Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Как вы думаете, кто здесь прав – Макаренко или Сухомлинский? Почему? Обоснуйте ваше мнение.
Читаю А. С. Макаренко: в случае конфликта между личностью и коллективом «предпочтение интересов коллектива должно быть доведено до конца – и только в этом случае будет настоящее воспитание коллектива и отдельной личности». Разве подобная рекомендация применительно к детскому коллективу не чревата опасными последствиями? В самой сущности она ошибочна, я бы сказал даже, как ни парадоксально это звучит рядом с именем А. С. Макаренко.
...О себе скажу, что стремлюсь так разобраться в подобных конфликтах, чтобы как раз не допускать «беспощадного конца», и часто разбор этот происходит втайне от ребят, с глазу на глаз с ребенком.
Сухомлинский В. А. Педагог – коллектив – личность // Лит. газ.– 1970.– 28 дек.
2. Ознакомьтесь с мнением и подумайте, как на практике воспитателю отличить коллективиста от конформиста. Для этого укажите самые важные признаки в соответствующих колонках предложенной ниже таблицы.
Если теперь с позиций современных теорий человеческой индивидуальности обратиться к доктрине воспитания, которая длительное время лежала в основе политики, определяющей развитие советской школы, то нетрудно обнаружить, что в ней недооценивался именно аспект, представлявший человека в качестве индивидуума. Можно сказать, что недоучет этой стороны человеческого существования был одной из причин того, что центральный принцип советской педагогики – формирование коллективного сознания и поведения – на деле вырождался в оправдание формирования конформистского сознания и поведения. Поэтому задача заключается в том, чтобы восстановить понятие всесторонне и гармонично развитой личности как свободно развитой индивидуальности.
Без этого необходимого дополнения само понятие личности деформируется, и она превращается в стандартизованного носителя социальных норм, стереотипов, эталонов и моделей поведения.
Гинецинский В. И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии // Сов. педагогика.– 1991.– № 9.– С. 48–49.
Коллективист | Конформист |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
3. Продолжите мысль О. Н. Козловой, высказанную ею в работе «Введение в теорию воспитания»:
По-видимому, назвать группу коллективом с полным основанием можно только при условии, что групповой интерес играет в деятельности членов этой группы не меньшую или даже большую роль по сравнению с личным интересом. Если же, напротив, индивидуальный интерес является определяющим в мотивировке деятельности личностей, то состоящую из них группу принято обозначать как «суррогат» коллектива. Безусловно, для создания настоящего коллектива необходимо преодолеть отчуждение личности от группы, сменить иерархию интересов, ценностей и целей в структуре личности. Тогда человек может быть назван коллективистом. Но, оказывается, это не обеспечивает ему прямого пути от социализации к самосовершенствованию…
4. Познакомьтесь с высказыванием С. И. Гессена. Как вы понимаете в данном контексте слово «задание»? Как связаны это «задание» и идея воспитания в коллективе, через коллектив?
Настаивая на единстве личного и общественного начала, мы не игнорируем того, что в конкретной исторической жизни интерес личной свободы и общественный интерес часто расходятся и даже противоречат друг другу. Если мы говорим, что оба начала гармонируют в идее, то это значит, что, сколь бы ни был острым их временный конфликт, они всегда могут быть приведены к гармонии, если к тому будут приложены усилия доброй воли. Гармония личного и общественного начала есть задание …
Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 502 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!