Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Антропологическая экспертиза и ее критерии



Теоретическая разработка и регулярное практическое осуществление антропологической экспертизы позволит в значительной степени избежать односторонности экономико - и политикоцентризма в оценке тех или иных социальных реформ. Дело в том, что две последние оценки направлены, прежде всего, на экспертизу условий и средств достижения общественных целей, а первая - антропологическая - позволяет осмыслить и оценить саму цель общественных преобразований: интересы развития человека как первичного, индивидуального, конкретного субъекта, творца и носителя всего общественного содержания.

Как видно, антропологическая экспертиза не отменяет и не заменяет собой ни экономическую, ни политическую оценки осуществляющихся в обществе преобразований, хотя в ее основе лежит существенно иной критерий.

В основе экономической экспертизы лежат макропоказатели, интегрированные в понятии экономической эффективности: производительность труда, норма прибыли, уровень инфляции и т.п. Политическая экспертиза апеллирует к показателям политической целесообразности проводимых реформ: целостность государства, устойчивость политического режима и политических институтов. Собственно человек: его потребности, интересы, желания, предпочтения присутствуют в этих оценках лишь косвенно, опосредованно, абстрактно. В основе же антропологической экспертизы лежит оценка уровня и характера соответствия проводимых реформ и осуществляемых преобразований объективным тенденциям развития человека и его субъективным представлениям о своем месте в создаваемом будущем.

Антропологическая экспертиза есть, таким образом, необходимое продолжение и естественное завершение процесса объективации, есть своеобразная саморефлексия, осуществляя которую человек действительно осознает себя подлинным активным субъектом истории, творцом своего собственного социального бытия.

Следовательно, предметная область социальной антропологии может быть обозначена последовательными ступенями: феномены духовного мира человека - процесс их объективации - реальные социальные формы - антропологическая экспертиза достигнутого результата.

Большое значение в системе критерием антропологичской экспертизы имеет общественное мнение. Составляющими критерия антропологической экспертизы являются также совесть, ответственность и долг.

В качестве примера наполнения антропологической экспертизы реальным жизненным содержанием рассмотрим проблему "человеческого измерения" современных рыночных отношений в России.

8.5. Свобода, смысл жизни и рынок.

В свете реформирования современного российского общества проблема свободы должна соотноситься практически со всеми задачами, встающими перед нами. Более того, свобода выступает в качестве одного из важнейших критериев, осуществляемых в стране преобразований.

Спиноза, Гегель, Кант определяли свободу как познанную необходимость. Энгельс и Ленин - свобода действий в соответствии с познанной необходимостью. Согласно диалектико - материалистическому мировоззрению принципиально человечество не может существовать вне рамок объективной необходимости. Особенности современного философского осмысления свободы и необходимости:

- Отказ от абсолютизации областей свободы и необходимости. Свобода всегда соотносится с необходимостью, но как и истина она никогда не обретает абсолютного бытия, Свобода всегда относительна.

- Рассмотрение структуры необходимости и свободы и диалектики их структурных взаимодействий. Стремление к анализу содержания и форм проявления свободы, ее структуры. Спиноза и Гегель говорили о различении внутренней и внешней свободы.

- Персонификация и индивидуализация свободы. Проблема субъекта свободы: представления о субъекте свободы персонифицируются и индивидуализируются.

- Рассмотрение взаимодействия необходимости и свободы как сущностного противоречия человеческого бытия, т.е. как вид всечеловеческого противоречия. Велико внимание к критерию свободы. Он связывается с понятиями долга, нравственного выбора, смысла жизни, совести, ответственности.

Смысл жизни отражает сущностные характеристики бытия человека и относится к ряду таких понятий, как труд, сознание, свобода, любовь, смерть. В марксистской философии смысл жизни раскрывается как конечный, объективный, социально значимый результат прожитой человеком жизни. Между тем, понятие смысла жизни не может быть принципиально отделено от самой реальной человеческой жизни.

Есть четыре "проклятых" вопроса в понимании смысла жизни:

- является ли смысл жизни лишь итоговым аккордом жизненного пути человека, или его можно обрести в каждой отдельной жизненной ситуации?

- обретает ли человек смысл жизни в неких "запредельных", трансцендентных ценностях (бог, высшие идеалы и т.д.), или этот смысл можно обрести в обычных, земных, повседневных жизненных ценностях?

- связан ли смысл жизни с общечеловеческими ценностями, или он обретаем в единичных, индивидуальных ценностях каждого отдельного человека?

- Можно ли рассматривать смысл жизни только как положительную ценность, или он не отчужден и от ценностей отрицательного значения?

Вся антропологическая, психологическая, экономическая, нравственная культурологическая история становления вида Homo sapiens есть по сути дела история поиска и обретения человеком смысла его жизни, который никогда не может быть завершен (ни фило-, ни онтогенетически), ибо смысл жизни состоит в его поиске, и этот поиск называется жизнью человека. Как только человек уверит сам себя в том, что он исчерпал самую возможность поиска и обретения смысла своей жизни, он перестанет быть человеком.

Традиционные религии утверждают, что источник подлинного смысла и морали лежит вне повседневной жизни. Секуляризм (нерелигиозная позиция) утверждает, что: а) повседневный мир есть единственная реальность, все остальное - фантазия; б) нет необходимости искать смысл и мораль вне повседневного мира, мы сами себе - боги. Но это крайнее выражение религиозной и нерелигиозной позиций. История человеческой культуры включает в себя и многие попытки сближения этих крайностей, в частности через введение понятий соотношения общего и отдельного, абсолютного и относительного, конечного и ситуативного в проблеме смысла жизни. Диалектическое понимание этих соотношений помогает увидеть взаимосвязь этих характеристик смысла жизни.

Если понимать смысл жизни только как конечный, итоговый результат физической жизни человека, то "введение" в смысложизненный поиск повседневного опыта человека будет необычайно затруднено. Если связывать понятие смысла жизни с каждой конкретной жизненной ситуацией, в которой поведение человека так или иначе ориентировано на некие высшие нравственные ценности, то откроется дорога именно к диалектическому сочетанию относительного и абсолютного. При таком подходе обретение смысла жизни в каждой конкретной ситуации не ограничивает, а, напротив, расширяет пространство смысложизненного поиска, перенося этот поиск в будущее, в иные жизненные ситуации, создавая, по сути дела, новые возможности обретения смысла жизни. Субъект смысложизненного поиска, таки образом, обогащается новыми пространственными и временными шансами на поиск и обретение смысла жизни.

В современной философской, антропологической, психологической литературе само понятие смысла жизни чаще всего прилагается к индивидуальной человеческой жизни. По определению В.Франкла, одного из самых тонких теоретических исследователей проблемы смысла жизни и практических психиатров: "Смысл относителен постольку, поскольку он относится к конкретному человеку, вовлеченному в ситуацию. Можно сказать, что смысл меняется, во-первых, от человека к человеку и во-вторых, от одного дня к другому, даже от часа к часу... жизнь каждого человека уникальна в том, что никто не может повторить ее - благодаря уникальности его существования. Раньше или позже его жизнь навсегда закончится вместе со всеми уникальными возможностями осуществления смысла....нет такой вещи, как универсальный смысл жизни, есть лишь уникальные смыслы индивидуальных ситуаций".

Таким образом, смысл жизни уникален потому, что, во-первых, он относится к жизни уникального человеческого индивида, во-вторых, потому, что он относится к уникальной жизненной ситуации этого индивида, в-третьих, потому, что человек обретает его каждый раз своим, только ему свойственным путем.

Задача социально-антропологического анализа смысла жизни имеет три основных аспекта. Во-первых, решение соотношения объективного и субъективного в содержании смысла жизни. При этом, главным и наиболее сложным моментом в этом соотношении выступает признание того, что смысл жизни не может рассматриваться вне учета его осознания субъектом деятельности. Попытки свести смысл жизни к некому объективному независимому от субъективного осознания (чувствования, осмысления и т.п. формам рефлексии) неправомерны.

Во-вторых, утверждение индивидуальности смысла любой человеческой жизни получило весьма широкое распространение как в философских, так и в религиозно - нравственных концепциях и только таким путем можно попытаться эксплицировать всеобщность смысла человеческой жизни как таковой. Любая человеческая жизнь может быть рассмотрена как принципиально смыслонаполненная.

В-третьих, вычленение неких общих черт и характеристик жизненных ситуаций и поведенческих структур в сходных ситуациях. Это, очевидно и будет "методологическим вмешательством" философии в проблему смысла жизни. В известной степени такой подход позволит преодолеть "коллизию" индивидуального и социального в проблеме смысла жизни а, может быть, послужит основой непротиворечивого их объединения не только в теоретической конструкции, но и в реальном поведенческом бытии.

Утверждение индивидуальности смысла жизни не означает отрицания неких общих черт и особенностей, присущих множеству различных ситуаций, в которые попадают разные люди. У множества людей, находящихся в сходных жизненных ситуациях, возникает некое общее содержание их жизненных смыслов. Это общее содержание индивидуальных смыслов может быть обозначено как ценность. Будучи нормативно закрепленным обобщением смыслов, ценность затем выступает в качестве унифицированного средства (ориентира) поиска людьми своего индивидуального жизненного смысла в каждой индивидуальной ситуации.

Правильно понятые и принятые общие ценности не подменяют и не заменяют индивидуальность смысла жизни. Они, соотнося множество смыслов друг с другом, объединяют их в единство. Благодаря общим ценностям индивидуальный поиск смысла жизни сочетается с аналогичными усилиями других индивидов - членов общества, учитывается и принимается опыт жизни других людей.

Следовательно, сам поиск смысла жизни с необходимостью должен коррелироваться с общественными факторами и обстоятельствами, которые включаются в интересующую нас проблему и как оценочный критерий смысла жизни, и как ценностные ориентиры его поиска и обретения. Кроме того, социальная среда в самом широком понимании есть поле подготовки человека к самостоятельному поиску своего смысла жизни (воспитание, обучение, лечение, контроль за девиантным поведением и т.д.).

Итак, обратимся к проблеме свободы и рынка. Пафос обретения свободы переполнял всю аргументацию движения России к рынку, причем, движения немедленного, бескопромиссного, всеохватывающего, "шокового". В реформистской публицистике Рынок однозначно отождествлялся со Свободой, автоматически вел к вожделенной свободе и гарантировал ее. В начальной стадии перестройки и в самом начале реформ мифологизированное отождествление рыночных отношений со всеобщей свободой казалось безупречным и воспринималось массовым сознанием как разумная перспектива разрушения тоталитарного режима, вопиющего попрания прав человека и господства партийной номенклатуры. Несомненно, такая мифологизация возникала на известном объективном основании. Да, рынок предполагает реальное освобождение ряда сфер деятельности человека от непосредственного вмешательства и контроля со стороны государства. Да, рынок стимулирует, раскрепощает такие сущностные силы человека как активность, самодеятельность, инициатива, личная ответственность за результаты деятельности, личная заинтересованность и т.п. Все это, безусловно, расширяет сферу свободного приложения сил человека, а значит способствует более полному проявлению его индивидуальности. Но это - теория. Однако по мере практического осуществления столь обнадеживающих ожиданий, все более явственно стали обнаруживаться те "овраги" на пути рыночных преобразований, о которых, как нередко случается на Руси, поначалу "позабыли".

Первым и самым глубоким "оврагом" явилась объективная и весьма острая противоречивость самого рынка как системы экономических и нравственных отношений. Рынок изначально есть такая форма организации людей в общность, при которой весьма остро и бескомпромиссно проявляется так называемая "автофаговость" человечества, т.е. использование самого себя как средства, как ресурса собственного выживания.

Целое - общность или человечество - выживает и развивается за счет и посредством собственных частей, путем своеобразного самоотрицания. Совокупный человек как бы раздваивается на человека - цель и человека - средство. Автофаговость - это сугубо человеческий способ существования, при котором целое воспроизводится, заставляя части свои разрушаться и деградировать (в тяжком и чуждом труде, в войнах, в погоне за иллюзиями). Понадобилось всего лишь несколько лет движения к рынку, чтобы отмеченная автофаговость проявилась как невиданная даже в самые худшие годы "строительства социализма" экономическая и социальная дифференцированность общества. Отринутая вместе с теорией социализма, идея классового противостояния общества, бумерангом возвратилась в нашу реальность дичайшим расслоением на богатых и бедных, снабженных иными ярлыками "новых" и "старых" русских. При этом, объективные следствия той практики вхождения в рынок, которую осуществляют реформаторы, оставляют, к сожалению, без ответа как и 150 лет назад вопрос российского гения "Русь, куда же несешься ты?"

Далеко не преодолена и другая беда. "Бездорожье" движения к рынку опасно и тем, что оно обессмысливает жизнь значительной части россиян, направляя их смысложизненный поиск из высоких духовных сфер в область элементарного физиологического выживания, яростной борьбы не за "светлое будущее", а за кусок хлеба. Отчуждается от человека сама жизнь, она становится бессмысленной в диапазоне от труда и политики до творчества, искусства, общения. Свобода, которая, вообще-то говоря, атрибутивна рынку, ограничивается тем не менее направленностью интересов людей, их помыслов и желаний узкой сферой удовлетворения первичных жизненных потребностей.

Мы столкнулись с чрезмерным для цивилизованных стран противопоставлением граждан "единой", "свободной", "конституционной", "правовой" страны как цели и средства. Поскольку это противопоставление стало совершенно очевидным, оно уже теоретически отрефлексировано (осознано), настало время выправлять сложившуюся ситуацию усилением социальной направленности реформ, наполнением их человеческим содержанием. Очень не хотелось бы, чтобы будущие историки занимались проблемой цены, человеческой цены рыночного реформирования страны. Тем не менее, наверное придется.

Внутренняя противоречивость рынка состоит, как видно, в том, что он, с одной стороны, есть поле проявления и реализации человеческой свободы, а с другой стороны, он наносит удар по смысложизненному поиску миллионов людей, теряющих в системе рыночных отношений социальный статус "человека-цели".

Рынок сам по себе, без воздействия на него организованных усилий общества - прежде всего государства и его конституционных субъектов - не может обеспечить свободы как минимального, первого условия осуществления человеком поиска смысла своей жизни. Странно, что наши российские неорыночники не обращают внимание на характеристику "свободы по-рыночному", данную Ф.М.Достоевским. Какова свобода, задавал риторический вопрос Достоевский, и отвечал: одинаковая свобода всем делать все, что угодно в пределах закона? Когда можно делать все, что угодно? Когда имеешь миллион. Дает ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллионаесть не тот, который делает все, что угодно, а тот, с которым делают все, что угодно.

Государство призвано способствовать разрешению имманентно присущих рынку противоречий, ибо оно, по меткому замечанию В.С.Соловьева, будучи не в состоянии построить рай на земле, должно не допускать превращения земли в ад. России не нужна диктатура. Но ей нужно демократическое законопослушное общество (в том числе и законопослушный рынок) и правовое государство как гарант демократии и законопослушания.

Рыночные отношения, создавая и гарантируя свободу выбора, и деятельности одновременно резко ограничивают и свободу выбора, и свободу деятельности жесткими экономическими рамками. Поэтому в обществе должны существовать как институты, обеспечивающие реализацию свободы в рамках рыночных отношений, так и институты, контролирующие и ограничивающие негативное влияние рынка на реализацию человеческой свободы. Иначе говоря, рынок должен контролироваться общественными институтами, т.е. находиться под контролем государства. С этой целью должны быть приняты антимонопольные законы, должна функционировать справедливая и экономически ориентированная налоговая система, проводиться социально ориентированное распределение бюджетных средств, нравственно и экономически поддерживаться и развиваться меценатство, различные формы благотворительности и т.д.

Темы контрольных работ по курсу "Антропология"

1) Индивид и общество: проблемы социальной и культурной идентичности.

2) Современная социальная дифференциация: антропологический подход.

3) Возможности и предпосылки повышения качества жизни путем самореализации и социальной активности человека.

4) Культура российской семьи: ценностные ориентации.

5) Антропологические основания социальной работы.

6) Антропологические характеристики населения пенсионного возраста.

7) Категории нуждающихся в социальной поддержке: сравнительно-культурный анализ.

8) Многообразие культурных стилей в российском обществе.

9) Физическая и социальная эволюция человека.

10) Соотношение социального и индивидуального в человеке.

11) Биосоциальная природа человека.

12) Антропология возраста: основные подходы.

13) Генетика и культура: взаимодействие и поляризация.

14) Основные этапы морфологической эволюции человека.

15) Экологические аспекты эволюции человека.

16) Онтологические основания свободы и смысла жизни.

17) Особенности межкультурной коммуникации Запада и Востока.

18) Культура повседневности: основные соврменные концепции.

19) Инкультурация как проблема антропологического анализа.

20) Облик социального работника: антропологическая характеристика.

21) Биографический метод: основные этапы подготовки и практического использования.

22) Антропологическая экспертиза: ее критерии.

23) Проблема смерти в различных культурах.

24) Девиантное поведение человека: биологические и социальные корни.

25) Менталитет российского общества: современные интерпретации.

26) Социальная политика в новых реалиях.

27) Жизненный кризис: основы профессиональной корректировки.

28) Свобода и смысл жизни в современном российском обществе.

29) Ценности и ценностные ориентации современной молодежи.

30) История развития российской этнографии: прошлое и настоящее.

Вопросы к экзамену

1. Место антропологии в системе социальных и гуманитарных наук. Связь с другими науками.

2. История формирования антропологии и современное ее состояние.

3. Соотношение антропологии, социальной (культурной) антропологии, социологии, психологии и социальной работы.

4. Основные школы, концепции и парадигмы в социальной антропологии.

5. Предмет и основные категории социальной антропологии.

6. Принципы и методы антропологических исследований.

7. Доказательства происхождения человека.

8. Основные этапы эволюции человека.

9. Роль экологических факторов в эволюции человека.

10. Возрастные особенности и конституциональные варианты у человека.

11. Факторы человеческого разнообразия.

12. Понятие и определение культуры.

13. Человек в системе социальных и культурных связей.

14. Этнография, этнология, антропология: эволюция познания.

15. Развитие представлений о происхождении человека. Положение человека в системе животного мира.

16. Качественные особенности процесса эволюции человека.

17. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в эволюции человека и его сознания.

18. Биосоциальная сущность человека. Сущностные черты антропосоциогенеза.

19. Социальная дифференциация современного общества: антропологические подходы.

20. Культура как основа формирования социальных институтов. Особенности их развития в современном обществе.

21. Человек как продукт культуры и ее создатель.

22. Социальное поведение человека. Механизмы социального контроля.

23. Социализация и инкультурация: основные понятия, сущность, этапы.

24 Проблемы девиантности развития человека: поиски причин и возможности профессиональной корректировки на основе антропологического анализа.

25. Понятие и структура жизненной среды человека.

26. Духовный мир человека: формирование и развитие.

27. Проблема смерти в различных культурах.

28. Понятие менталитета, Основные черты ментальности русского человека.

29. Язык как средство коммуникации. Стиль речевого поведения.

30. Соотношение индивидуального и социального в человеке.

31. Проблема индивидуального и социального в смысле жизни.

32. Проблема ценностей и ценностных ориентаций.

33. Антропологические аспекты социальной политики и социальной работы в России.

34. Предпосылки формирования и развития социальной антропологии.

35. Биопсихосоциальная сущность человека.

36. Биографический метод изучения истории жизни.

37. Case study: сущность, возможности применения.

38. Виды эмпирического исследования. Повторные исследования.

39. Монографическое исследование, значение в антропологии.

40. Полевые исследования, значение в антропологии.

Список рекомендуемой литературы:

А.Основная литература

1) Антропология. Хрестоматия. Авторы-составители: Т.Е.Россолимо, Л.Б.Рыбалов, И.А.Москвина-Тарханова. - М.: Изд. "Институт практической психологии"; Воронеж: Изд. МПО "МОДЕК", 1998.

2) Бочаров В.В. Антропология возраста: учебное пособие. Спб.: Изд. С.-Петербургского университета, 2000.

3) Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальная антропология: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2005.- 688 с. – (Классический университетский учебник).

4) Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии: учебное пособие. С.-Петербургский университет.- 1994.

5) Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология: учебник. - М.: "Ключ-С".- 1998.

6) Козлова Н.Н. Введение в социальную антропологию: курс лекций. - М.: Институт молодежи, 1996.

7) Минюшев Ф.И. Социальная антропология (курс лекций). - М.: Международный институт бизнеса и управления, 1997.

8) Очерки социальной антропологии. Спб., ТОО ТК "Петрополис", 1995.

9) Рогинский Я.Я. Антропология: Учебник для студентов университетов. 3-е изд., - М.: Высш. шк., 1978.

10) Хасанова Г.Б. Антропология: Учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2004.- 240 с.

11) Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. - М.: Изд-во МГУ, 1991.

12) Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. Спб.: Изд-во "Лань", 1997.

Б. Дополнительная литература.

1) Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник. - М.: Academia, 2000.

2) Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: учебное пособие для вузов. - М.: "Аспект Пресс", 1999.

3) Барулин В.С. Российский человек в ХХ веке. Потери и обретение себя/ Монография. Спб.: Алетейя, 2000.

4) Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: 1999.

5) Бочаров В.В. Антропологическая наука и общество // Журнал социологии и социальной антропологии. Изд. С.-Петербургского университета. Т. III, № 1, 2000.

6) Голенкова З., Знобищева Е., Муракас Р. и др. Социальное расслоение возрастной когорты. - М.: Институт социологии РАН, 1997.

7) Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. - Экопрос, 1993.

8) Динамика ценностей населения реформируемой России./ Отв. ред. Н.И.Лапин, Л.А.Беляева. - М.: "УРСС", 1996.

9) Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. -2-е изд., переработ. и доп. - М.: Политиздат, 1989.

10) Ерасов Б.С. Цивилизованные измерения модернизации. Концепции симбиоза, конфликта и синтеза культур Запада и Востока //Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: учебное пособие. - М., 1998.

11) Жуков В.И. Социально-экономическая ситуация и социальная аолитика в России. - М.: Изд-во "Союз", 1994.

12) Зобов Р.А. Обухов В.Л., Сугакова Л.И. Основы человековедения: человек как микросом. Уч. пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.

13) Ионин Л.Г. Социология культуры. Учебное пособие. 2-е издание. М.: Изд. корп. "Логос", 1998.

14) Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. - Спб.: Наука, 1999.

15) Козинцев А.Г. Проблема грани между человеком и животными: антропологический аспект //Этнографическое обозрение, 1997. - Вып.4. - С. 96 - 116.

16) Куда идет Россия? Власть, общество, личность / под общ. ред. Т.И. Заславской.- М., 2000.

17) Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М.: Наука, 1985.

18) Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. - М.: Прогресс, 1993.

19) Мостова Л.А. Парадигмы антропологической теории ХХ века// Научно-практический журнал "Личность. Культура. Общество", 2000.

20) Плюснин Ю.М. Проблема социальной эволюции. - Новосибирск: Наука, 1990.

21) Русский этнос и русская школа в ХХ веке. - М., 1996.

22) Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество/Общ. ред., сост. и предисл.

Ю.А. Согомонов: пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992.

23) Социология и социальная антропология. Межвузовский сборник// Под ред. В.Д. Виноградова, В.В. Козловского. Спб.: Алетейя, 1997.

24) Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека: Пер. с англ. - М.: Мир. - 1990.

25) Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Пргресс, 1990.

26) Шарден П.Т. де. Феномен человека. М.: Наука, 1987.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 2456 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.022 с)...