Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в... строгом смысле, а только искусствами, имеющими своей целью не изучение того, что существует независимо от воли человека, но практическую деятельность – будущее, а не настоящее и не прошедшее, которое также не зависит более от воли человека. Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет, и перед ним в будущем несется цель – идеал его творчества...
«Положения науки, – говорит английский мыслитель Джон Стюарт Милль, – утверждают только существующие факты: существование, сосуществование, последовательность, сходство (явлений). Положения искусства не утверждают, что что-нибудь есть, но указывают на то, что должно быть». Ясно, что в таком смысле ни политику, ни медицину, ни педагогику нельзя назвать науками; ибо они не изучают того, что есть, но только указывают на то, что было бы желательно видеть существующим, и на средства к достижению желаемого. Вот почему мы будем называть педагогику искусством, а не наукою воспитания... (Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 1974. - Т. 1. - С. 229 - 300). Во всяком искусстве есть известный элемент техники, который-то и надо предварительно усвоить, причем личные свойства воспитателя и талант его лишь выиграют от этого усвоения техники педагогического дела. Но встает вопрос, что понимать под усвоением техники? Ясно, что это не должно быть механическим подражанием чужим шаблонам: «Передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт» (Ушинский). Самый опыт всегда остается личным достоянием только того, кто этот опыт пережил; передается же лишь логический вывод из опыта, т. е. известная, основанная на опыте теория. Таким образом, педагогика – не простая техника воспитания, но она и не чисто индивидуальное творчество; она – система логически обоснованных идей о воспитании. Иными словами, педагогика есть теоретическая наука (Блонский П.П. Педагогика как искусство и как теория // Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – С. 109-110).
Заполните таблицу
Мнение | Я согласен, так как | Я не согласен, так как | Что общего в этих мнениях | Чем различаются эти мнения |
К.Д. Ушинский | ||||
П.П. Блонский |
Традиции и преемственность в развитии идей гуманистической педагогики
Каковы общие мировые тенденции развития педагогического знания, общечеловеческие ценности в педагогике, которые реализовали эпохи и страны, общественные системы и классовые интересы? Педагогика как отрасль научного знания выросла в рамках философии еще в глубокой древности, но, конечно, много раньше возникла педагогическая практика как отражение сначала неосознанной, а затем и вполне определенной потребности в передаче знаний младшим. И уже тогда, в доисторическое время, о котором мы можем все же судить по археологическим и этнографическим данным, по изучению современных обществ в разных районах мира, оставшихся на первобытной стадий развития, гуманность практической педагогики была фактом. У аборигенов Австралии, бушменов Африки, например, полностью отсутствуют наказания. Фольклор многих народов, который дает представление о характере жизни на ранних этапах их развития, отражает и отношение к детям. Это отношение, как правило, мягкое и гуманное.В те же времена были и человеческие жертвоприношения, и людоедство. Но это уже вопрос не педагогики, а морали – жестокостью ни то ни другое не считалось.
Развитие педагогики не было линейным и постепенным восхождением по пути гуманности. Случались взлеты и падения, были расхождения теории с практикой. Эти моменты отмечает А.В. Петровский в работе, посвященной новому педагогическому мышлению. Гуманный подход в воспитании находил отражение и в методах обучения, в частности в сократических беседах, в майевтике. Сократ не вещает истины, которые должен лишь запомнить и беспрекословно принять ученик, но вызывает его на творческую беседу, в ходе которой идет совместный поиск. Диалоги Сократа, записанные Платоном, достаточно известны. Но любой, перечитав их, без труда отметит, что помимо дидактического достоинства они четко проявляют гуманное, уважительное отношение к ученику, ориентируют на сотрудничество с ним.
В эпоху Средневековья эти идеи не отвечали общему духу времени. В этом смысле идея действительно «терпела поражение», а практика в полном соответствии со схоластикой была авторитарна и выражалась формулой Magister dixit – «Учитель сказал», за ним же было последнее и окончательное слово в обучении.
Положение стало меняться в эпоху Возрождения и особенно на рубеже Нового времени. Леонардо до Винчи, на сотню лет раньше Ф. Бэкона заложивший основы опытного исследования природы при ведущей роли теории, вполне определенно выражал такие мысли, которые выдают истинного гуманиста. «Где недостает разумных доводов, там их заменяет крик, – писал он, –...там, где кричат, истинной науки нет». Опора на память без мышления и диалога – признаки авторитарного, догматического, т. е. антигуманного, обучения и воспитания, которое критиковал и М. Монтень. Полагая, что схоластическое учение не развивает разум ребенка, что книжная ученость – это жалкая ученость, он писал: «Постоянно кричат ученику в уши, как будто льют в воронку, а обязанность ученика состоит только в повторении сказанного... Сократ, а потом Архесилай сначала заставляли говорить своих учеников, а потом уже сами говорили им». Некоторые педагоги называли XVII век веком дидактическим, а XVIII век – педагогическим. Действительно, гуманные взгляды на процесс воспитания, соединенные, как правило, со стремлением преувеличить его ролб в переустройстве общества, были свойственны таким философам и педагогам разных стран, как К. Гельвеций, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, И. Кант, И. Песталоцци, А. Н. Радищев, Н. И. Новиков и другие, которых интересовали прежде всего, хотя и не исключительно, вопросы воспитания. Гуманный Подход, считали они, важен не только для воспитуемого, но и для всего общества и государства.
Идеи гуманной педагогики … отстаивали и проводили в своей практике К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой. Их педагогические системы хорошо известны, и стоит лишь напомнить, что принцип народности в воспитании, само содержание учения, зафиксированное в учебниках К.Д. Ушинского, в разработках и дневниках Яснополянской школы, – все это дает нам надежное свидетельство гуманистической направленности российской педагогики (Новое мышление в педагогике / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1989).
Форма отчета: тезисный конспект
Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 555 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!