Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Первые философские категории



Термин «философия» возник у пифагорейцев. Космос – упорядоченный мир (определяемый гармонией). Гармония – универсальная взаимосвязь всех вещей в единое упорядоченное целое (космос) на основе логоса.

Гносеологические категории. Логос – закон развития, закон гармонии космоса. Истина («алетейя» – раскрытие прячущегося). Ноумен – умопостягаемое.

Парменид, Зенон (элейская школа) проводят различие между мыслью (физика – о мире), чувством (этика – о человеке), вещью (диалектика).

Складывается вся терминология культуры – музыки («мюзикас» - великолепный), архитектуры («архитектон» - искусный мастер), поэзии («поэзис» - делать, производить).

Основные положения учения Фалеса (640-545 до н.э.)

Основные положения учения Фалеса (640-545 до н.э.):

[Алексеев, Панин]

Фалес – не только философ, но и ученый (математика, физика, астрономия).

- Первоначало есть вода (но вода не обычная, а божественная, одушевленная);

- Земля пронизана водой, окружена ей со всех сторон и плавает в ней);

- Вода пребывает в движении => все вещи и земля изменчивы; «землетрясение» - земля «носится во все стороны» - пример движения земли;

- Душа – тонкое «эфирное» вещество, является носителем разумности, справедливости и причастности к божественному строю вещей;

- И природное, и духовное основаны на едином первоначале. Не мифология объясняет мир, а знание, направленное на первоначало;

- Знание необходимо сводить к единой основе, чувственное восприятие – основа познания;

- «Познай самого себя» - познание неотделимо от человека.

Фалес: "Что прекраснее всего? - Мир, ибо все, что прекрасно устроено, является его частью. Что мудрее всего? - Время, оно породило одно и породит другое. Что обще всем? - Надежда: ее имеют и те, у кого нет ничего другого. Что полезнее всего? - Добродетель, ибо благодаря ей все иное может найти применение и стать полезным. Что самое вредное? - Порок, ибо в его присутствии портится почти все. Что сильнее всего? - Необходимость, ибо она непреодолима. Что самое легкое? - То, что соответствует природе, ибо даже наслаждения часто утомляют" [Плутарх. Пир семи мудрецов.9. 153].

[/Алексеев, Панин]

[Радугин]

Родоначальник греческой философии Фалес, рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого,вечного начала — воды. Он утверждает, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Испарения воды питают небесные огни—Солнце и другие светила, затем во время дождя вода опять возвращается и переходит в землю в виде речных отложений, в дальнейшем из земли снова появляется вода как подземные ключи, туманы, росы и т. д. Излагая учение Фалеса о воде как начале, великий греческий философ Аристотель употреблял два выражения: вода как элемент материи, стихия природы и вода как первооснова, общее, субстрат всех вещей, как крайняя точка, к которой мы приходим, отвлекаясь от различных конкретных состояний материи, первоначало, видоизменения которого и дают различные состояния.

[/Радугин]

Основные положения учения Гераклита (520-460 до н.э.):

[Алексеев, Панин]

Гераклит – из отстраненного от власти аристократического рода, но стремился к одиночеству, жил бедно и в горах. Называли Темным, так как изъяснялся метафорами, часто неясными, загадочно, не давая пояснений. В то же время был очень глубок и оригинален. Основное сочинение «О природе» дошло в фрагментах.

- Огонь – подлинное первоначало мира, вода – лишь одно из его состояний;

- Все пребывает в состоянии постоянного изменения, движения, «путь вниз» («сгущение», огонь -> воздух -> вода -> земля) сменяется «путем вверх» и обратно; догадка, что Земля когда-то была раскаленной частью всеобщего огня.

- Огонь – символ всеобщей стихии, разумной, божественной, одушевленной; он имеет и нравственное значение – как нечто «воздающее» («всех и вся, нагрянув внезапно, будет Огонь судить» - один из комментаторов Гераклита).

- Огонь связан с Логосом. Логос – слово, глагол, вселенский строй, закон, порядок, сущность, мера (в космическом плане). Логос имеет функцию управления;

- «Этот космос, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в полную меру воспламеняющимся и в полную меру погасающим». Все конкретные вещи обязаны огню своим существованием.

- Всеобщий диалектический закон единства и борьбы противоположностей. Идея всеобщей изменчивости и движения. «Все течет, все изменяется», в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Эта изменчивость связана с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, и взаимодействием этих сторон. Логос в целом – единство противоположностей. «Все едино и все состоит из противоположностей». «Борьба всеобща и все рождается благодаря борьбе и по необходимости», она отец всего и всего царь. Гармония – единство противоположностей.

- В мире все относительно (морская вода – чистейшая для рыб и грязнейшая для людей, которые не могут ее пить).

- Сущность и смысл вещей трудно уловимы для органов чувств, обыденного взгляда, «грубых душ». Нужен труд мышления, чтобы проникнуть в основы, соединение разума и органов чувств ведет к истинному познанию. «Мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно» - Гераклит заложил основы теории познания, выделив и сравнив чувственное и рациональное познание;

- Признак мудрости – согласиться, что все едино, «в едином все знать», то есть иметь некие глубинные знания, позволяющие управлять вещами, а не «многознание»;

- Мудрая душа «должна быть сухой». Душа – это одно из состояний огня, невидимый огонь (невидим огонь и в природных телах), в состоянии предельной сухости она излучает свет;

- Люди не равны по познавательным способностям, по нравственным принципам и по социальному положению. Большинство живет не по логосу, а по обыденным представлениям, побуждаемые затмевающими разум страстями. Но «людям не стало бы лучше, если бы исполнились все их желания».

- Необходимо размышление, умение отыскивать истину и жить в соответствии с ней. Социальная справедливость должна опираться на законы, «божественные» (от логоса) и писанные; народ должен сражаться за попираемый закон, как за свои стены.

- Деление людей на «варваров» и «наилучших». Наилучший – тот, кто совершенствование души предпочитал погоне за наслаждениями материальными благами. «Наилучший» равен десяти тысячам «варваров».

[/Алексеев, Панин]

[Радугин]

Огонь пребывает всегда равным самому себе, неизменным во всех превращениях и как первоначально, конкретная стихия. Мир – упорядоченный космос. Все предметы и явления природы рождаются из Огня и, исчезая,вновь обращаются в огонь. «Огня смерть — воздуха рождение и воздуха смерть — воды рождение. Из смерти земли рождается воздух, из смерти воздуха — огонь»

Все изменения мироздания у Гераклита происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость — это всеобщий закон — Логос.

Понятие Логос у Гераклита носит широкое обобщающее значение. Если сопоставить эту категорию с современными категориями, то она была бы наиболее близка категории «сущность» во многообразии ее связей и опосредовании. В самом общем плане Логос Гераклита есть выражение логической структуры Космоса (Богомолов).

Учение Гераклита о потоке тесно связано с его учением о переходе одной противоположности в другую, о «мене», «обмене» противоположностей. «Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется». Обмениваясь друг с другом, противоположности становятся тождественными. «Одно и то же в нас — живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое». Утверждение Гераклита, что все есть обмен противоположностей дополняется указанным, что все происходит через борьбу. «Следует знать, что война всеобща, и правда борьба, и что все, что происходит, через борьбу и по необходимости». На основе борьбы устанавливается гармония мира. «В рождающемся соединяется, из расходящегося - прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу».

[/Радугин]

Основные положения учения Демокрита (460-370 до н.э.):

[Алексеев, Панин; Реале, Антисери; неизвестный источник]

Демокрит из колонии Абдеры во Фракии, после получения наследства путешествовал, побывав в Египте, Вавилоне, Индии, пополнив там свои знания. Написал более семидесяти сочинений, но дошли лишь фрагменты.

- Существует бесконечное множество миров, одни возникают, другие гибнут, давая источник новыми мирам – в бесконечном цикле. Все они состоят из множества атомов и пустоты между атомами и между мирами – фундаментальных основ природы;

- Сами атомы неделимы и лишены пустоты. Атомы неизменны, не имеют внутри движения; вечны, не уничтожаются и не появляются вновь. Число их бесконечно. Вечна и бесконечна и пустота. Атомы и пустота никогда не были созданы;

- Различные сосредоточения и разброс атомов дают многообразие мира;

- Атомы различаются по четырем признакам – форма, величина, порядок, положение; атомы на Земле настолько малы, что органы чувств не в состоянии их воспринимать.

- Атомам как самостоятельным элементам присуще движение, в нем они сталкиваются, сцепляются и образуют миры и вещи;

- Движение безначально и не имеет конца, существует благодаря пустоте.

- Атомы движутся в пустоте, отталкиваясь при столкновениях или объединяясь в группы за счет крошечных крючков и зубцов. Похожие атомы объединяются в скопления. Свойства атомов в скоплениях объясняют многообразие объектив мира;

- Все видимые изменения – перемена мест атомов;

- Пучки атомов, движущихся в пустоте, формируют Космосы (миры) в результате вихревого движения, побуждающего похожие атомы соединяться, а отличные разъединяться.

- Кроме формы, размера и, возможно, веса у атомов нет других характеристик, воспринимаемых нами у других объектов. Цвет, вкус, теплота – определяются положениями атомов (принимал ли он реальность этих качеств – открытый вопрос).

- Любая вещь имеет причину; знание причин – основа человеческих действий;

- Причина необходима -> случайные события невозможны, что-то кажется нам случайным лишь из-за незнания причины;

- Душа состоит из атомов, но они самые малые и шарообразные. Благодаря им душа способна воспринимать вещи, так как от вещей истекают частицы, образующие как бы их внешнюю оболочку («эйдолу», «изображение», «подобие»), напоминающую собой исходный предмет. Человек способен разобраться в этих оболочках с помощью мышления;

- Чувственное познание (результат воздействия предметов на органы чувств) – «по мнению». Разумное познание – «по истине» (но невозможно без чувств). Основы концепции вторичных качеств: познание «по мнению» неодинаково, есть ощущения, которых нет вне души (цвет, вкус, запах).

- Демокрит был сторонником демократического устройства; «не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость», «при обладании деньгами самое худшее – желание постоянно прибавлять к ним».

[/Алексеев, Панин; Реале, Антисери; неизвестный источник]

[Радугин]

По моему мнению, говорить о материализме древнегреческих философов явно преждевременно. По крайней мере до Платона, вопрос о соотношении бытия и мышления, материи и сознания еще не сформировался и не был поставлен. Отсутствует и само понятие материи. В философском плане здесь речь идет только о субстанции мира и основах его бытия. Демокрит лишь продолжает традиции Милетской, Ионийской и Элеатской школ. Поэтому можно говорить только об онтологизме, но не материализме Демокрита. Ключевые понятия демокритовского учения — это умозрительные конструкции. Атомы и пустота — не некие материальные структуры, из которых состоит весь мир, это не природные стихии, не философские частицы, а понятия, равноценные элеатскому понятию бытия и сущего. А идеального мира, с которым бы хоть в какой-то мере соотносится атомизированный мир, у Демокрита не существует. Теория познания как теория истечения не приводит даже к образованию идей. Поэтому исторически первым формируется не стихийный материализм (как выражение здравого смысла), а идеализм, так как вопрос о соотношении бытия и мышления в более или менее ясной форме впервые ставит и развивает Платон.

[/Радугин]





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 311 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...