Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Место и роль философии в культуре



Культура выступает как социальный феномен. Первоначально этот термин (лат. cultura – возделывание, развитие, воспитание, образование), очевидно, означал возделывание, обработку земли, т.е. процесс преобразования естественного, природного состояния почвы в дело рук человеческих – пашню. Уже в самом слове обнаруживается глубокая архетипическая связь между тем, что оно обозначает и деятельностью, направленной на изменение девственной природы. Все, что сотворено человеком, а также побочные последствия этой деятельности и составляет пространство культуры. В качестве побочных результатов деятельности людей могут выступать различные отходы, мусор и т.д. Археологи, например, по следам, которые образуют «культурные слои», восстанавливают черты давно прошедшей жизни. Именно таким путем возникает знание о деятельности и быте наших далеких предков, скажем, эпохи палеолита.

Сменяющие друг друга культурные эпохи с присущими им формами социальной организации и активности последовательно удаляли человека от естественного существования. Отношение к окружающей среде сопровождается все более сложными материальными технологическими и мыслительными процедурами. Отсюда следовало и постоянное усложнение и совершенствование интерсубъективных связей.

Несмотря на все изменения под культурой в любом значении этого термина понимается деятельность, направленная на изменение природы, человека, и более широко − окружающего мира в целом, и ее результаты. Отсюда − одно из наиболее распространенных определений культуры как специфического способа жизнедеятельности человека, направленной на преобразование природы, общества, самого себя и представленной предметами материального и духовного труда.

Выдающийся гуманист XX века, лауреат Нобелевской премии А. Швейцер (1875−1965) определяет культуру как итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в

той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу.

Роль философии в обществе и культуре в целом проявляется через осуществление определенных функций (лат. functio — исполнение, назначение, роль).

Онтологическая функция (гр. ontos — сущее): состоит в рассмотрении различных определений важнейшей философской категории — бытия, означающего целостность, "собранность", универсальность всего существующего, его субстанциональность (лат. substantio — сущность), т.е. первооснову. Философские учения по разному объясняли причины и основания мира, помещая в центр своих размышлений понятия космоса, бога, человека, сознания, абсолютного духа, воли и другие.

Социальная функция: направлена на рассмотрение общих закономерностей и движущих сил общественного развития. Теоретическое разрешение этих вопросов всегда имело большую социальную значимость потому, что определяло место и роль человека в обществе, наиболее общие ориентиры его социальной деятельности.

Гносеологическая функция (гр. gnosis — знание): связана с формированием культуры мыслительной деятельности, развитием природных задатков ума. Основная проблематика заключается в исследовании способов и средств достижения истины, всеобщего в различных формах познавательной деятельности: повседневной, профессиональной, научной, художественной, религиозной и других. Вопросы, обсуждаемые в гносеологии (эпистемологии), связаны с прогрессом науки, осмыслением новых научных результатов, их ассимиляцией с уже существующим знанием.

Аксиологическая функция (гр. axios — ценный): осуществляется через механизм образования и функционирования ценностных значений. Объектами ценностных отношений являются все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений, явлений природы, включенных в общественную практику. В результате объекты действительности как материального, так и духовного порядка оцениваются с точки зрения добра и зла, истинного и неистинного, прекрасного и безобразного, приемлемого или неприемлемого, человеческого или нечеловеческого и т.д.

Методологическая функция: относится к разработке принципов и методов организации теоретической и практической деятельности. Методология (гр. methodos — путь, исследование, прослеживание) — это наиболее общая философская теория метода, тесно связанная с теорией познания, диалектикой и формальной логикой. В истории философии известны два противоположных метода познания: диалектический и метафизический.

Мировоззренческая функция: является важнейшей по степени своего влияния на жизнь общества. Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира в целом, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действия людей.

Таким образом, философия является всеобщей формой культуры, отражающей ее становление и развитие, занимает интегрирующее положение в духовном опыте общества. Философские выводы тесно связаны с экономической, политической, экологической нравственной разновидностями культуры. В процессе философского мышления возникает целостное образование – самосознание общечеловеческой культуры, формируются наиболее общие рационально-теоретические, нравственные и смысловые ориентиры Человека и Человечества.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 318 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...