Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Онтологические основания человеческой индивидуальности



Полем поиска онтологических оснований человеческой специфичности может быть процесс антропогенеза. Но антропогенез - сложный противоречивый системный процесс, в котором взаимодействуют многие составляющие. Отделить эти составляющие друг от друга, а тем более противопоставить их друг другу совершенно невозможно.

Продукты антропогенеза - люди во всей сложности их качеств и взаимодействий - результат всей целостности антропосоциогенетического процесса, а не нескольких эмпирических фиксируемых его обстоятельств. Поэтому, выделяя несколько - два, три и т.д. онтологических оснований свободы человека, мы можем вести речь, в лучшем случае лишь о некоторых характеристиках сущности человека. Трудно объяснить происхождение человека и его специфичности только трудом и языком как средством общения. В свете современных представлений, очевидно, что ни труд как специфически человеческое воздействие на природу, ни язык как способ общения людей друг с другом, не могут существовать без наличия у трудящихся и у обучающихся субъектов рефлексивного сознания и относительно развитой индивидуальности, наличие которых мы сегодня фиксируем уже на весьма ранних стадиях пред - человека.

Так, изучение орудий труда неандертальцев наталкивает на предположение о существовании специализации членов группы, ответственности за выполнение различных задач и, таким образом, о наличии различных видов способности для их решения. Достижения неандертальцев были бы просто немыслимы, если бы они не располагали формами коммуникации, позволяющим принимать во внимание будущее развитие событий. Иными словами - уже на уровне неандертальцев индивиды типа Homo sapiens обладали способностью идеально прогнозировать будущее состояние реальности. Таким образом, сам труд может быть понят, как фактор становления человека лишь будучи включенным в общий процесс антропогенеза за пределами его биологических предпосылок.

Проблемы свободы и смысла жизни требуют обращения к таким фундаментальным основаниям, как взаимосвязанные процессы преодоления (компенсации) изначальной неспециализированности человека и его растущей индивидуализации. Основным полем развертывания этих процессов выступает рефлексивное сознание человека, а их следствием - многокачественность бытия человека, его сложная структурная организация, связанная с существованием его внутреннего духовного мира.

Человек может подняться до звезд и ангелов, но может опуститься и до звериного состояния. Человеку дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет. Человек, как он нам известен, не является завершенным существом. Природа, развив до определенной точки, оставляет его затем либо для дальнейшего развития собственными его усилиями и средствами, либо для жизни и смерти таким, каким он родился, либо для вырождения и утраты всякой способности к развитию (П. Успенский "Психология возможной эволюции человека"). П.Д. Успенский развивает характерную для русской общественной мысли начала ХХ века идею об имманентной активности человека как самосозидающего себя субъекта, субъекта собственного совершенствования.

Этой идее созвучна концепция "самоактуализирующейся личности" американского психолога А. Маслоу. Он представляет самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничего не отнято. Для него самоактуализирующиеся личности полностью реализуют все, на что они способны. Это люди, которые собственными усилиями развиваются до состояния полностью адекватного их возможностям.

По своей природе человек самое неприспособленное к жизни существо, филогенетически он не специализирован ни в каком способе деятельности. Тейяр де Шарден, обсуждая вопрос о происхождении человека, склоняется к гипотезе, что из целого пучка равноправных гоминидных ветвей человеческое ответвление представляло собой "утолщение и удачу одного стебля". Именно этот стебель, как самый жизнеспособный и наименее специализированный, дал начало всему роду человеческому. В рамках этой гипотезы все человеческие линии генетически соединяются внизу, в самой точке рефлексии.

Таким образом, более низкий уровень родовой специализации первичных гоминид сыграл едва ли не решающую роль в самом начале процесса антропогенеза. Дальнейшее становление и развитие человека шло под знаком решающего значения рефлексивного сознания, выступающего инструментом компенсации скудости инстинктивного оснащения.

Один из основоположников современной философской антропологии Хельмут Плесснер считает, что положение, занимаемое человеком в мире, является, по-существу, эксцентрическим. Это надо понимать в двояком смысле. Во-первых, это означает, что человек, по природе своей, не занимает строго определенного, фиксированного положения в мире. Поэтому он "обречен" на бесконечный поиск, на непрестанное изменение своей социальной реальности и своего внутреннего состояния. Во-вторых, это означает, что субъект жизни находится - в отличии от животного - лишь в косвенном отношении ко всему в мире. Иначе говоря, человек обеспечивает свое действительное отношение к миру лишь через некоторые промежуточные, опосредующие звенья: орудия труда, символы, культуру, сознание ("мое отношение к моей среде есть мое сознание", К. Маркс). Для человека основание бытия есть постоянный и непрерывный процесс поиска и обретения. Именно поэтому человек вынужден всей своей жизнедеятельностью создавать основу своего бытия в мире, "пересоздавать" ее и снова утверждать.

Антропосоциогенез "выбил" человека из естественно-животного состояния в мире. Даже максимально используя все свои возможности, он не в состоянии обрести обоснованное бытие в мире вещей. Он создает и постоянно воссоздает это основание своего бытия искусственно, опираясь на могучую силу, дарованную ему антропосоциогенезом - рефлексивное сознание. Многообразное по своим формам и потенциально бесконечное по своим проявлениям, искусственно творимое человеком основание его бытия в мире называется культурой.

Компенсация родовой неспециализированности человека неизбежно вызывает возрастание роли онтогенеза по сравнению с филогенезом, т.е. индивидуального развития человеческих особей. Все опосредующие звенья, обеспечивающие устойчивое положение человека в мире и создающие потенциальные возможности изменения этого положения есть продукты и ценности культуры. Адаптация ребенка к социальной реальности, к человеческому общежитию требует длительного научения жить в этом искусственном мире, освоения его ценностей, принятия этих ценностей в свой внутренний духовный мир. Поэтому дитя человека нуждается в длительной защите и заботе со стороны взрослых - родителей, воспитателей, учителей, врачей, друзей, социальных институтов, государства.

В процессе онтогенеза человек реализует свою уникальную пластичность, все возрастающие и расширяющиеся возможности жить в любых ситуациях мира, поскольку он сам способен изменять эти ситуации соответственно своим потребностям, интересам. Причем эта возможность во многом зависит от индивидуальных особенностей человека.

Человек - единственное на Земле существо, способное принимать свободные решения и свободно направлять свою деятельность. Причем, эта способность настолько широкая, что человек может выйти из самой сложной жизненной ситуации, видеть пути изменения этой ситуации и варианты своего поведения. Онтологическим основанием свободы выступает процесс компенсации изначальной неспециализированности человека. Свобода человека - есть свобода выбора варианта действий, предоставляемого реальным бытием.

Благодаря рефлексивному сознанию человек оказался открытым миру, способным целенаправленно изменять вещество природы и приспосабливать природные формы к своим потребностям и интересам. Специфически человеческое отношение к природе - производительный труд - есть целесообразная, т. е. сознательная деятельность по преобразованию вещества природы с помощью специально создаваемых для этой цели орудий труда.

Рефлексивное сознание одновременно и продукт антропосоциогенеза, и его движущая сила, и поле, на котором весь процесс антропосоциогенеза разворачивается. В книге "Феномен человека" П. Тейяр де Шарден оценивает рефлексивное сознание как--способность рефлектирующего существа в новой сфере: абстракции, логики, изобретательности, математики, искусства, тревоги, мечтания и любви и т.д. Вся эта внутренняя жизнь - не что иное, как возбуждение вновь образованного центра, воспламеняющегося в самом себе. Таким образом, человека и животного разделяет непреодолимый ров.

Представления о рефлексии как специфической особенности человеческого сознания были отчетливо поставлены уже в античной философии. Но рефлексивность представлялась как разговор души самой с собой (это первый уровень рефлексии) и лишь намечалось представление о рефлексии второго уровня - знание самого себя. В современном смысле понятие рефлексии было впервые употреблено Дж. Локком. Для него рефлексия - особое оперирование субъекта с собственным сознанием, порождающее в результате идеи об этом сознании. Внешний опыт, базирующийся на ощущениях, был тем самым отделен от внутреннего опыта, базирующегося на способности человека анализировать свое собственное мышление.

Последующая "преднаучная психология", вплоть до середины 19 века принимала безусловно эти положения, когда полагала, что главным средством получения информации о психике является самонаблюдение. И.М. Сеченов и И.П. Павлов попытались ввести объективные методы познания психики и рефлексии, переводя при этом автономию психологического мира человека на периферию физиологии. Это потенциально открывало простор собственного психологического исследования.

Конкретизируя понятие рефлексии, В.А. Лефевр выделил два существенно различных значения современного толкования термина рефлексии. С одной стороны, рефлексия - это конкретный механизм выбора в бинарных ситуациях, безразличный в широких пределах к содержанию того, что именно выбирается. С другой стороны, речь идет о способности человека постигать свой внутренний мир и строить картину своих состояний. Такое понимание рефлексии нацеливает на ее содержательный анализ и вряд ли может быть ограничено "сведением себя" лишь к оценке в простой двоичной системе.

Совершенно естественно возникает вопрос: когда и почему возникло сознание как рефлексивное мышление? М. Хайдеггер справедливо замечает, что в 20 веке, по-видимому, пришло время, чтобы люди отучились переоценивать философию, считая ее самой мудростью в области абсолютного знания, и возвратиться к ее исконному названию "любви к мудрости" и стать таковой.

Вопрос о происхождении сознания, прежде всего - рефлексии, относится к самому характерному метафизическому вопрошанию. Тейяр де Шарден полагал, что всякая научная дискуссия о внешних признаках появления рефлексии на Земле невозможна, т.к. это один из бесконечно малых эволюционных начал, скрытых от нас толщей прошлого. Возможно, что появление первой мысли произошло между двумя индивидами. Он предлагает своеобразную философскую альтернативу: либо эволюционно-мутационное предположение происхождения рефлексии, либо системно-коммуникационное, вводя генетически не меньшей сложности метафизический вопрос происхождения человеческого общения. Оба варианта являются феноменологическими.

Факт появления у материи свойства сознания должен быть осознан как радикальное изменение самой объективной реальности, самого бытия. С появлением сознания в мире событие бытия в целом становится совершенно другим, потому что на сцену земного бытия впервые выходит новое и главное действующее лицо события - свидетель или судья. С появлением человеческого сознания мир и все события, в нем происходящие, стали познаваться, оцениваться и целенаправленно видоизменяться.

Относительно решения проблемы происхождения сознания, то во всех предложенных гипотезах по сути один ответ: отдать ее на совесть той или иной философской концепции. Диалектико-материалистическая философия связывает происхождение сознания с саморазвитием материи. Оно понимается как свойство определенным образом организованной материи.

Третьим онтологическим основанием свободы и смысла жизни, коренящимся в самом процессе антропогенеза, является процесс индивидуализации человека. С точки зрения современной антропологической философии процесс индивидуализации стал возможен благодаря появлению у человека рефлексивного сознания. Расширение и углубление человеческой индивидуальности может быть рассмотрено как содержание самого процесса антропогенеза, а рефлексивное сознание - как бесконечно расширяющееся поле реализации индивидуальности человека. Индивидуальность проявляется в биологических, психических и социальных параметрах человека, но именно рефлексивное сознание есть главное и поистине неисчерпаемое поле ее реализации.

Особенностью человеческой индивидуальности является то, что она, в отличие от животных, не ведет к родовым трансформациям, т.к. она проявляется не в физической, а в духовной сфере. Границ же индивидуальности духовной сферы, которые бы ставила человеку его родовая природа, не известно.

Процесс индивидуализации характеризует содержание антропогенеза не только как достояние филогенеза человека, но как содержание индивидуального жизненного пути каждого отдельного человека. Поэтому онтогенез для судеб человеческой индивидуальности имеет особое значение. Дело в том, что главное поле развертывания человеческой индивидуальности связано с его внутренним духовным миром, который является продуктом индивидуального развития каждой личности.

И.С. Кон в своей книге "Психология ранней юности" делает следующие выводы о содержании и направленности формирования индивидуальности человека:

1. Индивидуальное развитие по своей сути плюралистично. Оно содержит в себе возможность разных вариантов. Ни его процесс, ни его результаты не являются однонаправленными, ведущими к одному и тому же конечному состоянию.

2. Человек развивается от зачатия до смерти: пластичность, способность к изменению сохраняется, хотя в разной степени, на протяжении всего жизненного пути. Развитие человека не ограничивается каким - то одним периодом жизни. Разные процессы развития могут начинаться, происходить и заканчиваться в разные моменты жизни.

3. Разные люди развиваются крайне неравномерно и неодинаково, что порождает множество биосоциальных, групповых и индивидуальных различий.

4. Развитие в разных сферах жизнедеятельности детерминируется множественными факторами, которые не сводятся к какой-то одной системе влияний, будь-то изначально заложено (наследственно) биологическое вызревание, или воспитание и научение.

5. Человек в своей индивидуальности не только продукт, но и субъект, творец своего собственного развития. Чтобы понять это, необходимо учитывать множество социально-неструктурированных, случайных жизненных событий, ситуаций и кризисов, а также тех способов, которыми личность разрешает возникающие перед ней задачи.

Каждый человек в чем-то похож на всех людей, в чем-то на некоторых людей, а в чем-то не похож ни на кого другого. Человек в чем-то не меняется ни когда, в чем-то меняется довольно часто, а в чем-то не бывает постоянным никогда. Если иметь в виду эти две шкалы вместе, то можно построить альтернативную модель соотношения устойчивости - изменчивости - единичности - общности.

Индивидуальность формируется не только содержанием человеческой деятельности, но и ее формами, способами и методами. В детстве закладываются только предпосылки и потенции дальнейшего развития, а как, насколько и в чем конкретно они реализуются, зависит от последующего жизненного опыта личности.

На разных возрастных фазах онтогенеза фиксируется различное соотношение общего и индивидуального развития человека. Это различие должна учитывать педагогика, концентрируя свое внимание на приоритетности своих обучающих и воспитательных методик в зависимости от характера тех задач, решение которых диктуется возрастными особенностями ребенка. В детстве общее развитие (память, мышление, внимание, речь) определяет развитие индивидуальности. Но с 12 - 13 лет, в период полового созревания, темпы общего развития зависят от развития индивидуальности (задатки, дарования, способности и т.д.). Поэтому углубленное, дифференцированное изучение специальных дисциплин, рассчитанное на развитие индивидуальных различий между детьми, должно вводиться с 7 - 8 классов.

Индивидуализация, по мнению К. Юнга, это процесс развития целостности человека. Первый шаг в этом процессе - раскрытие персоны, т.е. того, как мы представляем себя миру, посредством чего мы относимся к другим. Второй шаг - "встреча с тенью", т.е. с личным, бессознательным. В той мере, в какой мы признаем реальность "тени" (своего бессознательного) и отличаем себя от нее, мы можем освободиться от ее влияния на ЭГО. К. Юнг является создателем психологической концепции типов личности, основанной на различении экстравертных и интровертных психических ориентаций личности.

Отношение индивидуальности и социальности определяется в концепции К. Юнга состоянием внутреннего психического мира человека, а не свойствами объективных социальных структур. Так, экстравертность человека есть "достояние" его внутреннего мира. Вообще, экстравертность и интровертность, по К. Юнгу, определяются не внешними обстоятельствами бытия человека, а его внутренними психическими качествами.

Концепция К. Юнга, во-первых, вошла в золотой фонд современной психологии, а во-вторых, она достаточно адекватно отразила общую направленность современных концепций индивидуальности в западноевропейской и американской психологии и социологии. В рамках социокультурной среды жизненная цель человека складывается под влиянием его личного опыта, системы ценностей, отношений, особенностей субъективного восприятия среды - апперцепции.

Связь индивида со средой осуществляется по трем направлениям: работа, дружба, любовь. Работа создает удовлетворение и чувство личной значимости, дружба - выражение нашей принадлежности к человечеству и необходимости взаимодействовать с другими людьми, любовь - гетеросексуальный союз ума и тела, величайшая кооперация мужчин и женщин, основа процесса воспроизводства человеческого рода.

Таким образом, индивидуализация прослеживается не только в рамках общего процесса антропосоциогенеза. Она обнаруживает себя, во-первых, в рамках двух основных путей развития человека - филогенеза и онтогенеза. Во - вторых, на протяжении всех фаз онтогенетического развития - от зачатия до смерти. В-третьих, в содержании всех сфер и форм жизнедеятельности человека - от естественно-биологической до духовно-рефлексивной.

Факторы, обусловливающие развитие индивидуализации человека в общих рамках процесса антропосоциогенеза:

- естественно-биологические (природные условия, естественный отбор, выживание наиболее приспособленных, мутации, прямохождение, развитие мозга и нервной системы;

- социальные (труд и его общественное разделение, общение, язык, культура, семья, социальная дифференциация, воспитание, образование, религия и т.д.).

Следовательно, индивидуализация - важнейшая содержательная сторона самого процесса антропосоциогенеза. От самого первого и до самого последнего момента существования человечества для него характерен процесс индивидуализации.

Человеческая индивидуальность - исторична. В отличие от индивидуализации животных она не ведет к родовым трансформациям, т. к. основным полем ее деятельности является духовная жизнь человека. Между тем, границ индивидуального развития человека в духовной сфере, которые бы ставила его родовая естественно-биологическая природа, мы не знаем.

Особенно интенсивно развитие индивидуальности началось со становлением вторичной рефлексии, т.е. с осознанием того, что люди осознают свою индивидуальность. У европейских народов, по мнению английского психолога Л. Смита, приставка "само" (самоуважение, самооценка) появилась в английском языке во времена появления индивидуалистического учения пуританства (17 век).

В последнее время наши отечественные авторы все плодотворнее учитывают опыт рассмотрения проблемы индивидуальности в современной западной философской, психологической и педагогической литературе. Исторический и теоретический опыт индивидуализации по-российски весьма своеобразен.

В западной литературе считается, что сущность личности выходит за пределы социального бытия. Категория личности оформляется непосредственно через соотнесенность ее с Богом, с природой, с бытием как таковым.

Для описания мира личности используются психологические характеристики, раскрывающие аспекты бытия личности, которые не подлежат социальному измерению. На Западе категория индивидуальности тесно связана с пониманием достоинства человека как личности. Достоинством обладает каждая личность в силу того, что, как представитель человеческого рода, она наделена разумом и свободой воли. Такое понимание достоинства личности является основой существования таких институтов социальной жизни на Западе, как гражданское общество и права человека. Следовательно, индивидуальность - это такая личность, которая способна сама определять цели своей деятельности, осуществлять выбор средств для достижения своих целей. Поэтому индивидуализм на Западе интерпретируется как абсолютно позитивное явление.

В российской литературе доминирует понимание личности, уходящее своими корнями в особенности исторического развития восточнославянских народов и в православно-религиозную традицию, согласно которой определение личности вытекает из понимания человека как частичного элемента общества. В характеристике личности используются в основном социальные критерии: классовые, этнические, профессиональные, общинные, соборные и т. п. Социальная обусловленность доминирует при рассмотрении личности как синтеза социальных и психических сторон индивида.

Такое понимание ориентирует исследователя, прежде всего, на выявление тех характеристик личности, которые индивидуум обретает через включение в общественную систему. В русской культуре индивидуальность личности понимается как совокупность характерных, своеобразных черт, отличающих какого-либо человека от другого в аспекте социальной обусловленности, социального содержания индивидуума, обозначения его социальных позиций и ориентаций.

Для нашего миропонимания большее значение имеют общинно-коллективистские детерминанты. В этом смысле свобода каждого отдельного человека для русского сознания никогда не понимается как радикальное освобождение индивида от общественных связей и коллективистских обязательств. Запад же интерпретирует человека как индивидуалиста - потребителя, противопоставленного своими внутренними структурами, силами и интенциями как окружающей среде (природной, социальной), так и другим людям.

В силу своего географического положения между Востоком и Западом, а также своей истории, в России возник свой неповторимый и оригинальный вариант решения проблемы соотношения личности и общества с несомненным приоритетом общественных интересов, целей и задач. Но с изменением общественных отношений в новой России возникают тенденции переосмысления ценностей, понимания индивидуализации и индивидуализма.

В понятии "личность" закреплено единство индивидуального и социального, внешнего и внутреннего, единичного и общего. Личность характеризует индивидуальный уровень выражения всеобщей родовой природы человека.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 1574 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...