Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Древний Рим. Попытки обеспечить порядок в государстве филантро­пическим путем проявлялись в деятельности римских императоров не только посредством устройства «зре­лищ»



Попытки обеспечить порядок в государстве филантро­пическим путем проявлялись в деятельности римских императоров не только посредством устройства «зре­лищ». Так, Август учредил специальные должности чиновников, отвечавших за организацию общественных работ, за распределение хлеба среди народа; при Клав­дии появляются чиновники, отвечавшие за опеку си­рот. Тем самым государственная филантропия впер­вые приобретала социально организованный характер с системой управления, подчинения и контроля.

Наиболее же ярко эти идеи проявились в разви­тии алиментарной системы, включавшей различные виды помощи беднейшим слоям римского населения.

Свое оформление алиментарная система получи­ла уже в правление Траяна. Сущность ее заключалась в следующем. Государство выделяло определенный денежный фонд в несколько десятков миллионов сес­терциев. для выдачи пособий сиротам или детям бедняков; мальчикам выдавалось 16 сестерциев в месяц (до достижения ими 18-летнего возраста), а девочкам — 12 сестерциев (до достижения 14-летнего возраста).

В общественном сознании также возникали идеи необходимости организации системы государственной помощи нуждающимся. Так, например, римский писа­тель и ученый Плиний Старший (23 или 24 — 79) счи­тал, что «нужно разыскивать и поддерживать тех, кто находится в нужде, окружая их как бы товарищеским союзом». Политический деятель и писатель Цицерон (106 — 43 гг. до н. э.) видел смысл служения государ­ству в «обогащении» бедных и в выкупе соотечествен­ников из плена. Часть расходов на общественные нуж­ды брали на себя богатые граждане, денежные пожер­твования которых отчасти оказывались обязательным требованием. Так, за честь быть выбранным на долж­ность городского чиновника полагалось выплатить определенную сумму. В трудные времена в городах объявлялись займы, и хотя участие в них считалось делом добровольным, на деле же каж­дый богатый гражданин был вынужден подписаться на определенную сумму, иначе он рисковал навлечь на себя публичное осуждение. При необходимости прибегали и к старинной практике литургии — принуди­тельному взиманию пожертвований на проведение важнейших коммунальных мероприятий. Так в созна­нии людей укреплялась мысль, что богатство и расто­чительность являются своеобразной общественной повинностью, направленной на пользу сограждан и государства.

Архаические, стихийные формы взаимопомощи возникали и без участия государства. Известно, напри­мер, о существовании так называемых «похоронных товариществ», главной целью которых было предостав­ление своим членам приличного погребения





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 491 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...