Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предмет философии. Философия как наука со своим предметом, спецификой и функциями складывалась постепенно



Философия как наука со своим предметом, спецификой и функциями складывалась постепенно. О закономерности возникновения философии говорит тот факт, что это мировоззрение сложилось в период между 800 и 200 годами до н.э. в разных центрах цивилизации – Китае, Индии, Иране, Палестине и Греции.

Слово «философия» происходит от греческого «фило» – любовь и «софия» – мудрость. Сам термин «философия» ввел в науку в VI в. до н.э. греческий мыслитель Пифагор. Первоначально это понятие обозначало любовь к мудрости, истине, и было, по сути, синонимом зарождающейся науки. В Древней Греции это понятие применялось к людям, которые открывают тайну природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни.

Нельзя сказать, что в литературе по философии как области знания утвердилось однозначное определение предмета философии, даже в учебниках.

Философия представляет собой форму рационально обоснованного представления человека о природе и сущности самого человека, о природе и сущности мира, и об их взаимосвязи. Поэтому философское решение вопроса о сущности мира и человека, о его отношении к миру имеет методологическое значение для процесса осознания человеком своего отношения ко всем сферам действительности и к самому себе.

Человек для удовлетворения своих потребностей вынужден вступать в связи и отношения с окружающим миром. Это взаимодействие с действительностью, преобразование предметов природы в средства обеспечения своей жизнедеятельности является действительной основой человеческого бытия. Осознание необходимости такого взаимодействия обуславливает необходимость выработки целей и путей выбора путей и методов для их реализации

Под методом следует понимать основополагающий принцип, определяющий способ подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним, характер и направленность познавательной и практической деятельности. Он заключает в себе выраженное в общей форме представление о сущности мира и человека, об отношении человека к миру и к себе.

Основными методологическими принципами философии являются:

- принцип материализма, который требует рассматривать все явления действительности, исходя из признания материального единства мира;

- принцип диалектики, который требует рассматривать все явления с точки зрения их места в системе всеобщих связей, причин, закономерностей возникновения, развития, их влияния на другие явления. Главная особенность принципа диалектики: источник саморазвития, самодвижения заключается в противоречиях самой сущности вещей;

- принцип субъективного отношения к действительности, смысл которого заключается в том, что подход к анализу, оценке явлений, принятие решений для практической и познавательной деятельности осуществляется с позиции социальных субъектов (лиц, групп, классов). Человек не созерцает мир пассивно, а стремится к активному его освоению для обеспечения своего существования и развития;

- принцип практики. Гласит, что вся жизнедеятельность человека, равно как и его отношение к действительности, определяется необходимостью преобразовательной деятельности, основу которой составляет материальное производство.

На основе этих основных принципов в их взаимосвязи формируется система производных методологических принципов: принцип объективности, детерминизма, конкретно-исторического подхода, всеобщей связи, развития и многие другие.

2. Ф.Бэкон, “Новый Органон” (Афоризмы I-LXX).

Два понятия: разум и знание.

Отрицает истинность разума (разум – порождение нашего ума, а знание истинно – оно наиболее превышено к природе). Считает, что предоставленный самому себе разум не имеет большой силы.

Природа создана богом, и может быть побеждена только подчинением ей. Бэкон отрицал науку (все, что уже открыто, открыто благодаря случаю и опыту, а не науке) и логику (бесполезна для открытия знаний, служит укреплению и сохранению заблуждений). Бэкон заявляет, что из предвосхищений (т.е. познаний, применяемых в изучении природы) нельзя вывести правильное суждение.

Также Бэкон называет идолы или ложные понятия, которые пленили человеческий разум затрудняют вход истине:

Идолы рода - это ошибки, обусловленные наследственной природой человека, племени или рода. Ум человека – неровное зеркало, которое отражает вещи в искривленном виде. Пример: орбиты вращающихся планет считаются некруговыми, что необоснованно.

Идолы пещеры - это заблуждения, свойственные отдельному человеку в силу субъективных симпатий, предпочтений, а также от воспитания или от авторитетов. В процессе жизнедеятельности человек общается с людьми, через общение перенимает чужие суждения. Аналогия: у каждого человека есть пещера, которая ослабляет и искажает свет природы.

Идолы площади - это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. 2 рода: имена несуществующих вещей (судьба, перводвигатель) и плохо определенные имена существующих вещей (влажность).

Идолы театра (или теорий) - это ошибки, связанные со слепой верой в догматы философии и в законы доказательств.. Бэкон имел ввиду систему Аристотеля и схоластику, слепая вера в которые оказывала сдерживающее воздействие на развитие научного знания. Искусственные философские построения и системы, оказывающие отрицательное влияние на умы людей, - это, по его мнению, своего рода "философский театр".

Можно идолов изгнать через истинную индукцию Корень заблуждений ложной философии троякий: софистика, эмпирика и суеверие. И разумом и знанием можно достичь истины. Благодаря разуму, истина – субъективна (диалектики), с помощью знания – объективна (индукция). Два типа исследования: догматический (паук - дедукция), эмпирический (муравей - индукция), и третий - правильный - пчела (переработка фактов разумом), но муравей тоже не плох. Необходим эксперимент - активное созерцание природы, тогда открытий будет больше.

Органон бекона противопоставлен органону Аристотеля. Все существующие методы - неправильны. Делает опору на опыт, их 2: плодоносные цель принесение непосредственной пользы человеку, светоносные - цель не непосредственная польза, а познание законов и свойств вещей.

Основные сочинения:

«Опыты, или наставления нравственные и политические»

О мудрости древних (1609)

Великое восстановление наук (1605-1623)

Новая Атлантида.

Индукция – форма мышления, посредством которой мысль наводится на общее правило/положение, присущее всем предметам какого-либо класса (умозаключение от частного к общему).

Дедукция – переход по тем или иным правилам логики от некоторых данных положений (посылок) к их следствиям (заключениям). Переход от общего к частному.

Билет 2.

Онтология стоицизма. Р. Декарт, “Размышления о первой философии”.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 216 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...