

Немало вреда языческой религии принесло обоготворение им­ператоров, приведшее к тому, что люди приносили жертвы тира­нам, запятнавшим себя пороками и преступлениями. Из-за этого религия лишалась своего нравственного содержания, превращаясь в собрание грубых суеверий. В то же время проявлялось стремление к единобожию. Образованным людям империи, не удовлетворяв­шимся традиционной религией, последнюю заменяла философия. Римляне не имели склонности, характерной для греков, к реше­нию отвлеченных вопросов бытия и познания, по преимуществу их интересовали такие проблемы, как цель жизни, добро и зло, счастье и нравственное поведение. При этом римские философы не создали никаких оригинальных философских концепций, они лишь повторяли и развивали греческие (например, эпикуреизм и стоицизм).

Долгое время римляне смотрели на христианство как на одну из еврейских сект (первыми христианами, как известно, были ев­реи), но уже в середине I в. новая религия, в которой не было «ни иудея, ни эллина, ни варвара», а все должны были признавать себя детьми единого Небесного Отца, исповедовалась небольшими об­щинами обращенных язычников в разных местах империи. Со вре­менем во всех больших городах Востока и Запада (в Антиохии, Александрии и Риме), а потом и в меньших поселениях возникли общины верующих, получившие название церквей и состоявшие из клира (епископов, пресвитеров и диаконов) и мирян. Между этими общинами существовала постоянная связь, и все они соста­вили одну общую организацию, охватившую — под именем все­ленской церкви — все провинции империи. Число христиан возрас­тало, и последователи христианства встречались в разных классах общества.

К V в. христианство почти вытеснило язычество из Римской империи, и церковь стала значительной исторической силой. Луч­шие представители Римской империи начали посвящать себя слу­жению церкви, занимая высшие духовные должности, обращаясь к писательской деятельности на пользу новой религии, устраивая благотворительные учреждения, выступая против притеснения чи­новников и ходатайствуя за обиженных. Все это поднимало нрав­ственный авторитет церкви. В то время как Римское государство разлагалось, церковь обогащалась и укрепляла свою внутреннюю организацию. Усердие обращенных порождало обычай отдавать в ее распоряжения целые имения, в которых жилось лучше, чем на казенных и частных землях.

Империя распадалась на части, правительство увеличивало на­логовые сборы, чиновники притесняли и обирали население; цер­ковь же все более и более организовывалась и все ближе станови­лась к населению, которое начинало смотреть на духовенство как на истинных выразителей нужд общества, его заступников и по­кровителей.

Наконец, церковь сыграла важную роль в период варварских на­шествий. Это было время крушения империи на Западе под напо­ром германских племен, и церковь сделала своей целью нрав­ственное и гражданское воспитание варваров. Впоследствии толь­ко через принятие христианства народы германского и славян­ского происхождения приобщались к греко-римскому культур­ному миру.

За немногими исключениями, культурные слои общества, осо­бенно на Западе, получали в IV и V вв. образование в светских школах, где главным предметом преподавания была языческая ли­тература. Отцы церкви чувствовали потребность в образовании и поэтому учились в языческих школах, так как только в них можно было приобрести знания, необходимые для понимания философ­ских и нравственных вопросов, для толкования Священного Пи­сания, для полемики с литературными оппонентами церкви. По­этому в христианской церкви в первые века христианства устано­вилась такая практика: в семье и храме юношество получало религи­озное воспитание, а в языческих школах знакомилось с литературой, философией, музыкой, математикой.

Многие христианские писатели с уважением относились к куль­турному наследию прошлого и стремились примирить все лучшее из него с христианством. Такими были святой Василий на Востоке (IV в.), Блаженный Августин на Западе (V в.). В первые века христианства в Египте развилось особое направление, известное под названием аскетизма (от аскеза — упражнение). Оно проявилось в монашестве, в проповеди отречения от плоти, от мирского ради загробной жизни и спасения души, сред­ством достижения которого и считалась аскеза. Вся культурная история европей­цев в следующие столетия (Средние века) совершалась под влиянием этих новых идей, возникших в IV и V вв.

В водовороте переселения народов по­степенно исчезает и древняя античная ученость, и языческая школа (грамма­тистов, риторов). Но Запад и Восток не были одинаковыми в этом постепенном Святой Василий упадке образования.

В Византийской империи периода Средневековья существовали школы, изучались классики, особенно греческие. Школы под­держивались императорами, которые обеспечивали их учителями и библиотеками за счет государственной казны. Процветали крас­норечие, филология, богословские науки. Иоанн Дамаскин (VIII в.) привел в систему христианскую догматику, пользуясь сочинени­ями древних философов, особенно Аристотеля. Многочисленны­ми учеными трудами известен патриарх Фотий (IX в.). Целый ряд даровитых историков описали тысячелетнюю судьбу империи. Дочь императора Алексея Комнина Анна (XII в.) в 15 книгах описала деяния своего отца, s

На Западе же в V—VII вв. церковный клир был единственным носителем образованности. Поскольку существовала потребность в грамотных людях, прежде всего для отправления богослуже­ния, то церковь организует приходские, монастырские и епис­копские школы, которые имели исключительно теологический характер. Обучение чтению, письму, счету, церковному пению велось на латинском языке. Латинскую грамоту усваивали при по­мощи буквослагательного метода, рассчитанного на хорошую па­мять. До середины XV в. учебные книги были очень дорогими и ученики не в состоянии были их приобретать. Поэтому и прихо­дилось диктовать все, что было необходимо заучить. Все это зани­мало очень много времени.

В школах повышенного типа (епископских) кроме богословия изучали предметы, составлявшие так называемую александрий­скую энциклопедию: грамматику, риторику, диалектику, арифме­тику, геометрию, астрономию и музыку. Основой курса счита­лась грамматика латинского языка. На ее изучение тратилась боль­шая часть времени. Венцом изучения грамматики было умение писать латинские стихи. Под риторикой подразумевалось умение составлять письма и документы делового характера. Диалектика имела целью развитие мыслительных способностей ученика. При изучении арифметики часто ограничивались сложением и вычи­танием, правила умножения и деления в латинской нумерации были очень сложными, ими овладевали далеко не все учащиеся. Геометрия содержала общие определения квадрата, круга и т. д. Кроме того, в содержание геометрии входило описание Земли и животных. Астрономия знакомила с учением греческого астроно­ма Птоломея. Музыка носила религиозный характер, связанный с богослужением. Таким было содержание «семи свободных ис­кусств» до возникновения университетов.

Замечательным явлением средневековой культуры и образова­ния, ставшим значительным фактором общественной жизни, были •средневековые университеты. Древнейшим университетом в Евро­пе считается Салернская медицинская школа, основанная в нача­ле XI в. В XII в. возникают Болонский (Италия) и Парижский (Фран-

ция) университеты. Все остальные университеты, появившиеся позднее, в течение ХДП—XV вв. (всего 31, в их числе славянский университет в Праге), образуются по типу этих университетов, часто с дословным воспроизведением уставов, планов курсов, по­ложений об ученых степенях, испытаниях.

В средневековых университетах имелось, как правило, четыре факультета: теологический, юриспруденции, медицины и фило­софии. Преподавание состояло из чтения лекций и диспутов. Обуче­ние велось на латинском языке. На лекциях профессор с кафедры читал и разъяснял какое-нибудь сочинение, а на диспутах обосно­вывал и защищал одно из положений вероучения или научного суждения. Во время лекций студенты старших курсов сидели на скамьях, а младших — на полу, на соломе, «дабы внушить им смирение». Вся университетская жизнь была строго регламентиро­вана. Обязательные лекции начинались около 5 часов утра и закан­чивались в 9 — 10 часов. После обеда назначались занятия, посеще­ние которых не было обязательным для всех. За пропуск обязательных лекций или за опоздание на них взимался штраф с преподавателей и со студентов.

Университеты оказали большое влияние на развитие культуры в I Средние века. Они способствовали приобщению населения средне­вековых городов к знанию и к подготовке образованных людей для своего времени.

В Средние века возникло сословие рыцарей. Рыцарство внесло в средневековое общество новые нравы и понятия. Это сословие не имело собственных школ. Дети рыцарей, как правило, получали только домашнее воспитание. Самые знатные посылали своих де­тей в дворцовую школу, большинство же — в монастырскую или церковную. Воспитание рыцарского сословия включало обязатель­ные предметы военно-физического цикла, которых не могла дать I монастырская или церковная школа, а именно: верховая езда, плавание, стрельба из лука, фехтование, охота, шахматы и искусство писать стихи. Будущий рыцарь обучался этим наукам при дво­рах герцогов и королей.

Первые семь лет жизни дети рыцаря получали домашнее воспитание, оставаясь на попечении матери, кормилицы и няньки. Глав­ная забота воспитателей состояла в том, чтобы ребенок развил дар слова и усвоил хорошие манеры. Мальчики в играх приучались к турнирам и рыцарским подвигам, а девочки перенимали от мате­ри искусство прясть, ткать, вязать, шить, кроить и хозяйствовать 1 в доме. Обычно в замке находился особый учитель, который кроме религии преподавал детям чтение и письмо. Девушкам также препо­давали иностранные языки (латынь, французский, немецкий), обу­чали пению и игре на музыкальном инструменте (арфе, лютне). Их часто отправляли также ко двору или в замок богатого рыцаря, чтобы, живя в обществе хозяйки дома, они могли усвоить хорошие манеры, научиться поведению за столом, игре, танцам, об­щению с высшим и низшим сословиями, с мужчинами и женщи­нами.

Еще больше внимания уделялось образованию мальчиков. По до­стижении семилетнего возраста их обыкновенно также передавали в чужое благородное семейство для усвоения всех рыцарских кано­нов. Обучение мальчика велось свободно, под влиянием примера и совета старших. С 7 до 14 лет он выполнял обязанности пажа при хозяйке дома, а затем, с 14 до 21 года, будущий рыцарь становился оруженосцем. На 21-м году жизни юношу посвящали в рыцари, что сопровождалось торжественной церемонией. Рыцарский идеал образованности, христианский по своей идее, входил в противоречие с религиозным аскетизмом, который проповедовала церковь. А после изобретения пороха, радикально изменившего военное дело, ис­ключительно военное, узкосословное воспитание рыцарства ока­залось более ненужным. После возвышения богатого и более об­разованного городского сословия, взявшего под свое покрови­тельство образование, науку и культуру, рыцарское сословие стало постепенно вырождаться (к XVI в. очень часто рыцари не умели ни читать, ни писать, считая эти умения ниже своего достоин­ства).

С XII в. в Западной Европе происходит значительный рост го­родской буржуазии. Развитие этого нового сословия и вызвало появление новой, светской по содержанию, культуры. Образова­ние, которое давали церковные школы, не удовлетворяло куп­цов, ремесленников, банкиров. Это и вызвало появление нового типа школ (цеховые и гильдейские), которые зависели уже не от духовенства, а от горожан. В содержание преподавания вносились необходимые изменения. Чтение и письмо стали преподаваться на родном языке. Были введены новые предметы: история, география, коммерческая корреспонденция. Первые такие школы появились в Италии в XII в. (Флоренция, Милан), спустя некоторое время в Германии: в городах Любеке (1161), Гамбурге (1187), Лейпциге (1395) и в других торговых центрах. Цеховые и гильдейские шко­лы, впоследствии содержавшиеся на средства городских магист­ратов (городские начальные школы), были первыми учебными заведениями, в которых церковь не имела монополии на содержа­ние образования.

Дальнейшее развитие образования и педагогической „мысли в средневековой Европе определялось влиянием античной культу­ры; этот период получил название эпохи Возрождения. Культура Возрождения была связана прежде всего с появлением в средневе­ковом обществе буржуазии.

В Италии возрождается античный идеал прекрасного, гармо­ничного человека. Человек и человеческие отношения вновь ста­новятся главной темой культуры. Это, конечно, не означает, что Возрождение повторяет античный период. Культура Возрождения не могла игнорировать тысячелетие раннего Средневековья, хрис­тианской религии, нового мировоззрения, идеалов.

XIV— XVI вв. ознаменованы развитием науки, литературы, ис­кусства. Это было время Великих географических открытий, ин­тенсивного развития астрономии, физики, анатомии, математи­ки, изобретения книгопечатания. В эпоху Возрождения в нарожда­ющемся третьем сословии формируется мировоззрение, весьма от­личавшееся от господствовавшей в Средние века проповеди аске­тизма, провозглашавшее право человека на счастливую жизнь на земле, религиозное миропонимание Средних веков стало резко рас­ходиться с действительностью. Центром внимания становился чело­век. Поэтому и вся культура этого времени получила название гу­манистической.

Педагоги-гуманисты Возрождения обращались к классическим писателям как к научным авторитетам. У Евклида учились гео­метрии, у Плиния Старшего — естественным наукам, у Варрона — земледелию. С особой любовью гуманисты изучали сочине­ния ораторов и поэтов. В определении образовательного идеала Возрождение следовало мыслям Марка Фабия Квинтилиана, со­чинения которого были найдены в Италии в начале XV в. и ока­зали определяющее влияние на все педагогические размышления гуманистов.

Увлечение классической древностью отразилось на судьбах на­циональных языков. «Культурными» языками считались только но­волатинский и новогреческий. Лишь во второй половине XVT в. в романских странах появилась потребность мыслить и писать народ­ном языке.

Отрицание средневекового образования и увлечение классичес­кой поэзией и искусством как образовательным материалом под­нимали вопросы об отношении Возрождения к христианской рели­гии, поскольку именно христианская религия в Средние века в той или иной мере составляла содержание образования.

Первые носители идей Возрождения — итальянские гуманис­ты — свое увлечение античной литературой пытались согласовать с христианством и церковным учением. Они искали цели образова­тельной деятельности в христианском совершенстве.

Среди педагогов-гуманистов видное место принадлежит Витторино де Фельтре (1378 — 1446), который организовал школу «Дом радости». Большое внимание в ней уделялось физическому разви­тию воспитанников, верховой езде, фехтованию. В центре всех школьных занятий были классические языки, которыми учащие­ся овладевали в совершенстве, благодаря применению разговор­ного метода. Новые методы использовались и при изучении дру­гих предметов. Так, например, первоначальные сведения по ариф­метике дети получали во время игр, геометрия изучалась вместе с

черчением через практические работы по измерению площадей и объемов.

Эпоха Возрождения — время появления утопий, особого поле­мического жанра литературы, светского по содержанию. Родона­чальником жанра считается англичанин Томас Мор (1478 — 1535). «Утопия» (в пер. с греч. — место, которого нет) — так называлось произведение Томаса Мора. Изображая идеальную жизнь идеаль­ного общества на несуществующем острове, Мор проектирует си­стему воспитания, которое должны получать дети. В «Утопии» дети получают общественное воспитание (и мальчики, и девочки). Обу­чение ведется на родном языке. Одновременно дети готовятся к предстоящей трудовой деятельности, занимаясь земледелием или ремеслом. Все взрослые жители могут в свободное от физического труда время заниматься науками или искусством и пополнять свое образование в интересующей их области.

Монах Доминиканского ордена Томмазо Кампанелла (1568 — 1639), отлученный от церкви за свои убеждения, в политической утопии «Город солнца» планировал контроль государства даже за подбором супружеских пар. Общественное воспитание должно было начинаться с 2 лет. С трехлетнего возраста начинается обучение детей чтению с широким применением наглядности и физическо­му воспитанию. С 8 лет организуется систематическое обучение на­укам и ремеслам. С 12 лет вводится военная подготовка граждан «Города солнца».

Образовательные устремления Возрождения повлияли на тео­ретическое изучение педагогических вопросов и на практику вос­питательно-образовательной работы. Педагогические вопросы ста­новятся предметом усиленного внимания и интереса в широких сло­ях общества. Возникают новые учебные заведения, призванные слу­жить исключительно делу гуманизма. Определяется новое содер­жание учебных программ школ. Из­меняются методы учебно-воспита­тельной работы. Пишутся новые учебники и учебные пособия.

Коренным образом изменяется отношение к дисциплине и нака­заниям, создаются школьные ин­струкции и уставы.

Это была переходная эпоха от Средневековья к Новому времени, когда был осмыслен и обобщен опыт воспитания и образования подрастающего поколения в семье и школе и разработана достаточно стройная педагогическая система, учитывающая естественное разви-

Томмазо Кампанелла

тие детей и способствующая этому развитию. Символом этого Нового времени в педагогике стал Я. А. Коменский.

Великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592—1670) родил­ся 28 марта 1592 г. в Моравии, в семье мельника. Предки Коменского получи­ли свое имя от городка Комны в Че­хии.

Семья принадлежала к религиозной общине Моравских братьев — одного из многих направлений протестантиз­ма того времени. В 1604 г. Коменский Ян Амос Коменский осиротел и воспитывался опекунами.

В 1608 г. становится учеником школы Чешских братьев в г. Пшерове, лучшей среди братских учебных заведений. Она готовила будущих священников для общины, по­этому центром обучения в ней была кроме классических языков теология. Ян Ланецкий, возглавлявший Пшеровскую школу, за­метил одаренного ученика и порекомендовал руководителям об­щины послать Яна для совершенствования знаний в академию. Куда? За границу, такое было общее правило для всех молодых дворян и сыновей горожан. А Моравские братья посылали своих студентов в Германию: в Гернборн или Гейдельберг.

Коменский приезжает в Гернборн в 1611 г. (Позднее, после завершения курса учения, он проучится два семестра в Гейдельберге.)

Время формирования Коменского как ученого и педагога сов­пало со временем жизни и творчества выдающихся деятелей куль­туры.

Целая плеяда великих имен осветила своим творчеством вто­рую половину XVI в. и перешагнула порог следующего столетия.

За три года до рождения Коменского умер великий итальян­ский поэт Торквато Тассо, Мигель Сервантес дожил до 1616 г., Шекспир пережил автора «Дон Кихота» на 10 лет, а испанский драматург Лопе де Вега умирает в 1635 г. В 1606 г. родился будущий друг Коменского Рембранд ван Рейн.

Это была эпоха великих личностей не только в искусстве, но и в науке. Достаточно вспомнить основателя систематической мине­ралогии и теоретика механики горного дела Георга Агриколу, со­здателя современной анатомии Везалия, исследователя магнетиз­ма Уильяма Гилберта, великого картографа Герарда Меркатора.

В 80-х годах XVI в. в Англии выходят труды Джордано Бруно, который погиб в Риме на костре как еретик на переломе двух веков, открыв современникам бесконечность Вселенной. В 1604 г. Галилей

Коменский

установил законы свободного падения тел и открыл изохронность колебаний маятника. В 1608 г. в Голландии был изобретен бинокль, который тремя годами позже усовершенствовал и превратил в теле­скоп Кеплер. В 1614 г. шотландец Непер разрабатывает первый лога­рифм, через четырнадцать лет Уильям Гарвей доказывает существо­вание большого и малого кругов кровообращения, а еще через семь лет кардинал Ришелье основывает Французскую академию.

В отличие от средневековой схоластики человеческий разум и его способность к познанию и суждению становятся универсальной опорой и защитой новых мыслей. Так, Френсис Бэкон первым от­верг философию Аристотеля и разделил сферы действия науки и веры. Бэкон в науке опирался исключительно на разум, делал вы­воды, основываясь на наблюдениях, познании природы, на спе­циально поставленных опытах. На четыре года позже, чем Комен­ский, родился Рене Декарт, фанатик веры во всемогущество разу­ма. А еще можно упомянуть голландца Гуго де Гроота (1583 — 1645), основателя международного права, Томаса Гоббса (1588 — 1679), теоретика государственного права. Возбуждали любопытство сооб­щения о проекте Вольфганга Ратке (Ратихия), который будто бы создал педагогический метод, гарантирующий легкое и быстрое изучение латыни, греческого, древнееврейского языков и всемир­ного универсального языка, который должен был стать языком объединенного всемирного государства с единой религией. (Любо­пытство, которое вызвал проект Ратке, становилось еще более ост­рым из-за таинственности, искусственно созданной автором. Рат­ке, боясь «преждевременно» выдать секрет, отказывался сказать что-либо конкретное о своем методе.)

Такими были внешние импульсы, хотя перечисление их мож­но было продолжить. Важно, что все духовные стремления имели некоторые общие черты. Первое — это желание охватить полно­стью огромный поток новых знаний и открытий эпохи. Второе — необходимость подчинить необъятные масштабы науки опреде­ленной системе, а точнее, вывести из нее определенную систему. Третье — при всей разнородности познаваемого материала прийти в его понимании к общей гармонии, которая должна была устра­нить противоречия между научным познанием и истиной, явлен­ной в Священном Писании. В дальнейшем во всех трудах Коменско­го три этих принципа будут проявляться в полной мере.

По возвращении в Чехию Коменский руководит школой брат­ства и ведет разностороннюю научную работу. Занятия Коменско­го осложнялись тридцатилетней войной (1618 — 1648), имевшей ре­лигиозную основу. Община Моравских братьев была вынуждена покинуть родину и в 1628 г. обосновалась в Польше, в городе Лешно. Здесь Коменский работает в средней школе и пишет ряд тру­дов, принесших ему мировую известность, среди которых «Мате­ринская школа» и «Дидактика чешская» (на родном и латинском

языках). В 1641 г. по приглашению депутатов английского парла­мента Коменский приехал в Лондон. Работа была вскоре прервана из-за начавшейся в Англии гражданской войны. В 1650 г. Комен­ский участвовал в проведении школьной реформы в Венгрии. Здесь им был закончен «Мир чувственных вещей в картинках», ставший настольной книгой многих поколений учащихся во многих евро­пейских странах.

Последние годы жизни Коменского проходят в Голландии, в Амстердаме. Здесь были изданы «Великая дидактика» и первые две части «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих», ко­торый он считал главным трудом своей жизни.

Сам Коменский считал себя не столько педагогом, сколько бо­гословом. Его педагогические представления покоились на твердом основании веры. Человек, по его мнению, — совершенный предел Божьего создания, венец его славы. После грехопадения человек частично утратил свои божественные свойства. С тех пор историчес­кий процесс — путь постепенного восстановления человека и пре­вращения мира в Царство Божие. Человек — микрокосм, и поэтому нет нужды вносить в него что-либо извне. Необходимо развивать то, что в него уже заложено. Дети яснее всего говорят о божествен­ной сущности прошлого человека и свидетельствуют о возможно­сти Воскресения. Дети — наиболее благодатный материал для со­здания Царства Божьего. Взрослые уже огрубели в своих уродливых формах. Вот почему если мы хотим приближения всеобщего благо­денствия, то должны прежде всего позаботиться о правильном уст­ройстве школ. Коменский считал, что все здоровые дети способны к науке, независимо от особенностей индивидуального развития и социального положения. Все основоположения своей педагогики Коменский выводит из аналогий с природными явлениями.

Школа должна давать детям всестороннее образование, разви­вать их ум, нравственность и волю. Коменский обосновал дидакти­ческие принципы и правила, имевшие большое значение для по­следующего развития обучения и школьной практики. Правильное воспитание и обучение должны быть природосообразными. Комен­ский, согласно представлениям своего времени, считал, что все в природе, включая человека, подчинено единым и универсальным законам. Поэтому, обосновывая свои педагогические положения, он часто ссылается на сходство явлений природы и человеческой деятельности. Но природосообразным является только такое обу­чение, которое строится с учетом возрастных особенностей детей. Для обучения должен предлагаться лишь материал, доступный для восприятия в данном возрасте.

Коменский приходит к выводу о необходимости наглядности в обучении. Он выводит правило, позднее названное «золотым пра­вилом дидактики»: «Все, что только можно, представлять для вос­приятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия глазом,

слышимое — слухом, подлежащее вкусу — вкусом, запахи — обо­нянием, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Принцип наглядности Коменский реализовал через непосред­ственное знакомство детей с самими предметами, а если это по каким-либо причинам было невозможно, то через модели и карти­ны, изображавшие эти предметы. Как раз для таких целей Комен­ский создал и свой знаменитый труд «Мир чувственных вещей в картинках» (первый блестящий опыт иллюстрированной детской энциклопедии). Этот учебник произвел в свое время переворот в преподавании родного и латинского языков, был переведен прак­тически на все европейские языки и в течение более чем 150 лет служил образцом книги для первоначального обучения в семье и школе. (В России он был издан впервые в 1788 г. по распоряжению императрицы Екатерины II.)

Непременным условием усвоения учебного материала Комен­ский считал наличие у учащихся интереса и внимания к учению. Он предлагал прежде всего сделать обучение посильным и, кроме это­го, всеми средствами возбуждать детскую любознательность. Для того чтобы знания были доступны, Коменский рекомендует идти в обучении от простого к сложному, от конкретного к абстракт­ному, от фактов к выводам, от близкого к далекому.

Последовательное и постепенное изложение материала Комен­ский считал непременным условием, обеспечивающим прочность знаний. Для того чтобы заложить прочную основу знаний, он пред­лагает останавливаться на каждом вопросе до тех пор, пока уча­щиеся его вполне не усвоят.

Тщательно разработаны Коменским вопросы организации шко­лы и ее работы. Несмотря на ограниченность и разрозненность знаний в области психологии, он достаточно верно определил этапы психического развития человека. В соответствии со своими представлениями об этом Коменский разделил время учения на четыре возрастных периода: детство, отрочество, юность, возмужа­лость — и в соответствии с этим предполагал создавать систему школ. Так, в детстве он считал необходимым развивать внешние чувства и наблюдательность; в отрочестве упражнять воображение и память и одновременно язык и руку; в юности развивать понимание и суждение и, наконец, на последнем этапе обучения — в период возмужалости формировать то, что относится к области воли.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 653 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...