Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Смерть как экзистенциальный и культурный феномен



Игра расположена в начале линии жизни, любовь - на ее вершине, смерть - в конце. Так понимают обычно люди проявление основных феноменов своего существования. При таком подходе смерть не просто событие, но и постижение человеком своей смертности. Отношение к смерти определяет формы всех религиозных культов, входит в содержание многих философских доктрин, является предметом крупных научных направлений в психологии, психиатрии, антропологии и демографии. В рамках же феноменологической социологии смерть понимается как одна из пяти основных экзистенциальных констант, определяющих линию существования человека в социальной среде (труд, любовь, доминация, игра и смерть).

Соотнося смерть и культуру, мы можем сказать, что смерть есть природный, внекультурный феномен. Поэтому в самой культуре смерть воспринимается в ауре непостижимой загадочности, а ее трагизм для отдельной личности начинает ощущаться лишь в связи с обострением чувства личного бытия, осознания ею себя как неповторимого существа.

Это утверждение основано на данных, добытых с помощью исторического метода. В Древнем Египте вопрос о смерти и отношении к ней решался просто: земная жизнь человека представлялась как подготовка к загробному бытию. В социальной жизни господствовал культ мертвых. Для мертвых строили и украшали величественные гробницы, огромные пирамиды. В этот период возникло искусство бальзамирования.

На Востоке, в Японии, существовал культ предков, в основании которого лежала убежденность людей в том, что человек продолжает свою жизнь в потомках и умирает окончательно лишь тогда, когда его род прервется. В Индии массовое сознание пронизывала и пронизывает поныне идея перевоплощения душ - сансара. Для исповедующих эту идею реальный мир - временный, иллюзорный мир, а реальность - в потустороннем существовании. У каждого человека своя карма (судьба), но ее можно улучшить или ухудшить своей жизнью. Поэтому достойное завершение жизни воспринимается как духовное возвышение, а не трагедия. На этой основе распространялась традиция сати - искупление женщиной (женой) своих грехов в случае смерти мужа путем сжигания себя вместе с трупом мужа. Только в феврале 1986 было зафиксировано 144 случая самосожжения вдов в Индоре, 147 - в Мадрасе, 80 - в Хайдабараде, 50 - в Бомбее.

Позже в истории в связи с постепенным ослаблением родственных и общинных связей культ предков держится уже не на живом чувстве, а на традиции, поддерживаемой как культурная норма, трагизм же смерти начинает переживаться как личная трагедия. Именно на этом этапе развития человека появились новые религии - буддизм, зороастризм, иудаизм, даосизм (7 - 4 в. до н. э.). На основе исторически возникшего личностного самосознания и ощущения трагизма в этих религиях смерть как бы вносится в поле культуры и превращается в судьбу реального человека, вектор которой устремлен в противоположном от смерти направлении (попытки избежать смерти в рамках отпущенного человеку срока жизни).

В Древней Греции Платон считал, что душа и тело принадлежат разным мирам. Душа после смерти освобождается от темницы тела и возвращается в мир идей. Учение Сократа, Платона и Аристотеля о бессмертии души смягчает трагизм смерти.

В мировых религиях, возникших позже, появляются уже и тема ответственности человека за поступки в земной жизни, и тема спасения - после смерти душа попадает в рай или ад в зависимости от деяний личности. Поэтому можно сказать, что страх человека пред смертью религиями используется в качестве регулятора земной жизни. Так, используя принцип взаимного воздаяния между человеком и Судьей (Богом), мировые религии заложили основы ценностно-нормативных координат поведения человека, носящих универсальный характер.

В эпоху Возрождения и Просвещения акцент в вопросе о смерти начинает переноситься из сферы веры в область разума и материалистического понимания. Так, Спиноза считал, что "человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни".

В XIX столетии Ницше посредством понятия сверхчеловека определяет судьбу человека как горизонт человеческого бытия, как выражение вечно искомой формы его существования, т.е. недостижимого идеала. Отсюда, по Ницше, есть два уровня самоотождествления человека - с наличным Я (ориентированным на "здесь и теперь") и с полным Я, т.е. с возвращением к своей судьбе. Человеческую духовность можно рассматривать именно как это возвращение - понятно, что перед смертью люди задумываются о смысле своего существования, начинают видеть новые горизонты сознания, что позволяет преодолеть страх смерти, ужас конечности индивидуального бытия.

Каковы традиции изучения смерти в наше время? Можно выделить философское и социологическое направления. Современные философские школы, такие, как феноменология, лингвистическая философия (философия обыденного языка), герменевтика, тяготеют к концептуализациям, основанным на языковых данных. Изучение через язык практической философии человека относительно смерти и судьбы позволяет путем реконструкции этих концептов определить их место в повседневном и трансцедентном мирах человека. Знаменательно бытование понятий "смерть" и "судьба" в языке - первому не повезло тем, что оно употребляется в обыденной речи во многом иносказательно, а второму повезло тем, что оно употребляется часто и изобилует ассоциациями, оттенками, множественностью значений.

Людям всегда было свойственно избегать разговоров о смерти. Это объясняется по крайне мере двумя обстоятельствами: а) все слова в любом языке своей базой имеют мир опыта. Представления же о смерти (т.е. слова) не опираются на опыт, ибо еще никто не возвращался из небытия (полного); б) людям свойственно избегать слов о смерти в виду ее жестокой неотвратимости и существования различных суеверий относительно нее. Так, на всех языках существуют заменители слова "смерть", смягчающие ее смысл, - на русском это "отправиться в лучший мир", "приказать долго жить", "протянуть ноги", на английском - "tu go"(уйти), "tu take the ferri" (сесть на паром) и т. д. Боязнь цифры 13 также объясняется страхом смерти - у древних евреев число 13 и слово "смерть" писались одним знаком. В Японии избегают цифры 4, но по другой причине: при чтении иероглифа 4 (си) - он звучит как другой иероглиф, означающий "смерть". В японских больницах и многоэтажных домах не найти ни палаты, ни даже этажа с цифрой 4.

Понятие "судьба", обязанное своим появлением осознанию человеком конечности своего существования, имеет, наоборот, широкое хождение и множество значений:

а) судить; то, что суждено (от этого слова - слова "присуждать", "осуждать"; в целом - это назначенное, предуказанное свыше, связанное с роком, участью, долей, уделом человека;

б) обсуждать, рассуждать, суждение - второе значение слова "судьба" - свойственно лишь русскому языку и означает, что "судьба" связана не только с предуказанием, но и с осознанным, обдуманным. А это уже элемент мысли, смысла, понимания, сознания. Если даже реальное употребление слова "судьба" совпадает со словом "рок", в нем дана большая смысловая потенция. Поэтому такой концепт не ведет к пассивному фатализму. Существует нюанс и в употреблении слов "рок" и "участь", "жребий". Первое связано с представлением о таинственной внешней силе, распоряжающегося жизнью конкретного индивида, второе - с пониманием того, что каждый может стать кузнецом своего счастья, т.е. судьбы.

Социологические исследования С.Б. Борисова (1990) установили, что до 70% респондентов (девушки, учащиеся и студентки) в той или иной форме признают бытие души после смерти. До 40% придерживаются позиции переселения душ в другое тело. Отвергают бытие после смерти лишь 9%. Религиозной позиции (христианской или исламской) придерживаются 16%, а "научно-фантастической" версии жизни души - 12% респондентов.

В этих показателях тревожит факт утраты частью молодежи чувства ответственности за земную жизнь. Лишь 15 - 19% ожидают попадания в рай или ад в зависимости от земной жизни человека, остальные не испытывают тревоги за свое земное существование. У американцев эта цифра достигает 70% - они уверены, что после смерти они попадут в рай, и лишь 6% считают, что у них много шансов попасть в ад.

6.2. Жизнь после смерти.

Определенный интерес представляют описания переживаний людей, находившихся в пограничных со смертью ситуациях. Складывается особая наука танатология - наука о смерти. Р. Моуди (1991), изучивший 150 случаев, в которых люди получали предсмертный "опыт", выделяет три категории своих пациентов:

а) люди, которых врачи считали или объявили клинически мертвыми и которые были реанимированы;

б) люди, которые в результате аварии, опасного ранения или болезни были близки к состоянию физической смерти;

в) люди, которые находились при смерти и рассказывали о своих ощущениях другим, находившимся рядом.

Все три категории изучены с точки зрения их опыта, возникшего в случае встречи со смертью. Исследования (социологические опросы и анализ данных), проведенные Р. Моуди, вызвали целую цепь описаний "жизни после смерти".

Установлено, что во время умирания имели место следующие этапы и события:

- невыразимость состояния словами (нет таких слов, поскольку нет общего опыта умирания);

- люди способны слышать происходящее;

- появляется ощущение покоя и мира;

- иногда слышен неприятный жужжащий шум;

- ощущается движение по тоннелю;

- ощущение себя вне тела;

- происходит встреча с другими, помогающими умирающему перейти в новое состояние;

- иногда появляется ощущение светящегося существа, чередой мелькают картины прошлого.

Эти переживания, как оказалось, влияют на последующую жизнь: возникает новое отношение к смерти (люди больше не боятся смерти), умиротворение (жизнь стала глубже и содержательнее), в их взглядах изменилось соотношение тела и разума - главным становится разум, почти все подчеркивают важность стремления в жизни к возрождению любви к другим людям, любви исключительной и глубокой. Никто не говорил о том, что выходил из состояния клинической смерти с чувством "очищения", "морального совершенства", с чувством превосходства над другими. Характерно, что опыт смерти подтолкнул к улучшению своего образования, им было "сообщено", что накопление знаний продолжается даже после их жизни.

В 1992 г. Д. Гэллап-младший провел анкетный опрос населения США, используя для этих целей знаменитую международную организацию Гэллапа, и обнаружил, что около 8 млн. американцев испытали клиническую смерть. Получены интересные данные:

- ощущение покидания тела - 26%,

- ясное зрительное восприятие - 23%,

- слышание звуков, голосов - 17%,

- чувство спокойствия, отсутствие боли - 32%,

- наблюдение световых явлений - 14%,

- предыдущая жизнь проходит перед глазами 32%,

- пребывание в другом мире - 32%,

- встречи с другими существами - 23%,

- туннель - 9%,

- предвидение будущего - 6%.

Однако не решен пока основной вопрос - может ли сознание существовать вне мозга (нейрологическая основа клинической смерти не изучена досконально). Поэтому существует целый ряд возражений данному перечню. Так, ряд врачей утверждает, что такие видения могут быть признаком психического расстройства (паранойи, шизофрении, слабоумия, бредового состояния мозга, эпилепсии). Например, бредовое состояние, вызванное гипоксией мозга, приводит к галлюцинациям. Клиническая смерть наступает тогда, когда мозгу не хватает кислорода.

В пользу предсмертных переживаний свидетельствуют наблюдаемые факты того, что видения клинической смерти не вызываются нарушением рассудка, поскольку после пережитого многие люди стали обладать более высокими способностями, чем раньше. Описание людьми своих переживаний обусловлено влиянием культурной среды, прежде всего религии. Однако видения клинической смерти, как установлено, не являются поддержкой религии. Более того, часто они заставляют людей отвернуться от массовых религий, т.к. их представления о небе не совпадают с увиденным.

Все эти исследования еще находятся в самом начале пути - танатология как наука только формируется. К одной из ее загадок относятся и данные экспериментов, проводимых ныне в клиниках США и Западной Европы по взвешиванию человека в момент смерти и сразу после нее. Оказалось, что тело человека теряет в весе в среднем около 2 - 6 г. Пока не понятно, за счет чего это происходит. Объяснение, что это - покидающая тело человека его душа, мало кого ныне может убедить.

6.3. Жизнь как сопротивление смерти.

З. Фрейд выделил два основных инстинкта человека - танатос и эрос. Первый - инстинкт смерти, второй - жизни. Первый связан с самосохранением жизни (смерть как вечная угроза для живого организма), второй - с ее активностью. Хотя эти положения подвергались критике, они все же остаются незыблемыми для понимания истоков жизни.

Борьба со смертью как сопротивление человека конечности своего существования проявляется в следующих формах.

1. При понимании смерти как момента перехода живого в состояние мертвого тела борьба ведется в двух формах: а) реанимация, т.е. возвращение к жизни умирающего тела медицинскими методами; б) эвтаназия, т.е. облегчение страданий умирающего врачом ("легкая смерть"). Проще говоря, последнее есть форма добровольного самоубийства больного с помощью врача, медицинских средств - своеобразное сопротивление смерти с ее неизбежными страданиями.

2. При понимании смерти как акта безвозвратного, окончательного исчезновения сознания (души) человека сопротивление ей проявляется в формах: а) мифологических и религиозных идей о переселении души, о множественности форм жизни индивида, о продолжении жизни души в загробном мире соответственно степени праведности земной жизни человека; б) идей и ценностей светской культуры о сосредоточении жизненных усилий человека на потусторонней жизни, идей о продолжении себя в своих земных делах и потомках (развитие институтов социальной памяти - музеев, монументальных и персональных памятников, библиотек, литературных и киноархивов и т.д.).

3. При понимании смерти как процесса умирания (старения, дряхления организма) сопротивление смерти проявляется в формах: а) сохранения и укрепления индивидуального здоровья физического и психического; на этой основе в обществе возникает и развивается институт здравоохранения народа (система организаций, кадры и их подготовка, медицинское просвещение населения, производство медикаментов); б) развитие физической культуры и спорта; в) развитие экологической культуры.

В последние 20 - 30 лет в связи с естественным в условиях относительного мира повышением ценности человеческой жизни кроме развития государственных и частных систем здравоохранения стала развиваться и пропаганда здоровой жизни, основанная на опыте долгожителей, прежде всего людей с медицинским образованием. Появилось множество программ по улучшению здоровья и достижения долголетия посредством приложения специальных личных усилий индивида. П. Брегг (физиотерапевт и долгожитель) в своей книге "Здоровье и долголетие" (1996) оставил человечеству 10 заветов здоровья. Например, "ты должен почитать свое тело как величайшее проявление жизни; ты должен отказаться от неестественной, неживой пищи, возбуждающих напитков; ты должен сохранять свои мысли, слова и эмоции чистыми, спокойными и возвышенными; ты должен подчиняться законам Природы, здоровье - твое право, пользуйся этим правом..."

В социально-антропологическом смысле решающими факторами отдаления смерти, сопротивления ей являются: а) функционирование системы здравоохранения общества и развитие медицинской науки; б) формирование жизнеспособных поколений, грамотно и естественно адаптирующихся к изменениям во всех сферах жизни; в) обеспечение мира между народами внутри страны (борьба с конфликтами политическими средствами) и мирное сосуществование народов на Земле (системы коллективной безопасности, ООН).

Универсальным показателем эффективности всех этих факторов является продолжительность жизни человека. Россия, пережившая в 20 веке несколько разрушительных войн и революций, достигла к середине 60-х годов среднеевропейского уровня продолжительности жизни (около 70 лет). Под достаточно эффективный государственный контроль были поставлены все опасные инфекционные и паразитарные заболевания, эпидемии, болезни органов дыхания и пищеварения, младенческая и материнская смертность. С 1965 г. по 80-е годы в результате действия различных причин, в том числе и ослабления контроля за структурой причин смертности ввиду самоуспокоенности властей, продолжительность жизни упала на 2 года, наметился серьезный разрыв между мужской и женской смертностью (11 лет). Несмотря на это ожидаемая продолжительность жизни мужчин в России в 1987 г. оказалась максимальной за всю ее историю - 65 лет, а прирост за 1980 - 87 гг. составил 3,5 года. В целом смертность в стране к концу 80-х гг. вернулась к уровню середины 60-х гг.

За 1987 - 93 гг. ситуация резко ухудшилась, продолжительность жизни населения России уменьшилась на 4,5 г., причем из них уменьшение на 4 года приходится на 1992 - 93 гг. - годы интенсивных разрушений экономики и тотального развала системы здравоохранения. В сравнении с 1987 г. продолжительность жизни мужчин, например, сократилась на 6 лет (с 65 до 59), женщин - 3,1 г. (с 74,6 до 71,5). В 1993 г. депопуляционная зона расширилась на всю Россию (в 1992 г. - европейская часть и Урал) и совокупная убыль населения составила свыше 760 тыс. человек. В период с 1994 по 1998 гг., по данным Госкомстата России, отмечается самая низкая рождаемость (9,6 – 8,6 чел. на 1000) и самая высокая смертность (15,7 – 13,8 чел. на 1000) населения. Смертность мужчин почти в 4 раза выше, чем женщин. Разрыв в ожидаемой продолжительности жизни между мужчинами и женщинами достиг к 1994 г. 13,7 лет.

Эта тенденция продолжает усиливаться, поскольку разрушенная реформами система здравоохранения не способна эффективно противостоять негативным влияниям социально-экономической ситуации на здоровье населения, а отсутствие своевременной медицинской помощи усиливает груз патологий. Согласно комплексной оценке Всемирной организации здравоохранения, система здравоохранения Российской Федерации в 2000 г. находилась на 130-м месте в группе из 191 стран – членов организации. Важность этой проблемы была дана в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ. В послании говорится, что «…уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона человек… Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой… мы будем отдавать приоритет развитию сферы здравоохранения…».

Проблемы здравоохранения нашли отражение в важнейших политических документах, в том числе в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Указывается, что сокращается демографический потенциал страны и численность населения, вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации. Политические проблемы социальной защиты и здравоохранения, как ее части, являются отражением совокупности общественных ценностей и ожиданий, которые нуждаются в комплексном анализе.

Особую озабоченность вызывает состояние здоровья детей, подростков и молодежи. Опасность в этом возрасте представляют первые пробы и попытки приобщения к курению, потреблению алкогольных напитков, наркотиков и токсических веществ. Атмосфера вседозволенности, утраты нравственных ориентиров, характерная для потребителей психоактивных средств, сопровождается сексуальной распущенностью, случайными половыми связями, частой беспорядочной сменой партнеров. Это неизбежно приводит к заражению болезнями, передаваемыми половым путем, в том числе ВИЧ-инфекцией и СПИДом. Так, среди выпускников школ курят 53% юношей и 28% девушек. В 1995 г. дети и подростки составили 50% среди пациентов, впервые получивших помощь по поводу злоупотребления наркотическими и токсическими веществами. В период 1988 – 1997 гг. число случаев смерти от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей – в 42 раза. Число впервые выявленных больных наркоманиями подростков увеличилось в 7,7 раза, причем продолжается резкий рост этих показателей. Число больных наркоманиями подростков увеличилось в 10 раз. В 1997 г. органами внутренних дел выявлено около 185 тысяч преступлений, связанных с наркотиками, что на 91% больше, чем в 1996 г.

Среди основных причин ухудшения состояния здоровья населения и демографической ситуации в стране – длительный период накопления неблагоприятных изменений; пренебрежение проблемами здоровья и охраны окружающей среды; просчеты в социальной и экономической политике; влияние переходного, кризисного развития после распада СССР; перемен в образе жизни населения вследствие социально-экономических изменений; стресс, которому подверглось население вследствие изменений условий и норм жизни; миграция, в том числе вследствие этнических и военных конфликтов; постарение населения. Высока распространенность саморазрушающих видов поведения (вредных привычек) – курят 60% мужчин и 15% женщин в возрастной группе 20-69 лет, потребляется около 15 л. алкоголя на душу населения в год, причем более ¼ этого количества – фальсификаты. Сказываются социальное расслоение и бедность; рост численности безработных; неполноценные структура и качество питания; неблагоприятные условия труда работающих; отрицательные экологические воздействия и др.

Таким образом, укрепление здоровья населения, в том числе детей, подростков и молодежи в России, как и в любой другой стране мира, не может быть обеспечено каким-либо одним социально-экономическим сектором. Все структуры общества, включая само население, детей, подростков и молодежь, должны сыграть свою роль в этом

Осознание того, что здоровье населения и экологическая безопасность необходимы для достижения жизненных целей личности, общества и государства, получает распространение в России. Одно из важных достижений последних лет заключается в том, что вопросы охраны здоровья населения и обеспечения экологической безопасности, начиная с 1993 г. стали составной частью национальной безопасности России, складывающейся из безопасности личности, общества и государства. Оживилось участие населения в принятии решений, связанных с экологическими рисками и охраной здоровья, в том числе через развитие неправительственных организаций. К сожалению, имеются серьезные проблемы в финансировании утвержденных программ в области экологической безопасности и охраны здоровья. Так, на экологические программы в России тратится менее 0,5% расходной части бюджета. Это в 40 раз меньше расходов на оборону.

Сопротивление смерти всей нации (народа) выражается также в формировании жизнеспособных, жизнестойких поколений. В России молодежь (до 29 лет) составляет 40% трудоспособного населения. При этом за чертой бедности (официального прожиточного минимума) находится 69% молодых семей, число разводов в стране достигло 47%. Первоочередному увольнению при сокращении рабочих мест подвергаются женщины и молодежь. Среди общего числа безработных 37% - молодежь. Практически здоровы лишь 14% детей, 50% имеют отклонения от здоровья, а 35% - хронически больны.

В условиях принципиальных перемен, когда жизненный опыт старших поколений не всегда и не во всем пригоден для младших, последние прокладывают свой путь по жизни путем проб и ошибок. Это характерно для России. Жизнестойкость молодого поколения во многом зависит от школы, в т.ч. и высшей. Она не только должна подготовить молодых людей к жизненной борьбе в новых условиях, но и ценностно ориентировать на сохранение и развитие всякой жизни - в этом основа этического обновления общества и человечества.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 1275 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...