Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сократовский период (афинский, антропологический, греческое просвещение, средняя классика). Вторая половина V в. до н.э



Философы: Протагор (480-410), Горгий (483-375) – софисты; Сократ (469-399).

В условиях кризиса аристократических форм правления, а значит, и традиционных идеалов и ценностей происходит «философская революция» - переход от анализа бытия к человеку как субъекту познания, выход за рамки натурфилософии. Главные проблемы – этика, политика, язык, обучений и т.п. («гуманистический период»). Софисты – первые профессиональные философы. Центр философии перемещается в Афины.

[Радугин, тема 3] Накопление философией объема знаний, разработка инструментария мышления, изменения общественной жизни, под влиянием которых формируется человеческая личность, формирование новых общественных потребностей обусловили дальнейший шаг в развитии философской проблематики. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая тенденция в философии. Родоначальниками этой тенденции являются софисты и Сократ. Строго говоря, именно с их деятельностью начинается переход от философии как любви к мудрости вообще, как «первонауки» к философии в подлинном смысле этого слова. Ибо философия, в буквальном смысле этого слова, — это осмысление, переживание мыслителем своего места, своей роли, своего предназначения в бытии. [/Радугин, тема 3]

3. Эйдологический период (высокая классика, поздняя классика). Рубеж V-IV вв. до н.э. «Эйдос» - образ, идея, вид.

Философы – Платон (427-347), Аристотель (384-322).

Появление и утверждение учений Платона и Аристотеля об идеях (эйдосах).

[Радугин, тема 3] Большую работу по систематизации всей предшествующей философии проделали Платон (427—347 гг. до н. э.) и Аристотель (384—322 гг. до н. э.). В их системах философское знание той эпохи приобретает наиболее всесторонний характер. Платон и Аристотель подводят итог классическому периоду в развитии древнегреческой философии. В философской системе Платона уже четко можно выделить все четыре составные части философского знания того времени: онтологию, космологию, гносеологию и этику. [/Радугин, тема 3]

[Реале, Антисери] Период большого синтеза Платона и Аристотеля, характеризующийся открытием сверхчувственного и органической формулировкой основных философских проблем.

Платоном и Аристотелем были зафиксированы проблемы генезиса и природы познания, логического и методологического, с точки зрения метода рационального поиска. Какой дорогой следовать, чтобы достичь истины? Каков подлинный вклад чувств и что идет от разума? Что характеризует истинное и ложное? Каковы логические формы, посредством которых человек думает, судит, рассуждает? Каковы правила адекватного мышления? В соответствии с какими правилами мы можем квалифицировать то или иное суждение как научное?

В связи с логико-гносеологической проблематикой рождается проблема искусства и прекрасного, которая в художественном выражении обозначалась как проблема эстетики. Отсюда же и проблема риторики, искусства убеждать, столь важного в эпоху античности.

[/Реале, Антисери]

4. Эллинистический период. III в. до н.э. – III в. н.э. (I в. н.э. – IV в. н.э.). 336 г. до н.э. – смерть Филиппа II Македонского, воцарение Александра Македонского.

Философы – Прокл, Диоген. Период делится на ранний эллинизм (греческий) и поздний эллинизм (римский). Хронология?

Антисфен, Кратет, Зенон Китионский, Эпиктет, Эпикур, Пиррон (Секст Эмпирик)

476 г. н.э. – конец Римской империи.

Причины и предпосылки:

1. Крушение греческих городов-государств (полисов). 338 г. до н.э. при Херонее – разгром объединенного греческого войска Филиппом II Македонским. 146 г. до н.э. – римское завоевание;

2. Появление космополитизма;

3. Разрушение понятия родины;

4. Меняется отношение греков к «варварам». Александр Македонский пытался уравнять «варваров» и граждан (велел обучать «варваров» в греческих гимназиях). «Истинное рабство – это невежество, и невежество считать кого-то рабом».

Эллинская традиционная культура трансформируется в эллинистическую цивилизацию. Человек превращается из самоцели в средство существования государства. Рождаются новые философские течения. Сначала – киники и киренаики, за ними последуют стоицизм, эпикуреизм и скептицизм.

[Радугин, тема 3] В период эллинизма (IV в. до н. э.—V в. н. э.) меняется мировоззренческая ориентация философии, ее интерес все более сосредоточивается на жизни отдельного
человека. Социальная этика Платона и Аристотеля уступает место индивидуальной этике эпикурейцев и стоиков. Если Платон и Аристотель главное средство нравственного совершенствования индивида видели в его включенности в общественное целое, то теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и, прежде всего, от политической сферы. Такова, в частности, установка Эпикура (341—270 гг. до н. э.) и его последователей. [/Радугин, тема 3]

Особенности античной философии

- появление зачатков всех наук, всех философских проблем;
- свобода и раскованность мысли (в каждом полисе – своя);
- первоначально возникла в колониях (Персия, Южная Итака, Сицилия), в городах-государствах;
- возникла «от удивления»;
- наличие афинской демократии;

- В древности существовали два основных пути развития – скотоводов-кочевников и земледельцев. Греки в условиях преобладания каменистой почвы избрали третий путь – ремесло (33 вида ремесел, ремесленник – «демиург»);

- В Древней Греции не было развитого госаппарата;

- не было жестких границ между руководителями, ремесленниками и жрецами.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 307 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...