Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мир вещей;



5. Материя - Hora – пустое пространство.

Платона принято считать основоположником философии идеализма.

[Алексеев, Панин]

Неправомерно выводить идеализм непосредственно из взгляда Платона на мир идей. У Платона нет непосредственного порождения миром идей материи. Материя - «сопричина» - не вещество, а род пространства, причина обособления единичных вещей чувственного мира. И все вещи из мира вещей – дети идей и материи. А духовная первооснова всего сущего у Платона скорее душа мира, которая и заставляет вещи подражать идеям, а идеи – присутствовать в вещах. Душа действует через идеи, как и через материю.

[/Алексеев, Панин]

[Радугин]

Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. Материя, по Платону, это первичный материал, то, из чего делают все чувственно-существующие вещи. Платон считает, что материя может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределенна («апейрон»), как бы только возможность, а не действительность. Этот подход к объяснению чувственного мира заимствовал у Платона Аристотель.

Внесенное Платоном новшество о множественности бытия идей поставило перед ним задачу объяснения связи между ними, объяснения единства самого мира идей. Чтобы решить этот вопрос, Платон обращается к понятию единого, но истолковывает это понятие иначе, чем элеаты. Единое, по Платону, само по себе не есть бытие. Оно выше бытия и составляет условие возможности бытия, то есть идей. Единое выше всякого существования и всякой множественности. Но без его объясняющей силы невозможны и сами идеи, ибо невозможна даже и множественность. Ведь каждое из многих тоже есть нечто единое, а, значит, оно, тем самым причастно единому. Это единое отождествляется с высшим благом, к которому все стремится и, благодаря которому, все имеет свое бытие. Само же высшее благо располагается по ту сторону всякого бытия, трансцендентно, следовательно, недоступно разуму. О нем самом нельзя ничего сказать, кроме отрицания, указывающего только на то, чем оно не является.

[/Радугин]

Красота – основа всякого рождения и развития души. «Разрешение от духовного и телесного бремени может происходить только в прекрасном». Любовь – действующая «пружина», важная часть философского пути к мудрости.

Диалог «Пир»: 1)вещественный ряд разрешения (рождение детей, художественно-техническое производство, общественно-политическая деятельность); 2) любовь к красивому телу -> любовь к телесной красоте вообще -> любовь к духовной красоте -> любовь к красоте ума и знания -> к идее прекрасного как таковой.

Знание и ум стоят выше, чем душа. Высшие ценности, по Платону, рассудительность, мудрость, мужество.

«Государство» - вершина творчества

Философия зрелого периода. В основе идеального государства Платона – идея справедливости (должно быть справедливо построено и справедливо поступать; все люди должны быть справедливыми). Высшая справедливость для государства – разделение труда в зависимости от природных способностей (мудрости, мужества, рассудительности, справедливости) – «справедливо отдать долг».

Три основных слоя:

1. «Исходный» класс – трудящиеся, добродетель – обуздание страстей (работа). Обязанность – труд.

2. Воины, стражи – преобладают мужество, благородность, презрение к смерти. Воины должны специально обучаться, не знать зла. Им должно принадлежать только личное оружие, никакой собственности и семьи (общность жен и детей). Должны специально производиться. Должна быть цензура в искусстве, чтобы не было ничего, расслабляющего душу. Обязанность – охранять закон и порядок.

3. Мудрецы, философы – должны управлять государством, поскольку знают истину. Высшая добродетель – служение государству.

Необходимо достичь согласованности и гармонии интересов сословий. Справедливость в обществе существует тогда, когда она внутри души каждого человека каждого сословия. Каждый должен «заниматься своим делом и не вмешиваться в другие», и представители всех сословий должны служить Абсолютному Благу. Всеобщий интерес – это идеальный интерес, никакой личный интерес не должен иметь место, если он выходит за пределы всеобщего.

Пять видов государства:

1. Аристократия – власть немногих, заботящихся о благе государства – хороший тип, справедливое устройство;

2. Тимократия – власть немногих честолюбцев («яростный дух» их души, жажда власти) – плохой тип;

3. Олигархия – власть богатых (власть как средство наживы) – плохой тип;

4. Демократия – власть толпы, которая свергла олигархов. Общество - трутни, богачи, бедный народ – наихудший вид;

5. Тирания – власть тирана, появившегося после краха демократии – самая ужасная форма. Тиран выдвигается из толпы и его господство кроваво.

Платон – идейный противник демократии, сторонник аристократии.

Связь с концепцией души. Душа имеет составляющие – разум, воля и вожделение. В зависимости от того, какая часть души преобладает, люди делятся на типы – разумный (цель – высшие ценности, благо людей, справедливость) - философы; вожделенный (цель – максимальное чувственное наслаждение) - ремесленники; мужественный (воля, сила, мужество) – стражи, воины. [Радугин] Гармоническое сочетание всех этих трех частей души, под руководством разума, дает начало добродетели и справедливости. [/Радугин]





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 307 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...