Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Чщ*.■■■■ шШ^шшмтяши




 
 

О»:


.."■'. ■".


..". ■::.;..

Шы ***...;.:.:'.,->.-Д-:--'<-^


;,:■ й..ы:;г:,й;.Д<. ;.::;Щ


^




«Архимандрит Игнатий дал для начала 150 р. От соседней кварти­ры велел присоединить к моей одну комнату»1 [34, с. 357]. Так благодаря энергии глубоко верующей петербурженки Грачевой и поддержке архимандрита Игнатия в российской столице было по­ложено начало попечению об умственно отсталых. Синод благо­словил доброе деяние и принял решение (1894) учредить церков­ный приют для детей-идиотов и припадочных по адресу: Санкт-Петербург, Петербургская сторона, Большая Белозерская улица, дом 1.

Грачева покупает одежду, еду, игрушки и начинает в своей квар­тире выхаживать двух девочек — Таню и Шуру, а уже в декабре 1895 г. состоялось торжественное открытие приюта. Через полтора года тяжелой работы Екатерина Константиновна приходит к выводу, что нельзя сводить помощь исключительно к уходу, она свято верит в то, что воспитанников, несмотря на тяжесть недуга, можно и нужно обучать, но предстояло понять, чему их учить и как. Методом проб и ошибок Грачева создает программу воспитания и обучения, приду­мывает пособия для занятий и собственноручно изготавливает их.

Чудесное исцеление Коли Грачева и беззаветное подвижниче­ство во благо больных детей его верующей сестры Екатерины при­вело к неожиданным последствиям. За кратчайший срок сложи­лась некая структура, объединившая приют, благотворительное общество, школу для отсталых и припадочных детей (1898) и, на­конец, созданное по благословению митрополита Антония попечи­тельство—Братство во имя Царицы Небесной (1900). Старания­ми братства в дополнение к столичному приюту открываются сельскохозяйственная колония в Райволо, приют при психиатри­ческой больнице в селе Сапогово Курской губернии, детские при­юты в Москве и Вятке. Впервые Русская православная церковь занялась деятельной благотворительностью в поддержку слабоум-

1 «27 августа 1894 г. Отказали! Ни Человеколюбивое общество, ни Об­щество попечения о бедных и больных детях не имеют приюта для таких де­тей. Я взялась похлопотать о ней.

31 августа. Опять неудача! Я ездила в больницу Св. Николая Чудотвор­ца. Там малолетних не принимают.

1 сентября. Была сегодня на Удельной. В больнице Цесаревича
прекращен прием малолетних; зашла в городскую больницу Св. Пантелеймо­
на — ответ тот же: «Детей не принимаем». Долго искала немецкий приют
Эммануила. Приют принадлежит Петропавловской лютеранской церкви.
«Если бы она — несчастная девочка, о которой вы говорите, была лютеранка,
ее, вероятно, приняли бы не в очередь, а вакансий для православных у нас
мало и все заняты», — сказала мне начальница.

2 сентября. Была в частной лечебнице доктора Фрея. Ответ тот же: «Де­
тей не принимаем». Проехала в клинику. «Если случай интересный, быть
может, на время возьмем», — ответил мне дежурный врач. — А потом что?
Опять возвращать в грязный подвал на холод, голод и побои?

5 сентября. Радостный для меня день. Домовладелец предложил мне за­няться «новым в России делом». Дал для начала 150 р. От соседней кварти­ры велел присоединить к моей одну комнату» (Из дневника Е. К. Грачевой.) [9, с. 356-357].



СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ



ных, на исходе XIX столетия она демонстрирует пастве свое новое понимание ответственности за слабоумных детей. Убеждены: из­бегни страна потрясений, что выпадут на ее долю в первую треть XX столетия, Россия в короткий срок догнала бы Западную Евро­пу в деле организации церковного и светского призрения умствен­но отсталых детей.

В мае 1898 г. Екатерина Константиновна приглашает в приют нескольких городских учительниц и в их присутствии устраивает детям экзамен. Увиденное поразило гостей, до того не веривших даже в минимальные успехи подопечных Грачевой. Еще в 1896 г. неутомимой подвижнице удалось организовать квалифицирован­ную медицинскую помощь, воспитанниц регулярно осматривал доктор Э. А. Гизе, который в случае тяжелых заболеваний приез­жал дважды в день, а при необходимости и среди ночи. Летом его подменял доктор В. П. Осипов. Консультантом приюта становится видный российский невролог, психиатр и психолог В. М. Бехтерев. В 1897 г. приют посещает только что возвратившийся из Германии и переполненный замыслами реформирования учебно-методиче­ской работы Мариинского училища глухонемых А. Ф. Остроград­ский1. Сурдопедагог заинтересовался педагогическими поисками благотворительницы и вскоре также начинает сотрудничать с нею, он ставит детям звуки, учит Грачеву работе с глухими.

В июле 1897 г. Екатерина Константиновна получает в подарок французскую книжку о судьбе слепоглухонемой девушки, сумев­шей не просто овладеть грамотой, но и получить университетское образование. Воодушевившись, Грачева решает посетить петербург­ское учебное заведение для слепых и ознакомиться с трудами по тифлопедагогике. Сурдопедагогические учебники ею уже прошту­дированы, в Мариинском училище она частый гость. Успех подо­печных на упомянутых показательных «экзаменах» 1898 г. натолк­нул Грачеву на мысль о необходимости организации школы для отстающих и припадочных детей. «Первых исключают, — пишет она в своем дневнике, — вторых не принимают в школы. Но двое высказали мнение, что такую школу открыть нельзя, потому что в ней не будет учеников — «кто захочет поместить своего ученика в школу для дураков?» Но мне очень нравится эта идея. Есть ли такие школы за границей?» [9, с. 368].

1 Остроградский Александр Федорович (1853—1907) — сурдопедагог. Пе­дагогическую деятельность начал в Александровском кадетском корпусе, пе­решел в Петербургское училище глухонемых ВУИМ (1.885). Не будучи сур­допедагогом, едет на стажировку в Германию (1886), где осваивает «немецкий устный метод». Пытается перестроить организационно-методиче­скую работу в Мариинском училище (1887) на основе принципов, впоследст­вии изложенных в «Руководстве к первоначальному обучению глухонемых детей по звуковому способу» (1889). Организовал курсы для подготовки сурдопедагогов (1897), издание журнала «Листок по обучению глухонемых, воспитанию и призрению их» (1898). Автор первого отечественного учебни­ка по истории для глухих «Рассказы по русской истории. Со статьями о жиз­ни первобытных людей» (1900).



ф |ДА:-Й^Д

За





Практическое решение вопроса осложняло отсутствие подго­товленного персонала, способного старательно учить детей, зная о том, что результаты будут минимальными, а дни жизни некото­рых воспитанников сочтены. Кто-то из окружения подсказывает: «Сестры милосердия не вполне подходят для вашего дела: они лю­бят ухаживать за такими больными, которые поправляются, ви­деть плоды своих трудов, а у вас неизлечимо больные, да и работа грязная, много неопрятных». Следует совет обратиться в мона­стырь, ибо «есть у нас великая непочатая сила — пора монашество привлечь к деятельной любви». Екатерина Константиновна прини­мает совет и тотчас обращается за помощью в Вышневолоцкий женский монастырь. Через две недели из монастыря в приют при­бывают восемь послушниц, и мечта становится явью. В августе 1898 г. учебное заведение, чье рождение в России представлялось фантазией, открывается.

За девять последующих лет через три его класса прошло 134 ре­бенка в возрасте от 9 до 12 лет. Заведение обретает известность, Пе­тербургская городская дума устанавливает ему ежегодную субси­дию в 1000 р. — деньги по тем временам немалые. В мае 1899 г. школе жертвуется земля в Полюстрово, с тем чтобы воспитанники обрели летнюю дачу, и в августе детей привозят на праздник ее за­кладки. Еще через два года (1901) на Белозерской улице по соседст­ву со старым приютом начинается строительство нового четырех­этажного здания. При его постройке и оснащении используются самые современные технические решения и новейшее оборудова­ние. Кухня, прачечная, гладильня, баня, душевые, а также служеб­ные помещения и спальни для сестер (по новомодной американ­ской системе) размещают на верхнем этаже. Третий этаж отводится под школу, второй — под так называемое фребелевское отделение (там собраны воспитанники, умеющие говорить и не представляю­щие социальной опасности). Первый этаж занял лазарет для наибо­лее беспомощных или беспокойных детей, способных причинить вред себе и окружающим.

В местечке Райволо под Петербургом в 1903 г. организовали сельскохозяйственную колонию (также новостройку) для более взрослых, ставшую важным звеном в системе социально-педагоги­ческих учреждений для умственно отсталых. Подростков из город­ского приюта поместили в оазис оптимального общественного бы­та, где они могли не просто работать на земле, но и жить в особой атмосфере сельской коммуны1. Погружаясь в проблему все глубже и глубже, Грачева постепенно осознавала ее масштаб^, без устали преодолевая трудности, возникавшие одна за другой. Многие фи­нансовые, организационные и хозяйственные вопросы удавалось успешно решать, но по мере роста сети филиалов все очевиднее становилась проблема кадров. В 1900 г. Грачева организует курсы

1 Сравнимая идея ляжет в основу «СатрЫН КисЫ!7 5т.етег ЗсЬоок (от сЫГ с1геп т пеес1 о! 8рес1а1 саге» — антропософских вальдорфских коммун, которые получат распространение в послевоенной Западной Европе усилиями доктора Карла Кёнинга и его единомышленников.



для сестер-нянь, первый выпуск состоялся в июне 1902 г. По его завершении волонтеры из числа монастырских послушниц разъе­хались по филиалам приюта.

Родители больных детей и персонал множащихся заведений брат­ства испытывают нехватку литературы, необходимой для самообразо­вания. Социальный запрос побуждает Грачеву написать и издать свою первую книгу — «Беседы с сестрами-нянями о воспитании и развитии детей-идиотов и эпилептиков» (1902). Ощутив недостаток профессио­нальных знаний, Екатерина Константиновна отправляется в Швецию (1903), много к тому времени преуспевшую в деле организации соци­ального призрения и специального обучения. Россиянка поразилась, как много сделано в Скандинавии для детей-инвалидов и как мало для идиотов. В поисках желанных моделей она отправляется в тог­дашнюю мекку психиатрической службы — Францию (1906). Не огра­ничиваясь визитами в специальные учреждения, Грачева несколько месяцев стажируется как воспитатель и даже дежурит в клинике Бур-невиля. Одним из итогов ознакомительных поездок становятся книга «Приюты-школы для детей-идиотов и эпилептиков в Швеции, Фран­ции и Германии» (1909), чуть раньше выходит «Руководство по заня­тию с отсталыми детьми и идиотами» (1907).

В 1903 г. по рекомендации В. М. Бехтерева на должность врача в приют на Белозерской зачислен молодой доктор А. С. Грибое­дов, который налаживает ведение медицинской документации. В одиночку Грачевой становится все труднее справляться с расту­щим кругом обязанностей: то она помогает открывать филиалы в Курской губернии, Москве2, Вятке3, Переславле-Залесском4, то стажируется за рубежом, то пишет и издает книги, то готовит ра­боты детей к международной выставке5, то решает проблемы с персоналом. Растет число сотрудников, среди которых далеко не все разделяют чувства благотворительницы. Приведем лишь одну дневниковую запись: «Очень мне грустно, что младшие служащие совсем не берегут инвентарь, все чаще слышу: «Это казенное, чего

1 Грибоедов Адриан Сергеевич (1875—?) —врач, педолог, дефектолог. Окончил петербургскую Военно-медицинскую академию; ученик В. М. Бехте­рева. Врачебную службу начинает (1903) в организованном Е.К.Грачевой приюте для слабоумных и эпилептиков (Санкт-Петербург). Вскоре возглавля­ет открытую Е. К. Грачевой амбулаторию для нервнобольных детей, где ведет прием совместно с В. М. Бехтеревым.

В 1905 г. московская благотворительница пожертвовала в пользу братства 5 десятин земли и 40 000 р. на устройство приюта. На эти деньги под приют снача­ла арендуегся помещение в Москве, затем покупается (1907) дом на Б. Полянке.

3 В 1903 г. вятский купец А. И. Швецов с супругой организовали в собствен­
ном доме приют на 10 детей (идиотов и калек) и сами его обслуживали. В 1907 I-.
Швецов пожертвован дом и землю братству, Грачева ездила принимать дар.

4 Богатая вдова М. П. Клименко предложила свой дом для организации приюта.

5 В 1903 г. работы воспитанников приюта участвуют в международной
выставке «Детский мир», по итогам которой приют удостаивается почетного
диплома, а Е. К. Грачева — золотой медали. В 1904. г. работы детей, представ­
ленные на международной гигиенической выставке в Париже, отмечены по­
четным дипломом.



 
:»>.,
____ Мл!

:


ДО

',*:-!;:



беречь, новое должны купить» [9, с. 375]. Более же всего Грачеву печалило, как много вокруг детей, нуждающихся в помощи специ­алистов, и как мало для них в России сделано.

Проследим хронологию первых частных инициатив в деле ор­ганизации специализированных лечебно-педагогических заведе­ний для умственно отсталых детей (см. табл. 9).

Таблица 9 Развитие сети благотворительных учреждений для глубоко умственно отсталых детей в Российской империи (1854—1907)

№ п/п Год осно­вания Название учреждения Населен­ный пункт Организа­тор
         
    Лечебно-педагогическое заведение для страдающих припадками, малоспособ­ных, слабоумных и идиотов Рига Доктор Ф. Платц
    Евангелический приют для одержимых падучей бо­лезнью и слабоумных детей Петербург Пастор А. В. Ферман
    Врачебно-воспитательное заведение для умственно отсталых, психически боль­ных, эпилептиков, лиц с нарушениями поведения Петербург Профессор И. В. Маля-ревский
    Отделение для идиотов(на 50 коек) при городской больнице Станция Удельная
    Приют для детей-идиотов и эпилептиков Петербург Архимандрит Игнатий, Е. К. Грачева
    Школа для слабоумных и эпилептиков (закрыта в 1907 г.) Петербург Е. К. Грачева
    Дача при приюте для детей-идиотов и эпилепти­ков Полюст-рово Е. К. Грачева, Братство во имя Царицы Небесной
    Приют Братства во имя Царицы Небесной для сла­боумных и эпилептиков (на 50 детей) Райволо Е. К. Грачева, Братство во имя Царицы Небесной

СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ

Продолжение

         
    Приют Братства во имя Царицы Небесной для сла­боумных и эпилептиков(на 30 детей) Село Сапогово (Курская губерния) Братство во имя Царицы Небесной, Курское гу­бернское земство
    Приют-колония для идио­тов «Общества призрения калек несовершеннолетне­го возраста и идиотов» (Мариинский приют) Петербург Консуль­тант — про­фессор П. И. Кова­левский
    Приют для слабоумных (в 1907 г. переподчинен Братству во имя Царицы Небесной) Вятка Основате­ли — купец А. И. Швецов с супругой
    Врачебно-педагогический институт для умственно не­доразвитых, отсталых и нервных детей Киев О. И. и Е. И. Сикор- ские
    Приют Братства во имя Царицы Небесной для сла­боумных и эпилептиков (убежище Св. Марии) Москва Братство во имя Царицы Небесной, консуль­тант — Г. И. Россо-лимо
    Приют Братства во имя Царицы Небесной для сла­боумных и эпилептиков Вятка Братство во имя Царицы Небесной

Созданные усилиями Братства во имя Царицы Небесной, прежде всего неуемной энергией Грачевой, заведения для глубоко умственно отсталых детей могут быть равно отнесены и к церков-но-благотворительным, поскольку задумывались и действовали в статусе приютов, и к лечебно-педагогическим. Медицинская со­ставляющая этих учреждений, особенно в Петербурге и Москве, выглядела весьма солидно. В 1903 г. Грачева добивается открытия при приюте на улице Белозерской амбулатории, которая исполня­ла функции диагностического центра и в известной мере комиссии по комплектованию учреждений братства. Амбулатория, где прием вели профессор В. М. Бехтерев и доктор А. С. Грибоедов, оказыва­ла бесплатную медицинскую помощь «нервнобольным детям» Пе­тербурга. Накануне Первой мировой войны амбулатория превра-


19—Малофеев. Ч. 1



»4»*.«*«|5»**» С*«*И«|





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 293 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...