Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сократ (469-399 до н.э.)



Сократ тоже учил риторике, но бесплатно. Отличия философии Сократа от философии софистов:

- Человек познает с помощью разума и логики. «Психея» - душа человека. Душа - антипод тела. Тело природно, состоит из частиц; душа же своим содержанием имеет понятия (добро, справедливость, истина). Познать космос невозможно, ибо человек в этом случае запутывается в безвыходных противоречиях -> надо познать свою душу, это во власти человека. Благодаря душе человек познает вещи, их место в мире, и отношение к самому себе. Истина нужна, чтобы действовать.

- В центре философии – бытие человека. Но человек имеет дело не с самим бытием, и не с органами чувств, а с осознанием бытия человека.

[Радугин] Сократ выступил против релятивизма софистов. Мерилом всех вещей для Сократа является не субъективно-произвольный единичный человек, а человек как разумное, мыслящее существо, поскольку в мышлении находят свое выражение общие законы. Сократ выступил с требованием выработать такие истины, которые имели бы общее и объективное значение. [/Радугин]

Главный вопрос – «Как жить человеку в этом мире?». Сократ отвечает – с помощью знания. Нужно ответить на вопросы «что такое благо?», «что есть добродетель?». Таким образом, Сократ ставит вопрос об общих философских понятиях (ранее имели дело только с вещами и их наименованиями). Общие понятия необходимы, поскольку являются основой для действий. Сократ впервые указал на значение понятий, важность их определения, роль индукции в их формировании.

Для обозначения знания Сократ вводит понятие «эпистеме» (стоять над чем-либо, возвышаться, абстрагироваться). Майевтика – «акушерское искусство» - искусство рождения истины. Ирония – один из приемов рождении истины.

[Радугин]

Исходным началом метода Сократа является ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающему, Сократ пробуждает у людей сомнения в общепринятых истинах («Я знаю, что я ничего не знаю», — заявил он) и, тем самым, приглашал их к рассуждению, к выработке своей собственной позиции, которая основывалась бы на логических аргументах, была бы достаточно обоснованной. А достигал он этой цели путем точной постановки вопросов. При этом Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. Человек обладает полнотой знания. Сознание черпает из самого себя все понимание истины и лишь оттуда оно должно черпать это понимание. Задача философа помочь человеку родиться к новой жизни, к обретению подлинных и истинных моральных норм.

[/Радугин]

Именно целесообразность, по Сократу, делает вещи тем, для чего они предназначены. Она лежит в основе красоты и добродетели, должна быть в основе логики.

Добродетель = знание = быть убежденным + уметь. «Слово – уже действие». И именно жизненные ценности – любовь, справедливость – являются ответом на вопрос «как жить в этом мире?».

[Реале, Антисери]

1) Добродетель (мудрость, справедливость, постоянство, умеренность) есть всегда знание, порок - это всегда невежество.

2) Никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию.

Добродетель, по Сократу, не может быть ничем иным как тем, что делает душу благой и совершенной, т.е. тем, что она есть по природе. А это - знание и познание, в то время как порок - лишенность знаний, а значит, невежество.

Сократ в определенном смысле совершает переворот в традиционной системе ценностей. Истинные ценности не те, что связаны с вещами внешними, (как то: богатство, сила, слава), еще менее с телесными, (жизнь, физическое здоровье, красота, мощь), но лишь сокровища души суть ценности, которые вместе составляют "познание". Это не значит, что традиционные ценности вмиг обесценены, а значит лишь то, что "сами по себе они больше не имеют ценности". Станут они ценностями или нет, зависит от того, используются ли они со знанием или без него.

[/Реале, Антисери]

От Сократа остались две традиции:

- перевод знания в жизненный аспект;

- в основе всего – знание.

Сократа осудили и казнили, поскольку его беседы вызывали сомнения, опасные для общественного строя Афин того времени (вырождение демократии), причем он отказался от побега, чтобы не допустить «насилия над законом».

Вывод: софисты и Сократ разрушили навсегда пластическое мировоззрение древних греков.


7. Философия Платона

Ученик Сократа. Доводит идеи Сократа до логического завершения и объявляет общие понятия самостоятельной сущностью («мир идей» и «мир вещей»). Идеи реализуются в вещах, отражая реальную практику человеческой жизнедеятельности. Идеи – настоящая основа реальности, истинное знание (разум) – способность осознать мир идей, овладеть им. Идеи лежат выше пространства и времени, они не физические, не принадлежат рассудку (выше его).

Основные произведения – диалоги «Парменид», «Тимей», «Законы», «Государство», «Пир», «Горгий» и др.

Обоснование теории идей:

- Человеческое восприятие. Белый стол и белый снег белы по-разному, но они белые -> идея белизны;

- Совершенство. Никто не видел совершенный круг или прямоугольник, но каждый знает, что такое круг или прямая.

Три этапа «теории идей» Платона

- ранний (90-е гг. IV в. до н.э.). Отделил мир идей (вечных, неподвижных) от мира вещей (изменчивого, непостоянного). Идеи совершенны, ибо неизменны.

- зрелый (60-е-70-е гг.). Идеи тоже изменяются.

- поздний (пифагорейский) (50-е гг.). Обратился к математике, Пифагору. Идея диалектического взаимодействия, ищет связь идей с вещами.

Выделил пять уровней мироздания:

1. Благо – ценность, идеал, цель. Оно единое – сущность мироздания; источник красоты, гармонии, соразмерности и истины. Стягивает все идеи в единство цели (все направляется к ней).





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 400 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...