Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ФО)ч ^"м4




$. Ц^'НМ^


общества вошли в полосу финансовых затруднений, государство же в очередной раз ужесточило внутреннюю политику, в силу чего частные инициативы в сфере образования стали почти невозмож-иыми. Сроки рождения вспомогательной школы отодвинулись, ее появление становится реальным только благодаря реформе народ­ного образования, предпринятой незадолго до начала Первой ми­ровой войны. Перейти от мечтаний к делу подвижникам удастся после принятия Государственной думой проекта введения всеоб­щего начального обучения (1908), рассчитанного на 10 лет. Итак, своим рождением российская вспомогательная школа, как и немецкая, обязана государственному решению ввес­ти всеобуч!

Хронологическое сопоставление дат открытия первых светских приютов для детей-инвалидов, детских отделений в психиатриче­ских больницах, вспомогательных классов и школ в западноевро­пейских странах-лидерах и в России окажется не в пользу послед­ней. Тем не менее у нас нет оснований возлагать в том вину исключительно на царское правительство и Министерство народ­ного просвещения. Вплоть до начала XX столетия российское об­щество оставалось не готовым к организации учреждений социаль­ного призрения, тем более учебных заведений для умственно отсталых детей.

На Руси люди с интеллектуальными нарушениями испокон ве­ку занимали особую социальную нишу, нищелюбивое население вело себя по отношению к ним достаточно терпимо, власти же об­ходили их своим вниманием. Открытие сумасшедших домов в Новгороде (1776), Петербурге (1779) и Москве (1785) даже фор­мально нельзя считать началом государственной заботы о людях, страдающих психическими заболеваниями или тяжелыми форма­ми умственной отсталости. И новгородский долгауз, и столичные больницы для душевнобольных (Обуховская в Петербурге, Преоб­раженская в Москве) являлись скорее карательными, нежели ле­чебными учреждениями. По пониманию задач «домов скорби» российская администрация XVIII в. оставалась на уровне запад­ных королевских судов XV—XVI столетий. Ни Церковь, ни пре­стол, ни городская власть, ни родители, ни специалисты (юристы, врачи, педагоги) до второй половины XIX столетия не имели по­водов размышлять об умственно отсталых детях. Необходимость создания особых условий для обучения «малоуспешных» детей в России, как и на родине вспомогательной школы в Пруссии, пер­вым почувствовало военное ведомство.

Реформа системы подведомственных учебных заведений (1863) сделала очевидным для Военного министерства неспособность ряда учащихся военных гимназий усвоить предложенную программу. Действующие нормативы не позволяли Главному управлению воен­ными учебными заведениями (ГУВУЗ) отчислять малоспособных воспитанников, но также не разрешали долго держать их в обычных классах. В 1865 г. в структуре военных гимназий между III и IV классом создаются так называемые «промежуточные» или «по­вторительные» классы. Предполагалось, что в ходе дополнительно-


.* т-

:т€л^.



Ай|


_> м*л^


СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ



го года обучения воспитанники ликвидируют пробелы в знаниях и через год смогут войти в «общий поток». Напомним, в Германии в 1859—1850 гг. также предпринималась попытка создать для мало­успешных детей «добавочные» классы, но там быстро убедились в их малой продуктивности и навсегда отказались от подобной идеи. Неэффективность и дороговизну повторительных классов осознало и ГУВУЗ, вследствие чего приняло решение (1867) пере­водить малоуспешных учеников военных гимназий в учебные заве­дения более низкого уровня — в военные начальные школы. Соглас­но ведомственному циркуляру, они служили «для воспитания тех детей, которые по малоуспешное™, болезни и дурным чертам ха­рактера затрудняют собою обыкновенные учебные заведения и мо­гут быть вредны для своих товарищей». В военных начальных шко­лах - военных прогимназиях (с 1868 г.) - и программа была легче, и содержание воспитанников обходилось казне дешевле.

Открыла список военно-учебных заведений (с 4-летним эле­ментарным курсом) «для менее способных учащихся» прогимна­зия города Вольска (Саратовская губерния), со временем их ста­нет 11. Прогимназия «удерживала воспитанников в своих стенах, пока не была достигнута основная цель умственного развития и нравственного исправления» [5, с. 31]. По мнению военных, учеб­ные заведения более низкого уровня сыграли отведенную им роль. Например, в реляциях о судьбах выпускников Вольской прогим­назии сообщается, что многие стали «прекрасными людьми, а не­которые показали себя героями, как офицеры армии в войне с Турцией в 1877-1878 гг.» [5, с. 31].

Скорость, с которой принимались решения о создании прогим­назий, и успешность их деятельности во многом определялись личностью начальника ГУВУЗа генерала Н. В. Исакова1, при чьем деятельном участии и происходила реформа военно-учебных заве­дений. Этот прогрессивный русский деятель в области просвеще­ния разделял идеи К. Д. Ушинского о народном образовании и ру­ководствовался ими при организации упомянутых прогимназий.

1 Исаков Николай Васильевич (1821-1891) - генерал от инфантерии. «В 1859—1863 гг. попечитель Московского учебного округа. По инициативе 11. В. Исакова в Московском университете открыты кафедры всеобщей гео­графии и государственного права европейских государств, организованы и округе педагогические курсы для подготовки преподавателей средних учебных заведений. По его представлению из Санкт-Петербурга в Москву переведен Румянцевский музей и устроены при нем университетские кол­лекции и кабинеты, публичная библиотека и музеи. Он часто посещал лек­ции в университете и уроки в гимназиях, вникал в потребности учебных за­ведений, лично знал многих ученых и преподавателей. В 1862 г. ездил за границу для ознакомления с постановкой учебного процесса. <...> В 1863—1881 гг. главный начальник военно-учебных заведений. При Глав­ном управлении военно-учебных заведений был основан журнал «Педагоги­ческий сборник», центральная педагогическая библиотека и педагогический музей в Санкт-Петербурге, открыты педагогические курсы в Санкт-Петер­бурге и учительская семинария в Москве для подготовки преподавательских кадров для военно-учебных заведений» [30, т. 1, с. 509-510].




«Чтобы избежать поспешности и ошибок при переводе детей из военных гимназий в прогимназии, Управление военными учебными заведениями разработало в этом деле строгий порядок. Перевод до­пускался лишь после того, как по отношению к ученику были испытаны все педагогические меры. Для тех детей, которые развивались с за­держкой, был установлен продолжительный срок пребывания в гимна­зии. В первом классе военной гимназии ученик мог находиться по­вторно три-четыре года, во втором — три года, в четвертом — два года. Только после такого длительного повторного обучения ученика в классах гимназии его могли из нее отчислить. Если родители наста­ивали на продолжении обучения сына, его переводили в военную про­гимназию. <...> В военных прогимназиях был установлен четырехлет­ний срок обучения. Общеобразовательная подготовка чередовалась с трудовой. Воспитанников обучали столярному, слесарному делу, са­доводству, огородничеству. Много внимания уделялось физическому воспитанию, которое должно было содействовать развитию организ­ма ребенка, его познавательных возможностей» [9, с. 218].

Генерал-реформатор военного образования, безусловно, хоро­шо знал все, что делалось в этой сфере в Пруссии и других немец­ких землях. Некоторые отечественные авторы называют военные прогимназии первыми вспомогательными школами России, X. С. Замский не разделяет общего мнения. «Военные прогимна­зии, — пишет авторитетный исследователь, — не были специально предназначены для обучения малоспособных, часто вместо мало­способных сюда из гимназии переводили недисциплинированных» [12, с. 219]. Мы разделяем мнение X. С. Замского и также не видим оснований отождествлять прогимназии со вспомогательными шко­лами. Вместе с тем не вызывает сомнения, что, просуществуй про­гимназии дольше, тем паче под надзором Н. В. Исакова, Россия, подобно Пруссии, могла бы пойти по пути открытия вспомога­тельных классов под совместным патронатом Министерства на­родного просвещения и Военного министерства. К сожалению, этого не произошло, на убийство императора Александра II прави­тельство ответило коптррсформой образования.

Прогимназии вернулись к статусу военных начальных училищ и более не имели возможности заниматься воспитанием малоспо­собных детей. Государственный интерес к их обучению угас, едва разгоревшись, а потому не получила развитие инициатива Е. Н. Шостак, стараниями которой в 70-е гг. XIX в. при Николаев­ском сиротском доме (Петербург) открылось реальное отделение для малоспособных учениц. Здесь предлагался сокращенный (упрощенный) курс обучения, по выходе из заведения выпускни­цы получали места прислуги, домашних учительниц танцев и гим­настики. По принципу комплектования классов и по образователь­ной программе реальное отделение скорее походило на военную прогимназию, чем на классическую вспомогательную школу. Опыт реального отделения Николаевского сиротского дома, как и опыт прогимназий, остался невостребованным.

Православная церковь, в отличие от протестантской или като­лической, не имела возможности и желания заниматься устройст­вом приютов для умственно отсталых. Немногочисленные город-


. -



СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ



ские больницы и сумасшедшие дома слабоумных детей не принимали. В 1885 г. Г. И. Россолимо попытался получить инфор­мацию о численности глубоко умственно отсталых, находящихся в приютах или больницах: «Больницы, к которым мы обращались, и общие приюты или ничего нам не ответили, или сообщили, что идиотов у себя не держат» [6, с. 5].

Призрение и воспитание слабоумных могло заботить исключи­тельно филантропов-западников. Долгое время в империи сущест­вовало лишь одно профильное учреждение — частное платное лечебно-педагогическое заведение для страдающих припадками, малоспособных, слабоумных и идиотов, открытое доктором Фрид­рихом Платцем в собственном доме в Риге. Он же, как мы помним, более четверти века (1847—1864 гг.) успешно занимался обучени­ем глухих детей. После смерти уникального врача-сурдопедагога учреждение возглавила его вдова — Тереза Платц. Под ее руковод­ством маленькое частное заведение значительно расширилось и преобразовалось в популярный пансион для эпилептиков и слабо­умных. Отдадим должное энергии и подвижничеству супругов Платц, но не возьмем на себя смелость считать модельное рижское лечебно-педагогическое заведение феноменом российской куль­туры.

Продолжает список интересующих нас благотворительных уч­реждений Евангелический приют во имя Эммануила для одержи­мых падучей болезнью и слабоумных детей, основанный пастором петербургского собора Святого Петра Александром Ферманом на средства потомственного почетного гражданина Ф. В. Вальца. Сна­чала приют размещался в наемном доме, затем переехал в стояв­шие па краю елового леса деревянные здания в Удельной. В мо­мент своего рождения приют принял 20 детей из протестантских семей, к началу XX в. он расширился и располагал, по одним дан­ным, шестьюдесятью, по другим — сотней мест. Неподалеку от приюта (пригород Петербурга, станция Удельная) при Александ­ре) некой больнице решением столичных властей открывается отде­ление для идиотов на 50 коек (1885), которое из-за отсутствия средств и незаинтересованности горожан вскоре закрылось.

Зная историю возникновения зарубежных благотворительных и лечебно-педагогических заведений для умственно отсталых детей, мы вправе ожидать, что и в России их рождение сопряжено с неки­ми исключительными обстоятельствами. Мы не раз уже видели, что при стечении определенных событий политической, экономической, культурной или религиозной жизни страны усилия исключитель-I юй личности производят эффект взрыва. В такие моменты подвиж­ник-одиночка, словно античный титан, способен разрушить вековые стереотипы отношения к инвалидам, вызвать прогрессивные пере­мены в сознании просвещенной части общества. Безусловно, речь идет о счастливом совпадении усилий подвижника и назревшей культурно-исторической ситуации. Вместе с тем судьба энтузиаста, как правило, напоминает судьбы легендарных титанов, за яркой победой и всеобщим признанием неминуемо следует отторжение и забвение. Возможно, это цена за дар опережать свое время.



           
   
     
 


\;д,,,,,/,-.,,. :...,•■,?: V.■*-•- ---'у~^---^-^----.,7 -••••■ — '-;. ■..■ ;;>.лл..^-':
-*■-.---... ~...... _.............................. <Аь#. бййав /:, *шжта лМ. чн ** __________ ■***'•'__

Настоящая русская история призрения слабоумных детей на­чинается с уникального события — внезапного исцеления от эпи­лепсии подростка Коли Грачева и беспримерного подвижничества его старшей сестры Екатерины1.

Сын петербургского биржевого маклера К. П. Грачева рос ре­бенком слабым, впечатлительным и болезненным. До пяти лет мальчик не ходил. Сестра, бывшая на десять лет старше Коли, тя­жело переживала болезнь брата, а после смерти родителей (1886) взяла на себя его опеку. В одиннадцать лет мальчика удалось по­местить в диагностическое отделение частного заведения доктора И. В. Маляревского. Профессор поставил пациенту диагноз исте-рико-эпилепсия, но помочь ничем не смог. Екатерина делала все, что было в ее силах, ухаживала за братом как сиделка, искала ле­карства, врачей, больницы, но вскоре убедилась, что чудесных сна­добий нет, а дети, подобные ее брату, никому не нужны. Тем вре­менем мальчик угасал, припадки учащались, наступил паралич ног и рук, речь стала неразборчивой, исход казался близким и пред­сказуемым.

«В ночь с 3 на 4 декабря ребенку стало особенно худо, припадок длился более пяти часов, и к рассвету изнуренный муками подросток в яви увидал Богородицу, святителя Николая и ангелов. Матерь Бо­жья обратилась к мальчику с научением: «Николай, поезжай в часов­ню2, шестого декабря ты исцелишься, но ранее никому не говори».

1 Грачева Екатерина Константиновна (1866—1934) — благотворительни­
ца, педагог, монахиня в миру. Почти 40 лет своей жизни посвятила заботе
о детях с тяжелыми физическими и психическими недостатками, первой
в России взялась за обучение слепоглухонемых. В 1894 г. возглавила приют
«Братства во имя Царицы Небесной» для слабоумных и эпилептиков, осно­
ванный в том же году в Санкт-Петербурге архимандритом Игнатием. Выдви­
нула идею обязательного обучения детей с тяжелыми физическими и психи­
ческими недостатками элементарным знаниям, по возможности, грамоте,
самообслуживающему труду. В 1898 г. открыла школу при приюте. В 1900 г.
добилась учреждения благотворительной организации для оказания помощи
слабоумным, открыла курсы для подготовки сестер-нянь для работы с деть­
ми-инвалидами. По инициативе Грачевой и при ее участии в начале XX в.
были открыты приюты под Санкт-Петербургом (Полюстрово, Райволо),
в Москве, Курской и Вятской губерниях. После 1917 г. вынужденно участво­
вала в преобразовании благотворительных приютов в государственные дет­
ские дома. В 1918—1920 гг. преподавала на Петроградских курсах по подго­
товке педагогов-дефектологов. Грачева разработала не существовавшие
ранее методики обучения умственно отсталых, положив в России начало
практической олигофренопедагогике. Соч.: Беседы с сестрами-нянями о вос­
питании и развитии детей-идиотов и эпилептиков. — СПб., 1902; Руководст­
во по занятию с отсталыми детьми и идиотами. — СПб., 1907; Приюты-шко­
лы для детей-идиотов и эпилептиков в Швеции, Франции и
Германии. — СПб., 1909; Воспитание и обучение глубоко отсталого ребен­
ка. — М.; Л., 1932; Дневник Е. К. Грачевой. 36 лет среди больных детей [9].

2 Часовня с иконой Всех Скорбящих Радость находилась за Александ-
ро-Невской лаврой, по Шлиссельбургскому тракту (Санкт-Петербург). Ико­
на почиталась как чудотворная.



Гл.:-:■'•<:


СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ



Наутро подросток попросил сестру отвезти его в указанный день, а то был его день ангела, в названную часовню, но был так слаб, что сестра долго не соглашалась, предлагая пригласить священника на дом. Коля же был настойчив в своей просьбе и добился ее исполне­ния. Расслабленного мальчика с трудом одели, кое-как доставили до нужной часовни, где старшая сестра на руках едва дотащила его до чудотворной иконы и положила перед ней на пол. Ни ходить, ни сто­ять мальчик не мог. При чтении Евангелия он пришел в сознание, а после того, как его поднесли к чудотворной иконе, смог встать на ноги, осенил себя крестным знаменем и отчетливо произнес: «Нет, Катя, я могу стоять!» Трепет объял присутствующих...» [34].

Не станем пересказывать необычную историю1, она детально описана в «Церковных ведомостях» в № 4 за 1891 г. Молва об уди­вительном событии разнеслась не только по столице, но и по мно­гим городам и весям православной империи. Священный синод провел специальное заседание, в ходе которого Е. К. Грачева клят­венно заверила церковных иерархов в правдивости случившегося2. Синод отреагировал на чудо согласно церковным канонам: в ком­нате, где мальчик пережил видение, решили установить иконостас, а на месте дома Грачевых, переданного Екатериной Константинов­ной церкви (1890), выстроить храм Во имя Царицы Небесной. Отроку же рекомендовали принять постриг и посвятить жизнь Бо­гу. Достоверно известно, что Николай вскоре после своего чудес­ного исцеления принял монашество и в чине иеромонаха Сергие-вой пустыни через некоторое время стал настоятелем упомянутого храма Во имя Царицы Небесной. Случившееся с братом Екатери­на Константиновна восприняла как данное ей свыше знамение. Измученная безрезультатными поисками учреждений, где предпо­ложительно могли бы помочь брату, потрясенная его удивитель­ным исцелением, она решает посвятить свою жизнь самым тяже­лым умственно отсталым детям. Грачева становится волонтером Императорского человеколюбивого общества и занимается выяв­лением детей, нуждающихся в призрении. Во время одного из по­сещений петербургских трущоб Екатерина Константиновна нашла слабоумную сироту, которую не смогла определить ни в одно сто­личное учреждение. Пройдя несколько раз по замкнутому кругу, подвижница решила устроить девочку в собственной небольшой квартирке, сохранившейся в купленном церковью родительском доме. Его новый владелец — архимандрит Игнатий, узнав о мытар­ствах Екатерины Константиновны со слабоумной сиротой, выска­зался в пользу создания особого приюта для подобных детей и предложил тридцатичетырехлетней женщине заняться «новым в России делом». 5 сентября 1894 г. Грачева запишет в дневник:

1 Со времен французских просветителей принято считать, что разоблачи­
тельный взгляд на чудеса есть норма либерального сознания. Ученый-материа­
лист мог бы объяснить природу чуда особым психическим состоянием фана­
тично верующего, вызывающим выздоровление.

2 Со времен Петра I Русская православная церковь относилась к чудесным
исцелениям настороженно и не поощряла массового чудотворения.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 227 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...