Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Поведение человека. Проблемы девиантности



Почти все необходимое для своей жизни человек получает из внешней среды. Нужда в чем-либо для поддержания жизни и развития организма вызывает особое состояние, называемое потребностью. Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющихся у организма потребностей и проявляющихся во внешне наблюдаемой целенаправленной деятельности, называется поведением.

Поведение человека представляет собой тесный сплав физиологических и психических процессов. Если основные законы работы органов и систем практически одинаковы для всех людей, то психика – это то, что отличает одного человека от другого. Психикаэто внутренний, субъективный мир человека. Это принадлежащая конкретному человеку картина мира, существующая именно в его мозгу. Психика человека зависит не только от его индивидуальных наследственных задатков, но и от того жизненного опыта, который он накопил. Именно благодаря психическому компоненту наше поведение так разнообразно и неповторимо.

Поведение человека всегда целенаправленно на удовлетворение одной ведущей (доминирующей) потребности организма. Потребности человека обусловливают появление основных движущих причин, или мотивов его поступков и действий. Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности и придает ей осмысленность. Мотивы могут вытекать из мировоззрения человека, его взглядов, убеждений, идей, из его интересов и идеалов.

Различают биологические, социальные и духовные потребности человека. Биологические потребности наиболее простые: потребности в дыхании, пище, воде, регулярном движении, сохранении тепла и т.д. Они вызывают у нас ощущения голода, жажды и др. Биологические потребности сходны с таковыми у животных. Но у человека к биологическим потребностям обязательно присоединяется психический компонент.

Социальные потребности человека связаны с его поведением в обществе. Сюда относится потребность принадлежать к определенной группе людей (семья, школа, трудовой коллектив), следовать нормам и правилам поведения, которые приняты в той или иной группе, выполнять в обществе определенную роль (быть лидером, ведомым, неформальным лидером) и в этом виде отличаться от других членов группы. Каждый человек стремится получить от общества какие-либо конкретные блага (образование, материальное обеспечение, жизненный и духовный комфорт и пр.). Эта потребность «для себя» очень важна для человека, поскольку она формирует такие качества личности, как чувство собственного достоинства, самостоятельность, независимость суждений.

Жизнь человека протекает в обществе. Находясь большую часть времени среди других людей, человек испытывает одну из важнейших потребностей – потребность «для других», которая формирует такие качества личности, как доброжелательность, способность к сопереживанию, сочувствию, сотрудничеству.

Особенно остро стоит проблема социального и биологического, когда речь идет о таких формах человеческого поведения, в которых поляризуются сами человеческие взаимоотношения (о проявлениях добра или зла; героизме, творческом труде или социальной пассивности; ответственном отношении к делу или нарушении норм человеческого общежития, антиобщественных поступках и преступлениях). Антиобщественные поступки людей – правонарушения и преступность - в этом отношении представляют особый интерес.

С помощью преступлений нередко достигались и достигаются поныне определенные политические цели. Убийства и подкупы, похищение людей и терроризм, клевета и подделка документов – вот далеко не полный перечень преступных способов достижения политической власти, которыми пестрит и история общества, и сегодняшняя действительность. Все это говорит об актуальности проблемы. Но главное – это установление причин антиобщественного поведения, преступности, поиски путей с этим злом.

Под девиантным ( лат. deviatio - уклонение) поведением понимаются:

1) поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);

2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении - предмет социологии и социальной психологии.

Для естественных и общественных наук норма - это предел, мера допустимого. В физике и биологии норма - это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития. Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличии от естественных норм физических или биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь "естественными", либо недостаточно адекватны им. В таком случае аномальной становится "норма", "нормальны" же отклонения от нее. Вот почему социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, негативные - дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.

Острые споры вызывает проблема личности людей, совершающих преступления. Это связано с оценкой человека как существа мыслящего, созидающего жизнь или разрушающего ее, а также с оценкой тех социальных систем, в рамках которой живет и действует человеческая личность. Наконец, ведутся споры и о том, какими методами, с помощью каких средств можно сделать человека лучше; существуют ли люди «первого» и «второго» сорта; есть ли нации и народы, имеющие превосходство над другими; имеются ли социальные группы, которым от «природы» предназначено господствовать над другими. Для ответа на эти вопросы следует, прежде всего, коснуться эволюции человека, которая привела к появлению вида Homo sapiens и проанализировать, в чем состоит диалектика взаимодействия социального и биологического в индивидуальном развитии современного человека. Данные аспекты составляют основу всей социально-биологической проблемы (см. раздел 3.5.).

История развития учений о природе преступности – это в основном история борьбы двух направлений. Представители одного из них исследовали преступность как социальное явление, представители другого – как явление биологическое.

В древности и в средневековье большую роль играли религиозные представления и суеверия. Преступников нередко считали умалишенными людьми, в которых вселился дьявол, «злой дух». Отказ признать за преступником право на человеческое существование привел к поискам преступного в самом человеке.

В настоящее время биологические теории преступности большей частью сочетаются с социологическими, психологическими и иными объяснениями. Некоторые авторы обосновывают теорию наследственного предрасположения к преступлениям (О. Кинберг, О. Ланге, Э. Кречмер и др.), другие – теорию эндокринного предрасположения человека к преступлению (Ди Тулио и др.). Популярна так называемая психоаналитическая теория З. Фрейда. Он рассматривал преступление как проявление врожденных, глубоко заложенных в психике человека бессознательных инстинктов и влечений, главным образом сексуального характера, а также страха смерти.

Французские ученые П. Дюпати и Ж.П. Бриссо видели причины преступности в пороках социальной жизни, в политическом и экономическом неравенстве людей. В конце XIX- начале XX века французским социологом была высказана мысль о вечности преступности как социального явления для любого общества.

В современных условиях в связи с непрерывным повсеместным ростом преступности и все более опасным ее характером многие социологи, криминологи и юристы стали утверждать, что главной причиной этого социального бедствия является научно-технический прогресс. Делается вывод, что психологические последствия научно-технического прогресса в капиталистическом обществе – перенапряжение, страх перед войной, неуверенность в завтрашнем дне, отчаянность и т.п. – неизбежно толкают личность на насилие и преступление. Однако на самом деле причина не в научно-техническом прогрессе, а в неблагоприятных социальных условиях, в которых живет большинство граждан.

Высказываются также мысли о том, что миграция населения также является причиной преступности, поскольку она ведет к ломке привычных социальных связей, к разобщенности людей, материальным лишениям и т.д. Но все это вторичные признаки. Попытки увековечить преступность, связав ее непосредственно с научно-технической революцией, с прогрессом общества, антиисторичны по своему существу. Эти теории лишены четкой методологической основы и, как правило, эклектичны.

Изменения в экономических отношениях и социальных условиях жизни существенно влияют на состояние и динамику преступности. Долгое время в нашей литературе не затрагивалась проблема связи экономических отношений с преступностью. Между тем крупные просчеты в экономике, пренебрежение объективными экономическими закономерностями, бесхозяйственность, отсутствие учета материальных ценностей, их надлежащей охраны, коррупция управленческого аппарата прямо повлияли на рост преступности за последние годы. Очевидно, что суть всех этих негативных процессов является социальной и гены здесь ни при чем.

В социологии девиантного поведения не существует единой точки зрения относительно причин и обстоятельств происхождения девиации. Можно выделить биологический, психологический и социологический подходы к объяснению девиантного поведения.

Представителем биологического подхода был итальянский доктор - психиатр 19 века Чезаре Ломброзо (1835-1909) - основатель антропологической школы уголовного права, который утверждал, что существуют "прирожденные" преступники; они обладают специфическими антропологическими, физиологическими и психологическими признаками и составляют до 35% всех преступников. Их можно определить по выступающей нижней челюсти, жидкой бородке, пониженной чувствительности к боли. "Преступный тип" ассоциируется с возвращением к более ранним стадиям человеческой эволюции. Преступление по Ломброзо, - явление столь же естественное и необходимое, как рождение и смерть человека, как зачатие и болезни, в частности психические. Система мер предупреждения преступлений, по Ломброзо, включала лечение, пожизненную изоляцию и прямое физическое уничтожение "прирожденных" преступников. Философской основой его теории явился позитивизм, соединенный с социал-дарвинистскими идеями. Им были заложены основы для внедрения в практику человеконенавистнических мер, получивших государственное признание при фашизме.

Другим представителем биологического подхода был Шелдон, выдвинувший теорию о том, что у девиантов определенное физическое строение, что является причиной девиации. В последнее время некоторые исследователи объясняют девиантное поведение генетическими причинами, например, аномалиями половых хромосом. Криминологическое значение хромосомных аномалий обычно приписывается двум из них, связанным с наличием у мужчин добавочной 47-й хромосомы типа Х (ХХУ -синдром Клайнфельтера) или типа У (ХУУ). Многочисленные исследования хромосомных аномалий, приведенные Н.П. Дубининым и соавт. (1989) в монографии «Генетика, поведение, ответственность…», установили известную связь этих аномалий не столько с преступностью, сколько с душевными заболеваниями.

Психологический подход связан с анализом преступного поведения и психическими отклонениями такими, как умственные дефекты, слабоумие, дегенеративность, психопатии и т.д. Австрийский врач-психиатр З. Фрейд ввел понятие о "потенциальных преступниках с чувством вины", т.е. людях, желающими быть пойманными, потому что они чувствуют себя виновными.

В социологии девиантного поведения также выделяется несколько направлений, объясняющих причины возникновения такого поведения. Так, Р. Мертон причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые оно предлагает для их достижения. Другое направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель другой субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры.

В современной отечественной социологии несомненный интерес представляет позиция Я.И. Галинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.

Р. Мертон определяет девиантное поведение как результат нормальной реакции нормальных людей на ненормальные условия. В число людей с девиантным (отклоняющимся) поведением реально входят и революционеры в любой сфере жизнедеятельности общества, и преступники (злоумышленники), преступившие закон. Без отклонения от утвердившейся нормы нет творчества в социальной жизни. Все зависит от того, какова норма, каков закон и чьи интересы он обслуживает.

Однако теория девиантного поведения до недавнего времени все свое внимание обращала на нарушителей уголовного кодекса. При анализе криминогенной обстановки в мире получены следующие данные. В 1987 г. на 100 тысяч населения приходилось: в СССР - 690, в Англии - 7853, США - 5233, Японии - 1743 правонарушений. В последующие годы произошел скачек: в 1993 г. в США было совершено уже 14 млн. преступлений против личности, а экономический ущерб составил 425 млрд. долларов. В России в 1993 г. на 100 тыс. человек было совершено 1866 преступлений. Рост преступности за последние 4 года удвоился. Средняя раскрываемость на превышает 50%. В 1993 г. произошло 29 тыс. убийств, в 1994 г. - 32 тыс. (это в два раза превышает число погибших в афганской войне). На охрану органов власти расходуется ежегодно до 8 млрд. долларов. Около 1 млн. молодых мужчин привлечено к охране коммерческих структур. Такого не было в истории России никогда. Истинные причины роста преступности лежат в основах общества, в котором мы сейчас живем. Как можно объяснить такое положение дел?

В центре внимания теорий насилия находится феномен агрессивности человека. Можно выделить четыре направления исследований и объяснений агрессивности человека:

- этологические теории насилия (социал-дарвинизм). В основе теории - признание человека общественным животным, а общества - носителем в своем устройстве инстинктов животного мира. Безбрежное расширение свободы индивида без необходимого развития его культуры разрушает границы "моей и твоей" свободы, повышает беззащитность одних и агрессивность других. Такое положение в нашем обществе получило название "беспредел", т. е. состояние абсолютного беззакония в отношениях людей и действия властей;

- фрейдизм, неофрейдизм и экзистенциализм объясняют агрессивность человека как результат фрустрации отчужденной личности. Агрессивность, вызывается социальными причинами. Следовательно, основное внимание в борьбе с преступностью должно быть обращено на устройство общества;

- интеракционизм видит причину агрессивности людей в "конфликте" интересов, несовместимости целей;

- когнитивизм считает, что агрессивность человека есть результат "когнитивного диссонанса", т е. несоответствия в познавательной сфере субъекта (Л. Фестингер). Неадекватное восприятие мира, "конфликтующее сознание как источник агрессии", "отсутствие взаимопонимания" связаны со строением мозга (Х. Дельгадо, Б. Скиннер, Дж. Макконэл).

Выделяют два вида агрессии: эмоциональное насилие и антисоциальное насилие, т.е. насилие против свобод, интересов, здоровья и жизни кого-либо. Агрессивность человека и преступность как следствие ослабления саморегуляции поведения по-своему пытается объяснить генетика человека. В 1980 - 1990 гг. в нашей стране велись интенсивные разработки по этой проблеме. Н.П. Дубининым с соавт. (1989) было выявлено, что отклонения в генотипе, когда число хромосом превышает норму, чаще ведут к преступному поведению, если процесс воспитания запущен. Но последующие события указали на то, что в основе противоправного поведения лежат социальные условия: именно изменения в них вызывали скачек преступности в 1992 - 1994 гг.

Социальные условия, преломляясь во внутреннем мире человека, вызывают неврозы, фрустрации. К. Хорни описывает четыре великих невроза нашего времени:

- невроз привязанности (поиски любви и одобрения любой ценой),

- невроз власти (погоня за властью, престижем и обладанием),

- невроз покорности (самоидентификация с харизмой лидера, религиозное поклонение, мазохистские отклонения),

- невроз бегства от общества.

По мнению К. Хорни, все эти неврозы усугубляют самоотчуждение личности в обществе, выход же из положения он видит лишь в психотерапии. Кстати, все восточные религии основаны на борьбе личности с собой ради ухода от страданий - оказывается достаточно изменить точку зрения, внутреннюю позицию, чтобы перестать страдать от язв общества. Разумеется, это самый легкий путь, поскольку это позиция социального дезертира.

По мнению Р.К. Мертона, современная американская культура близка к полярному типу, когда акцентирование цели-успеха не сопровождается эквивалентным акцентированием институциональных (законных, легитимных, культурно-признанных) средств. Культ успеха символизирован богатством, а богатство - деньгами. Денежный успех укоренен в американской культуре ("ты стоишь ровно столько, сколько у тебя денег!"). Институциональные средства заменяются инструментальными, эффективными в данной ситуации (т.е. мораль ситуативна - на этом обобщении настаивал еще Д. Дьюи - американский философ, представитель прагматизма).

В американской культуре нет слова "неудача". Неудачи относятся лишь к временным явлениям. Подобный подход преследует цель: не уменьшать притязаний за счет самоидентификации с равными себе, а самоотождествлять себя с "верхними" ("каждый может стать экономическим королем!" - рефрен американских легенд о богатых). А это означает, что индивид в своих неудачах обвиняет только себя, строй же критике не подвергается. Самокритика ведет к еще большей активизации субъекта. Но в условиях, когда происходит сильное акцентирование богатства как основного символа успеха без соответствующего акцентирования законных способов его достижения, в обществе открывается широкая дорога преступности. Рост преступности в США за последние годы достиг таких размеров, что срочно была принята государственная программа по борьбе с преступностью, в которой видное место занимают программы профессиональной ориентации с целью "предложить подросткам здоровую альтернативу преступным способам наживы" (Бизнес Уик, 1994).

Наиболее характерно отклоняющееся поведение для низших слоев. К ним культура предъявляет несовместимые требования: с одной стороны, их ориентируют на богатство, а с другой - они в значительной степени лишены возможности достичь его законным путем. В этой области Россия сейчас идет вслед за Америкой. Разрегулированность существовавшего в стране более или менее верного соответствия между мерой труда и мерой потребления привела к резкому расслоению общества, а мошенничества в сфере финансов, экономики и политики приобрели даже "узаконенный" характер. На это указывает отказ Госдумы РФ выдать Генеральной прокуратуре ряд депутатов для уголовного расследования. В печати даже появились статьи, в которых выражалось публичное восхищение этими "хитрыми, умными и успешными" людьми. Так "священная" цель фактически объявляет священными и средства ее достижения, какими бы они ни были: ведь люди, особенно молодые, легче ассимилируют акцентированные цели, но труднее усваивают институциональные нормы, регулирующие пути и средства их достижения.

Р.К. Мертон описывает пять форм приспособления личности к социальным условиям. К ним он относит конформность, инновацию, ритуализм, ретризм (полную потерю жизненных целей, свойственную, например, фигуре бомжа в российских условиях), мятеж (внешний и внутренний бунт, направленный на изменение существующих целей, стандартов и норм, т.е. на установление новой законности и культуры, - революционные движения, политические движения радикального характера, феминистские движения и т.д.).

Если культура определяет цели людей, то общество контролирует пути и средства достижения людьми этих целей. Существуют формальный и неформальный виды контроля. Первый связан с государством, которое имеет полицию (милицию), суды и тюрьмы. Эти органы призваны укреплять конформизм и регулировать соблюдение правил. Задержанный милицией человек становится после осуждения заключенным - он уже является частью новой для него социальной системы, в которой формируются собственные статусы и роли. В последние годы наметилась тенденция к формированию кодекса требуемого служебного поведения и чувства долга у представителей органов контроля: ведь девиант находится полностью в их власти. Развивается наука деонтология, изучающая проблему взаимоотношения людей для формирования точных кодексов поведения (полицейская, юридическая и медицинская деонтология).

Теория выделяет четыре механизма социального контроля:

- прямой контроль, осуществляемый извне посредством наказаний;

- внутренний контроль, основанный на интернализованных нормах и ценностях конкретной культуры (субкультуры);

- косвенный контроль, связанный с идентификацией с родителями, друзьями и т.д.;

- контроль, основанный на широкой доступности различных способов достижения целей, удовлетворения потребностей (динамичность социальных структур, демократизм общества, стремление в культуре к социальному равенству).

Если описать весь путь девианта, то он состоит из изоляции, (ограничение контакта с другими), наказания (суд, общественное порицание, бойкот, остракизм и т.д.), реабилитации (подготовка девианта к возвращению в общество). В связи с этим возникает необходимость в формировании служб социальной работы не только с социально уязвимыми слоями общества, но и с возвращающимися из заключения людьми. "Тюремная культура" искажает ценностно-нормативный комплекс, принятый в общей культуре. Обычно требуется специальное вмешательство с целью возвращения личности в родной символический ценностно-нормативный мир, иначе такой человек становится рецидивистом и уходит от общества и его культуры навсегда.

Изучение источников возникновения и проявления агрессивности людей указывает еще на один фактор - средства массовой коммуникации: кино-, видео-, и телефильмы. Сцены насилия в них, показ которых участился в связи с изменением политического климата в обществе, не могут не тревожить нашу общественность. Дети проводят у телевизоров до пяти- шести часов в сутки. Возникает опасность массового подражания подростков насильникам из фильмов, а следовательно роста детской преступности и повышения духа агрессивности в социокультурном наследовании. Ясно, что здоровое общественное мнение выступает против частого показа сцен насилия на экране.

Исследования, проведенные в Австралии, Финляндии, Израиле, Польше и США в 1983- 1986 гг., позволили сделать два важных вывода. Во-первых, частота, с которой мальчики-подростки смотрят фильмы с насилием, позволяет сделать статистически значимое предсказание о серьезности правонарушений, совершаемых в возрасте до 30 лет. Во-вторых, кумулятивный эффект экранного насилия может способствовать выработке у подростка специфических установок и норм поведения, научить их насильственному разрешению конфликтов. Ситуацию не меняет тот факт, что ближе к 30 годам люди реже смотрят телевизор или ходят в кино. По мнению С. Кембпелл, экранные образы могут достаточно долго сохраняться в памяти человека, не подвергаясь контролю со стороны критического самосознания. Вполне возможно, что в реальной конфликтной ситуации, сходной с одной из увиденных на экране, человек поведет себя согласно заученному сценарию.

Эти выводы касаются еще в большей степени России, чем западных стран. Россия стоит на пути к стихийно развивающемуся обществу внутренней нестабильности, ломки ценностно-нормативных координат поведения миллионов. Экранное насилие в этих условиях, вероятно, усиливает свою провоцирующую роль; показ насилия может очищать души людей (катарсис) лишь в случае его интерпретации как трагедии - но для этого нужно, чтобы на экранах чаще появлялись высокохудожественные фильмы.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 822 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...