Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Ученик и друг Парменида. «Доказательство от противного».
Апория места – пространство как отдельное от вещества немыслимо.
Апории множества (делимости, сложения, счисления).
Апории движения («Ахилл и черепаха», «Дихотомия», «Стрела», апория «Стадий).
Иллюзии восприятия и мыслимая реальность (разум и чувства).
Появляются апории – затруднения в мышлении.
1. Ахилл не догонит черепаху. Ахилл идёт за черепахой, отрезок между ними постоянно уменьшается, но никогда не будет равен нулю.
2. Дихотимия – делимость пространства.
Движение нельзя объяснить с точки зрения делимости пространства. Пространство отрывается от времени (мыслится как непрерывное), а время – прерывающееся = > идея бесконечной делимости пространства.
И разуму нельзя доверять. Элеаты ошибались, абсолютно доверяя разуму, он тоже ограничен.
Самая маленькая частица вещества 10-24 см => нельзя делить бесконечно.10-33 см – это самая маленькая долька пространства.
Анаксагор – сторонник элеатов, но не согласен с тем, что всё едино. «Вещи разные, т.к. состоят из разных семян. Во всякой вещи есть все семена всех остальных вещей в мире». ВСЁ ВО ВСЁМ. Этими процессами управляет мировой разум
2. Учение И. Канта об априорных формах рассудочного мышления (И. Кант, “Пролегомены”, ч. 2).
Трансцендентальное единство апперцепции – единство и тождественность самосознания как предпосылка познавательного синтеза
Синтетическое - суждение, в котором содержание логического сказуемого (предиката) не заключено в содержании логического подлежащего (субъекта). Не предмет заключает в себе связь, которую можно заимствовать из него путём восприятия, только благодаря чему она может быть усмотрена рассудком, а сама связь есть функция рассудка, и сам рассудок есть не что иное, как способность a priori связывать и подводить многообразное содержание данных представлений под единство апперцепции.
Априорные формы рассудка. Условием возможности априорного синтетического суждения в естествознании являются категории (качества, количества, отношения, модальности). Это независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под которые рассудок подводит всякое содержание, получаемое из опыта. Т.е. категория не формы бытия, а понятия рассудка. Это только формы, под которую рассудок подводит доставляемый чувственностью материал. Категории априорны. Ни ощущения, ни понятия сами не дают знания. Ощущения без понятий - слепы, а понятия без ощущений - пусты. Знание есть синтез ощущений с понятиями.
вывод: что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составляют определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необходимого знания строится самим сознанием. => рассудок есть источник всеобщего порядка природы, так как он подводит все явления под свои собственные законы и только этим a priori осуществляет опыт (по его форме), в силу чего всё, что познаётся на опыте, необходимо подчинено законам рассудка. Мы имеем дело не с природой вещей самих по себе, которая независима и от условий нашей чувственности, и от условий рассудка, а с природой как предметом возможного опыта; и здесь от рассудка, делающего возможным этот опыт, зависит также и то, что чувственно воспринимаемый мир есть природа.
Априорные формы обеспечивают всеобщность знания, но не делают его копией вещей. Есть принципиальное различие между тем, чем вещь является для нас - феномен, и тем, что она представляет сама по себе - ноумен. Ноумены недоступны никакому познанию, они - трансцендентны. Сколько бы мы не стремились познать явления, наше знание всегда будет отличаться от вещей, каковы они на самом деле. И сколько бы не увеличивались наши знания, их границы не могут исчезнуть.
Одна из частей человеческого познания - чувственное познание. По Канту, существуют две априорные формы чувственности - пространство и время. Пространство систематизирует внешние ощущения, а время - внутренние. Кант рассматривает пространство и время лишь во взаимной связи, но связь реализуется лишь в трансцендентальном субъекте. Трансцендентальная аналитика является одновременным ответом на вопрос о том, как возможна математика как наука. По Канту, геометрия имеет своим базисом пространственные представления, а арифметика - временные представления.
Философ видит в человеческом рассудке заранее "возведенную конструкцию" - категории. Это как бы возможность научного знания, а чтобы на базе этой возможности возникло понятие требуется "продуктивное воображение". Кант говорит о "спонтанности мышления". рассудок, благодаря продуктивному воображению, сам стихийно, помимо сознательного контроля, создает свои понятия. Продуктивное воображение - это "инструмент" синтеза чувственности и рассудка. Кант выделяет четыре группы категорий: количества (единство, множественность, целокупность); качества (реальность, отрицание, ограничение); отношения (присущность и самостоятельное существование, или акциденция и субстанция; причинность и зависимость, или причина и действие; общение, или взаимодействие); модальности (возможность - невозможность, существование - несуществование, необходимость - случайность). Философ считает, что именно априорная структура рассудка делает возможным естествознание в качестве науки.
Билет 6.
Античный атомизм. Учение И. Канта о диалектике чистого разума (И. Кант, “Пролегомены”, ч. 3).
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 226 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!