Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Зенон из Кития, Хрисипп (ранняя стоя), Луций Аней Сенека, Марк Аврелий (поздняя стоя)



Космос представляет собой единый одушевлённый организм, отождествляемый с Богом (пантеизм). Душа мира (пневма), состоящая из смеси огня и воздуха, есть манифестация божественного разума – Логоса, который и правит миром, подобно тому как душа управляет телом. Всё сущее, будучи лишь частью единого космического организма, всецело определяется последним (отождествление логической необходимости с причинностью, отрицание случайности – абсолютный детерминизм). Всё, что происходит с человеком, также предопределено (фатализм).

[Сократ был главным «божеством» стоиков. Основные доктрины стоиков: доктрина космического детерминизма и человеческой свободы. Вначале существовал только огонь; затем постепенно появились другие элементы: воздух, вода, земля. Но рано или поздно свершится космический пожар, и всё снова станет огнём. Но это не окончательная смерть, а только завершение цикла: весь процесс будет повторяться бесконечно.

Развитие природы предопределено законодателем, который является также и благодетельным провидением. Всё [в природе] имеет свою направленность, связанную с человеческими существами. Верховная власть иногда называется Богом, иногда – Зевсом. Бог не отделён от мира, он – душа мира, и в каждом из нас есть частица божественного огня. Индивидуальная жизнь хороша, когда она находится в гармонии с природой. Добродетель – это воля, находящаяся в согласии с природой.]

Очевидные логические трудности доктрины стоиков: если добродетель - единственное благо, то благодетельное провидение должно быть заинтересовано только в том, чтобы вызывать добродетель, тогда почему столько грешников?; если добродетель - единственное благо, не может быть доводов против жестокости и несправедливости, поскольку, по стоицизму, они дают возможность упражняться в добродетели; если мир полностью детерминирован, законы природы сами решат, буду ли я добродетелен или нет.

2. Р. Декарт, “Размышления о первой философии”.

Декарта обычно считают основателем современной философии, он пытается создать заново законченное философское здание. Декарт был философом, математиком и учёным.

Метод «картезианского сомнения». Декарт начинает со скептицизма относительно чувств. Усомниться можно во всём, но только не в том, что я сомневаюсь. Сомнение – акт мысли, значит я мыслю. Но я не мог бы мыслить, если бы не существовал. Я мыслю, следовательно я существую. Кроме того, я есть мыслящее существо. Декарт принимает эту истину за первый искомый им принцип философии. Этот принцип делает сознание более достоверным, чем материю, и мой ум (для меня) более достоверен, чем ум других.

Одни идеи представляются смутными, другие – ясными и отчётливыми. Принцип cogito ergo sum именно потому так очевиден, что он ясен и отчётлив и, следовательно, истинен. Другая ясная идея – идея Бога – идея бесконечной, независимой, в высшей степени разумной и всемогущей субстанции. Но такая идея не может исходить из меня самого, поскольку сам я конечен, и также не может быть выведена из других идей. Идея Бога может исходить лишь от того, что содержит в себе не меньше реальности, чем мыслится в этой идее, т.е. лишь от самого Бога.

Можно ли положиться на способность суждения, которая позволяет мне отличать истину от заблуждения (а вдруг демон)? Но невозможно, чтобы Бог меня обманывал. Поэтому я могу доверять этому естественному свету разума, при условии, конечно, что
я правильно им пользуюсь.

Метод достижения истины. Следует соблюдать лишь 4 правила: 1) принимать за истинное только то, что представляется уму ясно и отчётливо; 2) делить трудности; 3) располагать мысли в порядке от простого к сложному; 4) делать перечни настолько полными, чтобы ничего не пропускать.

Рассматривая вопрос о нашем познании тел, Декарт приводит пример с воском. [Самый воск составлен из протяжённости, гибкости и движения, которые понимаются умом, а не воображением. Вещь, которая является воском, сама по себе не может быть чувственно воспринимаемой, так как она равно включена во все явления воска, данные различным органам чувств. То, что я своими органами чувств вижу воск, достоверно говорит о моём собственном существовании, но не о существовании воска. Познание внешних вещей должно осуществляться умом, а не чувствами.]

Ум бессмертен.

Я сомневаюсь – я мыслю – я существую – я вещь мыслящая

Идеи – копии, подобия вещей вне меня

Идея Бога – идея бесконечной субстанции

Метод достижения истины:

истинно то, что представляется уму ясным и отчетливым

поделить на части до достижения полной ясности

соблюдать последовательность мыслей – от простого к сложному

делать всеохватывающие перечни обзоры, чтобы ничего не упустить.

Раз мир познаваем, значит, мир устроен разумно.

Все сущее: вещи мыслящие и вещи протяженные

Проблема взаимодействия духа и материи:

Дух: мыслит, непротяжен, неделим

Материя: не мыслит, протяженна, делима, как они взаимодействуют и как дух может хоть что-то знать о материи и наоборот, если они негде не пересекаются

*сам себе противоречит: говорит, что дух первичен, а материя вторична, но все равно ищет пересечения

Пустое пространство

Отождествление телесности с протяженностью ведет к отрицанию пустого пространства, т.е. тело ограничено некими очертаниями и местом, и так заполняет пространство, что исключает присутствие в этом пространстве любого другого тела

Психика животных

Животные автоматы. Отождествлении психики с логическим мышлением ведет к отрицанию психики у животных.

«врожденные идеи»

Насколько истинны? Естественный свет разума (истинно то, что представляется уму ясным и отчетливым). Идея Бога не могла быть увидена/вымышлена – она могла быь только вложена в голову человека – есть идея того, чем я не обладаю.

Билет 3.

Философия милетской школы. Дж. Беркли, “Три разговора между Гиласом и Филонусом” (Первый разговор).





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 266 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...