Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Границы индивидуализации



В самом процессе антропосоциогенеза объективно существуют определенные границы индивидуализации человека и тенденции, противодействующие ей. В своей книге "Феномен человека" Тейяр де Шарден писал, что человечеству надо избежать тупика, которым является обособление людей друг от друга. И у человечества есть объективно- онтологические основания избежать этого тупика. Во-первых, одна из естественных преград процессу обособления людей - это округлая поверхность нашей планеты (естественная замкнутость пространства Земли). Сама форма Земли обусловила границы "разбегания" человечества.

В момент возникновения человека и затем в течение многих веков ничто заметно не стесняло распространение человеческих валов по поверхности земли. Но, начиная с неолита, эти волны начали накатываться на самих себя. Усиленно пошло взаимопроникновение и срастание элементов человечества. Земля, родина человека, "уменьшается" в размерах под напором роста населения и экспансии влияния человека.

Во-вторых, ограничением безудержной дифференциации человека явилась его культура, продукты и достижения которой оказались способными ассимилироваться всем видом Homo sapiens, объединяя и усиливая интеллектуальные потенции человека. Развитие культуры привело к возникновению невозможных в мире животных средств и каналов информационного обмена - языка, письменности, науки, искусства, радио и телевидения, транспорта и т.п.

В-третьих, ограничением индивидуализации человека является уникальная способность зоологической группы гоминид не распадаться на подвиды, как у животных. Поэтому в биологических рамках человечества принципиально возможно и практически осуществимо не запрещенное естественными преградами оплодотворение и смешение генов. Возникновение человечества ввело в действие, в конечном счете, единственно возможное мощное орудие эволюции - срастание в самой себе целиком всей человеческой популяции.

Оригинальным вариантом этой концепции является идея крупного русского философа Е.Н. Трубецкого о влиянии русской равнинности на процесс индивидуализации личности в русской истории. В 1906 г. в статье "Всеобщее, прямое, тайное и равное" он утверждал, что равнинный ландшафт нашей страны наложил печать на нашу историю. В природе нашей равнины есть какая-то ненависть ко всему, что перерастает плоскость, ко всему, что слишком возвышается над окружающим. Она периодически сравнивала с землей все, что над нею вырастало: непрерывные нападения на Русь кочевников, монголов. Деспотизм стремился всех уравнять в общем ничтожестве рабства. Восстания Разина, Пугачева потом, в свою очередь, уравняли московские палачи. То же самое происходит и в наше время. Разрушается не одно только народное богатство, но и сама духовная культура; гибнет университет, рушится средняя школа и др. Нам грозит равенство всеобщей нищеты, невежества, дикости в связи со свободой умирать с голода. "Равнинному равенству" философ прямо противопоставляет равенство, в основе которого лежат незыблемые нравственные начала, и, прежде всего - признание человеческого достоинства, безусловной ценности человеческой личности как таковой.

На сравнительно поздних этапах антропосоциогенеза все большую значимость в качестве противодействующей тенденции процессу индивидуализации приобретает уплотнение населения, которому способствует все усиливающееся взаимодействие как между индивидами, так и между сообществами людей.

Развитие культуры ведет к возрастанию сложности человеческого целеполагания, реализация которого с необходимостью требует совместных действий все большего числа людей. Постепенно расширяется значимость культурных контактов, взаимообогащение достижениями всех сфер общественного прогресса.

Изначально важную ограничительную роль играет присущее людям любопытство и общительность, а также любовь. Эти врожденные качества людей имеют своим следствием взаимопроникновение психических влияний, которые не уничтожаются, не взаимопогашаются, но аккумулируются в продуктах культурных, семейных, дружеских связей, спасающих людей от опасности абсолютного индивидуализма.

По мере развития культуры идет расширение сферы индивидуального и социального взаимовлияния людей друг на друга. Расширяются прежние сферы, появляются и крепнут все новые и новые: производство, политика, искусство, письменность, наука, религия, массовые коммуникации, транспорт, связь, радио, телевидение и т.д.

В современном мире возрастает осознание значимости межличностного и межгруппового общения, перерастающего все чаще в практику социального объединения людей на основе сознательно принимаемых решений, договоров. Договор - есть подлинно человеческое явление, есть одна из ступеней "выделения" человека из мира животных, есть феномен социально-культурный.

Таким образом, индивидуализация обусловлена и реализуема лишь в сообществе людей, в общении человека с человеком. Ее единственно реальной границей выступает общественная природа человека. Индивидуализация в своей экспансии принципиально не может заходить за пределы общественной природы человека, она не может разрушать эту природу. В противном случае ее не будет по определению.

В этом смысле сами социальные формы и институты, в творении которых активную роль принимает человек, выступают объективными границами его индивидуальности. Социальность, будучи результатом реализации индивидуальности человека, есть в тоже время и поле его ограниченности. Не следует ставить знака равенства между понятиями различия и индивидуальности. Различие - есть просто непохожесть, а индивидуальность - особенное проявление в каждом отдельном человеке его единой родовой сущности. Различие лежит в основе индивидуальности, но это низшая ступень индивидуальности. Кроме того, индивидуальность - это различие, специфически присущее человеку, обусловлено, прежде всего, духовно-культурными факторами. Поэтому различия между людьми воплощаются в форму их индивидуальности, даже если они относятся к сугубо биологическим отличиям того или иного человека от других людей. Биологические различия между людьми - от иммунитета и наследственности до темперамента и способностей - неизбежно приобретают культурно значимое содержание, включаясь тем самым в процесс "вторичный" (социокультурный) индивидуализации людей.

Индивидуальность не следует отождествлять с индивидуализмом, и тем более - с эгоизмом и эгоцентризмом. Индивидуальность предполагает наличие и уважение ее во всех людях, а не уничижительное отношение к своеобразию других людей, что лежит в основе эгоизма. Индивидуальность - сущностная черта всех людей, а эгоизм - нравственно отрицательная характеристика.

Таким образом, содержание процесса антропосоциогенеза представлено тремя взаимосвязанными составляющими:

- компенсацией родовой неспециализированности человека;

- индивидуализацией его в ходе исторического развития;

- формированием и развитием рефлексивного сознания.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 791 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...