Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Субъективный идеализма Джорджа Беркли



Все, что существует – единично. Абстрагирование, отвлечение невозможно потому, что качества соединены в предмете неразрывно. Человеческий ум может рассматривать отдельно от других только такие качества, с которыми они соединены в каком-то предмете, но без которых они могут в действительности существовать. Обоснованию этого положения служит сформулированная Беркли концепция репрезентативного (представительного) мышления: нет и не может быть абстрактных общих идей, но могут быть и бывают частные идеи, представляющие собой сходные идеи данного рода. Теория репрезентативности Беркли основана на смешении понятия с представлением, речи с мышлением. Слово служит формой объективации человеческой мысли. Поэтому в диалектическом взаимодействии мышления и речи ведущая роль принадлежит содержательной стороне этого взаимодействия – процессу мышления. В качестве “наиболее абстрактной и непонятной из всех идей” Беркли рассматривал идею материи, или телесной субстанции. Философ утверждал, что отрицание идеи материи не приносит никакого ущерба остальному роду человеческому, который и никогда не заметит ее отсутствия. Номинализм позволил утверждать такие наиболее общие понятия, как материя, телесная субстанция – это лишь имена вещей, существующие только в уме, а не в реальности. На этом положении основывается здание берклианского идеализма. Но учение Беркли в решении основного мировоззренческого вопроса – это не просто идеализм, а субъективный идеализм: существование как таковое и существование в восприятии тождественны; непосредственными объектами нашего познания являются не внешние предметы как таковые, а лишь наши ощущения и представления. Объект и ощущение – одно и тоже и не могут поэтому быть абстрагируемы одно от другого. Выводы: мы не знаем ничего, кроме наших ощущений, совокупность ощущений объективно называют вещами. Результатом его идей стал солипсизм – учение, ставящее существование объективного мира в зависимость от восприятия его в сознании индивидуального “Я”. Материальные объекты существуют, только будучи воспринимаемыми. На возражение, что в таком случае дерево, например, перестало бы существовать, если бы никто не смотрел на него, от отвечал, что Бог всегда воспринимает все; если бы не существовало Бога, тогда то, что мы считаем материальными объектами, имело бы скачкообразную жизнь, внезапно возникая в тот момент, когда мы смотрим на них.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 481 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...