Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Объективация продуктов духовной жизни человека



Возвращаясь к определению предмета антропологии, необходимо вспомнить, что социальную антропологию можно определить как область знания, изучающую те феномены внутреннего духовного мира человека, которые позволяют ему реализовать себя как субъекта - творца своей социальной реальности. Она изучает также закономерности и структуру процесса объективации продуктов духовного мира человека. Социальная антропология пользуется такими понятийными категориями как индивидуальность, свобода, творчество, игра, риск, свободный выбор, ответственность, смысл жизни, ценностные ориентиры, объективация, антропологическая экспертиза.

Социальная антропология, несмотря на философскую направленность по своему содержанию и методам изучения духовного мира человека, использует и конкретный эмпирический материал социологического, психологического и естественно-научного происхождения. Иначе невозможно корректно соотнести получаемый в итоге процесса объективации реальный социальный результат (общественные формы, отношения, институты) с исходным психическим состоянием субъекта (его потребностями, интересами, целями, стремлениями и т.п.), то есть невозможно осуществить антропологическую экспертизу.

Предметная область социальной антропологии может быть представлена противоречивым единством трех основных областей взаимодействия человека и социума.

Первая область взаимодействия охватывает всю проблематику обусловленности внутреннего духовного мира человека объективными формами его социального бытия от самых общих формационно-эпохальных до конкретно-индивидуальных условий и факторов онтогенеза. Эти объективные формы являются результатом предметно-практической деятельности предшествующих поколений, а также продуктами творческой энергии и созидательной деятельности других людей - современников данного индивида.

Творчество - это продукт человеческого созидания, это результат "самопроизвольной" созидающей человеческой деятельности, начинающийся с создания идеальной модели и заканчивающейся объективацией (воплощением) этой модели в реальную действительность.

Вторая область взаимодействия человека и социума характеризуется проблемами относительной независимости внутреннего мира человека, его самообусловленности от объективированных социальных форм, институтов и отношений. Предметом внимания социальной антропологии при этом выступает вся сложная структура духовного мира, его самообусловленность.

Третья область взаимодействия человека и социума - обусловленность внешних объективированных социальных форм, отношений, институтов продуктами внутреннего духовного мира человека, обусловленность, включающая в себя возможность "преодоления" человеком внешней необходимости данной социальной реальности как в сознании, так и в реальной действительности.

Таким образом, социальноантропологические исследования позволяют раскрыть два важных процесса, характеризующие место и роль человека как субъекта - творца общества: объективацию продуктов внутреннего духовного мира человека и антропологическую экспертизу соответствия социальных форм задачам и путям реализации человеческой природы.

Раскрывая структуру внутреннего духовного мира человека как субъекта социальной реальности, современный антропологизм обращает особое внимание на разработку проблем человеческой индивидуальности, свободы, ответственности, смысла жизни. Посредством именно этих категорий оказывается возможным раскрыть как содержание, так и механизм процесса объективации продуктов духовного мира человека, что является одной из основных исследовательских задач социальной антропологии.

Социальная антропология ориентирует на выявление человеческого содержания объективных общественных форм и отношений. Она предлагает понять историю общества как результат самореализации человека, одним из путей которой является процесс опредмечивания продуктов внутреннего духовного мира человека, объективация его субъективности и индивидуальности. Эти продукты, включаясь таким образом в общую логику движущих сил общественного развития, выступают в качестве непосредственного предмета научного антропологического исследования, представляя так или иначе внутренний духовный мир человека. Взаимоотношения духовного мира человека и мира овеществленных идей рельефно отражаются в диалектике естественного и искусственного, биосферы и выдвигаемое социальной антропологией предложение "понять историю как результат самореализации человека" ни в коей мере не означает сведения истории только к объективации продуктов духовного мира человека.

Философскими основаниями социальной антропологии выступают положения о том, что а) сознание есть свойство определенным образом организованного живого существа - человека, являющегося продуктом процесса антропосоциогенеза; б) объективация продуктов его духовного мира осуществляется только в процессе материальной предметной деятельности; в) сама эта деятельность проходит в рамках объективной для каждого данного поколения людей реальности. Раскрытие К.Марксом места и роли труда, материального производства позволило понять труд как поле реализации человеческой субъективности.

Актуальность самой проблемы объективации продуктов духовного мира человека связана прежде всего с реальным возрастанием роли субъективного фактора в историческом процессе ХХ века. Важный "философский шаг" в этом направлении сделал классический марксизм, раскрыв материальные корни сознания, включив его тем самым в систему факторов, детерминирующих исторический процесс. Более того, марксизму не чуждо признание решающей в определенных ситуациях роли субъективного фактора в осуществлении тех или иных общественных преобразований вплоть до коренных, революционных.

В рамках современного социального антропологизма реально возможен следующий шаг - раскрытие содержания и механизма процесса объективации и выработка критериев антропологической экспертизы социальных форм, отношений и преобразований.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 470 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...