Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общество как система общественных отношений. Общественное бытие, общественное сознание



Т.к. вопрос сформулирован с точки зрения диалектического материализма понимания философии, то логика постановки вопроса отсылает нас к работам Маркса, Энгельса, Ленина.

Маркс позаимствовал что то у гегеля (диалектику), у феербаха (материализм), у экономистов – теорию прибавочной стоимости, у биологов – учение клетки, у дарвина – учение о эволюции, и анализируя это он создает марксизм.

Марксизм делится на 2 части: истмат(историч. Материализм), и диамат(диалектич. Материализм).

Маркс в основном социальный философ, его интересует бытие общество, закономерности развития этого общества и маркс разрабатывает, постулирует диалектико-материалист. понимание общественной жизни и истории. Он оппонирует гегелю! Гегель утверждает что некая абсолютная идея(мировой дух) управляют общественными процессами типа познание свободы, построение общества, и для гегеля общественное сознание – первично, а общественное бытие – вторично. А для маркса наоборот, общественное бытие – первично, а общественное сознание – вторично, он материалист же. Маркс грит что и в природном и соц. бытие есть закономерности, которые нам надо раскрыть, и узнав их, мы сможем познать окружающую действительность, использовать их во благо себе, или во вред.

По марксу общественное бытие следует определенным законам, ну один из фунд. законов, что любая деятельность чела направлена на удовлетворение своих потребностей. Так вот, весь исторический процесс – своего рода прогресс различных социальных, экономических практик по удовлетворению этих потребностей, так вот, по марксу чел рождаясь в определенных условиях формируется как личность отражая те общественные условия, в которых он живет.

Система общественных отношений: по марксу общество состоит из 2ух глобальных систем: базиз и надстройка. Базисные отношения –материальные средства производства, которые формируются в той или иной соц-экон. реальности, посему чел не в силах их изменить, это реальность в которой мы живем! Это устоявшиеся основания общества. Базисные они потому что они определяют надстроечные компоненты общества. К надстройке относятся: политические, правовые, нравственные, философские, религиозные концепции, а так же характерные для этой эпохи институты, такие как церковь как институт, государство ка соц-эк. институт, полит. партии, по марксу базис – соц.эконом. условия определяют надстроечные компоненты, НО в тоже время и надстройка может определять базисные компоненты, т.е. эта взаимосвязь диалектичная.

Маркс выделяет в рамках обществ. отношений 2 основных вида:

1)идеологические отношения, где каждый чел руководствуясь своими интересами, идеями выступая как сторонник той или иной политики и пр, но я не сам создаю свою философскую идею, она на основе, она отражение общественного сознания!

2)материально-производственные отношения. Например: про влияние новинок на стоимость срарых товаров. Не мы формируем рынок, а рынок формирует отношения наши в этой жизни. Посему для маркса материальная структура производства – первична.

Законы, по которым общество живет:

1) общественное бытие определяет общественное сознание.

2) Способ производства определяет ту или иную структуру общества.

3) Производительные силы определяют систему экономических отношений.

4) Экономический базис предопределяет надстройку.

Как общественное сознание зависит от общественного бытия: есть пример: аристотель сказал, люди (некоторые) рождаются рабами, а некоторые – свободными, и это норм, ибо это закон природы. Но это не его идея, это отражение реальности, в которой он жил, ибо тогда рабы были, у всех свободных были рабы, у свободных рождались свободными, а рабы – рабами. Это отражение экономической реальности афинского полиса. Любые концепции отражают общественное бытие.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 541 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...