Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Реализм целей воспитания



Реальная цель воспитания сегодня — разностороннее развитие человека, опирающееся на его желания, способности и дарования, — не кажется несбыточной. Средство достижения этой цели — освоение школьником базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания — «базовая культура» личности. Это культура жизненного самоопределения: знаний и отношения к миру, нравственного поведения, культуры человеческих отношений и труда; культуры демократической и правовой; экономической и экологической, художественной и физической; культуры семейных отношении.

2. Совместная деятельность детей и взрослых

Воспитатели старшего поколения еще помнят времена, когда и задачи, и формы деятельности педагогов и учеников были различными, иногда прямо противоположными. Первые стояли над детьми, управляя их воспитанием, вторые — безропотно выполняли указания старших. Такая система не могла обеспечить надежных результатов именно потому, что воспитатели и воспитанники не действовали сообща. Гуманистическая педагогика ориентирует педагогов на совместный поиск вместе с детьми нравственных примеров, отбор лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработку на этой основе собственных ценностей, норм и законов поведения, жизни. Не далекие заоблачные идеалы, а реальные ценности жизни должны быть положены в основу воспитания.

3. Самоопределение

Воспитание предполагает формирование целостной личности — человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Важнейший элемент содержания — культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение – понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Оно характеризует человека как творца собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.

4. Личностная направленность воспитания

В центре всей воспитательной работы должны, стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а ребенок — высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. Воспитание призвано развивать его индивидуальные склонности и интересы, характер, чувство собственного достоинства. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать нормой и основным правилом воспитания.

5. Добровольность

Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития (преодоления, возвышения себя), ни идея сотрудничества. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности как ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, стремление к самодеятельности и творчеству.

6. Коллективистская направленность

Содержание воспитательной работы в начальной школе постепенно перестраивается и в отношении коллектива. Он больше не считается главным дисциплинарным органом, подспорьем воспитателя в решении возникающих проблем. Да, несомненно, детей нужно воспитывать жить вместе, сотрудничать, сообща решать возникающие проблемы. Но ни один свободный, независимый человек не подчиняется никакому коллективу. Этим принципиально отличается взгляд на демократическое воспитание и воспитание коллективистское, способное, как теперь многие признают, лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.

Устремленность школы в демократическое будущее – залог обновления содержания и способов воспитания, открывающего пути от:

— нивелирования личности к ее разностороннему развитию;

— заучивания догм к познанию и преобразованию мира;

— авторитарности и отчужденности к гуманности и сотрудничеству.

Как практически должно быть организовано воспитание для осу­ществления этих идей? Сегодня мало сообщить воспитаннику: человек должен получить умственное, нравственное, эстетическое и т. д. воспитание. У него неизбежно возникают практические вопросы – для чего это нужно, что это дает? В зарубежных воспитательных системах именно эта практическая сторона выходит на первый план и служит мощным стимулом положительного отношения к содержанию воспитания. Воспитатель начальной школы должен знать ответ на этот вопрос и уметь убедительно объяснить своим воспитанникам преимущества воспитания, чтобы у них не осталось и тени сомнения.

Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работника, семьянина. Существенный вклад в формирование необходимых качеств вносит начальная школа. В частности, именно она помогает развить многие конкретные качества подрастающего человека.

Как видим, учителю начальной школы не приходится ни выдумывать, ни привлекать извне содержательные элементы воспитания. Все они идут от необходимости решения насущных проблем.

Воспитатель составляет перспективный план воспитательной работы на весь период начальной школы, где в системе представлены элементы, направленные на формирование будущего гражданина, работника, семьянина. Разумеется, это только общие элементы будущего конкретного плана. Никакая программа не может регламентировать содержания воспитания не то что во всех школах, но даже и в параллельных классах. Вот почему, опираясь на ориентировочную тематику, каждый педагог будет творчески подходить к оп­ределению конкретных элементов содержания, учитывая цели, конкретные условия и уровень воспитанности школьников.

Согласимся, что в период существенных преобразований в обществе очень трудно составить конкретную программу воспитания и предложить воспитателям готовые рецепты. Но нам уже известно главное — в каком направлении будет развиваться общество, школа, к чему нужно готовить подрастающие поколения. Основу воспитания в начальной школе составляет формирование всесторонне гармонически развитой личности, а конкретные разделы содержания группируются вокруг воспитания жизненно важных качеств гражданина, работника, семьянина.

Методы воспитания это пути, способы достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, цель которых — выработать у них заданные качества. Сколько же их всего? Столько, сколько может использовать воспитатель, сотрудничая со своими воспитанниками, опираясь на их силы, возможности и желания. Несомненно, одни пути могут привести к цели быстрее, чем другие. Практика воспитания использует, прежде всего, традиционные пути, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас. Эти пути составляют общие методы воспитания. Однако во многих случаях они могут оказаться малоэффективными, поэтому перед воспитателем всегда стоит задача искать новые пути, которые бы максимально соответствовали конкретным условиям воспитания, позволяли быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания — вершина педагогического мастерства.

Выделяются и средства воспитания. Под приёмом понимается единичное воздействие, под средством — совокупность приёмов. Средство — это уже не приём, но ещё не метод. Например, труд — средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе — это приёмы. Слово (в широком понимании) — средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение — приёмы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 2403 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...